Технология "Синквейн"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Технология «Синквейн»
Подготовил учитель-логопед:
Дементьева Н.Ш.
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Правила составления синквейна.
Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциативный ряд).
Эта технология универсальна.
Цель: добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.
Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:
- Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.
- Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий. - Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
- Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).
Примеры составления синквейна
1. Кукла.
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.
4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.
1. Машина.
2. Быстрая, мощная.
3. Едет, обгоняет, тормозит.
4. Я люблю кататься.
5. Транспорт.
1. Дождь.
2. Мокрый, холодный.
3. Капает, стучит, льется.
4. Я не люблю дождь.
5. Вода.
Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.
В конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.
Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети, умеющие печатать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие — в виде устных сочинений с опорой на схему. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.
Могут быть использованы такие варианты работы:
-составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
- составление синквейна по прослушанному рассказу;
- коррекция и совершенствование готового синквейна;
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить).
- полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.
Целесообразное использование синквейна:
На занятиях для закрепления изученной лексической темы.
1. Береза.
2. Тонкая, белоствольная.
3. Растет, зеленеет, радует.
4. Береза — символ России.
5. Дерево.
Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
1. Звуки речи.
2. Гласные, согласные.
3. Слышим, произносим, выделяем.
4. Звуки складываются в слова.
5. Речь.
На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.
1. Заяц.
2. Белый, пушистый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца.
5. Дикое животное.
В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.
Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.
Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Составление синквейна полезно для выработки у детей способности к анализу. Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. На первых порах предусматриваем при составлении синквейна работу с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.
Советы педагогам:
1. Начиная учить детей составлять синквейны предложите детям составить синквейн на тему, хорошо им знакомую («Семья», «Детский сад» и т.д.)
2. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.
На любой непосредственно образовательной деятельности дети получают от нас информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи. Способность изложить информацию, сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах очень важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле.
Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
К примеру:
Начало непосредственно образовательной деятельности. Приступая к изучению новой темы, обычно спрашиваем: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Проанализировав полученные результаты, корректируем представления детей о данном понятии.
Разгар непосредственно образовательной деятельности. Тема очень трудна для восприятия. Дети устали. Предлагаем им синквейн по какому-то хорошо знакомому разделу изучаемой темы. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.
Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний наших детей показывает итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении занятия – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, легко увидеть, насколько удалось педагогу достичь планируемого результата.
Можно составить синквейн – загадку.
Примеры синквейнов-загадок:
1. Непобедимая, смелая – защищает, стоит на страже, воюет – если она сильна – непобедима страна – горжусь! (армия)
2. Мудрые, добрые – живут, помнят, стареют – шли в бой не жалея себя – страну заслонили собой! (ветераны)
Синквейн для воспитателя детского сада - это:
- инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,
- средство творческого самовыражения ребёнка,
- способ обогащения словарного запаса,
- подготовка к краткому пересказу,
- и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.
Синквейны – превосходный способ контроля. Сочинить синквейн, не зная темы, предмета или текста, невозможно.
Эту технологию хорошо использовать как итог работы педсовета, создав замечательные синквейны, выражающие суть работы коллектива и результатов педсовета.
А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если Вы легко можете составить такое стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится ваше эмоциональное восприятие темы.
Используемая литература:
Терентьева Н. Синквейн по «Котловану», Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).
Душка Н. Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5 (2005).
Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио КГМУ).
Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.
Образцы детских сочинений синквейна в рамках изучения
лексических тем.
Лексическая тема «Грибы» 1. Гриб 2. Съедобный, старый. 3. Стоит, растет, прячется 4. Люблю жаренные грибы 5. Полянка 1. Боровик 2. Белый, вкусный, холодный. 3. Лежит на земле, прячется, растет. 4. Не люблю их есть. 5. Лес | Лексическая тема «Осень» 1. Листья 2. Осенние, желтые 3. Падают, летят, растут. 4. Люблю собирать листья. 5. Голые деревья. |
Лексическая тема «Овощи» 1. Помидор 2. Красный, вкусный 3. Высеть, расти, катиться 4. Он очень красивый 5. Салат 1. Огурец 2. Сочный, большой, зеленый 3. Растет, зреет, висит 4. Люблю есть огурцы 5. Огород 1. Морковь 2. Вкусная, сладкая 3. Растет, вариться, сидит 4. Люблю еѐ кушать 5. Гладкая 1. Свекла 2. Красная, вкусная 3. Растет, вылезает из земли, вянет 4. Я люблю еѐ кушать 5. Огород 1. Капуста 2. Зеленая, хрустящая 3. Продается, растет, варить 4. Еѐ кушают люди 5. Пирожки | Лексическая тема «Посуда» 1. Посуда. 2. Чистая, прозрачная. 3. Мыть, варить, расписывать узорами. 4. Посудой можно брякать. 5. Хочется покушать.
1. Посуда 2. Белая, глубокая 3. Налить, разбить, поставить 4. Осторожно… 5. Хочется помыть. |
Лексическая тема «Фрукты» 1. Яблоко 2. Круглое, сочное 3. Лежит на тарелке, висит на ветке. 4. Люблю яблочный компот 5. Дерево
1. Груша 2. Зеленная, сладкая 3. Продается, моется, лежит 4. Я люблю еѐ кушать 5. Дом 1. Апельсин 2. Оранжевый, вкусный. 3. Лежать в вазе 4. Делить на дольки 5. Стол
1. Банан 2. Желтый, сладкий 3. Мыть, снимать кожуру, есть 4. Я его кушаю 5. Холодильник | Лексическая тема «животные» 1. Лиса 2. Хитрая, пушистая 3.Ловит, ест, ходит тихонько 4. Не люблю – хитрит и ест мышей 5. Съела колобка
1. Кошка 2. Ласковая, домашняя 3. Мяукает, царапает, прыгает 4. Люблю котенка 5. Пушистая шерстка у нее |
Лексическая тема «Зима»
1. Зима 2. Белая, волшебная 3. Зима подарила снег, укутала деревья, дарит горки 4. Люблю кататься на горке 5. Холод
1. Зима 2. Холодная, снежная. 3. Морозит, наступает, приходит. 4. Я люблю зиму. 5. Я строю горки, крепость. |