Участие в инновационной или экспериментальной деятельности
материал
Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу школьников
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО МОТИВА
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
Современный этап развития специального образования в России можно назвать переходным от традиционного обучения к личностно-ориентированному подходу. Основной акцент в системе специального образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования критического мышления, умение работать с информацией.
Переход на новый метод обучения в современной школе обуславливается необходимостью применения новых образовательных технологий. Поскольку проект легко вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения, определенного ФГОС, использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения.
В соответствии с образовательной программой КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на период 2020 - 2021 г. нами была разработана и апробирована рабочая программа по предмету «Русский язык». Данная программа ориентирована на формирование познавательного мотива у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью посредством применения проектного метода обучения на уроках русского языка.
Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике, что особенно необходимо детям с интеллектуальной недостаточностью.
Использование проектного метода обучения на уроках русского языка способствует формированию у детей с интеллектуальной недостаточностью познавательного мотива. Русский язык как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение русского языка расширяет кругозор обучающихся об окружающем мире, позволяет увидеть всю широту мира, социализирует. Русский язык дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся. Более того, материал по русскому языку в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
Проектная деятельность учащихся сориентирована на решение задач языка. Такая деятельность предусматривает процесс планирования, решения и моделирования ситуации на определенной территории на основе разнообразных источников информации, общих и специальных умений обучающихся.
В результате изучения предмета, предусмотренного учебным планом, у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться, адаптироваться в меняющейся жизненной обстановке.
В процессе работы, на уроках русского языка обучающиеся выполняют все виды проектов (практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий). Так как, наиболее простыми в исполнении являются информационные и творческие проекты, то именно с них мы и начинаем знакомство в 7 классе. В начале года ребятам рассказывается о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, этапы работы, как можно оформить результат работы над проектом и предлагается им сделать творческий проект - например, «Современный русский язык». Готовый проект ребята оформляют иллюстрациями, и как один из способов оформления предлагается электронная презентация. Когда проекты готовы, назначается день защиты и ребята представляют их, и мы вспоминаем пройденный материал. Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения.
Конечно, проект, выполненный семиклассником не претендует на звание исследовательского, но в процессе работы ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Данный процесс способствует формированию познавательного мотива. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся несложно сделать проект научно-исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.
В старших классах выполняем проекты, которые выбирают школьники по своим интересам. Данное научно-практическое направление дополняет и углубляет знания по предмету и происходит приобщение к исследовательской деятельности. Особенно школьников привлекают проекты, связанные с изучением родного края. Старшеклассники с большим желанием оформляют стенды с презентацией проекта, знакомят учащихся младших классов с результатами своей деятельности.
Таким образом, проект является продуктом межпредметной интеграции. Предлагаемая структура, поэтапная организация деятельности ребят по освоению метода проектов, типы проектов, критерии их оценки делают каждый этап работы логически завершенным, то есть ученический проект может рассматриваться как этап подготовки к последующей работе на следующем этапе.
Нами были разработаны критерии оценивания проектной деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Уровень общей успеваемости, по результатам внутриучережденческого контроля составил 100%. Качество обученности школьников с интеллектуальной недостаточностью составляет на протяжении трех лет обучения 45% - 46%- 47% (на примере 8 класса за 2015-2016гг). Использование метода проекта стимулирует познавательную активность, все школьники с интеллектуальной недостаточностью проявляют старательность, заинтересованность при планировании и выполнения заданий.
Таким образом, мы видим, что ожидаемые результаты и результаты промежуточной диагностики показывают повышение уровня развития познавательного мотива у школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка посредством применения проектного метода обучения.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Формирование жизненных компетенций
обучающихся на обновленной материально – технической базе
кабинетов психолого – педагогического сопровождения
В ФГОС для детей с ОВЗ четко выделяются взаимодополняющие компоненты: «академический» и «жизненная компетенция». Из двух составляющих образования детей с ОВЗ ведущим становится не получение академических знаний, а развитие социальной компетенции учащихся.
Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни.
Целью формирования жизненных компетенций является введение ребенка в сложную предметную и социальную среду через индивидуально дозированное и систематически планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Основным направлением работы является практическая подготовка детей к жизни.
Для достижения цели должны решатся следующие задачи:
- Дать детям знания и представления о различных объектах окружающей их жизни (транспорт, магазины, предприятия бытового обслуживания).
- Научить их практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться этими объектами и их услугами.
- Сформировать устойчивые навыки и привычки общения с людьми, поведения в обществе.
- Развивать представления о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
- Овладеть социально-бытовыми умениями в повседневной жизни.
- Овладеть навыками коммуникации.
- Осмыслить и дифференцировать картину мира и ее временно-пространственной организации. (Умение адекватно вести себя в окружающем мире с точки зрения безопасности для себя и других, соблюдение режима дня).
- Осмыслить свое социального окружение, принятые ценности и социальные роли.
- Уметь ориентироваться в пространстве.
Все выше перечисленные задачи можно решать используя обновленную материально – технической базу кабинетов психолого – педагогического сопровождения. А именно: игрового набора психолога «Пертра», многофункционального ландшафтного стола, игрового набора карточек по альтернативной коммуникации «Распорядок дня», развивающего набора предметов Монтессори 80 в 1, стол для творчества, декоративно- развивающей панели «Времена года».
Подробнее остановлюсь на каждом новом оборудовании.
Ландшафтный стол – это удобный способ моделирования ситуации и объяснения их детям. Основная задача ландшафтного стола заключается в создании сюжетно-ролевой модели, которую можно показать детям. Ребенок быстро поймет, как происходят те или иные ситуации и как в них поступать, так как будет видеть это на живом примере. Это необходимая вещь при работе с детьми любого возраста, ведь ландшафтный стол позволяет им оказаться в той ситуации, которая может произойти в жизни. Для организации занятий используется конструктор и фигуры подходящие по тематике. Использование стола открывает практически неограниченные возможности по обучению детей:
1. Овладение знаниями коммуникации и использование определенных шаблонов в повседневной жизни с помощью сюжетно-ролевых игр, решения проблемных ситуаций.
2. Приобретение навыков работы с конструктором, что способствует развитию мелкой моторики, развитию образного мышления, умения создавать и обыгрывать постройки.
3.Полноценная социализация благодаря играм, направленным на взаимодействие с окружающей средой.
4. С помощью игровых ситуаций происходит проигрывание внутрисемейных, детско-родительских отношений, взаимоотношений в детском коллективе, разрешение конфликтных ситуации, проигрывание некоторых страхов с которыми ребенок может столкнуться в реальной жизни. ( «Мое любимое место», «Знакомство с улицей города», «Конфликт», «Тревога» «Семья»).
Игровой комплект «Пертра» предназначен для психологического развития и коррекции детей. Комплект способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи. При работе формируется сознательное, целенаправленное изучение объекта, дети учатся внимательно изучать, понимать и использовать инструкцию, а затем создавать свой, четкий и понятный, алгоритм действий. Детали набора столь многообразны, что игры и задания можно всегда изменить, сделать сложнее, интереснее. Набор игровых средств в чемоданах по разным направлениям:
Пространство на плоскости;
Упорядочение элементов;
Одинаковое и разное;
Пространство и преобразования;
От каракуль к каллиграфии;
От хватания к схватыванию;
Начальные математические знания.
Игровой набор карточек "Альтернативная коммуникация" - Распорядок дня. С помощью карточек можно составить расписание и структурировать день ребенка. Также их можно использовать для коммуникации, потому что в наборе есть карточки, изображающие ежедневные потребности – кушать, пить, спать, играть и прочие.
При использовании развивающего набора предметов Монтессори 80 в 1 у ребенка развиваются: сенсорные навыки, математические способности, пространственное мышление, познавательная сфера, речь, слух, зрение, обоняние, осязание, вкус. Развивающий набор разработан таким образом, что ребенок сам, без помощи взрослого может выполнить то или иное задание, найти ошибку и исправить ее, благодаря чему он учится самостоятельности, становится уверенным в себе, удовлетворяет свое любопытство и получает необходимые знания для социализации. Преимущество набора заключается в том, что разные модули можно кооперировать друг с другом, тем самым создавая новые игры-задачи для ребенка.
Декоративно- развивающая панель «Времена года» служит для
развития логического мышления, укрепления памяти, зрительной координации, развития мелкой моторики, а также для изучения времен года, знакомства с сезонами, изменений в природе.
Использование стола для творчества развивает мелкую моторику, воображение, тактильные ощущения, нормализует эмоциональный уровень.
Систематическое использование обновленной материально – технической базы, постепенное усложнение заданий, повторение трудноусваиваемых действий обязательно должно дать положительную динамику в формировании жизненных компетенций. Поэтому предлагаем использовать представленное оборудование не только педагогам – психологам, но также всем учителям на своих уроках и коррекционно – развивающих занятиях. Для правильного и эффективного использования оборудования выпущены брошюры с методическими рекомендациями. Предлагаем на весенних каникулах провести мастер- класс и круглый стол для педагогов по углубленному изучению и использованию обновленной материально – технической базы кабинетов психолого – педагогического сопровождения. Также всем педагогам предоставим в электронном виде методические рекомендации с разработкой примерных занятий.
Хотелось бы закончить словами: мы живем так, как можем, а они живут так, как мы им поможем. Это действительно так, ведь жизнь этих детей − в наших руках.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в инновационной и экспериментальной деятельности
В разделе представлены документы, подтверждающие участие педагога в инновационной и экспериментальной деятельности, в апробации новых оценочных моделей....
Участие в инновационной и экспериментальной деятельности
В разделе представлены документы, подтверждающие участие в инновационной деятельности....
Участие в инновационной или экспериментальной деятельности
Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу шко...
Участие в инновационных или экспериментальных проектах
Участие в проектах школы-интерната...
Участие в инновационной или экспериментальной деятельности
Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу шко...
Участие в инновационной и экспериментальной деятельности
В разделе представлены документы, подтверждающие участие педагога в инновационной и экспериментальной деятельности на базе МБОУ СОШ №4 г.Ханты-МансийскаПроект Банка России «Обучение основам фина...
Участие в инновационной или экспериментальной деятельности
Инновационная деятельность связана с использованием современных образовательных технологий (проектные, здоровьесберегающие, игровые, карточки PECS, обучение глобальному чтению, СУ-Джок терапия, сказка...