Воспитательное занятие "Мир профессий"
материал (9 класс)
На воспитательном занятии по профессиональной ориентации с использованием мультимедийной презентации. воспитанники (8 – 9 кл) в увлекательной игровой форме узнают о факторах, влияющих на выбор профессии, знакомятся с типологией и различными характеристиками профессий, получают некоторые советы и рекомендации по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_professiy.docx | 40.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
Мир профессий
Провела:
воспитатель Качаева А.Г.
Цель.
Расширить представление воспитанников о различных профессиях, сформировать позитивное отношение к труду, побудить обучающихся к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Задачи:
Образовательная: расширить знания учащихся о мире профессионального труда, дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения, формировать позитивное отношение к труду.
Коррекционно-развивающая: побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору, формировать у обучающихся активное и ответственное отношение к жизни.
Воспитательная: создать положительную мотивацию выбора профессии.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, материал для обучающихся, ватман с нарисованным деревом.
Ход занятия.
I Организационный момент
II Вступительная беседа.
- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости, мне очень приятно видеть вас на нашем занятии.
Когда-то, Владимир Владимирович Маяковский задумался над очень важной проблемой:
У меня растут года, Слайд 1
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
- Как вы думаете, о чём говорится в этих строчках? (ответы детей)
Об этом, мы будем сегодня, вести речь.
- Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Слайд 2
Поэтому сегодня мы будем говорить о профессиях, о том, как выбрать правильно дело всей своей жизни. Называется наше занятие «Мир профессий».
III Понятие «профессия»
- Пройдёт немного времени и для многих из вас прозвенит последний школьный звонок, вы сдадите выпускные экзамены, и перед вами встанет вопрос: Какую профессию выбрать?
- Что же такое профессия? (Ответы) Слайд 3
- Обратимся к словарю русского языка С.И. Ожегова: «Профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, знаний, опыта и являющийся обычно источником существования».
Говоря по-другому, профессия – это дело, труд которым занимается человек и получает за это деньги.
- Объясните, что обозначает слово «трудовая»? Профессия людей связана с трудом.
- Людям каких профессий необходимо трудиться? (трудиться надо всем)
- В каком документе Российской Федерации записаны слова о труде? (Ответы)
В Конституции РФ записано, что каждый человек в нашей стране имеет право на труд.
IV Пословицы
Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве.
В основе жизни любого человека лежит труд. Чтобы человек мог иметь все необходимое для жизни, он должен трудиться. Труд - это источник радости, удовольствия. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.
Русский народ приучал детей к труду с самого раннего детства. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Слайд 4
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Что сделано наспех, то и сделано на смех.
- Дело мастера боится.
- По труду и награда.
- Умелые руки не знают скуки.
- Было бы терпенье – будет и уменье.
- Глаза страшатся, а руки делают.
- Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
- Объясните смысл пословиц о труде. Они говорят, что человеку необходимо быть трудолюбивым, аккуратным, тогда будет пища и достаток.
V Игра «Анаграммы»
- Чтобы сделать профессиональный выбор нужно быть достаточно информированным. Давайте выясним, насколько вы информированы, много ли профессий знаете. Составьте слово из букв. Слайд 5
- Я Ш В Е
- Т Л Я С Р О
- О С П В О И Т Л Ь А Е Т
- О Д И В Л Ь Т Е
- О Т Г Ф Р О Ф А
- П Р И А Р К А М Е Р Х
Проверка: швея, столяр, воспитатель, водитель, фотограф, парикмахер.
VI Игра «Самая, самая»
Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике.
Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? (Ответы детей: банкир, бухгалтер, экономист.) Итак, слушайте следующие характеристики: Слайд 6
- самая вкусная (повар)
- самая тяжёлая; (пожарный)
- самая редкая; (почтальон)
- самая умная; (учёный)
- самая уважаемая; (врач)
- самая детская; (воспитатель)
- самая серьезная; (юрист, судья, полицейский)
- самая волосатая; (парикмахер)
- самая зелёная профессия (садовник, лесник)
- самая начитанная (библиотекарь)
VII Классификация «Профессии умственного труда - Профессии физического труда»
Педагог: профессии по характеру профессиональной деятельности делятся на профессии умственного труда и профессии физического труда. Как вы это понимаете, объясните. (Ответы детей) Слайд 7
Я буду называть профессии, а вы сгруппируйте их по характеру труда:
сварщик, писатель, строитель, бухгалтер, почтальон, учитель, журналист, фермер, актер, библиотекарь, водитель, портной, сапожник, спасатель, врач, столяр, полицейский…
- не смотря на различные классификации, разделения профессий на категории, они взаимосвязаны, важны и нужны.
Сто тысяч профессий существует на свете, Юра Слайд 8
Знать бы, чем хороши все профессии эти?
Продавцы, повара, кондитеры,
Маляры, штукатуры, строители –
Все профессии нужны,
Все профессии важны.
VIII Игра «Необитаемый остров».
Педагог: Среди профессий есть профессии забытые, есть модные, а есть профессии, которые всегда нужны? Как, вы думаете? Слайд 9
- Представьте себе, что вы очутились на необитаемом острове. Назовите профессии, жизненно необходимые для выживания и дальнейшей жизни на этом острове. (ответы детей)
(врач, учитель, дворник, строитель, водитель, парикмахер, полицейский, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.) Очень много нужных и важных профессий.
IX Задание «Какие профессии нужны»
- В мире существует более 50 тысяч профессий. Думали вы когда-нибудь, сколько людей работают, чтобы мы были сыты и обуты; чтобы в домах у нас было светло и тепло в холодную погоду; чтобы на вашей парте были книжки и тетрадки, чтобы мы могли сидеть у телевизора или слушать музыку?
В любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Слайды 10, 11, 12, 13, 14
- Задание: Назовите профессии, которые нужны для изготовления таких предметов: - какие профессии нужны для производства хлеба?
Селекционер (выводит сорта) Тракторист (вспахивает)
Агроном (контролирует посадку и созревание) Лётчик (обрабатывает)
Комбайнер (убирает урожай) Рабочие на элеваторе Электрик Слесарь Механик Строитель
Мукомол (помол) Пекарь (печёт) Продавец Водитель Бухгалтер
- Какие профессии нужны для производства школьной парты?
Шахтёр(добывает руду) Лесоруб Сталевар Столяр Водитель Электрик Слесарь Механик Строитель Продавец Бухгалтер Экономист
- Какие профессии нужны для производства учебника?
Лесоруб Технолог бумажного производства Учёный Полиграфист Водитель Электрик Слесарь Механик Строитель Продавец Бухгалтер Экономист
- Какие профессии нужны для производства фарфоровой чашки?
Экскаваторщик Гончар Дизайнер Художник Водитель Электрик Слесарь Механик Строитель Продавец Бухгалтер Экономист
- Какие профессии нужны для производства джинсов?
Хлопкороб Прядильщик Ткач Модельер Закройщик Швея Водитель Продавец Электрик Слесарь Механик Строитель Бухгалтер Экономист
- Какие профессии повторяются? (Водитель, слесарь, электрик, бухгалтер, экономист, строитель и т. п.)
Но людей всех этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил эти заводы и фабрики, кто-то ремонтировал водопроводные краны, кто-то убирал в помещениях, поэтому к нужным профессиям мы причислим и... (учителя, врача, строителя, сантехника и т. п.).
- О чем это говорит? (О том, что на них есть спрос, это нужные профессии.)
Можно сказать, что любая рукотворная вещь, которая нас окружает - это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы, ими пользуемся эти профессии будут нужны.
X Практический блок «Типы профессий»
- Мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий. Но чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, профессор Климов разделил все профессии на 5 основных типов в зависимости от предмета труда: Слайд 15
- “человек-человек”
- “человек-техника”
- “человек-знаковая система”
- “человек-художественный образ”
- “человек-природа”
Упражнение: Подберите как можно больше примеров профессий. Я характеризую тип профессии, а вы называете какие это профессии. 1. Человек – природа; этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой природы. Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т. п 2. Человек – техника; люди этого типа работают с техническими устройствами Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и т.д. 3. Человек – человек; обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми, воздействует на них. Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод и т.п. 4. Человек - знаковая система; люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Бухгалтер, ученый, экономист, лингвист. математик, программист, нотариус и т.п. 5. Человек - художественный образ; людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления, наличие фантазии, таланта Художник, актер, режиссер, певец, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т.п. |
Какие на свете профессии есть? Денис Слайд 16
Их много, их море, их просто не счесть:
Учитель, водитель, врач, адвокат,
Политик, чиновник и депутат,
Бухгалтер, банкир, композитор, поэт,
Юрист, парикмахер, разносчик газет.
Их много, их море, их просто не счесть!
Все важные в мире профессии есть.
У нас в стране профессий много. Семён
И важностью они полны.
Врач, повар, лётчик, почтальон,
Ведь, правда - все они нужны.
XI Информационный блок «Самый лучший выбор»
Педагог: Мир профессий обширен и многообразен, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну - единственную. Что нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? (ответы детей)
Давайте вместе рассмотрим факторы влияющие на выбор профессии. Слайд 17
1. Знания о профессиях и их востребованность на рынке труда.
Педагог: Прежде, чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них. Узнать, что должен знать и уметь человек каждой профессии.
- Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т.п.? (ответы детей)
Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадёт чей-то труд, деньги, прибыль.
Так же и на рынке труда. Если каких- то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия - это то, что продаёт человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, а другие теряют свои позиции, а третьи и вовсе пропадают, уходят в прошлое.
2. Склонности (интересы, мотивы труда).
Педагог: Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие.
- Здесь можно вспомнить слова И.А.Крылова «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец»
- Как вы понимаете это высказывание? (ответы детей)
(У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда и он получает удовлетворение от работы, и работа получается качественной).
3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).
Педагог: Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности.
- Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку. Что нужно ещё? (ответы детей)
(Нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья),
Кроме умственных способностей необходимо учитывать и возможности физические.
Например: одним людям больше подойдет спокойная, размеренная работа, а другим – постоянные командировки и экспедиции.
Другой пример: Человек может приспособиться к любым условиям, поэтому почти каждый практически здоровый человек смог бы выполнить любую работу, но какой ценой? За успех можно заплатить разную цену. Она измеряется в затратах физического и психического здоровья.
Например, необщительный человек с профессией, требующей общения, испытывает нервные перегрузки от частых контактов с людьми. В результате снижается его работоспособность, эмоциональное напряжение может привести к физическим болезням. А общительный человек может добиться того же, но не такой ценой.
Когда вы выберете профессию по своим способностям, востребованную и интересную вам, то этот труд вам будет в радость. Работа будет приносить удовольствие, вы станете хорошими специалистами, мастерами своего дела. И соответственно качественный, профессиональный труд будет оплачиваться выше.
XII Задание «Профессиональные качества»
Может быть, кто-то из вас уже знает, чем хочет заниматься после окончания школы. Поднимите руки, кто уже выбрал себе профессию. (опрос обучающихся)
В чём заключается работа по этой профессии? Какими качествами должен ты обладать, чтобы быть мастером своего дела?
- Как, вы думаете, какими качествами должен обладать рабочий человек? Назовите те качества, которые характеризуют мастера своего дела (по вашему мнению): Слайд 18
(Аккуратность, Внимательность, Исполнительность, Трудолюбие, Чистоплотность, Точность, Старание, Сила, Хорошее зрение, Ответственность, Дисциплинированность, Хорошая память.)
XIII Задание «Профессионалы» Слайд 19
(Вывешивается ватман с изображением безжизненного дерева)
- Теперь ребята, посмотрите внимательно перед вами безжизненное дерево профессионализма, давайте вместе оживим его. Чтобы человек смог получить профессию, ему нужны определенные качества - это почва, которая питает корень профессионализма.
1 – выбираем качества и наклеиваем на корни дерева оранжевые стикеры. (Аккуратность, Внимательность, Исполнительность, Грубость, Чистоплотность, Точность, Лживость, Старание, Ответственность, Культура поведения, Дисциплинированность, Забывчивость, Трудолюбие.)
2 – Результатом выработанных качеств является получение профессии - это листья нашего дерева. (врач, учитель, дворник, строитель, водитель, парикмахер, полицейский, пекарь, агроном, животновод, повар, бухгалтер, слесарь, крановщик, сварщик)
3 – Результаты человеческого труда - это плоды нашего дерева. (благополучие, радость, успешность, счастье, достаток, удовлетворённость, благосостояние, увлечение, душевный подъём, грусть, тоска, бедность, неуверенность, удовольствие)
Нужно выбрать ответы записанные на стикерах имеющих форму: 1 – оранжевых кружочков, 2 - листочков, 3 - яблочек.
- 1 Перечислить самые важные профессиональные качества
- 2 Перечислить самые нужные профессии.
- 3 Перечислить то, ради чего люди трудятся
- Посмотрите, какое красивое дерево получилось! И чем больше людей над ним потрудятся, тем краше оно будет.
X IV Рефлексия. Заключительное слово педагога.
На этом мы заканчиваем наше мероприятие. О разных профессиях мы сегодня вспомнили и поговорили.
- Что интересного вы узнали сегодня? Что вам больше запомнилось?
- О чём можно задуматься?
Верно (Каждый человек должен иметь профессию. Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни. От продуманного выбора профессии во многом зависит дальнейшая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти своё место в жизни!) Слайд 20
- Русская пословица гласит: «Всяк кузнец своего счастья». Очень важно найти работу по душе и очень многое зависит от вас самих, ребята!
Главное в каждой профессии - уметь трудиться, быть трудолюбивым. А к труду нужно приучаться с детства.
Скажите, ребята, а какая ваша самая главная работа сейчас? (Учиться).
Ученье – тоже труд, и труд не простой. Пройдут школьные годы. Вы будете молодыми людьми, и перед вами станет серьёзный вопрос «Кем быть?» И вы не должны ошибиться в выборе своей профессии.
Профессий много есть на свете,
Но выбрать вы должны лишь ту,
Что всех дороже вам на свете,
Чтоб посвятить себя труду.
Спасибо вам, за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательное мероприятие "Путешествие в страну профессий"
Воспитательное мероприятие для детей младшего и среднего школьного возраста. В ходе игры-путешествия дети знакомятся с профессиями....
Презентация воспитательного мероприятия "В мире профессий" (Устный журнал, посвященный выбору профессий )
Презентация "В мире профессий"...
Конспект воспитательного мероприятия : "Профессии. Какие они?"
Данное мероприятие предназначено для обучающихся начальных классов и познакомит в игровой формес разнообразными профессиями....
Воспитательное мероприятие "Все профессии нужны, все профессии важны"
-оказание учащимся помощи в выборе будущей профессии.- формирование положительной профессиональной мотивации;- расширение у воспитанников знаний об основах выбора професси...
Воспитательная беседа "Профессии наших родителей"
Воспитательная беседа для воспитанников школы-интерната Цель: закрепить знания детей о профессиях людей.Задачи:- формировать представления детей о трудовой деятельности - её цели...
Воспитательная беседа "Профессия врач" (электронная презентация)
Электронная презентация содержит описание основных характеристик профессии врача. Презентацию рекомендуется использовать при организации профессиональной ориентации учащихся старших классов в общеобра...
Методическая разработка воспитательного занятия на тему "Знакомство с профессией. Профессия врач"
Методическая разработка направленна познакомить детей с профессией врача....