СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
рабочая программа

Морозова Виктория Михайловна

Рабочая программа по коррекционно-развивающей работе "Сенсорное развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 34_sensornoe_razvitie.docx42.75 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политикиХанты – Мансийскогоавтономногоокруга – Югры

(Тюменская область)

КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УТВЕРЖДЕНА

          приказом № 112 от 02. 09. 2019 год

(с изменениями приказ №51 от 27.03.2020 г).

а

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

 «Сенсорное развитие»

(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)

Классы: 11

Объём: 23 занятия

Учитель – дефектолог:

                                В.М. Морозова

г. Нефтеюганск – 2019

Оглавление

Название раздела

Стр.

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

4

1.2.

Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы

5

1.3.

Создание образовательной среды

5

2.

Содержательный раздел

7

2.1.

Содержание коррекционного курса

7

2.2.

Календарно-тематическое планирование

8

2.2.1

Календарно-тематическое планирование 11 класс

8

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектологические занятия» составлена на основании адаптированной основной общеобразовательной программа КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПк).

  1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

Программа разработана для обучающихся сумеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Всего –1 обучающихся.

Из них:

  1. Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью – 1 человек
  2. Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с нарушением зрения – 1человека

Обучающиеся даннойгруппы способны овладеть навыками общения, социально-бытовыминавыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития.

Программа составлена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР.

Восприятие детей с нарушениями интеллекта характеризуется неточностью и фрагментарностью, получаемый сенсорный опыт не перерабатывается и не дифференцируется, что затрудняет формирование сенсорных эталонов и перцептивных умений. У многих детей отмечается недостаточная сформированность двигательных навыков: скованность движений, плохая координация, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации, общая моторная неловкость. Учитывая особенности развития детей данной категории и значимость полноценного восприятия для их успешного обучения, необходимость целенаправленной работы по формированию сенсорных процессов у учащихся коррекционной школы не вызывает сомнений. 

Коррекционно – развивающие задачи для обучающихся

на 2019 - 2020 учебный год

Класс

Ф.И обучающегося

Учебно-коррекционная

Коррекционно-воспитательная

Коррекционно-развивающая

11 класс

1

Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами

Формирование и развитие целенаправленных действий;

развитие планирования и контроля деятельности;

развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Формирование и развитие реципрокной координации; развитие пространственных представлений; развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации

  1. Планируемые результаты реализации программы

(коррекционной работы)

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Формы промежуточной аттестации по итогам года

Освоение основной адаптированной образовательной программысопровождается прохождением промежуточной аттестацией обучающихся,проводимой в формах, определённых учебным планом, и в порядке,установленном образовательной организацией: мониторинг овладения вербальными и невербальными средствами.

Обучающиесядолжны знать:

Обучающиеся должны уметь: 

  • точно выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога;
  • выполнять выразительные движения;
  • согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;
  • рисовать и обводить по трафарету, штриховать;
  • определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом;
  • различать и называть основные цвета и их оттенки;
  • конструировать предметы из 4—5 геометрических фигур;
  • узнавать предмет по части;
  • определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их;
  • находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках;
  • делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений;
  • различать вкусовые качества;
  • сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;
  • ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении

  • выполнять действия с различными предметами; 
  • выполнять действия с различными материалами. 
  • выполнять простые подражательные движения за учителем по инструкции, по показу, самостоятельно

  1. Сведения о создании условий для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

п./п.

Нозологии

Формы, методы и приемы работы с обучающимися

1

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР

  • Игровые методы и приемы (игра не как развлечение, а как средство обучения).
  • Предметно-действенный метод (организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами).
  • Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.
  • Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке.
  • Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребенка.

  1. Созданиеобразовательной среды

        Особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья вызывают необходимость создания специальных условий организации образовательного пространства(см.таблицу 3).

Таблица 3

Сведения о создании условий для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья

п/п

Нозологии

Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал

Формы, методы и приемы

 работы с обучающимися

1

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР

  1. Материалы различной структуры: вода, вата, нитки для вязания в клубках, ткань, бумага, песок, глина, пластилин, деревянные палочки, металлические предметы, кусочки меха, стекла, свечи, в холодное время года – снег, лед и т.п. Необходимо иметь набор материалов по количеству детей в группе. 
  2. Конструкторы: металлический, пластмассовый. 
  3. Материалы для изо деятельности: кисти, краски, альбомы, цветные карандаши, клей, ножницы, цветная бумага. 
  4. Наборы для рукоделия, бусины. 
  5. Природный материал. 
  6. Предметные и сюжетные картинки. 
  7. Наборы геометрических фигур. 
  8. Натуральные фрукты, овощи. 

Емкости для жидкостей и сыпучих материалов. 

Игровые методы и приемы (игра не как развлечение, а как средство обучения);

Предметно-действенный метод (организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами);

Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения;

Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.

Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время;

Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях;

Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке.

Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.


2. Содержательный раздел

Программа включает в себя 6 разделов

  1. Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие»

Раздел 1: Зрительный контроль

Зрительный контроль за действиями

Зрительный контроль движений крупной моторики

Раздел 2: Узнавание людей, предметов, ситуаций

Узнавание людей и предметов на расстоянии

Узнавание объекта по его части

Узнавание объектов, которые демонстрируются с помощью технических средств

Раздел 3:  Взаимодействие между органами чувств

Зрительно-моторная координация

Зрительно-акустически-моторная координация

Раздел 4: Восприятие формы, цвета, величины

Восприятие формы

Различение форм

Воспроизведение формы

Восприятие цвета

Различение цветов

Цветовые предпочтения

Категории «Большой – маленький»

Раздел 5: Улучшение качества восприятия

Объем восприятия

Точность восприятия

Скорость восприятия

Длительность восприятия

Раздел 6: Управление восприятием

Знание своих потребностей

Выбор раздражителей

Предпочтения

Влияние на восприятие на основе причинно-следственных связей


Содержание каждого раздела представлено по принципу «от простого к сложному». Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений учащихся, актуализацию их собственной активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Учащиеся учатся не только распознавать свои ощущения, но и принимать их, перерабатывать получаемую таким образом информацию, что в будущем поможет им лучше ориентироваться в окружающем мире.

2.2. Календарно-тематическое планирование

Предмет: Сенсорное развитие

Количество часов в неделю по учебному плану: 2 часа 

Общее количество занятий в соответствии с программой: 23

2.2.1. Календарно-тематическое планирование 11 класс

Раздел

Тема занятия

Кол-во занятий

Дата

проведения

3 четверть

Зрительный контроль

Зрительный контроль за действиями 

Игра «Что изменилось»

1

Нахождение отличных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3 предметов/сюжетных/картинок).

1

Нахождение «нелепиц» на картинках. 

1

Дидактическая игра «Лабиринт». 

1

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти». 

1

Профилактика зрения. Гимнастика для глаз. 

1

Узнавание людей, предметов, ситуаций

Узнавание своей вещи среди чужой

1

Узнавание на ощупь (игра «Волшебный мешочек»

1

Узнавание звучания инструмента, находящегося за ширмой

1

Итого:

9  занятий

4 четверть

Взаимодействие между органами чувств

Графический диктант с усложненными заданиями. 

1

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник). 

1

Восприятие формы, цвета, величины

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. 

1

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. 

1

Конструирование сложных форм предметов (мелкие пазлы). 

1

Узнавание предметов по словесному описанию.

1

Улучшение качества восприятия

Развитие точности восприятия

1

Увеличение объема восприятия

1

Управление восприятием

учить совершать действия с целью повлиять на собственное восприятие

1

Повторение пройденного за год

1

Повторение пройденного за год

1

Итоговое занятие

1

Диагностическое обследование

1

Диагностическое обследование

1

Итого:

14  занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Конспект занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья с использованием сенсорного оборудования и релаксации...

Открытое мероприятие непосредственно образовательной деятельности игры-занятия по сенсорному развитию для детей 2-3 лет с задержкой речевого и психомоторного развития – Методическая разработка. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Новогодняя елочка для лесных жителей»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ  «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА № 19 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» ДЕПАР...

Открытое мероприятие непосредственно образовательной деятельности игры – занятия по сенсорному развитию для детей 2 -3 лет с задержкой речевого и психомоторного развития -- Методическая разработка. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Открытка для Деда Мороза»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА № 19 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» ДЕПАРТАМЕНТ...

«Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант)

Особенности в развитии детей с ОВЗ требуют особого подхода к обучению и коррекционно-развивающей работе. Поэтому программа по "Сенсорному развитию" реализуемая в эрготерапевтическом зале поз...

Проект «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством сенсорной коробки»

Одним из эффективных средств формирования у детей первичных представлений об объектах окружающего мира являются сенсорные коробочки. Сенсорная коробочка — это ёмкость с наполнителем, предна...

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей младшего школьного возраста.

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...

Сенсорное развитие у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Первая часть иллюстрированного пособия для родителей. ПРОЕКТ «Умелые ручки»НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА: сенсорное развитие у детей с ТМНР с использованием метода альтернативной коммуникацииВ ...