Программа "Пиши, читай-ка"
материал
Программа для работы с детьми с ОВЗ (письмо, чтение)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pishi_chitay-ka.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №2» с.Усть-Кулом
Программа для занятий по письму и чтению
со слабоуспевающими учащимися
«Пиши, читай-ка»
ОПАРИНА
ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА
учитель письма и чтения
ГОУ РК «С(К)ШИ №2» с.Усть-Кулом
2020 г.
Оглавление
Введение | 3 |
Основная часть: | |
План деятельности участников образовательного процесса | 5 |
Этапы и механизм реализации программы | 6 |
Информационно-методическое обеспечение программы | 7 |
Методы и критерии оценки эффективности программы | 9 |
Ожидаемые результаты | 11 |
Литература | 12 |
Приложения: | |
Оценка результативности программы | 13 |
Сканы документов | 15 |
Введение
В последние годы в нашем обществе значительное внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья, т.е. обучающимся, имеющим недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Последние слова имеют важное значение для коллектива ГОУ РК «С(К)ШИ №2» с.Усть-Кулом. В школе-интернате учащиеся данной категории получают помощь и поддержку с момента зачисления в образовательное учреждение. Прежде всего – это создание благоприятного психологического климата. Отношения с ребенком складываются так, чтобы он всегда был уверен: в школе поймут, помогут, посоветуют, как поступить в той или иной ситуации, а не ограничатся сочувствием. Стать не только педагогами, но и партнерами детей – задача трудная, но выполнимая. Этому педагоги учат и родителей.
Школа в целом и учитель в частности – реализуют право всех учащихся на образование. Каждый педагог организует и проводит ряд мероприятий, направленных на получение детьми прочных знаний по предмету. Освоению образовательной программы по русскому языку в полном объеме учащимися с ОВЗ, имеющими стойкие нарушения письма и чтения, поможет системная и целенаправленная работа. На данный момент в школе-интернате отсутствует чётко спланированная деятельность по оказанию помощи детям с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении программного материала. Соответственно, актуальной и целесообразной становится необходимость разработки и реализации проекта данной направленности.
«Пиши, читай-ка» - программа, предназначенная для работы с детьми с ОВЗ, обучающимися в ГОУ РК «С(К)ШИ №2» с.Усть-Кулом, испытывающими трудности при письме и чтении, препятствующие успешному освоению учебного материала по русскому языку. В дальнейшем документ можно трансформировать для всех предметов учебного плана, реализуемого в образовательном учреждении. Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их успешной социальной адаптации в будущем, способности активного участия в профессионально-трудовой деятельности.
Принимая во внимание изложенное, можно сформулировать цель и задачи программы. Цель – создание условий для освоения учащимися с ОВЗ, имеющими стойкие нарушения письма и речи, образовательной программы по русскому языку (письму и чтению). Задачи –
- Выявление «проблемных» мест, затруднений учащегося.
- Формирование и закрепление оптимальных для учащегося навыков осознанного чтения и грамотного письма.
- Воспитание положительной мотивации к учению.
В основе данной программы – действующее законодательство Российской Федерации в области образования и научные работы Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, М.Ф.Гнездилова, М.С.Певзнер.
При разработке программы учитывались следующие законы педагогики:
- целостности образовательного процесса, единства рационального, эмоционального, сообщающего, поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов;
- единства и взаимосвязи теории и практики, процессов и явлений реальной действительности;
- воспитывающего и развивающего обучения;
- социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения.
Ведущими теоретическими идеями являются следующие концепции:
- комплексный подход, предусматривающий объединение педагогического, психологического и социального направления (Д. Журавлёв, В.П. Лукьяненко);
- обращение педагога к самосознанию ребенка, его субъективному началу (Э.Н. Вайнер).
В ходе реализации программы будут учтены следующие научные подходы: гуманистический – поддержка и защита ребенка; личностно-ориентированный – создание атмосферы уважительного отношения к различным особенностям личности обучающегося; аксиологический – воспитание у ребенка личной системы ценностей.
В основе содержания (построения) программы лежат следующие принципы:
- простота и наглядность
Т.к. обучающиеся в силу имеющихся проблем в развитии не могут воспринимать общетеоретические сведения и понятия, основные знания предлагаются детям на примере конкретных и общеизвестных жизненных ситуаций с опорой на ведущие анализаторы обучающихся.
- научность
Ознакомление обучаемых с объективными научными фактами, основными теориями и концепциями языкознания.
- практическая направленность
Все полученные знания носят прикладной характер, ориентируются прежде всего на потребности ребенка, помогают оценить ему свои проблемы и возможности.
- соответствие содержания возможностям обучающихся
Темы, которые предлагает данная программа, ориентированы на нужды и интересы детей с нарушением интеллекта. Знания, умения, навыки приобретаются через практическую деятельность. Мероприятия программы способствуют активизации мыслительных и творческих возможностей детей.
- принцип компетентности педагога, работающего по программе
Педагог - не просто человек, дающий качественные новые знания, он - «свой», понимающий нужды и проблемы детей с проблемами в развитии, умеющий общаться на понятном детям с ОВЗ языке, т.е. организатор и наставник.
Реализация мероприятий данной программы позволит решить проблему успешного освоения образовательной программы всеми учащимися школы-интерната, в том числе детьми с ОВЗ, имеющими стойкие нарушения письма и чтения. Ребенок с особыми образовательными потребностями перестанет чувствовать себя отстающим, не справляющимся с программным материалом. В классе и школе возрастет качество знаний по предметам «письмо» и «чтение», у учащегося повысится учебная мотивация, у учителя появится удовлетворение от выполняемой работы. В итоге будут обеспечены и психологический комфорт, и 100% выполнение образовательной программы.
Основная часть
План деятельности участников образовательного процесса
№ п/п | Мероприятия | Срок исполнения |
1 | Входящая диагностика (контрольно-оценочные мероприятия). Изучение документов ребенка. Анализ результатов. | 1-2 неделя сентября |
2 | Консультации логопеда, олигофренопедагога, педагога-психолога для выявления причин и степени нарушений навыков письма, определения прогноза развития ребенка. Анализ результатов. | 3-4 неделя сентября |
3 | Дополнительные индивидуальные занятия учителя с учащимися во внеурочное время (артикуляционная гимнастика, упражнения на коррекцию устной и письменной речи, развитие мелкой моторики, повышению самооценки). | В течение учебного года (2 раза в месяц) |
4 | Дополнительные занятия со специалистами | 1 раз в месяц |
5 | Помощь на уроках:
| В течение учебного года. |
6 | Подготовка к участию в конкурсных мероприятиях различного уровня | В течение года. |
7 | Подготовка к участию в праздничных и тематических школьных мероприятиях | В течение года |
8 | Индивидуальный тематический учет знаний и достижений, использование наглядности при оценивании (графики, диаграммы) | В течение года |
9 | Промежуточная диагностика знаний и достижений учащегося, корректировка мероприятий, методов, форм работы (при необходимости) | 1 раз в четверть |
10 | Итоговая диагностика учащихся. Анализ результатов. Консультация логопеда, психолога, олигофренопедагога. | 2-3 неделя мая |
11 | Привлечение родителей к посещению уроков, совместный анализ работы учащегося на занятии, тематические беседы и консультации | В течение года |
12 | Обмен опытом с коллегами по вопросам организации работы с детьми с ОВЗ, имеющими стойкие нарушения письма и речи | В течение года |
13 | Ознакомление родителей с результатами работы, достижениями учащегося | По запросу родителей (не реже 1 раза в четверть) |
14 | Анализ реализации плана мероприятий, корректировка | 2 неделя июня |
Этапы и механизм реализации программы
Программа «Пиши, читай-ка» рассчитана на 1 учебный год, реализация начинается 01.09.2020 г. После апробации, в случае успешной реализации мероприятий, программу планируется доработать – в случае необходимости – и продолжить реализацию. Работа по программе «Пиши, читай-ка» предполагает четыре этапа реализации:
- I – подготовительный (июнь-август 2020 г.), в течение которого отбирается и систематизируется имеющийся научно-методический, дидактический материал, уточняются сведения о ребенке (при наличии). Промежуточные результаты этапа – наполняемость методической папки, оформление индивидуальной карты ребенка (личные данные: год рождения, возраст, сведения о семье и т.п.).
- II – диагностический (1-2 недели сентября 2020 г.), когда выявляется наиболее точная картина психического развития ребенка, уровень его знаний, очерчивается круг проблем, требующих более пристального внимания при организации работы. Промежуточные результаты этапа – внесение в индивидуальную карту данных о результатах контрольных работ, тестов, опросов, наблюдения, психологических проб и т.п.; определяются направления коррекционно-развивающей работы.
- III – рабочий период (сентябрь 2020 г. – май 2021 г.), т.е. реализация запланированных мероприятий, фиксирование результатов. Промежуточные результаты этапа – отслеживание проведенных мероприятий, их результативности, внесение данных в карту.
- IV – аналитический (2 неделя июня 2021), в течение которого учителем анализируется организация работы, степень реализации программы, динамика развития ребенка; выявляются положительные и отрицательные стороны данной программы в целом и отдельных мероприятий в частности; разрабатываются рекомендации по организации дальнейшей работы. Итоговый результат – фиксация данных в карту, корректировка плана.
Механизм реализации программы «Пиши, читай-ка»» направлен на обеспечение выполнения всех программных мероприятий в рамках образовательной деятельности. Необходимым условием реализации программы является взаимодействие педагогов и специалистов, родителей, обучающегося. Общее руководство выполнением программы возложено на учителя письма и чтения. Рассмотрение программы происходит на методическом объединении учителей школы-интерната; утверждается документ директором образовательного учреждения. Отчет о ходе реализации программы заслушивается на заседании педагогического совета в мае-июне. Исполнителями мероприятий программы являются: учитель письма и чтения, обучающийся, родители ребенка, специалисты школы-интерната. Ниже представлена модель взаимодействия участников реализации програмы.
Управление программой обеспечит выполнение запланированных мероприятий, контроль достижения запланированных задач, корректировку плана мероприятий (в случае необходимости), анализ результатов.
Информационно-методическое обеспечение программы
Достижение цели и задач данной программы предполагает определенное методическое обеспечение и осуществление особым образом организованной педагогической деятельности, направленной на развитие ребенка с ОВЗ.
Основное содержание программы «Пиши, читай-ка» представлено следующими направлениями:
1 | Диагностическое | Выявление проблем ребенка и пробелов в знаниях, определение путей работы |
2 | Коррекционно-развивающее | Работа с ребенком по устранению пробелов в знаниях, корригированию познавательной и эмоционально-волевой сферы, |
3 | Информационно-просветительное | Информирование родителей об особенностях работы с ребенком с ОВЗ (теория и практика). Пополнение банка данных педагогов о методике работы с детьми с ОВЗ по предметам «письмо», «чтение» |
В ходе реализации программы используются различные формы организации образовательной деятельности. Выбор зависит не только от темы, но и от уровня подготовленности учащегося, от объема изучаемого материала, его новизны, трудности. Основные формы следующие:
общие формы организации учебной работы | по месту проведения мероприятия | по способу организации учебного материала |
групповая, индивидуальная | Стационарные (в классе) и «выездные» (в здании интерната, мастерской, биюлиотеке) занятия | практическое занятие, игра (ролевая, образно-ролевая, ситуационная), тренинг, беседа, обсуждение, консультация, викторина, конкурс, проектная деятельность |
сочетание обеспечивает психологический комфорт в коллективе, учет индивидуальных особенностей детей | комбинация позволяет использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, создает условия для самостоятельного освоения учащимися социума и получения прочных знаний | чередование формирует у учащихся познавательный интерес, помогает формировать устойчивые навыки, оказывает эмоциональное воздействие на ребенка, снимает напряжение |
Учителем и специалистами школы-интерната в ходе реализации программы «Пиши, читай-ка» применяются следующие методы (1), приемы (2) и технологии (3) организации учебно-воспитательного процесса:
1) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический); словесный, наглядный, практический.
2) приемы позитивной мотивации посредством оценивания, ролевой игры с элементами коммуникативных упражнений, ученических презентаций, создания проблемной ситуации, игровые приемы, приемы активизации мыслительной деятельности т.д. Например: игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, беседа, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом, наблюдение, работа по образцу, тренинг и т.д.
3) здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие, личностно-ориентированные, проектные, игровые, технологии, разноуровневое обучение, ИКТ.
Для обеспечения реализации программы используется следующий перечень материально-технического оснащения:
- соответственным образом оформленный учебный кабинет русского языка;
- кабинет логопеда с необходимым оборудованием;
- кабинет психолога с сенсорным оборудованием;
- зал ЛФК;
- актовый зал (совмещен со столовой) для проведения мероприятий;
- спортивный инвентарь (мячи, обручи)
- канцелярские товары;
- компьютерное оборудование с выходом в Интернет, проектор;
- диски с записями музыкальных и литературных произведений;
- произведения детской литературы, художественной литературы.
Учебно-методическое и дидактическое обеспечение программы основано на:
- литературе и электронных носителях по русскому языку, литературе;
- методических пособиях для коррекционных школ;
- разработанных сценариях внеклассных мероприятий, уроков, коррекционных занятий;
- разработанном самостоятельно дидактическом материале (с учетом нормативных требований).
Информационно-методическое обеспечение программы будет поддержано созданием банка методической информации по теории и практике системного подхода к работе с детьми с ОВЗ со стойкими нарушениями письма и чтения, использованием сайтов педагогов для обмена информацией и результатами работы, проведением тематических консультаций.
Методы и критерии оценки эффективности программы
В целях оперативного контроля реализации программы, а также своевременного внесения в нее корректировок и уточнений, организуется мониторинг фактических и прогнозируемых показателей, по результатам которого выносится оценка эффективности программы.
Оценка эффективности является важным этапом ее реализации, поскольку демонстрирует не только результативность самой программы, но и эффективность работы участников по отдельности и в целом. Итоговая оценка эффективности проводится в июне 2015 года по результатам комплексного анализа исходных и итоговых данных. Промежуточный мониторинг – 1 раз в четверть.
Оценку эффективности проводят участники программы (учитель письма и чтения, специалисты), а также родители ребенка. Виды контроля: начальный (входной), текущий, промежуточный, итоговый. Основными формами являются: контрольные работы, проверка техники чтения, тестирование (психологические тесты), опросы, педагогическое наблюдение и педагогический анализ.
Контрольные работы и проверка техники чтения поводятся в сроки, установленные образовательной программой и зафиксированные в рабочих программах учебных предметов. Там же имеются тексты проверочных работ и критерии их оценивания, в том числе варианты для учащихся с ОВЗ. Результаты фиксируются в классном журнале.
Психологические тесты, опросники подбираются индивидуально для каждого учащегося с ОВЗ педагогом-психологом и оцениваются по установленным критериям. Результаты фиксируются в установленном порядке и доводятся до сведения учителя и родителей учащегося. Например, используется тест «Как мне живется в школе?» по методике Т.А.Махровой:
Цель: выяснить уровень комфортности урока, перемены, атмосферы в школе, в классе.
Для ребенка предлагается несколько вопросов. Можно выбрать все подходящие варианты ответов или один (по желанию ребенка). Все варианты ответов и вопросы комментируются педагогом-психологом, систематически уточняется, понял ли ребенок вопрос.
1. Как ты себя чувствуешь в классе?
A. меня постоянно обижают ребята
Б. часто и несправедливо ругают учителя
B. боюсь отвечать у доски
Г. мне одиноко, я никому не нужен
Д. мне уютно, среди друзей, как дома
Е. я не поддерживаю дружеских отношений ни с кем
Ж. мне интересно в моем классе
2. Что влияет на твое самочувствие? (хорошее или плохое).
- отношение одноклассников
Б. отношение учителей и других работников школы
B. плохой ответ на уроке
Г. чувство голода
Д. внешний вид
Е. состояние здоровья
3. Есть ли у тебя друзья среди учителей (воспитателей)?
А. да
Б. нет
Наблюдение. Анализ. Организуется и проводится педагогом-психологом и учителем письма и чтения в естественных условиях в соответствии с требованиями к организации данного метода исследования. Результатом наблюдения является «поведенческий портрет». Все данные фиксируются в специальный протокол, анализируются. Основные параметры при составлении поведенческого портрета на основе наблюдения таковы:
1) отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека (одежда, прическа, состояние кожных покровов и т.д.);
2) пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляции, общая скованность или, наоборот, свобода движений, характерные индивидуальные позы);
3) мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразительность, в каких ситуациях мимика значительно оживляется, а в каких остается скованной);
4) речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм, стилистические особенности, содержание и культура речи, интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи);
5) поведение по отношению к другим людям (положение в коллективе и отношение к этому, способы установления контакта, характер общения – деловое, личностное, ситуативное общение, стиль общения – авторитарный, демократический, с ориентацией на себя, с ориентацией на собеседника, позиции в общении – «на равных», сверху, снизу, наличие противоречий в поведении – демонстрация различных противоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуациях);
6) поведенческие проявления (по отношению к себе – к внешности, личным вещам, недостаткам, преимуществам и возможностям);
7) поведение в психологически трудных ситуациях (при выполнении ответственного задания, в конфликте и т. п.);
8) поведение в основной деятельности (учеба);
9) примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт.
Предложенные выше методы оценки качества эффективности программы позволяют получить информацию о состоянии проводимой работы, уровне знаний, умений и навыков по предметам «письмо» и «чтение», степени комфортности процесса обучения для ребенка с ОВЗ. Эти данные позволят оптимизировать учебно-воспитательный процесс.
Ожидаемые результаты
К основным ожидаемым результатам реализации названной выше программы можно отнести следующие:
- диагностирование учебных затруднений;
- активное включение ребенка с ОВЗ в учебную и внеклассную деятельность по предметам «письмо» и «чтение»;
- формирование у обучающегося оптимальных знаний по предметам «письмо», «чтение»;
- эффективное взаимодействие учащегося с ОВЗ, имеющего стойкие нарушения письма и чтения, учителя, специалистов школы и родителей ребенка.
Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение ребенком с ОВЗ общеобразовательной программы. В случае невозможности освоения программы из-за особенностей развития, ожидаемым результатом необходимо считать формирование практически-ориентированных навыков в области русского языка, необходимых для социализации ребенка: например, умение обратиться за помощью с просьбой написать или прочитать необходимый документ, расписаться в получении письма, бандероли и т.д.
Литература
Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры:1-4 классы.- М.:Первое сентября, 2004. – 48 с.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей? - М.: Издательство «Ось-89», 2005. – 224 с.
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158 с.
Голубь В.Т. «Графические диктанты». –М.:ВАКО,2006. – 64 с.
Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Чтение. Как преодолеть трудности в обучении детей? - М.:АСТ;СПб.:ПРАЙМ –ЕВРОЗНАК, 2008. – 240 с.
Матвеева Е.И. «Литературное чтение: учим младших школьников понимать художественный текст».- М.:Эксмо, 2006. – 288 с.
Селевко Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами. – М. 2005.-144 с.
Строганова Л.В. Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими школьниками- М., Центр педагогического образования, 2007. – 112 с.
Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении.-М.:Айрес- пресс, 2005. – 176 с.
Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся /Под ред. В.В.Давыдова, Т.А.Нежновой. — М.: ИНТОР, 1998. — 112 с.
https://lib2.podelise.ru›docs/55556/index-13572.html
http://logoped18.ru/logopedic-games/zvuko-slogovoi-analiz-i-sintez.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читать... Читать? Читать!
Ситуационный классный час для учащихся 10 - 11 класса, который поможет учителю выявить читательские интересы учеников...
Библиотечный проект "Читаем сами-читаем с мамой".Школьная библиотека как центр возрождения традиций семейного чтения.
Возрождение традиций семейного чтения – это актуальная проблема сегодняшнего дня. И оно должно быть вдвойне актуальнее, ведь родители и дети перестали слушать и слышать друг друга. Только читая с мамо...
Люблю читать! (Список книг для тех, кто любит читать хорошую литературу)
Статья -помощь в выборе книг для читающих детей и не только....
Читать или не читать?
О пользе чтения сказано немало, но, тем не менее, с некоторым разочарованием мы видим досадное отсутствие тяги нынешних школьников к книгам, тем самым книгам, которые несут бесценное знание о жи...
конспект урока по английскому языку для 8 класса на тему:"Читать или не читать"
письменный контроль грамматики по теме «Косвенная речь»; совершенствование навыков монологической речи....
Эссе «Читаешь ты, читаю я, читает вся Российская земля!»
Эссе на форум "Одарённые дети". 2015 год....
Читаем,читаем,читаем
Литература для чтения на летних каникулах...