Специфика организации работы учителя-логопеда школьного образовательного учреждения
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_raboty_uchitelya-logopeda_shkolnogo_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya.docx | 36.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева»
(КГПУ им. В.П. Астафьева)
Кафедра коррекционной педагогики
Реферат
Специфика организации работы учителя-логопеда школьного образовательного учреждения
по дисциплине: Логопедические практикумы
Работу выполнил:
студентка группы SO-Б17Б-01
Института социально-гуманитарных технологий
Мещерякова Анастасия Максимовна
Красноярск, 2020
Содержание
Введение | 3 |
1.Факторы, влияющие на возникновение школьной неуспеваемости | 4 |
2.Основные задачи работы учителя логопеда в школьном образовательном учреждении | 5 |
3.Специфика организации работы учителя-логопеда в условиях школьного логопункта | 6 |
4.Документация учителя-логопеда | 10 |
Заключение | 11 |
Список литературы | 13 |
Введение
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии, дислексии, а также нарушениями устной речи, это, безусловно, говорит о важности наличия в школьном образовательном учреждении специалиста, способного помочь справиться детям с трудностями, которые негативно влияют на их успеваемость.
Работа учителя-логопеда, осуществляющего свою деятельность в логопедическом пункте при общеобразовательной школе, имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику. Логопедическая работа - это не дополнительная образовательная услуга, как ее пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной. Согласно нормативным документам, регламентирующим работу учителя-логопеда при школьном логопункте (Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» (приложение 1), Типовое положение о логопедическом пункте образовательного учреждения), логопедический пункт при общеобразовательной школе организуется для оказания помощи детям с нарушениями устной и письменной форм речи в освоении ими общеобразовательных программ .
Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.
- Факторы, влияющие на возникновение школьной неуспеваемости.
Необходимо отметить, что с поступлением ребёнка в школу после дошкольного учреждения трудности в его развитии могут оставаться, даже если ребёнок посещал логопедические занятия ранее. Выделяют три группы факторов, влияющих на возникновение школьной неуспеваемости:
- Нейрофизиологические, к ним относится:
- Неравномерность развития психических функций, которая связана с индивидуальными особенностями работы мозга ребёнка;
- Неврологическая симптоматика, возникшая в пренатальный, натальный, и постнатальный период;
- Отклонения в работе органов чувств, например, нарушения зрения, слуха.
- Педагогические:
- Стиль родительского воспитания, педагогическая запущенность;
- Характеристики школьной среды, такие как, количество учеников в классе, стиль общения педагога, программа обучения;
- Пробелы в дошкольной подготовке, то есть несформированность представлений, необходимых для успешного освоения школьной программы.
- Психологические:
- Несформированность процессов саморегуляции. Для успешного обучения ребёнок должен быть сосредоточен, внимателен, ему необходимо уметь контролировать и управлять умственной деятельность;
- Недостаточность мотивации.
- Основные задачи работы учителя логопеда в школьном образовательном учреждении.
Основными задачами учителя-логопеда, работающего в общеобразовательной школе, являются:
- своевременная диагностика отклонений речевого развития у учащихся;
- коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
- предупреждение и профилактика речевых нарушений;
Задачи являются тактической стороной деятельности. В момент решения задача выступает как цель и, следовательно, ставит ряд других практических задач уровнем ниже, как в случаях нарушения устной, так и письменной речи, учитывая механизм речевого нарушения, его причинно – следственный характер.
- Обследование учащихся и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
- Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
- Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
- Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
- Формирование у педагогического коллектива школы и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
- Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.
- Специфика организации работы учителя-логопеда в условиях школьного логопункта.
Организация коррекционно – логопедической работы в школе осуществляется на основе Инструктивного письма Министерства образования РФ №2 от 14.12.2000г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Логопедический пункт создаётся в общеобразовательных учреждениях находящихся в городской местности, при наличии пяти - десяти классов I ступени начального общего образования и трёх- восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.
В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи различной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения- фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушение чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).
В первую очередь на логопункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушение в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
Зачисление на логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, далее проводятся регулярные логопедические занятия. Основной формой организации занятий являются групповые занятия. Группы комплектуются учителем-логопедом с учетом однородности речевого недоразвития и возраста детей. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от структуры речевого дефекта. Минимальная наполняемость группы не должна быть менее трех учащихся.Занятия, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы школы. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого недоразвития.
Предельная наполняемость логопункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения- не более 20 человек.
Учебная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 академических часов в неделю.
На каждого обучающегося, зачисленного на логопункт, учитель логопед заполняет речевую карту. После устранения нарушения в развитии устной и письменной речи производится выпуск учащегося из логопедического пункта.
Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия, как правило они проводятся во внеурочное время. Периодичность занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Продолжительность групповых занятий составляет 40 минут, продолжительность индивидуальных занятий - 20 минут. Между групповыми занятиями допускаются перемены в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями 5-10 минут. Время перемен входит в рабочее время учите ля-логопед а и может быть использовано для проверки письменных работ учащихся, для подготовки к следующему занятию и др.
Групповые занятия проводятся:
- с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, - не менее 3 раз в неделю;
- с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, - не менее 2-3 раз в неделю;
- с обучающимися, имеющими фонетический дефект, - не менее 1-2 раз в неделю;
- с заикающимися обучающимися -не менее 3 раз в неделю.
Индивидуальные занятия с обучающимися, имеющими сложные речевые дефекты, такие как, общее недоразвитие речи второго уровня; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия), — должны проводиться не менее трех раз в неделю. По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся, занятия с ними проводятся в группе.
Темы занятий и учёт посещаемости ведётся в журнале логопедических занятий.
Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и родители учащихся.
Для успешного достижения намеченных целей школьный логопед должен ориентироваться в широком круге вопросов, касающихся развития детского организма, закономерностей формирования высших психических функций, особенностей поведения в детском коллективе. Он должен быть знаком с программами обучения в начальной школе, которые обязан учитывать при планировании коррекционного процесса. Безусловно при работе на логопункте необходима тесная и систематическая взаимосвязь с родителями и учителями для достижения стойкого конечного результата в логопедической работе с младшими школьниками. Для этого учитель- логопед оказывает консультативную помощь учителям и родителям обучающихся, даёт им рекомендации.
Специалисты, с которыми логопед взаимодействует в процессе работы в школьном образовательном учреждении:
- Классный руководитель
- Учителя предметники
- Педагог-психолог
- Дефектолог
- Тьютор
- Социальный педагог
В случае необходимости дети, имеющие нарушения речи, с согласия родителей (законных представителей) могут направляться учителем-логопедом на консультацию к врачам-специалистам (детскому неврологу, детскому психиатру, отоларингологу, офтальмологу и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.
Педагогика, логопедия, при необходимости, медицина должны в совокупности обеспечить необходимую коррекционную базу для профилактики и исправления речевых нарушений у младших школьников общеобразовательных школ.
Для логопедического пункта выделяются кабинет площадью, отвечающей санитарно - гигиеническим нормам, а также обеспечивается специальным оборудованием.
В идеале профилактической работы с детьми должны заниматься до их поступления в первый класс, но в ходе сложившейся обстановке в нашей стране на данный момент далеко не все дети имеют возможность посещать детские сады, в связи с их нехваткой. Родители зачастую не обладают соответствующими знаниями, поэтому тяжесть предотвращения выявленных проблем часто ложится на плечи школьного логопеда
- Документация учителя-логопеда.
Среди всех обязанностей школьного учителя-логопеда важно отметить обязанность вести документацию по установленной форме.
Основная документация учителя-логопеда в школе включает в себя:
- Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий;
- Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи;
- График рабочего времени учителя-логопеда (циклограмма);
- Рабочие тетради обучающихся;
- Речевые карты (в зависимости от речевого дефекта);
- Расписание занятий, заверенное руководителем общеобразовательного учреждения;
- Годовой план консультативно - методической работы;
- Календарно-тематическое планирование на каждую группу;
- Конспекты или развернутые планы логопедических занятий;
- Аналитический отчёт о деятельности учителя – логопеда за учебный год;
- Паспорт логопедического кабинета, картотека оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедических кабинетах;
- Инструктивное письмо;
- Должностные инструкции;
- Программы обучения (для школьников с ФФНР, ФНР, ОНР, нарушением письма и чтения), допущенные к применению Министерством образования и науки РФ или местными органами управления.
Заполнение документации является обязательным, поскольку это упрощает коррекционную работу, а также позволяет обезопасить учителя-логопеда в случае конфликтных ситуаций.
Логопед школьного логопункта строит свою работу, ориентируясь на три нормативных документа:
— инструктивное письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»,
— сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР от сентября 1979 г.,
— постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений».
Заключение
Необходимо знать специфику организации работы учителя логопеда в школьном образовательном учреждении, чтобы осуществлять, именно, целенаправленное коррекционно-логопедическое воздействие. При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает младшим школьникам справиться с имеющимися у них нарушениями речи и наравне с другими учениками овладевать школьными знаниями.
Список литературы
1. Лалаева Р. Логопедическая работа в коррекционных классах. М, 1998
2. Елецкая О. Горбачевская Н. Организация логопедической работы в школе. М, 2005
3. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
4. Основы теории и практики логопеда // Под ред, Р. Е. Левиной. — М., 1968
5. Правдина О. В. Логопедия. — М., 1973.
6. Амантова М.М., Андреева Н.Г., Тосуниди О.М. – издание 2-е, Ростов н/Д: Феникс, 2010 (Библиотека логопеда) – раздел 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации работы учителя-логопеда в ДОУ
В данных рекомендациях описаны организационно-педагогические аспекты воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи,основные требования к знаниям учителя-логопеда,должностны...
Коррекционная работа учителя-логопеда на школьном логопункте
Выступление перед родителями для ознакомления с работой школьного логопеда...
Организация работы учителя-логопеда в условиях общеобразовательной школы
Основные направления работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе. Как организовать коррекционно-образовательный процесс?...
«Особенности организации работы учителя – логопеда во внеурочное время с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья»
laquo;Особенности организации работы учителя – логопеда во внеурочное времяс обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья»...
Специфика организации работы учителя-логопеда школьного образовательного учреждения
Предлагаю вашему вниманию работу, в которой отражены: - факторы, влияющие на возникновение школьной неуспеваемости - основные задачи работы учителя-логопеда в школьном образовательном учреждении - ...
Организация работы учителя-логопеда специальной (коррекционной) общеобразовательной организации образования VIII вида
Организация работы учителя-логопедаспециальной (коррекционной)общеобразовательной организации образованияVIII вида...
Организация работы с родителями в образовательном учреждении среднего профессионального образования (из опыта работы)
В данной статье хотелось бы поделиться своим опытом работы с родителями студентов. В отличие от школы взаимодействие с родителями обучающихся техникума строится по другому. Об этом вы найдете ин...