ДОКЛАД на ШМО учителей-предметников «Здоровьесберегающие технологии на уроках письма и развития речи»_30.03.2020
материал

Юрятина Татьяна Павловна

Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здоровьесбережения включает в себя передачу знаний, умений и навыков, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и научат отличать здоровый образ жизни от нездорового.

В современных условиях сложилась педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением психофизиологического состояния детей, что требует нового решения. Поэтому проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения за счёт правильно организованной коррекционно-развивающей среды.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Огромная работа учителя школы, формирующего нормальные взаимоотношения в классном кол­лективе, способствует воспитанию у детей самостоятельности, самообладания и правильной самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_yuryatina_t.p._30.03.2020.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»

_____________________________________________________________________________

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                          8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02

        

ДОКЛАД

«Здоровьесберегающие технологии на уроках письма и

развития речи»

                                                       учитель:      Юрятина Татьяна Павловна

30.03.2020

Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здоровьесбережения включает в себя передачу знаний, умений и навыков, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и научат отличать здоровый образ жизни от нездорового.

В современных условиях сложилась педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением психофизиологического состояния детей, что требует нового решения. Поэтому проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения за счёт правильно организованной коррекционно-развивающей среды.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Огромная работа учителя школы, формирующего нормальные взаимоотношения в классном коллективе, способствует воспитанию у детей самостоятельности, самообладания и правильной самооценки.

        В процессе обучение на уроках письма и чтения ставится цель- сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, т.е. должна сформироваться положительная привычка к здоровому образу жизни.

    Сбережение здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни;  выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников.        

     

     

           Для решения этих задач  используются здоровьесберегающие технологии: стимулирующие (создание ситуации успеха);  профилактические,  компенсаторнонейтрализующие (физминутки).  

             Соблюдение  условий здоровьесбережения является необходимым при проведении уроков  в школе с адаптированными программами, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, но и на сохранность их психического состояния  и развитие и коррекцию высших психических функций.

Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся. Учитывая это, я не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.

Для повышения работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного напряжения физкультминутки провожу примерно через 15-20 минут от начала урока или с развитием первой фазы утомления у значительной части учащихся класса.

Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, иногда с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаю:

  •         упражнения для формирования правильной  осанки;
  •         упражнения для укрепления зрения;
  •          упражнения для укрепления мышц кистей рук;
  •          упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Физкультминутки – естественный элемент урока школы с адаптированными программами, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в урок. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.                  

Проводя уроки письма и чтения, соблюдаю требования включения  оздоровительного компонента в содержании учебных предметов.

  1. Гигиенические условия в классе: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональное освещение класса и доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей. Отмечу, что утомляемость школьников и риск психологических  расстройств в немалой степени зависят от соблюдения  этих простых условий. 

     2. Психологический настрой на урок.   

3.Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы. Чередую  виды учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия и др. - 4 – 7 видов за урок , т. к. однообразность урока способствует утомлению школьников.

  4.Физкультминутки являются обязательной составной частью урока. Необходимо обращать внимание на их содержание и продолжительность, а также  на эмоциональный климат во время  проведения и наличие желания их выполнять. Они помогают снять усталость, оживляют урок, предупреждают нарушение осанки. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается  детям для переключения внимания на другой вид деятельности. Использую  такие виды физкультминуток:

     Оздоровительно – гигиенические. Выполняются как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ногами».

     Физкультурно – спортивные. Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счёт. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определённой группы мышц. Сюда включаются прыжки, приседания, ходьба на месте и по классу и т. д.

     Подражательные. Показываются  схематические изображения «человечков», выполняющих гимнастику, ученики повторяют движения. Использую мимические упражнения. На карточках нарисованы лица  с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, смеющиеся, испуганные, удивлённые. Дети копируют. Здесь можно проявить свою фантазию и творчество.

    Игра – соревнование. Какой ряд напишет больше слов на определённую букву алфавита. (Дети выходят по очереди и пишут на доске)

5. Профилактика и коррекция нарушений зрения.

На каждом уроке проводятся упражнения для глаз с целью профилактики нарушения зрения. Упражнения выполняются сидя на стуле, спина прямая, руки лежат на коленях. Каждый раз по мере выполнения  отдельных упражнений фиксируется взгляд на каком – нибудь предмете. Это способствует концентрации зрения.

Использую гимнастику для глаз:     

«Вверх – вниз, влево – вправо».  Двигать глазами вверх – вниз, влево – вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

     «Круг».  Следить за рукой учителя, выводящей круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

     «Рисование  носом»,  «Раскрашивание», «Часики» и другие.

   6. Пальчиковая гимнастика. На уроках письма большое внимание следует уделять развитию мелкой моторики рук.     Упражнения, направленные на работу кистей и пальцев рук, развивают речь, мышление ребёнка, в то же время, способствуя развитию самой кисти и пальцев рук. Упражнения  можно проводить с использованием разных предметов, таких как деревянные палочки, карандаш, ручка. Это снижает психическое напряжение, снимает утомляемость.            

      Объем домашнего задания и его сложность надо соизмерять с возможностями каждого ученика. Опыт показывает, что если ребенок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому предлагаю учащимся разноуровневые задания.                                                      

      С целью сохранения здоровья использую дидактический и раздаточный материал, имеющий здоровьесберегающую направленность, куда включаю упражнения на развитие:

- связной устной и письменной речи;

- орфографической зоркости;

- творческих способностей;

- а также материал информационного характера, направленный на формирование ЗОЖ.             

        К приёмам работы на уроках письма с целью сохранения здоровья можно отнести и нетрадиционные формы урока, которые формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, свойственные многим учащимся, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности, оказывают глубокое эмоциональное воздействие на ребят.

Для осуществления учебно-образовательного процесса на основании здоровьесберегающих технологий необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы. Для того чтобы отобрать принципы здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, были определены критерии отбора: принципы должны способствовать профилактике, диагностике и cохранности здоровья учащихся в учебном процессе.

Общедидактические принципы – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий. Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости. Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Жан Жаком Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Применение игровых технологий на уроках письма и развития речи".

В докладе рассказывается об эффективности использования игровых технологий на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида....

Доклад на ШМО по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы" был представлен на школьном методическом объединении. В докладе говорится о том, что необходимо учитывать педаго...

Здоровьесберегающие технологии на уроках письма и чтения в специальной (коррекционной) школе

Здоровьесберегающие технологии важны для любого учителя, а тем более в работе с детьми с ОВЗ, поэтому необходимо уделять должное внимание данной проблеме. Необходимо строить урок в соответствии с дина...

Доклад на РМО учителей искусства «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки».

В докладе обобщен опыт здоровьесбережения на уроках музыки....

Доклад на МО учителей-предметников «Использование проектных технологий на уроках математики в целях организации образовательной среды, способствующей формированию жизненных компетенций учащихся с ОВЗ»

Метод проектирования в обучении математике помогает использовать имеющиеся знания, умения, навыки в новых обстоятельствах, в тех или иных жизненных ситуациях, и, таким образом, в определённой мере гот...