Творческий проект «Морские фантазии»
проект (7 класс)
Занятия творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_morskie_fantazii.docx | 41.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект
Название проекта - «Морские фантазии»
Руководитель проекта – Пивкина И.Н.
Проект является дополнительной образовательной программой во внеурочное время.
Учебные дисциплины близкие к теме проекта - технология.
Тип проекта:
Познавательно-творческий.
Долгосрочный.
Сроки реализации проекта 2 года.
Участники проекта
Педагог.
Воспитанники в возрасте 10-17 лет.
Форма занятий
Коллективная, групповая, индивидуальная, практическая, выставка, творческий конкурс.
Режим занятий
1раз в неделю по 45 минут.
Пояснительная записка
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является саморазвитие личности каждого ребенка, отработка навыков, формирование и закрепление устойчивого интереса к декоративно – прикладному искусству, развитие творческого воображения и самостоятельности в процессе освоения окружающего мира через собственную продуктивную творческую деятельность.
Направленность программы проекта представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления. В соответствие с концепцией современного образования в основу программы были положены такие составные части как:
- изучение истории происхождения той или иной техники,
-связь с литературным творчеством, музыкой,
-интегрированная связь с другими предметами и образовательными программами.
Новизна данной программы заключается в использовании новых форм и видов занятий, современных образовательных технологий и методических материалов. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Использование современных здоровьесберегающих технологий способствует исправлению не только дефектов здоровья воспитанников, но и поможет нормализовать их психическое и физическое состояние.
Актуальность
Занятия творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками.
Мне хотелось, чтобы дети научились делать красивые работы из ракушек и развивали свои творческие способности и фантазию.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что на занятиях дети работают руками, изготавливая различные поделки из природного материала (ракушек), тем самым развивается моторика рук ребенка. Уровень развития «ручной умелости» тесно взаимосвязан с речью и способствует ее развитию, развивает словарный запас ребенка, грамматический строй, связную речь детей. Занятия развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом, обогащают детей новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют их.
Морские и речные ракушки – удивительный, не обычный для нашего региона природный материал – красивый, разнообразный по форме и цвету, что вызывает у воспитанников особый интерес к данному виду искусства.
Работа с ракушки способствует развитию у детей воображения, памяти, глазомера, формированию мыслительных операций, зрительно – двигательной координации.
Занятия поделками из ракушек совершенствуют трудовые умения ребенка, формирует культуру труда, способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, чтобы получить желанный результат.
Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с поделками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить ее.
Материал направлен:
-на формирование новых знаний о разновидностях морских раковин;
-на приобретение навыков работы с ракушками;
-на умение использовать ракушки в изготовлении поделок.
Концепция проекта
Данный проект основан на принципе постепенности: от знакомства до позитивной деятельности, личном участии в мероприятиях, благодаря чему ребенок с ограниченными возможностями получает возможность для самореализации и повышения самооценки.
В основу концепции положен комплексный и системный подход к приобретению навыков, а также принцип личностной направленности - учет индивидуальных возможностей, склонностей и интересов, своеобразия характеров детей с ограниченными возможностями, подчеркивание личностных достоинств и опора на положительные качества личности.
Основные направления проекта:
организованные формы обучения - занятия;
совместная деятельность педагога и воспитанника;
самостоятельная деятельность обучающихся;
рассматривание поделок, образцов, фотографий, иллюстраций;
художественное творчество;
расширение кругозора за счет сообщения сведений различного характера.
Принципы реализации проекта:
принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. с учетом проведения мониторинга состояния здоровья обучающихся с использованием АПК (аппаратно–программного комплекса), в т.ч. личностных, возрастных особенностей детей, уровня их психического и физического развития, их сопутствующих дефектов;
принцип интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, игры и т.д.);
принцип доступности;
принцип постепенности;
принцип системности.
Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:
Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.
Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого материала.
Максимум поощрения, минимум наказания.
Обучение детей посильным приемам регуляции поведения.
Этапы проекта
I. Этап - Подготовительный.
1. Введение в тему проекта.
2. Изучение среды обитания ракушек.
3. Основные приёмы работы с ракушками.
4. Оборудование для работы с ракушками и техника безопасности.
5. Создание эмблемы проекта.
II. Этап - Практический.
Реализация проекта
Воспитатель оказывает детям практическую помощь, направляет, корригирует и контролирует выполнение проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
III. Этап - Заключительный.
1. Выставка творческих работ воспитанников.
2. Участие в творческих конкурсах разных уровней: местном,
муниципальном, региональном, областном, всероссийском.
3. Создание презентации - творческий проект «Морские фантазии»
4. Оформление фото отчёта.
5. Обобщение опыта работы по проектной деятельности на МО воспитателей и педагогическом совете ОУ.
Технология процесса и необходимые материалы
Изготовление поделок происходит по следующей схеме:
определение частей поделки;
отбор необходимого материала;
изготовление основных частей поделки;
изготовление дополнительных деталей;
соединение всех частей поделки;
оформление поделки дополнительными материалами (украшение).
При выполнении работы первым и главным решением является определение того, что предполагается изготовить, т.е. название изделия (идея). На этом этапе представлений можно воспользоваться специальным приемом, называемым «звездочкой обдумывания». (см.Приложение №1)
Цели проекта
Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощение в художественной работе собственной неповторимости и индивидуальности.
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения приемами работы с ракушками.
Задачи:
Коррекционно - обучающие:
знакомить учащихся с разнообразными видами ракушек, местами их обитания;
знакомить детей с основными видами работы с ракушками;
формировать умения следовать устным инструкциям;
формировать художественные умения и навыки работы с ракушками;
создавать композиции выполненными из ракушек.
Коррекционно – развивающие:
активизировать речь рассказом-описанием ракушек и поделок;
развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
развивать конструктивное мышление и сообразительность (смекалку),
изобретательность;
развивать творческие способности;
развивать у детей способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
Коррекционно - воспитательные:
вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству, воспитание эстетического вкуса;
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Ведущая идея данного проекта — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Дидактическое и техническое оснащение программы проекта
Дидактическое
Пособия по технологии изготовления поделок.
Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
Наглядные пособия: образцы готовых изделий, технологические карты, инструкционные карты, таблицы по технике безопасности, компьютерные презентации, иллюстрации, журналы.
Материалы
Ракушки различных видов и размеров, кораллы, камешки.
Клей ПВА для скрепления твердых поверхностей.
Гуашь, акриловые краски.
Лак, который не только закрепит краску, но и сделает поделку более стойкой к внешним воздействиям, но и придаст ракушкам и камешкам блеск и гладкость. Для работы можно использовать масляный или акриловый лак, выбирая наиболее удобный для своих изделий. Небольшие поделки вполне можно покрыть бесцветным лаком для ногтей. Особую декоративность ракушкам и камешкам придадут цветной лак и лак с блестками.
Пластилин для скрепления отдельных частей композиции или фигурки,
для создания красивого фона картины, панно или миниатюры.
Речной или морской песок служит дополнительным декоративным материалом при изготовлении самых разнообразных поделок.
Проволока разной толщины. Для каждой отдельной поделки подбирается
индивидуально.
Нитки, пряжа, всевозможные лоскутки ткани различных цветов и фактур, а также кожа, мех и замша для создания определенных поделок и дополнительного украшения.
Стеклянные и керамические емкости годятся для поделок с использованием морских камешков и ракушек. Бутылки необычной формы станут великолепной основой для сувениров и предметов декора интерьера. Мелкие камешки оригинальной расцветки и маленькие ракушки можно насыпать в прозрачные емкости из стекла.
Бисер, бусины, пуговицы – элементы, которые придадут поделкам большую декоративность и яркость. Кроме того, эту фурнитуру вместе ракушками также используют для изготовления бижутерии. Разноцветный бисер часто применяют для заполнения пустот на картинах, панно. Причем для своих изделий вполне сгодится излишек самого разног бисера, который остался от изготовления других поделок.
Инструменты
Простой карандаш требуется для нанесения контуров картин, панно, миниатюр, а также для составления эскизов будущих работ.
Шило нужно для выполнения аккуратных проколов на картоне или оголите.
Кисточки. Мягкие кисточки из натуральной щетины используют для красок, а щетинные кисточки – для клея.
Стеки при лепке из пластилина или глины
Круглогубцы при работе с проволокой для закручивания проволоки и формирования различных фигурок.
Кусачки для отрезания нужного кусочка проволоки.
Дрель, сверла для выполнения отверстий в ракушках и камушках. Причем для ракушек применяется очень тонкое сверло. Для того чтобы раковина
в процессе сверления не треснула, место для отверстия следует оклеить с обеих сторон скотчем.
Напильник необходим для обработки обломков ракушек и формирования их гладкого края.
Наждачная бумага разной зернистости используется для шлифования поверхностей раковин и камне
Техническое
Ноутбук.
Мультимедийный проектор для показа научно-популярных фильмов, сюжетов и презентаций, проведения физкультминуток.
МФУ.
Магнитофон.
Видео - и фотокамера.
Методы, используемые в ходе реализации программы проекта.
Наглядные - показ образца педагогом, пример, помощь.
Словесные - объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок.
Практические - самостоятельное и совместное выполнение поделки.
Репродуктивные - воспроизводящие.
Иллюстративные - объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала.
Проблемные - педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её
решения.
Приемы используемые в ходе реализации программы проекта:
- беседа
- рассказ
- использование художественного слова
- объяснение
- игра
- упражнения
- наблюдение
- рассматривание
- показ образца
- показ способов выполнения
- совместный анализ выполненной работы
- похвала
- одобрение
- благодарность
- поощрение
Применение современных здоровьесберегающих технологий на различных этапах занятиях (см. Приложение №1)
Гимнастика для глаз.
Гимнастика бодрящая.
Гимнастика пальчиковая.
Гимнастика корригирующая.
Гимнастика дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Физкультминутки, или упражнения – энергизаторы.
Технологии музыкального воздействия.
Технологии воздействия цветом.
Технологии коррекции поведения
Динамические паузы.
Ритмопластика.
Психогимнастика..
Логоритмика.
Релаксация.
Арттерапия.
Тематический план занятий проекта «Морские фантазии»
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение в тему проекта | 5 |
«Где живут ракушки» «Виды морских раковин» «Рабочее место и техника безопасности» «Основное оборудование для работы с ракушками» «Создание эмблемы проекта» | 1 1 1 1 1 | |
2 | Выполнение самых простых изделий | 18 |
«От ракушки до зверушки» «Бабочка» «Рыбки» «Мышата» «Лягушонок» «Медвежонок» «Сова» «Щенок» «Котёнок» | 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 | |
3 | Выполнение более сложных изделий | 12 |
«Пальма» «Павлин» «Лебеди» «Сакура» «Подсвечник для свечи» «Панно ваза с цветами» | 2 2 2 2 2 2 | |
4 | Выполнение сложных изделий | 14 |
«Сувениры» «Картины из ракушек» «Подвесные украшения» | 6 4 4 | |
5 | Выполнение изделий по замыслу | 20 |
«Полезные поделки» | 20 | |
6 | Подведение итогов | 3 |
«Оформление творческой выставки» «Презентация - отчёт «Творения из ракушек»» | 2 1 | |
7 | Итого | 72 |
Планируемые результаты универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Познавательные УУД:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства,
представлять себе, их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в
декоративно-прикладном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;
- развивать художественный вкус, как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям декоративно – прикладного искусства.
Коммуникативные УУД:
- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно
строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- формировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные УУД:
- выбирать художественные материалы, средства художественной
выразительности для создания творческих работ;
- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил
композиций, усвоенных способов действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать
свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой
деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания
образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе оценки и характере сделанных ошибок.
Воспитанники должны знать:
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с ракушками;
- названия и назначение инструментов;
- названия и назначение материалов, их элементарные свойства,
использование, применение и доступные способы обработки;
- исходные формы изделий;
- приемы доработки исходных форм;
- последовательность технологических операций;
- культуру поведения и труда.
Воспитанники должны уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые
навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с
различными материалами и инструментами;
- выполнять исходные формы любых размеров и пропорций;
- правильно использовать приемы доработки исходных форм;
- пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;
- самостоятельно выполнять несложное изделие;
- оформлять готовое изделие;
- правильно вести себя в общественных местах;
- оказывать посильную помощь товарищам и взрослым;
- организовывать свое рабочее место и досуг;
- заботиться о своем здоровье.
Ожидаемые результаты:
- укрепление физических и психологических сил детей;
- приобретение ими новых знаний в области животного мира морей и рек; - формирование способности применять теоретические знания на практике;
- развитие свободной творческой личности;
- развитие потребности в создании собственной поделки;
- развитие у детей творческих способностей, фантазии, самостоятельности,
активности, воображения, эстетических способностей;
- развитие интереса к новому виду декоративно-прикладного творчества –
поделки из ракушек;
- развитие мелкой моторики пальцев;
- формирование ощущения удовлетворенности;
- позволит детям почувствовать свою значимость.
Оценка результатов проекта
Результатом реализации данного проекта являются выставки детских работ на местном, муниципальном, региональном, областном, всероссийском уровне. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для ветеранов, учителей, родителей и т.д.
Литература
Воронов В.В. Разнообразиеорм воспитательной работы. //Воспитание школьников. – 2001. №6
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: Учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Москва - Ростов-н/ Д: Творческий центр «Учитель»,2000
Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение / Р.П. Карлина – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2016. – 311 стр.
Справочник педагога дополнительного образования / Л.Б. Малыхина, - Волгоград: Учитель, 2016. – 239 стр.
С.В. Ращупкина Поделки из морских камешков и ракушек: РИПОЛ классик: М. 2012
Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Полет фантазии"
Подробное описание творческого проекта по технологии, участника регионального этапа олимпиады...
творческий проект по технологии "Ленточные фантазии"
Подарки своими руками...
Творческий проект "Цветочная фантазия" в технике квиллинг.
творческий проект...
Творческий проект - настенное панно "Цветочная фантазия"
Цель проектно – исследовательской работы: изготовить оригинальное панно для интерьера комнаты из рыбьих косточек, декорированного жемчужными бусами и бисером. Методы ...
Творческий проект по изо "Наша "Фантазия"
Творческий проект по оформлению школьного кафе "Фантазия"....
Творческий проект" Фантазия из лент " Японское искусство "Канзаши"
Творческий проект " Фантазия из лент" Японское искусство "Канзаши "...
Творческий проект "Кожаная фантазия"
Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго. ...