Статья "Исследование представлений о цвете у старших школьников с нарушением интеллекта"
статья
В статье затрагивается проблема сенсорного развития и воспитания детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью при изучении представлений о цвете. Даются предложения и рекомендации для работы с детьми по этой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследование представлений о цвете у старших школьников с нарушением интеллекта | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Исследование представлений о цвете у старших школьников с нарушением интеллекта»
Подготовила учитель класса «Особый ребенок»:
Петришена Светлана Николаевна
Пушкинский район
г. Санкт-Петербург
2021/2022 уч. год
В настоящее время продолжает увеличиваться количество детей с проблемами в развитии, а именно, c умственной отсталостью, что является наиболее распространенным и тяжелым дефектом.
Специалисты, занимающиеся изучением умственно отсталых детей, отмечают, что основным признаком умственной отсталости является недоразвитие познавательной стороны деятельности. Это выявляется при решении любой задачи, в которой требуется способность к отвлечению и обобщению, установление логических связей и отношений между отдельными предметами и явлениями. Все эти проблемы проявляются и в сенсорном освоении этими детьми окружающего мира. Во всех видах продуктивной деятельности они отстают от своих сверстников. Это проявляется в искажении форм и пропорций предметов, в примитивности и фрагментарности изображений.
Сенсорное развитие предполагает формирование у детей процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Но полноценно оно может осуществляться только в процессе сенсорного воспитания, когда у них целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, и др., развиваются все виды восприятия, что является основой для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание направлено на развитие слухового, зрительного, , тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятия.
Представления о семи основных цветах спектра являются общепринятыми эталонами цвета. Усвоение сенсорных эталонов происходит в результате действий восприятия, которые направленны на обследование цвета, которые должны приобрести значение образцов.
Для исследования представлений о цвете у старших школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью мною создана адаптированная методика, состоящая из 8 заданий.
При создании методики опиралась на работы Л. А. Венгер (1978); Е. Ф. Войлоковой; Л. Ю. Ковалевой (2005); А. А. Катаевой, Ю. В. Нефедовой; (2010); Е. А. Стребелевой (2001); Т. Н. Дороновой, А. П. Зарин (2010); Ю. В. Андрухович С. Г. Якобсон (2004); Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгиной, Н. Б. Венгер (1988); Н. Г. Пилюгиной (1983).
Для каждого задания разработана бальная система оценки. Каждый параметр оценивается по балльной системе (от 0 до 5 баллов), в которой определенному числовому выражению соответствует качественная характеристика его проявления. Это позволяет провести качественный и количественный анализ полученных результатов. Совокупность заданий дает возможность получить разнообразные сведения об особенностях представлений о цвете у старших школьников с умеренной умственной отсталостью.
Для изучения представлений о цвете используются задания на узнавание цвета; называние цвета; чередование по цвету; дифференцирование предметов и фигур по цвету; соотнесение предметов и фигур по цвету; выделение цвета из нескольких близких цветов и отображение в изобразительной деятельности предметов определенного цвета.. При этом ставится задача выявить у старших школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью представления об основных цветах.
В процессе исследования представлений о цвете используются следующие материалы и оборудование: 6 кругов одного размера разных цветов; апельсин, 2 чистых листа бумаги, 2 кисти, 2 стакана - непроливайка и розетка из трех красок: красная, оранжевая, желтая и мольберт; бумага, клей и 6 квадратов, одинаковых по размеру и разных цветов; 2 маленькие коробочки и счетные палочки двух цветов по 6 штук; коробка с мозайкой, в которой отобраны по 5 элементов двух цветов; 6 прямоугольников разных цветов и 6 карточек с изображением предмета разных цветов; 3 карточки, на каждой изображены два цвета и 12 кружков по два одинаковых цвета.
Для проведения исследования необходимо создать определенные условия. Для начала нужно подготовить помещение: из комнаты убрать все лишние предметы, которые могли бы отвлечь или напугать ребенка. Перед проведением исследования нужно установить тесный контакт с ребенком, помочь ему в освоении комнаты.
При исследовании учитываются следующие показатели: эмоциональная реакция на факт исследования; понимание инструкции и цели задания; характер деятельности при выполнении задания; реакция на результат.
Все задания имеют игровой характер и предлагаются по увеличению степени сложности: от самого легкого до самого сложного.
В ходе исследования можно увидеть, что у старших школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью низкий уровень развития представлений о цвете. Учитывая важность сенсорных представлений для усвоения ими школьной программы, созданы рекомендации к работе по развитию представлений о цвете.
Для этого можно использовать дидактические игры и упражнения (как самостоятельные уроки или в качестве вводной части в других уроках).
Также проводить игры с природным, бросовым материалом и тканью, с бытовыми предметами-орудиями, конструктивные игры; в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде); на уроках по развитию речи, формированию математических представлений, музыке, физкультуре; в непосредственном общении с взрослыми в повседневной жизни.
Для повышения эффективности работы необходимо соблюдать следующие правила: игровая форма обучения и позитивный настрой; использование различных видов наглядности; учет потенциальных возможностей детей и их индивидуальных особенностей; понятность и доступность предложенного материала; частая смена деятельности; систематичность и последовательность проведения работы, а также многократная повторяемость; закрепление полученных знаний о цвете в продуктивных видах деятельности, в игре, в повседневной жизни и перенос их в новые ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.
В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....
Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в
Выступление на методическом объеденении учителей профессионально - трудового обучения . Для специальной (коррекционной) школы - интерната VI...
Игра как средство коррекции нарушений познавательной сферы у школьников с нарушением интеллекта
Данная разработка будет интересна педагогам-психологам, дефектологам и всем педагогам работающим в сфере коррекционной педагогики....
Дипломная работа "Коррекция нарушений чтения у младших школьников с нарушением интеллекта"
ВведениеГлава 1. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта1.1 Психофизиологические основы чтения1.2 Трудности в формировании навык...
Статья "Исследование представлений о цвете у младших школьников с нарушением интеллекта"
В статье затронута проблема умственной отсталости у детей и ее отражение на сенсорном развитии. Здесь исследуются представления о цвете у младших школьников с умеренной умственной отсталостью....
«Особенности нарушений речи у школьников с нарушением интеллекта»
Особенности нарушений речи у школьников с нарушением интеллекта...
Статья на тему: «Дидактическая игра, как один из приемов развития пространственных представлений у слабовидящих младших школьников с нарушением интеллекта»
Уровень интеллектуального развития младших школьников напрямую зависит от сформированности пространственных понятий и ориентировок в пространстве. Их несформированность является ключевым фактором, выз...