Консультация для родителей «ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ РОДИТЕЛЯМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»
консультация
Обучая ребенка чтению, родители нередко делают ошибки, на исправление которых педагоги и логопеды тратят потом не один месяц. Именно поэтому родителям необходимо знать, чего следует избегать, когда они делают первые шаги в этом нелегком деле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.docx | 149.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ РОДИТЕЛЯМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»
Обучая ребенка чтению, родители нередко делают ошибки, на исправление которых педагоги и логопеды тратят потом не один месяц. Именно поэтому родителям необходимо знать, чего следует избегать, когда они делают первые шаги в этом нелегком деле.
Ошибка №1. У родителей быстрая смазанная речь.
Что такое обучение чтению? Это соединение слухового и зрительного анализаторов. Изначально восприятие языка у нас происходит через восприятие фонемы — буквально, звука, который попадает к нам в ухо. И самая главная ошибка при подготовке детей к обучению чтению — быстрая смазанная речь взрослых.
Когда ребенок слышит вместо четких звуков «кашу» из звуков, у него будут проблемы с их различением. А впоследствии и с обучением чтению.
Ошибка №2. Неправильное обучение ребенка алфавиту.
Родители, желая быстрее научить ребенка алфавиту, делают грубую ошибку, которую потом сложно исправить. В основе обучения чтению не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребенку новую букву, например, М - следует научить его слышать звук [М] в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково — т.е. так, как звучит звук.
ЗВУК — это то, что мы слышим и произносим. Его можно петь, тянуть, говорить, голосить, слушать. БУКВА — это то, что мы видим и пишем, то есть графическое изображение звука.
Не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребенка читать.
Многие родители начинают обучение именно буквам, а не звукам. Показывают на букву и говорят: «Это буква "мэ" или "эм", это буква "рэ" или "эр"». Усваивая таким образом буквы, ребенок затем будет читать слово «мама» так: «эм-а-эм-а» или «мэ-а-мэ-а». Поэтому, очень важно, называть буквы так же, как звуки ([б], а не [бэ], [р], а не [эр]) до тех пор, пока ребенок не будет знать все буквы и читать слова и предложения с ними. Только тогда нужно познакомить с правильными названиями букв русского алфавита.
Кроме того, необходимо обращать внимание на слоговую структуру слова, чтобы он знал последовательность слогов.
Для этого надо отстукивать ритмы в ладоши или по столу. Например, «мо-ло-ко». Если ребенок плохо воспринимает речь на слух, для отстукивания можно использовать бубен или звучащие молоточки.
Ошибка №3. Неправильный выбор методики для обучения.
Следует поговорить о такой ошибке, как обучение побуквенному чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: «М!А!» — и только после этого читает сам слог: «МА». Читая побуквенно длинное слово, ребенок не помнит, какие звуки назвал и что за слово из них получается.
Правильное чтение — это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: «ММММА». Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога!
Родителям необходимо учитывать следующее:
- В русском языке гласных ЗВУКОВ всего 6 – [А],[У],[О],[И],[Ы],[Э], а гласных БУКВ 10: А,О,У,И,Ы,Э,Я, Е,Е,Ю.
- Йотированные гласные буквы содержат по два звука: Я=[Й+А], Е=[Й+Э], Е=[Й+О], Ю=[Й+У].
- Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков в русском языке – 42, за счет мягких согласных (например, буква М обозначает два звука – [М] и [МЬ], как в словах мал-мял; буква Б обозначает два звука – [Б] и [БЬ], как в словах был-бил и т.д).
- Звуки Ц, Ж, Ш не имеют мягких пар, они всегда твердые. Звуки Й, Ч, Щ не имеют твердых пар, они всегда мягкие.
При обучении чтению лучше придерживаться традиционного метода через звуко-буквенный анализ, слоговое чтение и сопоставление слова с картинкой.
Ошибка №4. Психологическое давление.
Нередко родители сравнивают своего ребенка с другими детьми. Одним из критериев оценки становится умение читать. Старшее поколение забывает, что процесс познания у дошкольников долгий и трудоемкий.
Мамы и папы, бабушки и дедушки начинают требовать быстрых и хороших результатов с помощью запугивания, угроз, ультиматумов.
Любое обучение, в том числе и чтению, должно быть комфортным для ребенка и родителей, приносить удовольствие, пробуждать интерес. Только при благоприятных условиях у ребенка появится желание научиться читать и понять тяжелый мир букв и звуков, получать знания из книг.
Ошибка № 5. Отсутствие культуры чтения в семье.
Научить читать недостаточно для того, чтобы дети продолжали самостоятельно и с интересом совершенствовать свои навыки. Здесь нужен комплексный подход, в том числе и личный пример родителя. Ребенок подражает маме и папе буквально во всем. А значит, завидев кого-то из родителей с книгой, он непременно повторит это.
Поэтому, если в семье решили учить ребенка чтению, важно:
- читать вслух, устраивать семейные посиделки с книгой;
- слушать аудиокниги;
- читать книги самим, обсуждать их.
Без соблюдения последнего условия взрослым вряд ли удастся по-настоящему привить ребенку любовь к чтению.
Успехов Вам и терпения, уважаемые родители!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению.
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.Как помочь ребенку, если он забывает, путает,неправильно пишет буквы?Консультации для родителей....
Советы родителям по обучению детей чтению
раскрываются приемы правильному обучению дошкольников чтению...
Советы родителям по обучению детей чтению.
В материале даны советы родителям как самим, без помощи педагога обучить детей правильному чтению....
Консультация для родителей:" Игры на развитие мышления детей, используемые в домашних условиях.
В консультации даны игры на развитие мышления детей дошкольного возраста, которые можно использовать в домашних условиях....
Играем вместе "Игры, игровые упражнения для развития речи детей дошкольников в домашних условиях"
игры, игровые упражнения на развитие мелкой моторики и закрепление различных речевых навыков...
Рекомендации для родителей по проведению логопедических упражнений в домашних условиях
Буклет с рекомендациями для родителей....
«Сотрудничество и взаимодействие учителя-дефектолога и родителей в обучении детей с ОВЗ в условиях ООП»
Ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении и воспитании детей с ОВЗ. Такие дети нуждаются в коррекционной помощи. Является очевидным, что для полноценно...