Технологии обучения детей дошкольного возраста составлению сравнений, загадок и метафор (на основе приемов и методов ТРИЗ и РТВ)
презентация к уроку

Куликова Ольга Васильевна

Одна из проблем дошкольного воспитания - обуение детей выразительности речи. С помощью методов и приемов ТРИЗ и РТВ достигаются высокие результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_triz_i_rtv.pptx66.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологии обучения детей дошкольного возраста составлению сравнений, загадок и метафор (на основе приемов и методов ТРИЗ и РТВ) Подготовила: учитель-логопед Куликова Ольга Васильевна

Слайд 2

Одна из проблем дошкольного воспитания – обучение детей выразительности речи. Под выразительностью речи понимается эмоциональная окрашенность звучания, использование междометий, образных слов и выражений. Образность речи является показателем богатства языка ребенка. Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительное, глагол, наречие. Однако, прилагательные не часто используются детьми в речи. Для того, чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в повседневном общении, необходимо создать условия для творческой речевой деятельности дошкольника. Для развития выразительности речи дошкольника можно использовать технологии, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ.

Слайд 3

Технологии, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ Основной формой обучения технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) –РТВ (развития творческого воображения) - является система творческих заданий, реализация которых позволяет достаточно быстро научить ребенка создавать какой-либо речевой творческий продукт. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ ВКЛЮЧАЕТ : технологию обучения детей составлению сравнений технологию обучения детей составлению загадок технологию обучения детей составлению метафор

Слайд 4

Технология обучения детей составлению сравнений Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений желательно начинать с трехлетнего возраста. Модель составления сравнений : воспитатель называет какой-либо объект (цыпленок); обозначает его признак (цвет); определяет значение этого признака (желтый); сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте (солнце). объект №1 Признак Значение признака объект № 2 Цыпленок Цвет Желтый Солнце Мячик Форма Круглый Яблоко «Цыпленок по цвету желтый, такой же желтый, как и солнце» «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко» Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака: Желтое по цвету - одуванчик, сыр; круглое по форме - солнце, колесо, тарелка. Пример сравнения « Цыпленок по цвету желтый, такой же желтый, как одуванчик» и т.д. На пятом году жизни тренинги усложняются: в составляемой фразе не произносится признак (цвет, форма, размер, температура и т.п.) «Одуванчики желтые, как цыплята», «Слон большой, как дом», «Мороженое холодное, как снег» В возрасте 5,5 лет дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.

Слайд 5

Технология обучения детей составлению загадок Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. МОДЕЛЬ 1 Воспитатель. Объект: самовар. Признаки: цвет, действие, форма Дети: подбирают образные характеристики по заданным признакам, далее воспитатель просит детей подобрать сравнения по перечисленным значениям признака (блестящий, шипящий, круглый) КАКОЙ? ЧТО БЫВАЕТ ТАКИМ ЖЕ? Блестящий (цвет) Монета Шипящий (действие) Вулкан Круглый (форма) Арбуз Затем воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы: «Что может быть таким же блестящим? (монета) Шипящим? (вулкан) Круглым? (арбуз)

Слайд 6

Технология обучения детей составлению загадок От детей старшего возраста требуются более богатые характеристики объектов, выбранных для сравнения (правая часть таблицы). Детей просят подобрать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (начищенная, проснувшийся, спелый) КАКОЙ? ЧТО БЫВАЕТ ТАКИМ ЖЕ? Блестящий (цвет) Начищенная монета Шипящий (действие) Проснувшийся вулкан Круглый (форма) Спелый арбуз После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" и "Но не". Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз". Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета)

Слайд 7

Технология обучения детей составлению загадок МОДЕЛЬ 2 Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Объект – ежик. Признак - действие Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части). Дети подбирают к объекту (ежик) действия (пыхтит, собирает, семенит) . Далее подбирается объект, который делает также.. Воспитатель: «Что или кто пыхтит, как ежик?» (паровоз) Собирает? (хозяйка) Семенит? (ребенок) Далее дети подбирают образные характеристики к объектам, выбранным для сравнения, при этом данные характеристики могут отражать как завышение, так и занижение свойств объектов. ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО (КТО) ДЕЛАЕТ ТАКЖЕ? Пыхтит новенький паровозик (сравнение на "завышение") старый чайник (сравнение на "занижение") Собирает хорошая хозяйка (сравнение на "завышение") как жадина (сравнение на "занижение") Семенит как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение") старый дедушка (сравнение на "занижение") После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" и "Но не". Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить". Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".

Слайд 8

Технология обучения детей составлению загадок МОДЕЛЬ 3 Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. Объект: ГРИБ НА ЧТО ПОХОЖЕ? ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ? На мужичка У гриба нет бороды На дом Без окон На зонтик У зонтика тоненькая ручка Текст получившейся загадки: "Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".

Слайд 9

Технология обучения детей составлению метафор При обучении детей по данной технологии необязательно называть слово «метафора». Пусть для детей это будут загадочные фразы или «письма Королевы Красивой речи». Выбирается Объект 1, он сравнивается с Объектом 2. Пример: Объект 1 - «Дождь». Что делает? - «Капает». Что еще может капать? – «Слезы». Далее определяется местоположение Объекта 1 – «Дождь идет из туч». Составляется метафора «Слезы туч», метафорическая фраза «Осенью тучи часто льют свои слезы. Примеры последовательности составления метафор детьми: ОБЪЕКТ 1 СРАВНЕНИЕ С ОБЪЕКТОМ 2 МЕСТО РАСПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТА 1 МЕТАФОРА МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ФРАЗА Дождь Капает, как слезы Дождь идет из туч Слезы туч Осенью тучи часто льют свои слезы Закат Пылает, как костер Закат находится на вечернем небе Костер вечернего неба За лесом пылал костер вечернего неба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа «Современные здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста»

Работа будет в помощь работникам детских садов сделать свою работу с воспитанниками ещё более эффективной. Форма использования как групповая, так и индивидуальная. Упражнения, описанные в работе, могу...

Применение оздоровительных технологий для детей дошкольного возраста.

Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста....

Диагностика развития детей дошкольного возраста по программе «Развитие интеллекта и творческих способностей с элементами ТРИЗ"

Каждый год взволнованные мамы приводят на занятия своих малышей.  Все хотят, чтобы их ребенок был умным, внимательным, думающим, чтобы он не терялся, не отвлекался, а умел сосредоточиться и выпол...

"Значение игровых технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста».

quot;Значение игровых технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»....

Методика обучения детей дошкольного возраста составлению загадок

Цель: познакомить педагогов ДОУ с методиками обучения детей составлению загадок.В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка, компа...

Методика обучения детей дошкольного возраста составлению загадок

Цель: познакомить педагогов ДОУ с методиками обучения детей составлению загадок.В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка, компа...

Методика обучения детей дошкольного возраста составлению загадок

Методика обучения детей дошкольного возраста составлению загадок...