Веселые стихи на автоматизацию трудных звуков.
методическая разработка
Веселые рифмовки, стишки на автоматизацию звуков "С", "Ш", "Л", "Р". Очень важно, что в стихах исключены другие сложные звуки, которые ребенок еще может произносить неправильно. С помощью такого забавного речевого материала ребенку будет нескучно автоматизировать звуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselye_stihi_na_avtomatizatsiyu_zvukov.docx | 799.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Веселые стихи, рифмовки на трудные звуки Хенсон С.А.
Оглавление
Правила автоматизации звуков в стихах. 2
Правила автоматизации звуков в стихах.
Стихотворные тексты используются логопедом, воспитателем или родителями на этапе автоматизации уже поставленного звука.
После постановки звука, переходят к этапу автоматизации. Автоматизацию звука проводят в определенной последовательности: сначала необходимо добиться легкого произношения изолированного звука (СССС), затем слогов с этим звуком (СА, СЭ, СЫ, СО, СУ), далее - слова с этим звуком, фразы, тексты, стихи, пересказы, самостоятельная речь.
Автоматизация нового звука в стихах, а затем в рассказах – предпоследний этап автоматизации. После него можно приступать к исправлению произношения звука в самостоятельной речи ребенка. Отработка звука в стихах позволяет подготовить ребенка к использованию нового звука в повседневной жизни.
Итак, когда ребенок может правильно произносить звук в словах, специально подобранных словосочетаниях и предложениях, начинаем читать стихи.
На что следует обратить внимание, выбирая стихотворение ребенку?
- Для автоматизации лучше использовать стихи, в которых не встречаются звуки, оппозиционные отрабатываемому по каким-либо признакам (С – Ш, Р – Л) или те, которые были заменителями нужного нам звука до исправления (например, ребенок вместо С произносил Ф, постарайтесь выбирать стихи, в которых не встречается звук Ф).
- Если ребенку исправляли параллельно несколько звуков из разных групп (например, С и Л), и если они встречаются в одном стихотворении – выберите тот звук, который вам сейчас важнее, или тот, который чаще встречается в тексте, и на другой звук не обращайте внимания, пусть произносится так, как ребенку удобнее. Если же звук Л ставили позже, чем С, и звук С уже автоматизирован, то требуйте правильного произношения и того, и другого звука.
- Старайтесь подбирать стихи, доступные пониманию ребенка, учитывайте его возраст и кругозор. Прочитайте стихотворение ребенку целиком, убедитесь, что смысл текста понятен. Если встретились незнакомые или непонятные слова – объясните их смысл ребенку. Понимание смысла облегчает произношение текста.
- Выбирайте стихи по интересам ребенка. Пусть они будут забавными, вызывающими положительные эмоции. Если стишок вызывает у ребенка отторжение, негативизм (какие-то личные переживания, ассоциации), не стоит настаивать, возьмите другое стихотворение.
- Не стоит очень маленькому ребенку давать стихи длинные (больше 8 строчек) – малыш не сможет удержать сюжет стишка, утратит смысл, получится набор слов. Не стоит выбирать стихи с очень длинной строчкой (больше 4 слов в строке) и со сложным порядком слов в предложениях (например, инверсивные фразы, где подлежащее и сказуемое стоят не в начале фразы) – это также усложняет восприятие смысла, снижает качество работы.
- После этого читайте стихотворение по одной строчке, предлагая ребенку повторить после вас. Это называется отраженное проговаривание. Совместное произношение (сопряженное проговаривание) текста (на данном этапе) недопустимо. Очень трудно услышать, что и как ты говоришь, если параллельно слушаешь другого человека. Если же ребенку трудно запомнить и воспроизвести всю строчку сразу (он забывает часть строки, переставляет слова или неправильно произносит отрабатываемый звук в некоторых словах), перейдите на вариант повторения по одному - два слова. Прочитайте так все стихотворение, затем – снова повторите построчно.
- Читая ребенку текст, выделяйте голосом (длиной произношения, четкостью артикуляции) отрабатываемый звук – тем самым вы облегчите ребенку процесс воспроизведения, ему не нужно самому тратить силы на поиск «трудного» звука в ряду множества слов.
- Слова в тексте произносятся в соответствии с правилами русской орфоэпии, а не орфографии. То есть не стоит произносить: «Сова», «Корова», «Дуб» - эти слова читаются так: «Сава, КАрова, ДуП». Логопедические тексты специально подобраны с учетом оглушения звонких звуков.
- Не стоит заучивать стихи наизусть – внимание у ребенка одно, если мы отрабатываем звук, не нужно тратить интеллектуальные силы ребенка на запоминание текста. К тому же дети непроизвольно и незаметно сами очень часто запоминают стихи, главное не ставьте ему такую задачу, пусть это происходит неосознанно.
- Одно и то же стихотворение следует прочесть 4-5 раз, не подряд, а в течение нескольких дней. Кстати, те стихи, которые ребенок знает наизусть, но с «неправильным» звуком, переучивайте в последнюю очередь. По сути, это будет контрольной работой по результатам автоматизации звука.
Автоматизация звука С
С – звук-«ветерок». Стихи на автоматизацию звука С.[1]
Тихо-тихо сон идет. | Сам сказать сумей-ка: |
Стынет суп у Сони, Светы, | Санин папа купит сыну снегокат, |
Сом беседует с сомом: | Днем сонные совы |
Есть у Сани снегокат, | Сойка, сидя на сосне, |
Автоматизация звука Ш
Ш – звук, как шипит змея. Стихи на автоматизацию звука Ш[2].
Мошки и букашки | Две букашки на опушке |
Шумит на опушке | Шубу, шапку и калоши |
У Маши котенок Тимошка, | Наша кошка под окошком |
Уж шипит мышонку: | У мышонка Тотошки |
Автоматизация звука Л
Л – звук «колокольчик», «болтушка». Стихи на автоматизацию звука Л.[3]
Искала белка дуб с дуплом. | Клоун Милу удивил: |
Кипятила Клава молоко. | Мила вымыла ладони, |
Болонка лайку удивила: | Павел ел ни много, ни мало: |
В полнолуние под елкой | Плыла на лодке лайка. |
Автоматизация звука Р
Р – звук-«мотор», как рычит тигр. Стихи на автоматизацию звука Р[4]
Подруга выдра у бобра. | Есть у Ромы огород, |
Два брата у Прохора | Громыхает грозныц гром, |
В парке высокая горка стоит. | Знает Рома и Егор: |
У самого забора | На пруду и шум, и драка, |
Кобра хочет всем добра | Ранним утром кое-как |
[1] Е.А.Алифанова, Н.Е.Егорова Логопедические рифмовки и миниатюры.
[2] Е.А.Алифанова, Н.Е.Егорова Логопедические рифмовки и миниатюры.
[3] Е.А.Алифанова, Н.Е.Егорова Логопедические рифмовки и миниатюры.
[4] Е.А.Алифанова, Н.Е.Егорова Логопедические рифмовки и миниатюры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребусы для автоматизации шипящих звуков.
В презентации представлены ребусы, которые можно использовать на этапе автоматизации шипящих звуков. Ребусы можно использовать с учащимися 1-6 классов школы 1, 2 вида...
Веселые стихи для автоматизации звуков.
Уважаемые учителя – логопеды, мы с вами знаем огромное количество детских стишков и применяем их для автоматизации звуков в речи. Моя небольшая подборка интересных стихов и скороговорок может по...
Стихи для автоматизации звуков
Отличная подборка стихов разных авторов на разные звуки....
Таблицы для автоматизации свистящих звуков. Звук З.
Представлен материал для автоматизации свистящмх звуков в слогах и в словах. Ребенок под руководством логопеда, родитетей или других членов семьи, заинтересованных в успехах ребенка, не только сформи...
Пакет рекомендаций для родителей «Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных звуков»
Пакет рекомендаций для родителей «Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных звуков»...
Стихи для автоматизации звуков
Стихи для автоматизации поставленных звуков родителями в домашних условиях...
Автоматизация мягкого звука С. Дефференциация твёрдого и мягкого звука С в в слогах и словах.
Презентация поможет родителям и детям автоматизировать в речи слова с мягким согласным С. Предлагаемые задания знакомы детям, направлены на развитие воспиятия, речи, внимания, памяти...