Коррекционная работа.
методическая разработка

Михайлова Юлия Николаевна

Коррекционная работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя логопеда

 и музыкального руководителя.

Логоритмика: взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Успех преодоления речевых расстройств зависит от многих факторов и от эффективного взаимодействия всех участников коррекционного процесса. В коррекционной работе с детьми с ОНР положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя.

Одним из эффективных приемов работы логопеда над произносительной стороной речи детей может выступать фонетическая ритмика (речевая ритмика). Содержание фонетической ритмики является обучение детей выполнению крупных и мелких движений тела, рук, ног, головы, всего корпуса, которые следует сопровождать произнесением как звуков и слогов, так и слов и фраз. Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь и более успешно овладеть произносительными умениями.

Г. А. Волкова, развивая идеи В. А. Гринер и Н. С. Самойленко [1941], рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций следующие средства логопедической ритмики:

- вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);

- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

- упражнения, регулирующие мышечный тонус;

- упражнения, активизирующие внимание;

- счетные упражнения;

- речевые упражнения без музыкального сопровождения;

- упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;

- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

- ритмические упражнения;

- пение;

- игру на музыкальных инструментах;

музыкальную самостоятельную деятельность;

- игровую деятельность;

- упражнения для развития творческой инициативы;

Вокальное музицирование предполагает приведение голосового аппарата в рабочее состояние, настройку слуха и внимания, знакомство с возможностями человеческого голоса. Для этого используем игры по развитию голосового аппарата, звукоподражательные игры с пением, песенный фольклор, пение с движением и тональным аккомпанементом.

Инструментальное музицирование является основой формирования ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их заместителях. Это развивает фонематический слух, внимание, воображение и умение использовать характерное звучание инструментов при создании музыкальных картин.

. Танцевально-ритмические упражнения. Являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе подвижные). Осознание возможностей своего тела при выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств.

Планирование этой работы осуществляется совместно логопедом и музыкальным руководителем. При этом учитываются следующие принципы: наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, при построении занятия необходимо опираться на связь логопедической ритмики с физическими возможностями детей, ее оздоровительная направленность, связь с основными компонентами музыкальной деятельности с учетом механизмов и структуры речевого нарушения и развития личности в целом. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.

Игровые упражнения по развитию речи детей на основе фонетической ритмики на примере гласных звуков.

1.Цели:

1 Уточнение произношения гласных звуков

2 Развитие речевого дыхания.

3 Фонематической ритмики

Звук «А».

Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а.», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.

Интонация радости.

Звук «О».

Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.

Интонация удивления.

Звук «У».

И. п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.

Интонация угрозы.

Звук «Э».

И. п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч. Локти опущены (поза хирурга, одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.

Интонация укора.

Звук «И».

И. п.: руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и…», дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.

Интонация удивления и радости.

Звук «Ы».

И. п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).

Звук «Ы» произносится сердито.

2.Мимические упражнения:

Цель: способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.

Например: в лесу (тема “Дикие животные”):

Лисичка – хитрая,

Волк – злой,

Заяц – трусливый и т. д.

3. Стихотворения (речевые упражнения):

«Правая и левая»

Эта ручка – правая!

Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)

Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки)

Будет сильной правая!

Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно)

Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)

Таким образом, учитель-логопед осуществляет: постановку диафрагмально-речевого дыхания; укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа; формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков; коррекцию нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; обучение умению связно выражать свои мысли; обучение грамоте, профилактику дисграфии и дислексии; совершенствование мелкой моторики и т. д.

Музыкальный руководитель развивает: слуховое внимание и память, пространственное представления, координацию движений, умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок, а также воспитывает мелодико-интонационную сторону речи и фонематический слух.

Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению речевых дефектов явиться только совместная, взаимосвязанная работа всех специалистов дошкольного образовательного учреждения.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад “Средства коррекционной работы по развитию речи глухих детей “ Учитель-дефектолог Позднякова Татьяна Николаевна ГОУ специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида № 65

Значение устной речи для овладения языком, условия развития мышления глухих детей раскрыто в работах Ф.А, Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Работа по развитию устной ...

«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...

Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы

Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы ...

Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы

Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы...

«Коррекционное сопровождение обучения и воспитания детей с проблемами в развитии и о необходимости системного подхода к коррекционной работе в школе»

В презентации раскрываются принципы, методы и особенности психолого-педагогического сопровождения сопровождения глухих детей....

Обмен опытом. Инновационные технологии коррекционной работы в коррекционной школе.

В педагогике современной школы ключевым словом образовательного процесса  является развитие личности. От того, как личность человека сформирована в школе в процессе обучения различным дисциплинам...

ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗПР(КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ)ИМИСЯ С ЗПР(КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ)

Дискалькулия – нарушение способности считать разной степени выраженности. В большинстве случаев она выявляется в детском возрасте или в начальной школе и тогда же корректируется....