Приемы развития фонематического слуха
материал
Развитие фонематического слуха детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 337.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы развития фонематического слуха
Известно, что дети обучаются речи со слуха. Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Но не все знают, что у человека, по крайней мере, три слуха. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц и т. д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот. Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко выделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово – является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, ребенок с трудом воспринимает на слух или не различает близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуков, усложняется формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле.
Преодоление нарушений фонематического восприятия является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи. Выделяют три операции, характерные для фонематического восприятия:
- умение определять наличие или отсутствие звука в слове;
- умение определять место положения звука в слове;
- умение определять последовательность звуков и их количество.
Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Работу по развитию фонематического слуха условно можно разделить на несколько этапов:
1. узнавание неречевых звуков;
2. различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
3. различение слов, близких по звуковому составу;
4. различение слогов;
5. различение звуков.
1 этап – Узнавание неречевых звуков.
Цель первого этапа – развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Начальный этап работы позволяет создать базу, фундамент для развития тонкого слуха и подходит для совсем маленьких детей. Что нужно делать? Играть!
Какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы:
- «Что звучит».
На столе несколько предметов (или игрушки). Предложить внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет и их последовательность. За ширмой стучать карандашом о стакан, греметь коробкой с кнопками, погремушкой, двумя колокольчика, свисток. Ребенок должен повторить эти звуки в той же последовательности в какой услышал. Предметы - повторы на отдельном столе. Количество звучащих предметов можно постепенно увеличивать.
- «Поставь по порядку».
За ширмой играть на музыкальных инструментах. Нужно расположить картинки с музыкальными инструментами в той же последовательности как они звучали.
При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма: «Похлопаем», «Постучим», «Потопаем».
Повторить заданный ритмический рисунок хлопками:
- на слух: II – I - II;
- с закрытыми глазами: I – II – II - I.
Хочется отметить, что параллельно идёт работа над артикуляцией органов речи при подражании звукам и проговаривании.
2 этап – Различение высоты, силы, тембра голоса.
На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.
Игры:
- «Кто заблудился в лесу?» (ребёнок узнаёт, кто звал, угадывает издалека или вблизи зовёт);
- «Произнеси тихо (громко)»;
- «Угадай, чей голос?»;
- «Тихо – громко» (на тихое звучание бубна дети идут по кругу шагом, на громкое звучание – бегут);
- Игры с использованием драматизации: «Три медведя» - это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.
- Игра «Далеко - близко».
Кроме того, на этом этапе важно научить ребенка определять на слух темп речи. Помогут в этом игры на выполнение движений в соответствующем темпе:
- «Угадай, как надо делать».
Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Делать круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый, подражая работе мельницы. Говорить медленно, с ускорением, снова медленно.
Так же можно обыграть другие фразы: «Наши ноги ходили по дороге»
- Проговаривание фразы с разной интонацией.
«Я котлеты жарила и не дожарила» - раздаются карточки с заданиями, как сказать эту фразу: возмущённо, удивлённо, сердито, весело, испуганно. Предлагается отгадать интонацию.
3 этап – Различение слов, близких по звуковому составу.
- Игра «Выбирайка». Наклейте на картон картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса).
- «Где коса, а где коза? Где мышка, а где мишка? Покажи картинку»
Начинать нужно со слов простых по звуковому составу, постепенно переходя к более сложному.
- Использовать стихи для включения в них недостающего слова.
В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).
Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).
Быть должны всегда в порядке
Твои школьные (тетрадки)
- «Какое слово не подходит?»
Выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные: мак-бак-рак-банан, утка-будка-дудка-дудочка, сок-сок-ток-сок.
4 этап – Различение слогов.
Слог является минимальной единицей речевого потока. На данном этапе важно дать первичное понятие о том, что такое слог. Начать можно с того, что слова могут быть короткими и длинными. Затем, хлопая в ладоши, с помощью интонации делить слова по гласным звукам на части.
Игры:
- «Какой слог лишний?» Педагог произносит ряды слогов. Например: ба-ба-па-ба, са-са-за-са. Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.
- «Запомни-повтори». Воспроизведение слогов с одинаковыми согласными и различными гласными: та-то-ту; па-пу-пы. С наращиванием стечения согласных звуков: па-пта; ма-кма и т. п.
- «Телефон». Педагог на ухо первому ребёнку произносит слог или серию слогов. Дети передают услышанное по цепочке, последний ребёнок произносит вслух.
5 этап – Различение звуков.
Простой для детского восприятия, но очень важный этап – правильное произнесение звуков. Можно ввести понятие «звук», рассказав, что каждое слово состоит из нескольких звуков. А затем поиграть в них.
- «Кто больше?» Придумать слова с данным звуком.
- Назвать животных сначала в названии, которых есть звук Б, а потом – со звуком П.
- «Разведчики». Детям предлагается найти предметы, в названии которых есть заданный звук.
- «Бусы» Дети по цепочке произносят слова - «бусинки» на определенный звук.
- Игра «Я тебя узнал!». Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать. Затем взрослый произносит подряд несколько звуков, а ребенок, услышав «свой» звук, хлопает в ладоши.
- «Назови первый звук в словах» - определение первого звука в слове по картинкам. (Аквариум, улитка, индюк).
- «Назови последний звук в слове»- определение последнего звука в слове. С использованием картинок (ведро, лиса, слон, дом).
- «Посели картинки в домики» - определение места звука в слове. Разместить по домикам картинки со звуком О (кот, яйцо, облако).
- «Составь слова по первым звукам» - составление слов по первым звукам в слове. (Шапка, арбуз, рыба – шар и т.д.)
- «Какой звук есть во всех словах» - детям предлагается определить, какой звук есть во всех словах: жук, жаба, лыжи – ж, чайник, ключ, очки – ч, коса, усы, нос – с.
- «Найди и назови нужное слово» - детям предлагается выделить и назвать только те слова, в которых есть заданные звуки.
С – Папа купил Лене санки.
По дороге движется автобус.
Весной оживает природа.
З – На двери висит замок.
На небе появились грозовые тучи.
- Игра "Построим дом»
Игровой материал: лист бумаги, карандаши (фломастеры).
Правила игры: На листе бумаги нарисована стена. Просим ребенка дорисовать дом. Но изображать можно только те детали, в которых есть звук Р - крыша, труба, крыльцо, рама, забор (вокруг дома) и т.д. Потом рисуем предметы только со звуком Р' - двери, козырёк (над дверью), деревья (рядом с домом) и т.д. Детям помогаем вопросами:
- Из какого материала сделан дом: кирпичный, деревянный?
- Какой краской покрасим: серой, розовой, коричневой?
- Какие кустарники нарисуем возле дома: смородину, сирень?
- Какие цветы посадим рядом с домом: астры, розы, ирисы?
- Что будет расти в огороде: репа, укроп, горох?
- Кто живет в пруду или озере: караси, карпы и т.д.
- Игра "Найди нужный цвет"
Игровой материал: квадраты разных цветов.
Правила игры: Показываем детям квадраты разных цветов: красные, фиолетовые, оранжевые и т.д. Предлагаем назвать квадраты лишь того цвета, в названии которых есть звук:
Р- красный, оранжевый, розовый, серый и т.д.;
Р'- коричневый, сиреневый;
Л - голубой, белый, желтый;
Л' - зеленый, фиолетовый и т.п.
При повторении игры геометрические фигуры менять.
Освоить приемы развития тонкого слуха не так сложно, как может показаться. Самые эффективные упражнения для развития фонематического слуха те, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/30/picture-111611.jpg)
Игры на развитие фонематического слуха
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварит...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/30/picture-124733-1351601939.jpg)
Игры на развитие фонематического слуха
Игры для развития фонематического слухаК пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-147262-1353257375.jpg)
Развитие фонематического слуха на уроках английского языка
Исследовательская работа с аннотацией, теоритической и практической частью....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/06/picture-127627-1354812215.jpg)
Упражнения для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
Вашему вниманию предлагается система упражнений для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребёнок перестаёт справляться с заданиями, ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/22/picture-173319-1448213454.jpg)
развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на уроках русского языка в начальной школе
Данная презентация рассказывает об особенностях работы с детьми, имеющими нарушения фонематического слуха, дисграфию и дислексию на уроках русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-983431-1512667197.jpg)
Родительское собрание " Развитие фонематического слуха, как одно из важнейших условий развития речи.
Несложная система игр поможет родителям самостоятельно помочь своему малышу овладеть родным языком и , возможно, предотвратить возникновение речевых нарушений....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/06/picture-1418886-1662428181.jpg)
Игры на развитие фонематического слуха. Игры на развитие голоса.
Веселые игры для всех возрастов....