Конспект занятия "Путешествие в зимний лес"
план-конспект
Специалисты службы психолого - педагогического сопровождения могут использовать материалы занятия в комплексной коррекционно - развивающей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_puteshestvie_v_zimniy_les.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тип занятия: интегрированное
Организационная форма занятия: подгрупповая
Тема занятия: Путешествие в зимний лес.
Цель: активизация познавательной деятельности в процессе выполнения произвольных целенаправленных действий с материалами, предметами.
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать знания учащихся по теме: «Животные – герои русских народных сказок;
- актуализировать знания учащихся по теме: «Геометрические фигуры»;
- закреплять представления в процессе выполнения практической деятельности;
- тренировать умения выполнять действия по наглядному образцу и словесной инструкции; применять полученные знания для решения аналогичных задач;
Коррекционно-развивающие:
- корригировать и развивать познавательные процессы при восприятии формы, цвета, величины, свойств предметов;
- корригировать и развивать точность, координацию, согласованность движений кистей рук, пальцев;
- развивать тактильно-двигательное восприятие, конструктивный праксис и сенсомоторную координацию;
- развивать навыки анализа и синтеза при выполнении мыслительных операций (анализ особенностей деталей предметов, соотнесение их с геометрической фигурой; осуществление анализа пространственных отношений между предметами);
- расширять словарный запас учащихся через речевое взаимодействие с ними, в том числе, с помощью средств альтернативной коммуникации;
- корригировать и развивать графические навыки в процессе выполнения упражнений;
Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к выполнению заданий;
- прививать навыки аккуратности при выполнении заданий;
- формировать навыки социального поведения;
Здоровьесберегающие:
- создавать благоприятный психологический климат;
- чередовать статические и динамические задания
БУД
Предметные: формирование координированности движений; формирование сенсорных эталонов.
Регулятивные: формирование умения выполнять задания в соответствии с целью;
способствовать обучающимся в контролировании и оценке действий на доступном уровне.
Коммуникативные: развитие навыков понимания обращенной речи, умения поддерживать контакт в процессе занятия на доступном уровне.
Личностные: формирование у обучающихся практических навыков; приобретение опыта социальных межличностных отношений.
Оборудование:
домик; фигурки зайца, лисы, медведя, птицы; счетные палочки; набор геометрических фигур; ватные диски; бутылочки с крышкой; мелкие баночки; семена, крупа; карточки: «Морковка», «Бусы», «Дорожка», клей -карандаш, заготовка бочонка для меда; пиктограммы "Настроение", карточки "Снежинки", разрезная картинка "Снежинка", муляжи "Снежные комочки", коробка - корзинка.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Какие задачи реализовывались |
1.Организа- ционный этап | А. Приветствие Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Мне кажется, что у вас хорошее настроение. Чтобы я точно знала, какое у каждого из вас настроение, давайте внимательно посмотрим на наши картинки с разными настроениями и выберем подходящие. Давайте прикрепим их на доску, пусть эти лица смотрят на нас все занятие. Б. Дыхательные и кинезиологические упражнения (Психогимнастика) Я открою вам секрет. Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Чтобы мы в дороге не устали, чтобы у нас все получалось, давайте немного потренируемся. Упражнения: 1. Встаньте ровно, выпрямите спину, ноги слегка расставлены. Носом делаем глубокий вдох; задержали дыхание; а теперь медленно выдыхаем через рот (3 раза); 2. Делаем носом глубокий вдох и одновременно поднимаем плечи и «втягиваем голову»; задержали дыхание; а теперь медленно выдыхаем через рот и резко опускаем руки вниз (3 раза); 3. Подготовим руки к работе. - Помассировали ладошки; - потерли ладошки друг о друга; - погладили руки. - Помассируем пальчики: - дотрагиваемся пальчиками поочередно до большого пальца; - нажимаем посильнее; - сжимаем пальцы в кулачки; - разжимаем; - «поиграем» пальчиками (перебираем в воздухе), ладошки внизу; - «поиграем» пальчиками (перебираем в воздухе) ладошки вверху. Руки к работе готовы. 4. Делаем "массаж" лица: - «Лепим личико» - провести руками по краю лица. - «Лепим волосы» - нажать подушечками пальцев на корни волос. - «Лепим брови» - провести кончиками пальцев по бровям. - «Лепим глаза» - провести указательным пальцем вокруг глаз. - «Лепим нос» - провести указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз. - «Лепим уши» - пощипать мочки ушей, погладить уши. - «Лепим подбородок» - погладить подбородок. - «Рисуем носом солнышко» - покрутить головой, нарисовать носиком лучики – выполнение соответствующих движений головой снизу вверх: «Жжик-жжик-жжик». - Произносим: «Я хороший, добрый, красивый», одновременно погладить себя по голове. Молодцы! Теперь мы с вами стали сильными, ловкими и готовы отправиться в путешествие. Смотрим и делаем, как я! В. Упражнение: "Высоко шли ноги" - Высоко шли ноги по снегу без дороги (идти медленно, еле поднимая ноги), - Как тропинку увидали, побыстрее зашагали (быстрый шаг с топотом). Куда это мы с вами попали? | Дети встают в круг и улыбаются друг другу. Дети рассматривают пиктограммы "Настроение", осуществляют выбор понравившейся пиктограммы, прикрепляют картинки на доску. Дети по образцу выполняют упражнения из комплекса "Психогимнастика" Дети по образцу выполняют имитационные движения. | Положительный настрой на занятие. Активизация внимания, усиление мозговой активности |
2.Актуали-зация опорных знаний | А. "На какие геометрические фигуры похожи части домика?" Мы с вами попали на лесную полянку. Произнесу волшебные слова: Раз, два, три! На полянку приходи! На лесной полянке стоит сказочный домик. Давайте его рассмотрим, найдем все части домика. Нашли крышу у домика. Обведем ее пальчиком. На какую геометрическую фигуру похожа крыша у дома? Найдите треугольник среди других геометрических фигур. Покажите. Найдите окно на крыше домика. Обведите его пальчиком. Какого цвета окно? На какую геометрическую фигуру похоже это окно? Найдите круг среди других геометрических фигур. Покажите. Найдите окно зеленого цвета на стене дома. На какую геометрическую фигуру похоже это окно? Нашли квадрат среди других геометрических фигур. Показали окно слева от окна зеленого цвета. Какого оно цвета? На какую геометрическую фигуру похоже? Б. "Заборчик" Давайте построим около домика заборчик. Перед вами в коробочке лежат палочки двух разных цветов: синего и желтого. Надо выбрать палочки синего цвета и построить из них заборчик слева от домика. Посчитаем, сколько палочек синего цвета. Посчитаем, сколько палочек желтого цвета осталось в коробочке. В. Динамическое упражнение "Найди снежинки" 1. "Найди снежинки" Какой у нас красивый домик получился! Ребята, а какое сейчас время года? (Зима). Пока мы с вами украшали домик, подул сильный ветер, поднялась метель и наш домик упали снежинки: К нам снежинки прилетели, Поиграть с нами хотели. Кто снежинки найдет, В дом волшебный попадет! Ребята. куда упали снежинки? (На крышу, на окно, ...) 2. "Собери снежинку" Ой, а что случилось с этой снежинкой? (разрезная картинка "Снежинка") Пока снежинка к нам летела она разломилась на части. Давайте соберем снежинку! | - Нахождение крыши у сказочного домика. Обведение крыши пальчиком. Выделение треугольника среди других геометрических фигур: круг- треугольник- квадрат. Показ геометрической фигуры: треугольник. - Нахождение окна на крыше домика. Обведение окна пальчиком. Определение цвета окна. Выделение круга среди других геометрических фигур. Показ геометрической фигуры: круг. - Нахождение окна на стене дома. Определение, на какую геометрическую фигуру похоже окно. - Выделение квадрата среди других геометрических фигур. Конструирование из палочек заборчика слева от домика. Выбор палочек заданного цвета из двух представленных цветов. Пересчет палочек. Дети отвечают на вопрос. Педагог рассказывает стихотворение и одновременно выкладывает несколько снежинок на определенные части домика (крыша, окно). Дети отвечают на вопрос и осуществляют показ. Педагог демонстрирует разрезную карточку - картинку "Снежинка" Дети собирают разрезную картинку. | Коррекция, развитие мыслительной деятельности, зрительного, двигательно-тактильного восприятия; анализ особенностей деталей предмета: определение цвета, соотнесение с соответствующей геометрической фигурой. Коррекция, развитие внимания. Коррекция, развитие конструктивного праксиса. Коррекция, развитие зрительно-моторной координации. Коррекция, развитие навыков устного счета. |
3.Сообще-ние темы занятия | А. "Загадки про животных. Подарки для животных" В домике на лесной полянке живут наши любимые зверушки. Догадайтесь, кто они. А. Летом серый, зимой он белый. Прыгает ловко, грызет морковку. Зайчишка прыгает по лесу, оставляя на снегу следы. Давайте покажем, какие следы оставляет заяц на снегу. Возьмем лист бумаги -это снежная полянка. Ватные диски с кусочками пластилина пальчиком придавливаем на снежной полянке. Получаются следы, которые оставляет заяц на снегу в лесу. Б. Рыжая плутовка по лесу гуляет, пушистым хвостом следы заметает. Давайте сделаем украшение для лисы: бусы. Нанижем на шнурок маленькие макароны – получатся красивые бусы. В. В вперевалочку идет, Любит мед, зимой лапу сосет. Давайте украсим горшочек с медом для медведя. Выберем геометрическую фигуру, приклеим ее в середину горшочка. Слева наклеим круг красного цвета, справа – круг желтого цвета. Б. Динамическое упражнение "Животные" Ребята, а теперь давайте представим, что мы с вами превратились в наших животных: Заяц На пригорке у осинки Скачет зайка по тропинке. В лапках держит он морковку. И грызет ее так ловко! Лиса У лисицы острый нос, У нее пушистый хвост. Лиса важно похаживает, Шубу рыжую поглаживает! Медведь Косолапый и большой Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мед. Вперевалку зверь идет! В. "Покорми и напои птичку" Собрались все зверушки на лесной полянке. Прилетела на полянку птичка-невеличка. Зимой птичке голодно. Надо ее покормить. В кормушке собраны семечки, горох. Вы должны отделить семечки от гороха и переложить в отдельные мисочки. Аккуратно берем пальчиками правой руки по одной семечке, перекладываем в одну мисочку. Аккуратно берем пальчиками правой руки по одной горошине, перекладываем в другую мисочку. Угостим птичку семечками. Угостим птичку горошком. Возьмем маленькую бутылочку с водой. Откроем, проворачивая, крышку. Перельем из бутылочки воду в маленькую мисочку. Закроем крышку на бутылочке. Дадим в мисочке воды птичке попить. | Отгадывание загадки. Выбор, показ фигурки зайца. Надавливание пальцем на ватный диск с кусочком пластилина. Выкладывание ватных дисков («следов зайца») на снежную полянку. Отгадывание загадки. Выбор, показ фигурки лисы. Нанизывание маленьких макарон на шнурок. Отгадывание загадки. Выбор, показ фигурки медведя. На трафарете горшочка с медом приклеивание в середине геометрической фигуры: квадрат. Приклеивание слева круга красного цвета, справа- круга желтого цвета. Дети вместе с педагогом выполняют по показу имитационные движения (повадки зайца, лисы, медведя). Рассматривание птички. Перекладывание из общей кормушки семечек в мисочку. Перекладывание из кормушки горошка в мисочку. Откручивание крышки на бутылочке. Переливание воды из бутылочки в мисочку. Закручивание крышки на бутылочке. | Коррекция, развитие мыслительной деятельности. Коррекция, развитие мелкой моторики рук. Коррекция, развитие практических действий с материалами, предметами. Развитие точности движений пальцев, кисти рук. Коррекция, развитие целенаправленности движений. Коррекция, развитие пространственной ориентировки на плоскости, анализ пространственных отношений между предметами. |
4. Динами- ческая пауза | Динамическая игра "Снежки" Какие мы молодцы: и животным подарки приготовили, и птиц покормили! А теперь немного поиграем. Давайте вспомним, во что можно играть зимой? (в снежки!) 1. Давайте потренируемся, представим, что мы лепим снежок: Раз, два, три, четыре (загибать пальчики, начиная с большого пальца), Вместе мы снежки лепили ("лепить", меняя положение ладоней). Раз - подбросим, Два - поймаем, А потом точней бросаем! (имитация действий) 2. Берем в руки снежки (муляжи "Снежные комочки") и бросаем их в коробку. Посмотрим, кто из нас самый ловкий! | Дети отвечают на вопрос педагога. Дети совместно с педагогом по показу выполняют имитационные действия. Дети по очереди, стараясь не промахнуться, бросают в коробку муляжи "снежных комочков" | Предупреждение появления признаков переутомления. Снятие мышечного напряжения. |
5.Закрепле-ние материала. Выполне-ние игровых упражнений по карточкам. | "Игровые упражнения с использованием цветных карандашей" А. Сосчитай, сколько нарисовано зайчиков. Сколько нарисовано морковок? Кого больше? Чего меньше? Что нужно сделать, чтобы зайчиков и морковок стало поровну, или одинаково? (добавить еще одну морковку). Раскрась недостающую морковки, чтобы их стало столько же, сколько и зайчиков. Два зайчика, две морковки. Стало поровну, одинаково. Б. Нарисуй бусы для лисы. Продолжи ряд, обводя круги по контуру цветными карандашами в заданной последовательности: красная бусинка- красная-зеленая …. В. Собери мед для медведя. Обведи по точкам короткий путь пчелы к цветку карандашом красного цвета; Обведи по точкам длинный путь пчелы карандашом синего цвета. | Пересчет зайчиков, нарисованных на карточке. Определение количества нарисованных морковок. Определение, кого больше на карточке (зайчиков). Определение, чего меньше на карточке (морковок). Раскрашивание недостающей морковки. Обведение кругов – бус по контуру в заданной последовательности карандашами соответствующего цвета. Нахождение, обведение пальчиком короткого пути пчелы к цветку. Обведение по точкам короткого пути пчелы к цветку карандашом красного цвета. Нахождение, обведение пальчиком длинного пути пчелы к цветку. Обведение по точкам длинного пути пчелы к цветку карандашом синего цвета. | Коррекция, развитие зрительного восприятия. Коррекция, развитие мышления. Коррекция, развитие пространственных представлений. Коррекция, развитие мелкой моторики рук, точности движений. Развитие аккуратности при выполнении заданий. Коррекция, развитие внимания. |
6. Подведе-ние итогов занятия | "Что мы сегодня узнали?" Ребята, наше путешествие заканчивается. Где мы сегодня побывали? (в зимнем лесу, на лесной полянке) Каких животных мы с вами сегодня встретили? (Заяц, лиса, медведь) Давайте вспомним, что мы сегодня сделали своими руками, какие подарки приготовили для животных? (следы для зайца, бусы для лисы, горшочек с медом для медведя) Вам понравилось наше путешествие? Настроение у вас хорошее? - А теперь улыбнемся еще раз (улыбка), И пойдем спокойно в класс!!! | Дети отвечают на вопросы, демонстрируют результаты практической деятельности. | Установление положительной обратной связи для сохранения позитивного настроя. Рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока "Зимние забавы"
Тема урока: " Зимние забавы"Цели: закрепление представлений о зиме и её приметахуточнение , расширение и активизация словаря по теме "Зима"...
Конспект занятия "В зимнем лесу"
Конспект занятия по формированию произвольной деятельности у детей старшего дошкольного возраста...
Конспект новогоднего праздника "Зимняя сказка". Составила: Холодкова Ольга Семеновна, воспитатель МАДОУ №8 "Улыбка" г. Данкова
Мероприятие для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста....
КОНСПЕКТ КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ» СТАРШИЙ ВОЗРАСТ Коррекционная группа
1. Расширять и активизировать словарный запас по теме «Зимние забавы»:a) уточнить знания о временах...
Конспект игры-путешествия «Зимняя сказка» в подготовительной к школе группе.
Развитие звуко-слогового анализа и синтеза слова, предложения....
Конспект открытого занятия "Зимние забавы"
Формирование представлений о зимних играх и забавах детей. Уточнение и расширение словаря по теме. Формирование грамматического строя речи (образование существительных мн. числа Р.п.)....
Конспект занятия "Птицы зимнего леса"
Конспект занятия для обучающихся 2 класса по программе "Экология" 2 год обучения. Дети знакомятся с разнообразием зимующих птиц, обитающих в лесу, учатся узнавать по внешнему виду, классифицировать по...