Мастер – класс для родителей в рамках консультационного центра «Дыхательно – звуковая гимнастика»
консультация
Мастер-класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_dlya_roditeley_po_dyh-zvuk_gimnastike.docx | 17.94 КБ |
dyhatelno_-_zvukovaya_gimnastika.docx | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнение «Колечко»
Упражнение укрепляет мышцы языка и шеи.
И. п. – произвольное
Взрослый. Представим, что у нас во рту находится колечко.
Потрогаем его кончиком языка, а потом прижмем к нёбу и со звуком «л-л-л…» или «ль-ль-ль….» будем задвигать колечко как можно глубже. Теперь двигаем колечко к зубам. Колечко возле зубов? Тогда произнесем звук «о-о-о-о….».
Попробуем задвигать колечко не произнося при этом ни звука, а затем закрыв рот. Положим ладонь на горло и станем продвигать колечко быстро-быстро. Чувствуете, как напряглись мышцы?
Я с кольцом играю:
Я во рту кольцо катаю.
Быстро бегает кольцо
И поет «ль-ль-ль-о-о…».
Ощущения. Какое колечко находилось у тебя во рту? Чувствовал ли ты напряжение? Где? Что ты чувствуешь сейчас?
Упражнение «Зевота»
Упражнение улучшает кровоснабжение сосудов мозга, помогает снять стресс.
И. п. – произвольное
Взрослый. Представим, что день подошел к концу и мы все почувствовали усталость.
Опускаем голову, широко-широко раскрываем рот и, не закрывая его. Вслух или мысленно произносим «о-о-хо-хо-хо….». Вот и пришла к нам сладкая зевота.
Позеваем ещё немного, а теперь поднимем руки вверх и, не отрывая пяток от пола, потянемся высоко-высоко, после чего расслабим все мышцы.
Ночь настала,
Спать пора,
Трет глазенки детвора.
Ротики мы раскрываем:
Сладко перед сном зеваем
Ощущения. Прислушайся к себе: все ли части тела расслаблены? Изменилось ли твое настроение? Как?
Упражнение «Гудок парохода»
Упражнение активизирует двигательные и речевые центры мозга.
И. п. – произвольное.
Взрослый. Представим, что мы превратились в огромный пароход. А как гудят пароходы, когда здороваются друг с другом?
Делаем резкий короткий вдох, задерживаем дыхание на 1-2 секунды и выполняем длинный протяжный выдох со звуком «у-у-у…»
Я огромный пароход,
У меня отличный ход.
По волнам вперёд иду,
Прочь с дороги «у-у-у…».
Ощущения. Каким пароходом ты был? Что ты чувствовал, когда был пароходом? Почему?
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №14г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Практические рекомендации
для родителей.
«Дыхательно – звуковая гимнастика».
Подготовила:
учитель – дефектолог
Кудряшова
Маргарита
Фаритовна
В процессе выполнения упражнений следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп проведения упражнений.
- Следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом.
- Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота.
- Движения ребенок должен производить плавно, под счет, тихо.
- Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
- Не заниматься после еды.
- Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
- Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
- Дозировать количество и темп проведения упражнений.
- При проведении занятий наиболее удачной является форма «разговора» с детьми.
Примеры упражнений:
«Дыхание и звук»
При выполнении упражнений важно следить за тем, чтобы звук был ровным и находился на одной высоте в течение всего выдоха.
Звук «А»
Стимулирует работу легких, трахеи, гортани. По окончании произнесения происходит углубление дыхания и увеличение потребления кислорода
И.п. (исходное положение) – произвольное.
Взрослый. Положим правую руку на голову, а левую – на грудь. Глубоко вдохнем, и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «а-а-а-а…». Тянем его как можно дольше.
Ощущения. При произнесении звука ты ощущал вибрацию гортани и верхней части грудной клетки? А вибрацию головы? Что ты чувствуешь сейчас? Какой вкус появился у тебя во рту?
Звук «М»
Положительно влияет на сосуды головного мозга, способствует преодолению психоэмоционального напряжения, дает ощущение покоя, улучшает память.
И.п. (исходное положение) – произвольное.
Взрослый. Сложим кисти рук в «замок». Глубоко вдохнем, и на выдохе закрытым ртом протяжно произнесем звук «м-м-м-м…». Тянем его как можно дольше.
Ощущения. В каких местах тела ты ощущал вибрацию при произнесении звука? Что ты чувствуешь сейчас? Какой вкус появился у тебя во рту?
Звуки «О-У-М»
Произнесение звуков в данном порядке положительно воздействует на вес отделы головного мозга.
\ И.п. (исходное положение) – произвольное.
Взрослый. Глубоко вдохнем, и на выдохе громко и протяжно произнесем звуки
«о-о-о-у-у-у-м-м-м…». Тянем их как можно дольше.
Ощущения. Что ты чувствуешь сейчас? Какое у тебя настроение?Какой вкус появился у тебя во рту?
«Дыхание, звук и образ»
Упражнение «Дровосек»
Упражнение дает возможность выплеснуть негативные эмоции и снижает психоэмоциональное напряжение.
И. п. – стоя. Ноги широко расставлены. Руки опущены.
Взрослый. Представим, что мы превратились в дровосека. А чем обычно занимается дровосек? Давайте тоже попробуем наколоть дров.
Глубоко вдыхаем. На выдохе поднимаем руки над головой и соединяем ладони.
Резко и быстро, словно «топор» очень тяжелый, наклоняемся, опускаем руки и со звуком «бах» «разрубаем» пространство между ступнями.
Дровосек топор берет,
Он дрова рубить идет.
По бревну ударит крепко,
«Бах» - и полетела щепка!
Ощущения. Какой ты дровосек? Понравилось ли тебе быть дровосеком? Что ты чувствуешь сейчас? Что чувствует твое тело?
Примечание. Упражнение рекомендуется повторить 5-8 раз.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 14» г. Туймазы
Муниципального района Туймазинский район республики Башкортостан
Мастер – класс для родителей
в рамках консультационного центра
«Дыхательно – звуковая гимнастика»
Подготовила
учитель – дефектолог
Кудряшова М.Ф.
г. Туймазы 2021 г.
Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые родители! Тема нашего мастер – класса «Дыхательно – звуковая гимнастика»
Слайд 2 Работоспособность головного мозга, его здоровье и долголетие во многом определяются культурой дыхания. Ведь дыхательные упражнения – это своеобразная зарядка нервной системы, помогающая сбросить напряжение, которая к тому же является хорошим средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Слайд 3 Известно, что правильное дыхание помогает насытить организм человека оптимальным количеством кислорода, укрепляет его иммунную защиту и стимулирует обмен веществ, благоприятно воздействует на эндокринную систему и работу сердца. При дыхании организм усваивает не все количество выдыхаемого кислорода. Специальные дыхательные упражнения, при которых происходит напряженный выдох с криком, позволяют удалить излишки кислорода и избежать ненужных окислительных реакций.
Слайд 4 Звук воздействует и на психику человека, и, следовательно, с его помощью может проводиться определенная коррекция поведения.
Вступая в резонансный контакт с тканями организма, звук улучшает их работу, усиливает защитные реакции и положительно влияет на некоторые участки тела и головного мозга.
Слайд 5 Дыхательно - звуковая гимнастика направлена на решение следующих задач:
обучение детей дыханию через нос; профилактика заболеваний верхних дыхательных путей и простудных заболеваний; содействие речевому развитию детей; обогащение общего развития ребёнка; коррекция аномального развития.
Слайд 6 В процессе выполнения упражнений следует придерживаться следующих рекомендаций: не переутомлять ребенка; следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом; следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота; движения ребенок должен производить плавно, под счет, тихо; не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате; не заниматься после еды; занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений; не переутомляться, при недомогании отложить занятия; дозировать количество и темп проведения упражнений.
Слайд 7 При проведении занятий наиболее удачной является форма «разговора» с детьми. Лучше, если взрослый вместе с ребенком будет выполнять упражнения. Это помогает снять некую преграду между взрослым и ребенком, даст ребенку возможность почувствовать себя равным, что положительно влияет на самооценку ребенка.
А сейчас давайте перейдём к практической части.
Я хочу представить вашему вниманию комплекс специальных упражнений дыхательно – звуковой гимнастики, используемый мной в работе с детьми с ОВЗ.
Уважаемые родители! Я предлагаю вам выполнить данный комплекс вместе со мной.
В звуке можно выразить многое. Кроме того звуки имеют вкус. Например, если в течении некоторого времени тянуть звук «О-о-о-о» во рту появится кисловатый привкус, звук «А-а-а-а» дает ощущение сладости.
Звук «В» (выделить первый звук в слове).
Первое упражнение позволяет стабилизировать состояние нервной системы, а также головного и спинного мозга ребенка.
Ход. И.п. (исходное положение) - произвольное.
Взрослый. Глубоко вдохнем, и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «в - в - в - в…». Тянем его как можно дольше.
Ощущения. В каких местах тела ты ощущал вибрацию при произнесении звука? Что ты чувствуешь сейчас? Какой вкус появился у тебя во рту?
Следующее упражнение способствует профилактике бессонницы, положительно влияет на состояние организма ребенка в целом.
Ход. И.п. (исходное положение) - произвольное.
Взрослый. Глубоко вдохнем, и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «ч - ч - ч - ч…». Тянем его как можно дольше.
Ощущения. В каких местах тела ты ощущал вибрацию при произнесении звука? Что ты чувствуешь сейчас? Какой вкус появился у тебя во рту?
Слайд 8 Предлагаю выполнить несколько упражнений по лексической теме «Транспорт»
Упражнение «Гудок парохода»
Упражнение активизирует двигательные и речевые центры мозга.
И. п. – произвольное.
Взрослый. Представим, что мы превратились в огромный пароход. А как гудят пароходы, когда здороваются друг с другом?
Делаем резкий короткий вдох, задерживаем дыхание на 1-2 секунды и выполняем длинный протяжный выдох со звуком «у-у-у…»
Я огромный пароход,
У меня отличный ход.
По волнам вперёд иду,
Прочь с дороги «у-у-у…».
Ощущения. Каким пароходом ты был? Что ты чувствовал, когда был пароходом? Почему?
Слайд 9 Упражнение «Трактор»
Упражнение укрепляет мышцы языка.
И. п. – произвольное
Взрослый. Представим, что мы превратились в трактор. А как стучит трактор?
Изображаем звук работающего трактора – энергично произносим «д-т,д-т», меняя громкость и долготу звуков.
В поле трактор стоит
Трактор новенький на вид.
Вокруг него такой простор!
«Д-т, д-т», - стучит мотор.
Ощущения. Какой ты трактор? Понравилось ли тебе быть трактором? Почему? Что ты чувствуешь сейчас?
Слайд 10 Упражнение «Самолет»
Упражнение способствует нормализации кровяного давления и улучшению работы почек.
И.п.— стоя. Руки вытянуты в стороны.
Взрослый. Представим, что мы превратились в быстрый реактивный самолет.
Наш самолет взлетает: со звуком «у-у-у..." не спеша передвигаемся, поочередно поднимая при выполнении виража "руки-крылья".
Вот мы и в небе! Самолет набирает скорость: передвигается быстрее, чаще меняем положение «крыльев» — чем выше поднята одна из рук, тем выше произносим звук «у-у...".
Пришло время возвращаться на землю. Идем на посадку: уменьшаем скорость движения, понижая при этом звук «у-у...". Останавливемся, опускаем «крылья».
Самолет летит, Как птица,
В синем небе серебрится.
Я пилоту помогу!"
А мотор гудит: «У-у-у,
Ощущения. Что тебе понравилось больше: взлет, полет, посадка? Почему? Что ты чувствуешь сейчас? Какое у тебя настроение?
Слайд 11 Упражнение «Гудок паровоза»
Упражнение активизирует двигательные и речевые центры мозга, положительно влияет на состояние организма в целом.
И. п. – стоя в колонне «паровозиком».
Взрослый. Представим, что мы превратились в паровоз с вагончиками. Цепляйтесь друг за друга. Поехали!
Дети колонной, не спеша, передвигаются по комнате, попеременно работая согнутыми в локтях руками и произнося «чух-чух-чух».
А как гудит паровоз? Делаем резкий короткий вдох, задерживаем дыхание на 1-2 секунды и выполняем длинный протяжный выдох со звуком «у-у-у…»
Точно сказочная птица
Паровоз по рельсам мчится.
Он несется во весь дух,
И пыхтит «Чух-чух, чух-чух».
Паровоз летит вперед.
И гудок дает, «У-у- у»,
Ощущения. Каким паровозом ты был? Что ты чувствовал, когда был паровозом? Почему?
Слайд 12 Уважаемые родители! Я благодарю вас за внимание и усердие, надеюсь, что наша встреча была для вас информативна и интересна.
Слайд 6 В процессе выполнения упражнений следует придерживаться следующих рекомендаций: не переутомлять ребенка; следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом; следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота; движения ребенок должен производить плавно, под счет, тихо; не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате; не заниматься после еды; занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений; не переутомляться, при недомогании отложить занятия; дозировать количество и темп проведения упражнений.
Слайд 7 При проведении занятий наиболее удачной является форма «разговора» с детьми. Лучше, если взрослый вместе с ребенком будет выполнять упражнения. Это помогает снять некую преграду между взрослым и ребенком, даст ребенку возможность почувствовать себя равным, что положительно влияет на самооценку ребенка.
А сейчас давайте перейдём к практической части мастер-класса.
Я хочу представить вашему вниманию комплекс специальных упражнений дыхательно – звуковой гимнастики, используемый мной в работе с детьми с ОВЗ.
Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам выполнить данный комплекс вместе со мной.
В звуке можно выразить многое. Кроме того звуки имеют вкус. Например, если в течении некоторого времени тянуть звук «О-о-о-о» во рту появится кисловатый привкус, звук «А-а-а-а» дает ощущение сладости.
Звук «В» (выделить первый звук в слове).
Первое упражнение позволяет стабилизировать состояние нервной системы, а также головного и спинного мозга ребенка.
Ход. И.п. (исходное положение) - произвольное.
Взрослый. Глубоко вдохнем, и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «в - в - в - в…». Тянем его как можно дольше.
Ощущения. В каких местах тела ты ощущал вибрацию при произнесении звука? Что ты чувствуешь сейчас? Какой вкус появился у тебя во рту?
Следующее упражнение способствует профилактике бессонницы, положительно влияет на состояние организма ребенка в целом.
Ход. И.п. (исходное положение) - произвольное.
Взрослый. Глубоко вдохнем, и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «ч - ч - ч - ч…». Тянем его как можно дольше.
Ощущения. В каких местах тела ты ощущал вибрацию при произнесении звука? Что ты чувствуешь сейчас? Какой вкус появился у тебя во рту?
Уважаемые коллеги! Я благодарю вас за внимание и усердие, надеюсь, что мастер – класс был для вас информативен и интересен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "Артикуляционная гимнастика, как основа правильной речи"
Цель: Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию артикуляционной гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение форм работы....
Мастер-класс для родителей "Увлекательная артикуляционная гимнастика"
Часто родители обращаются к логопеду, когда замечают, что их ребенок не выговаривает определенные звуки.Одной из важных причин нарушения звукопроизношения у детей является недостаточная подвижность ор...
"Дыхательно - звуковая гимнастика для дошкольников с ОВЗ"
Тематическое планирование...
Мастер-класс для родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми дома"
Представляю Вашему вниманию мастер-класс, проведенный для родителей детей средней группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми дома"....
Мастер-класс «Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики»
Мастер-класс «Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики» направлен на решение правильного произношения звуков. Представлен теоритический материал, но больше практического....
Мастер-класс для родителей "Дыхательная и артикуляционная гимнастика"
Познакомить и научить родителей проводить артикуляционную и дыхательную гимнастику с детьми дома....