Поведенческие расстройства у детей. Возможные пути коррекции средствами мульттерапии
учебно-методический материал
В данной статье автор делится собственными практическими наработками в области работы по формированию и развитию адаптивного поведения у детей при помощи средств мульттерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo_multterpiya_v_korrektsii_narusheniy_povedeniya.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Поведенческие расстройства у детей, возможные пути коррекции средствами мульттерапии»
Всем известно, что существуют различные направления, техники, методы, приемы, способствующие коррекции, сглаживанию негативных проявлений в поведении, и сегодня мне хотелось бы рассказать о своем опыте работы по развитию представлений об элементарных правилах поведения, по формированию адаптивного поведения у детей с использованием анимационных технологий, а именно, включение в содержание коррекционно – развивающих занятий элементов такой техники, как мульттерапия.
Напомню, что мульттерапия – активно развивающееся направление в коррекционной работе с различными возрастными категориями людей, имеющими проблемы того или иного генеза, а при работе с детьми с ОВЗ – просто находка. Почему именно это направление работы так востребовано в работе педагогов, воспитателей, специалистов?
Ничего удивительного, т.к. мышление у ребенка наглядно – действенное, в некоторых случаях – наглядно – образное, и в связи с этим мультфильмы воспринимаются как реальные истории, и дети интегрируют их в свой собственный опыт практически без сопротивления психологических защит. Подражая, они копируют героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, которые в них демонстрируются, причем, поведение персонажей воспринимается как правильное и естественное. И это является большим подспорьем при организации работы по формированию алгоритмов желательного поведения. Что подразумевается под термином «желательное поведение»? Безусловно, это соблюдение общепринятых норм и правил поведения и умение разрешать конфликтные ситуации мирным способом.
Также в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка в процессе занятий решаются определенные задачи, которые носят комплексный характер и направлены на решение проблем психомоторного, когнитивного и речевого развития детей.
Выделяют два направления в работе с мультфильмом: - пассивное (просмотр) и – активное (создание).
На своих занятиях я использую комбинированный метод: пассивно – активный. С учетом того, что уровень возможностей детей очень разный, применяется принцип индивидуально – дифференцированного подхода, который выражается в подборе определенных методов, приемов и форм работы.
Условно, дети, которые посещают мои занятия, подразделяются на 3 группы:
1 группа – самая слабая. Для просмотра подбираются самые простые мультфильмы. Основные направления работы с этой категорией: - стабилизация эмоционального состояния и формирование и развитие элементарных эмоциональных представлений. Основные задачи: научить замечать, выделять и различать полярные эмоции (радость, грусть). Ведущая роль здесь принадлежит взрослому, активная обратная связь практически отсутствует. Последовательность работы: - При просмотре фрагментов привлечение внимания ребенка к мимике и жестам героев; - имитационные игры (покажи также); - практические задания: собери пазл с героем мультфильма, подбери мультгерою улыбку, раскрась героя, который грустит и т.д. Также могут использоваться мультфильмы, обучающие культуре приема пищи, гигиене – последовательность такая же: привлечение внимания и закрепление в процессе имитационных игр.
2 группа – дети могут воспринимать более сложные сюжеты; появляется возможность работать с широким спектром эмоций (радость – грусть – страх – злость); способны на элементарные игровые действия при поэтапной организации со стороны педагога. Последовательность работы: - Обращаем внимание на ярко выраженные поведенческие особенности героев мультфильмов; - проигрывание простых ситуаций с героями мультфильмов (здесь мы можем использовать как готовые персонажи, так и созданные, например: с помощью пластилина). Активная роль здесь также принадлежит взрослому.
3 группа – самая малочисленная. Дети способны правильно воспринимать и понимать содержание сюжетов, выражать собственные чувства как через вербализацию, так и через творческие виды деятельности (лепка, рисование). Появляется возможность работы с личным психотравмирующем опытом ребенка и выработке у него желаемых норм поведения. Акцент делается на создании условий для эмоционального переживания и проживания детьми коррекционных ситуаций, раскрывающихся в мультфильме; помощи в осознании трудностей героев и их причин; обучении анализу собственного поведения в подобных ситуациях и самый высокий уровень – получении вариантов решения проблем. Применяются такие виды работы как:
- совместный просмотр с параллельным комментированием с целью осмысленного восприятия содержания сюжета; - проигрывание отдельных отрывков мультфильма по ролям с целью активизации личного опыта ребенка; - создание персонажей мультфильмов при помощи продуктивной деятельности. Активно используем словесный метод «беседа»; разнообразные творческие задания.
В процессе беседы происходит обсуждение по определенному алгоритму:
- Кто из героев больше понравился?
- Какие чувства испытывали герои?
- Кто, наоборот, больше всего не понравился?
- На месте кого из героев тебе хотелось бы оказаться?
- А в жизни такое бывает? Чтобы ты сделал в подобной ситуации?
Варианты творческих заданий могут быть: - написать письмо понравившемуся персонажу; - сделать открытку, маленький подарок для понравившегося героя; - создать книгу правил «Как себя вести» и т.д..
Важно отметить, что на занятиях от ребенка не требуются «правильные» или «красивые» рисунки. Но при этом, систематически, ненавязчиво педагог обращает внимание ребенка на общие понятия образа, формы, цвета, величины, пространственного расположения.
При организации занятий акцент делается на частой смене деятельности и использовании здоровьесберегающих технологий. Так, процесс изготовления персонажей в процессе лепки, рисования сменяется играми на импровизацию, разыгрывание ситуаций. Такое чередование исключает быструю утомляемость, снимает психологическое напряжение.
Подбор мультфильмов осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка в соответствии с психолого – педагогическими и гигиеническими требованиями к просмотру (количество спецэффектов, соответствие действий героев реальной жизнедеятельности и знаниям детей, доступность содержания речи героев, проявления агрессивных действий и т.д.)
На материале каких мультфильмов строится работа?
Конечно, это – сказки. Лучше всего дети воспринимают и любят сказки о животных; сказки, где есть добрый и злой персонаж.
Для первой и второй групп детей в содержание занятий включается работа со сказками «Курочка ряба»; «Колобок»; «Теремок»; «Три медведя»; «Маша и медведь»; для третьей группы можем использовать мультфильмы: «Кот Леопольд»; «Антошка»; «Нехочуха»; «Птичка Тари»; «Бегемот, который боялся прививок»; «По дороге с облаками».
Вывод: Организация и розыгрыш сюжетов мультипликационной игры позволяет наиболее наглядно показать детям различные чувства, состояния, эмоции и ощущения, которые их окружают повсеместно. В процессе розыгрыша сюжета происходит закрепление информации о социальных взаимоотношениях; формируется понимание о чувстве сострадания, сопереживания, стремления поделиться добротой, оказать помощь; развиваются навыки целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция поведенческих расстройств у детей с нарушением интеллекта с помощью арттерапии
В последнее время логопеды, психологи, педагоги, врачи-психотерапевты психиатры отмечают, что поведение многих детей характеризуется неуверенностью в себе, робостью, чрезмерной стесн...
Поведенческие расстройства у детей с нарушением интеллекта.
Консультация об особенностях поведения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в специальной(коррекционной) школе VIII вида....
Доклад: «Коррекция поведенческих расстройств у детей с ОВЗ»
Расстройством поведения считается поведение, обращающее на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям и отличающееся от поведения тех, кто укладывается в нормати...
Профилактика и коррекция поведенческих расстройств и агрессивности у подростков c лёгкой умственной отсталостью»
Материалы подготовлены с целью психокоррекции агрессивности у подростков с легкой умсвенной отсталостью. Только системный подход к проблеме предупреждения и коррекции поведенческих расстройств и агрес...
«Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у умственно-отсталых (интеллектуальными нарушениями) детей».
Выступление на семинаре по дефектологии «Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у умственно-отсталых (интеллектуальными нарушениями) детей». 16.12....
Доклад «Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у умственно отсталых детей»
Сегодня нарушения в поведении детей с умственной отсталостью приобретают все большую социальную значимость. Отклонения от общепринятых социальных и морально-нравственных форм поведения таких детей ста...
«Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у умственно отсталых детей»
Скажи и я забуду, покажи и я запомню, дай действовать Скажи и я забуду,покажи и я запомню, ...