СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
рабочая программа
Рабочая программа по коррекционно-развивающей работе "Сенсорное развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
34_sensornoe_razvitie.docx | 42.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политикиХанты – Мансийскогоавтономногоокруга – Югры
(Тюменская область)
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
УТВЕРЖДЕНА приказом № 112 от 02. 09. 2019 год (с изменениями приказ №51 от 27.03.2020 г). а |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ
«Сенсорное развитие»
(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)
Классы: 11
Объём: 23 занятия
Учитель – дефектолог:
В.М. Морозова
г. Нефтеюганск – 2019
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1. | Психолого-педагогическая характеристика обучающихся | 4 |
1.2. | Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы | 5 |
1.3. | Создание образовательной среды | 5 |
2. | Содержательный раздел | 7 |
2.1. | Содержание коррекционного курса | 7 |
2.2. | Календарно-тематическое планирование | 8 |
2.2.1 | Календарно-тематическое планирование 11 класс | 8 |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектологические занятия» составлена на основании адаптированной основной общеобразовательной программа КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПк).
- Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Программа разработана для обучающихся сумеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Всего –1 обучающихся.
Из них:
- Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью – 1 человек
- Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с нарушением зрения – 1человека
Обучающиеся даннойгруппы способны овладеть навыками общения, социально-бытовыминавыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития.
Программа составлена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР.
Восприятие детей с нарушениями интеллекта характеризуется неточностью и фрагментарностью, получаемый сенсорный опыт не перерабатывается и не дифференцируется, что затрудняет формирование сенсорных эталонов и перцептивных умений. У многих детей отмечается недостаточная сформированность двигательных навыков: скованность движений, плохая координация, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации, общая моторная неловкость. Учитывая особенности развития детей данной категории и значимость полноценного восприятия для их успешного обучения, необходимость целенаправленной работы по формированию сенсорных процессов у учащихся коррекционной школы не вызывает сомнений.
Коррекционно – развивающие задачи для обучающихся
на 2019 - 2020 учебный год
Класс | Ф.И обучающегося | Учебно-коррекционная | Коррекционно-воспитательная | Коррекционно-развивающая |
11 класс | ||||
1 | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование и развитие целенаправленных действий; развитие планирования и контроля деятельности; развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач. | Формирование и развитие реципрокной координации; развитие пространственных представлений; развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации |
- Планируемые результаты реализации программы
(коррекционной работы)
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Формы промежуточной аттестации по итогам года
Освоение основной адаптированной образовательной программысопровождается прохождением промежуточной аттестацией обучающихся,проводимой в формах, определённых учебным планом, и в порядке,установленном образовательной организацией: мониторинг овладения вербальными и невербальными средствами.
Обучающиесядолжны знать: | Обучающиеся должны уметь: |
|
|
- Сведения о создании условий для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
№ п./п. | Нозологии | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1 | Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР |
|
- Созданиеобразовательной среды
Особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья вызывают необходимость создания специальных условий организации образовательного пространства(см.таблицу 3).
Таблица 3
Сведения о создании условий для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
№ п/п | Нозологии | Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1 | Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР |
Емкости для жидкостей и сыпучих материалов. | Игровые методы и приемы (игра не как развлечение, а как средство обучения); Предметно-действенный метод (организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами); Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения; Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции. Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время; Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях; Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка. |
2. Содержательный раздел
Программа включает в себя 6 разделов
- Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие»
Раздел 1: Зрительный контроль | Зрительный контроль за действиями Зрительный контроль движений крупной моторики |
Раздел 2: Узнавание людей, предметов, ситуаций | Узнавание людей и предметов на расстоянии Узнавание объекта по его части Узнавание объектов, которые демонстрируются с помощью технических средств |
Раздел 3: Взаимодействие между органами чувств | Зрительно-моторная координация Зрительно-акустически-моторная координация |
Раздел 4: Восприятие формы, цвета, величины | Восприятие формы Различение форм Воспроизведение формы Восприятие цвета Различение цветов Цветовые предпочтения Категории «Большой – маленький» |
Раздел 5: Улучшение качества восприятия | Объем восприятия Точность восприятия Скорость восприятия Длительность восприятия |
Раздел 6: Управление восприятием | Знание своих потребностей Выбор раздражителей Предпочтения Влияние на восприятие на основе причинно-следственных связей |
Содержание каждого раздела представлено по принципу «от простого к сложному». Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений учащихся, актуализацию их собственной активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Учащиеся учатся не только распознавать свои ощущения, но и принимать их, перерабатывать получаемую таким образом информацию, что в будущем поможет им лучше ориентироваться в окружающем мире.
2.2. Календарно-тематическое планирование
Предмет: Сенсорное развитие
Количество часов в неделю по учебному плану: 2 часа
Общее количество занятий в соответствии с программой: 23
2.2.1. Календарно-тематическое планирование 11 класс
Раздел | Тема занятия | Кол-во занятий | Дата проведения | |
3 четверть | ||||
Зрительный контроль | Зрительный контроль за действиями Игра «Что изменилось» | 1 | ||
Нахождение отличных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3 предметов/сюжетных/картинок). | 1 | |||
Нахождение «нелепиц» на картинках. | 1 | |||
Дидактическая игра «Лабиринт». | 1 | |||
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти». | 1 | |||
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз. | 1 | |||
Узнавание людей, предметов, ситуаций | Узнавание своей вещи среди чужой | 1 | ||
Узнавание на ощупь (игра «Волшебный мешочек» | 1 | |||
Узнавание звучания инструмента, находящегося за ширмой | 1 | |||
Итого: | 9 занятий | |||
4 четверть | ||||
Взаимодействие между органами чувств | Графический диктант с усложненными заданиями. | 1 | ||
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник). | 1 | |||
Восприятие формы, цвета, величины | Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. | 1 | ||
Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. | 1 | |||
Конструирование сложных форм предметов (мелкие пазлы). | 1 | |||
Узнавание предметов по словесному описанию. | 1 | |||
Улучшение качества восприятия | Развитие точности восприятия | 1 | ||
Увеличение объема восприятия | 1 | |||
Управление восприятием | учить совершать действия с целью повлиять на собственное восприятие | 1 | ||
Повторение пройденного за год | 1 | |||
Повторение пройденного за год | 1 | |||
Итоговое занятие | 1 | |||
Диагностическое обследование | 1 | |||
Диагностическое обследование | 1 | |||
Итого: | 14 занятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья
Конспект занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья с использованием сенсорного оборудования и релаксации...
Открытое мероприятие непосредственно образовательной деятельности игры-занятия по сенсорному развитию для детей 2-3 лет с задержкой речевого и психомоторного развития – Методическая разработка. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Новогодняя елочка для лесных жителей»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА № 19 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» ДЕПАР...
Открытое мероприятие непосредственно образовательной деятельности игры – занятия по сенсорному развитию для детей 2 -3 лет с задержкой речевого и психомоторного развития -- Методическая разработка. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Открытка для Деда Мороза»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА № 19 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» ДЕПАРТАМЕНТ...
«Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант)
Особенности в развитии детей с ОВЗ требуют особого подхода к обучению и коррекционно-развивающей работе. Поэтому программа по "Сенсорному развитию" реализуемая в эрготерапевтическом зале поз...
Проект «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством сенсорной коробки»
Одним из эффективных средств формирования у детей первичных представлений об объектах окружающего мира являются сенсорные коробочки. Сенсорная коробочка — это ёмкость с наполнителем, предна...
Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей младшего школьного возраста.
Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...
Сенсорное развитие у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Первая часть иллюстрированного пособия для родителей. ПРОЕКТ «Умелые ручки»НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА: сенсорное развитие у детей с ТМНР с использованием метода альтернативной коммуникацииВ ...