Классный час для 4 класса "Путешествие в мир профессий"
классный час
Классный час для 4 класса "Путешествие в мир профессий".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_mir_professiy_2019_god.docx | 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Путешествие в мир профессий» содержит сведения о многообразии профессий. Предназначен для учащихся 4 класса.
Цель: формирование у учащихся представлений о многообразии профессий.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с существующими профессиями.
- Показать важность созидательного труда в любой профессиональной деятельности.
- Показать связь изучаемой темы с жизнью.
Развивающие:
- Формировать трудовые и коммуникативные навыки работы в группе, взаимодействия друг с другом.
- Стимулировать учебно-познавательную деятельность.
- Развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, объяснять), коммуникативные и эмоциональные контакты.
- Актуализировать житейский опыт учащихся в ходе занятия.
Воспитательные:
- Прививать навыки культуры поведения, творческого самовыражения детей.
- Воспитывать уважительное отношение к труду, к людям различных профессий.
Учебно-наглядное пособие:
- Презентация Рower Point «Путешествие в мир профессий»;
- Набор пословиц о труде;
- Плакат «Пословицы и поговорки о профессиях».
- Стенд с рисунками детей «Моя будущая профессия».
- Стенд с эссе детей «Профессии моих родителей».
- Раздаточный материал, цветные карандаши.
Ресурсы: Персональный компьютер с пакетом Microsoft Office, мультимедийный проектор, подключенный к ПК, экран, колонки.
Практическая значимость
Внеклассная работа по формированию профессионального самоопределения и социально – трудовой адаптации у учащихся 4 класса носит побудительный характер. При проведении этой работы, на данном этапе, вызывается познавательный интерес к разным видам деятельности. У учеников продолжаются формирование социальных установок, и, вместе с тем, начинается профориентация.
Представленное занятие – очередное, в разделе «Профориентация», и содержит сведения по формированию представлений о многообразии профессий для учащихся 4 классов. Материал занятия предназначен для решения проблем затруднения профессионального определения будущих выпускников школы, успешной профессиональной интеграции их в общество.
Подготовительная работа с детьми
За неделю до классного часа ученики получили задания, подготовка которых проводилась в течение недели.
1. Подготовить: пословицы и поговорки о профессиях;
3. Нарисовать рисунок «Моя будущая профессия».
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Организационный момент. Мотивация детей на занятие
Учитель: Здравствуйте, ребята! Настал новый день. Я вижу, что настроение у вас замечательное. Как хорошо, что сегодня мы собрались здесь все вместе. У нас будет интересное занятие, на котором вы узнаете много нового. Давайте выпрямим спины, расправим плечи, закроем глаза, сделаем глубокий вдох – вдохнем свежесть утра, а потом сделаем выдох – выдохнем все неприятности и огорчения. Молодцы! А теперь внимание.
II. Целеполагание занятия
Учитель: Представьте себе такую ситуацию: все люди на планете оставили свою работу и стали только отдыхать. Не работают водители и строители…Что произойдёт? Не вышли на работу врачи и повара…дворники перестали подметать дворы…Да, ребята, не работая, не выполняя каждый свои обязанности, мы просто не сможем выжить…А, чтобы хорошо их выполнять, человек должен уметь делать своё дело грамотно и профессионально. Так о чём мы сегодня будем говорить?
Конечно, о профессиях.
III. Актуализация знаний, первичное закрепление
А что означает слово «профессия»? Оно произошло от латинского «profiteer” - «объявлять своим делом». А это значит, что профессия - это занятие, которое требует и специальных навыков, и подготовки, это дело, которое человек может выполнять очень хорошо.
Что же такое профессия?
Дети: Работа, которой занимается человек.
Учитель: «Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность» Обратите внимание на слово «трудовая».
Что это значит? Человек трудиться на благо кого? (семьи, окружающих, своей страны)
Мне очень хочется, чтобы вы порассуждали о различных профессиях, о том, что должны делать и знать люди, чтобы научится определенной профессии. Я надеюсь на ваше активное участие, любознательность, инициативность, смекалку, сообразительность.
Ребята, а как вы считаете, много ли существует на земле профессий? (Ответы детей)
Задание 1. Игра «Профессии от А до Я» (коллективная работа)
Учитель: Я вам буду показывать букву, а ваша задача, как можно больше вспомнить профессий (специальностей), которые начинаются с этой буквы.
А- адвокат, архитектор, артист, агроном, археолог, авиаконструктор,….
Б - библиотекарь, бочар, бухгалтер, брокер, балетмейстер,…
В - визажист, вязальщик, ветеринар, водитель, врач,….
Г- гончар, геолог, гримёр, геодезист,…
Д - дирижёр, дипломат, дрессировщик, драматург, докер, доярка,…
Е - егерь,…
Ж - журналист, жонглёр, железнодорожник, животновод,…
З - закройщик, зоолог,….
И - инженер, инкассатор, ихтиолог, искусствовед,…
К - крановщик, корреспондент, кассир, комбайнер, космонавт, кулинар, краевед….
Л - лётчик, лектор, лоцман,…
М - маляр, машинист, менеджер, механик,
Н - нотариус, навигатор,…
О - овчар, официант, оптик,…
П - писатель, портной, парикмахер, переводчик, плотник, повар, почтальон,…
Р - радист, рыбовод,….
С - сапожник, стюардесса, сварщик, секретарь, сейсмолог,..
Т- телеграфист, токарь, технолог, товаровед,…
У - учитель, укладчик,…
Ф - фармацевт, фотограф,….
Х - художник, хореограф, хормейстер, хлебороб,…
Ц - цимбалист, цензор,..
Ч - часовщик,….
Ш - швея, штукатур,…
Э – электрик, экономист, эксперт, экспедитор,…
Ю - юрист, ювелир,…
Я - языковед,…
Учитель: Вот, оказывается, сколько бывает профессий. И это крошечная часть всех существующих на земле. В мире насчитывается более 100 тысяч разных профессий.
В нашей стране каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Так записано в конституции. Вдумайтесь, право на выбор работы, профессии.
Сделать выбор достаточно сложно.
А теперь, ребята, послушайте притчу: «Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".»
Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему? (Отвечают ребята).
Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).
Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе. Давайте с вами соотнесем профессии и группы.
1. Техника. К этой группе относятся профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности, хорошего здоровья.
Назовите профессии этой группы. (инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, испытатель двигателей и др.)
2. Человек. К этой группе относятся профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми.
Назовите профессии этой группы. (врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод)
3. Природа. К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами.
Назовите профессии этой группы. (агроном, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог)
4. Знак. К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей.
Назовите профессии этой группы. (экономист, бухгалтер, лингвист, математик, программист, документовед)
5. Искусство. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.
Назовите профессии этой группы. (художник, писатель, актер, режиссер, музыкант)
Психолог: Я загадаю загадки, а вы внимательно прослушав ее, дадите мне ответ - какая это профессия и к какому типу мы ее отнесем.
1.
Кто у больной кошки сидит?
И как лечиться, он говорит;
Кто болен - он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (Ветеринарный врач; человек - природа)
2.
Ему нужны тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней - сноровка. (Слесарь; человек - техника)
3.
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар; человек - человек)
4.
Цифры-расчеты.
Цифры-отчеты,
Кто с компьютером на “ты”.
Это профессия хоть куда,
И сбывается мечта! (Бухгалтер, человек - знаковая система)
5.
Строит дом карандашом
На листке бумажном.
Нужно все нарисовать,
Вычислить, проверить.
Лестницы и двери. (Архитектор; человек - художественный образ)
IV. Физкультминутка
Учитель: Теперь я предлагаю немножко потрудиться, выполнить работу некоторых мастеров и провести физкультминутку. Встали все и вместе выполняем. (слова стихотворения записаны на слайде)
У Семена – столяра
Дело спорится с утра.
Он строгал, пилил, сверлил,
Гвоздик молотком забил!
А шуруп, блестящий верткий
Быстро завернул отверткой!
- Молодцы! Садимся и продолжаем.
Задание 2. А теперь я предлагаю провести Тестирование
Учитель: Может быть, немного разобраться вам в себе самом поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг и квадрат, нарисуйте человечка. Состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения.
Время выполнения – 1 минута. (музыка, дети выполняют задание)
- Теперь подсчитаем количество треугольников.
- А теперь слушайте ключ к тесту.
Первый тип: 6-8 треугольников - тип учителя, ребята, которые могут научить других чем-то важному. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях.
Второй тип: 5 треугольников. – тип ответственных, они старательно будут выполнять свою работу.
Третий тип: 4 треугольника. –тип неординарности, предпочитают индивидуальную работу.
Четвёртый тип: 3 треугольника. – тип «хочу все знать», легко переключаются.
Пятый тип: 2 треугольника. Тип- «искусство это мое», интересуются необычным.
Шестой тип: 1 треугольник. Тип-изобретатель, интересуется как сделать что-то новое.
- Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
Выбор профессии – очень важный шаг в жизни человека. Чтобы выбор был правильным, надо соблюсти 3 условия: Надо – могу – хочу
Давайте порассуждаем!
1.
Профессия должна быть нужна обществу (Надо),
т.е. востребована на рынке труда;
надо - это все, что нужно для общества, страны.
2.
У человека должны быть способности и знания (Могу);
могу - это все, что мне по силам, по способностям;
3.
Профессия должна приносить радость и доход (Хочу).
хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа, хочу получать за это достойную зарплату;
Задание 3. «Закончи предложение»
Сейчас каждый заполняет карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.
- Люди работают ради…
- Настоящий труд – это…
- При выборе профессии люди часто не учитывают…
- В любом профессиональном труде самое важное…
- Счастье – это…
Пока дети заканчивают предложения, учитель вывешивает тексты этих предложений на доску. (Записали, зачитали)
Учитель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.
1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".
2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.
А. Хочу - своё желание.
Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
В. Надо - потребности рынка труда.
4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.
V. “Любимые книги читая, профессии мы выбираем”
Рассказ учителя о книгах из школьной библиотеки, где описываются различные профессии, кратко рассказывает про энциклопедию для детей Аванта “Выбор профессии”.
Книга интересно и доступно знакомит с миром профессиональной деятельности. Позволяет взглянуть на проблему профессионального самоопределения. Рассматривает факты влияния на выбор профессии. В этой книге есть материал о трех китах профессии: хочу – могу – надо.
VI. Рефлексия. Подведение итогов занятия
Учитель: Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни! Подводя итог классного часа, хочу, чтобы каждый из вас правильно выбрал профессию с которой хотел бы связать свою жизнь. На сегодняшний день вы выбрали для себя профессию. Ваши рисунки говорят об этом. У нас впереди еще 6 лет учебы. Интересно изменятся ли ваши желания в выборе профессий? Сегодня я думаю, мы пришли к выводу, что
Все профессии важны
Все профессии нужны.
Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии слава и честь!
Учитель: Закончить наш сегодняшний классный час мне бы хотелось стихами:
Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.
Я хочу подарить каждому из вас по закладке-кораблику. Пусть он напоминает вам о вашей мечте.
Спасибо всем за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект родительского собрания и классного часа по теме "Моя будущая профессия"
Разработки родительского собрания и классного часа и приложения к ним могут быть использованы классными руководителями и воспитателями специальной (коррекционной) школы VIII вида в п...
Классный час "Моя мечта о будущей профессии"
Цель: осознание своего профессионального будущего. ...
Классный час "Твое место в мире профессии"
Цель: формирование навыков в выборе профессии....
Классный час в 9 классе "Будущая профессия - моими глазами"
Классный час по профориентации в 9 классе "Будущая профессия - моими глазами" Цель классного часа: Активизировать мотивацию профессионального самоопределения учащихся.Задачи классного...
классный час в 7- 8 классах "Профессии моих родителей"
Разработка классного часа в 7-8 классах, , профессии родителей зашифрованы ребусами....
Классный час для 10 класса " все профессии нужны, все профессии важны!"
В 10 классе учащиеся начинают задумываться, куда же пойти учиться после школы, кем быть, какую профессию лучше выбрать. Данное мероприятие позволяет учащимся опреде...
Вебинар "Профессия:Учитель" (на основе билингвального классного часа "Я и моя будущая профессия")
Содержание вебинара "Профессия: Учитель"подготовлено на основе материалов билингвального классного часа «Я и моя будущая профессия» и знакомит учащихся и их наставников с методич...