«Игра в жизни ребёнка с расстройствами аутистического спектра»
консультация
Рекомендуется для родителей, педагогов, психологов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_v_zhizni_rebyonka_s_rasstroystvami_autisticheskogo_spektra.docx | 85.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игра в жизни ребёнка с расстройствами аутистического спектра»
Игра — естественное состояние ребенка, его способ знакомиться с миром, с самим собой. Но для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) игра становится тяжелой работой. Многие дети данной категории испытывают сложности не только с обработкой информации, но и с овладением речью и моторными навыками. Эти сложности неизбежно приводят к тому, что таким детям трудно начинать игру и принимать в ней участие. Кроме того, дети с аутизмом не предрасположены к общению и совместным играм с другими детьми. Однако опыт специалистов отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями Каширского центра "Семья" говорит о том, что, если таких детей обучить эффективным способам взаимодействия, они будут получать от этого удовольствие!
Для детей с расстройствами аутистического спектра игра имеет огромное значение. Игровая деятельность формирует познавательные процессы, оказывает существенное влияние на поведение ребенка, которое становится менее однообразным, стереотипным и более гибким.
Иногда кажется, что все наши попытки привлечь внимание ребенка и вовлечь его в игру совершенно бесплодны. Мы думаем так, опираясь на его реакцию. Однако дети с аутизмом могут не выдавать типичных реакций. Надо помнить, что, когда мы общаемся с ребенком, он тоже с нами общается. Даже если это не заметно.
Следует также помнить, что малыш будет играть только в те игры, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами. Поэтому, организуя игровую деятельность, вы должны быть готовы к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр, которые могут прийтись «по вкусу» вашему партнеру по игре.
Многие родители сталкиваются с проблемой: во что играть? И как играть?
Дети с РАС не могут сразу переработать двигательную информацию и повторить движения, наблюдая за тем, как их выполняют другие. Нужно помочь ребенку освоить новые движения, одновременно озвучивая их. Например, обучая играм с шариком (подбрасывать вверх одной, то другой рукой), берем руки ребенка в свои и вместе выполняем упражнения, обязательно проговаривая свои действия ( «Одна!» «Другая!»).
Как же говорить с ребенком, чтобы он лучше нас понял? Просто и ясно. Не нужно использовать сложных конструкций. Говорить нужно так, чтобы ребенку было легко нас понять. Вместо: «Я бы хотела, чтобы ты дал мне шарик» скажите просто «Дай шарик!».
Наша речь должна укладываться в рамки понимания ребенка и в то же время чуть-чуть выходить за них. Например, если ребенок разговаривает односложно, используйте фразы из двух слов и побуждайте его вам подражать. Снова и снова, при каждой возможности повторяйте одни и те же простые слова и фразы.
Как показываю исследования и собственные наблюдения, овладение речью эффективнее всего происходит в процессе занятий. Обучение, которое сопровождается словом и действием, значительно увеличивает вероятность возникновения у детей моторной памяти. Например, они лучше поймут и запомнят слово «рисовать», если будут рисовать, когда произносят это слово. Прилагательные, обозначающие свойства предметов, также запомнятся лучше при взаимодействии с этими предметами. Например, обучая ребенка слову «круглый», надо дать подержать мяч. Слова «большой», «маленький» усваиваются лучше, если мы строим башни из больших и маленьких кубиков.
Эти простые рекомендации помогают создать атмосферу, которая будет для ребенка и взрослого радостной и предоставит много возможностей для сотрудничества.
Я предлагаю вашему вниманию ряд игр, автором которых является Елена Янушко — логопед, автор методик по обучению и воспитанию детей раннего возраста.
СМЕШИВАЕМ КРАСКИ
Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого - зеленый, из красного и синего -фиолетовый.
Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге.
Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски - вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона. Экспериментируйте вместе с ребенком!
КУКОЛЬНЫЙ ОБЕД
Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их разными напитками. В игре красная вода превращается в томатный сок, белая - в молоко, оранжевая - в фанту, а коричневая - в кофе…
Можно затеять игру в "Ресторан" или "Кафе", учитывая опыт и возраст ребенка. Игра может стать поводом поупражняться в счете - посчитайте стаканы с напитками, чтобы они соответствовали количеству "гостей". Используя стаканчики разного размера, можно знакомить ребенка с понятием величины.
- ОЗЕРО
Наполните большой таз водой: теперь это "озеро", в котором плавают рыбки или уточки: "Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки -маленькие утята. "Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!" Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке" и т.д.
- МОРЕ
На следующем занятии этот же таз с водой может превратиться в "море", по которому плывут кораблики: "Поплыл по морю кораблик и гудит: у-у-у! А кто хочет поплавать на корабле? Зайка хочет! (можно использовать фигурки, вылепленные из пластилина, которые прочно устанавливаются на палубе) Вот поднялся ветер! Какие сильные волны! Перевернулся наш кораблик - давай скорее спасать пассажиров! А теперь починим кораблик и можно плыть дальше" и т.д.
- МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ
Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему помимо рамки из купленного пузырька разнообразные трубочки - для этого возьмите коктельную трубочку или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Для получения большого пузыря подойдет и небольшая пластиковая бутылочка с отрезанным дном.
- ТЕАТР ТЕНЕЙ
Можно придумать несложный сюжет и организовать целый "театр теней", для чего использовать приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.
- ПРЯЧЕМ РУЧКИ
Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: "Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками - так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга - немножко колется, да?" Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите.
Дайте ребёнку как можно больше возможностей. Предоставляйте ему различные предметы для игры, побуждайте играть в различной обстановке. Пусть он научится экспериментировать и расширять знания об окружающем мире.
Внутренний мир ребенка с синдромом аутизма часто окрашен мрачными тонами страха, дискомфорта или одиночества. Играя с ребенком, вы научите его радоваться. И если вам удастся наполнить его мир светлыми красками уверенности и радости, это может стать движущей силой, побуждающей ребенка на более активное исследование окружающего мира. При этом в вас он станет видеть помощника и союзника.
Учитель – дефектолог
Мусихина Т.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Совместные занятия родителей и ребёнка с расстройством аутистического спектра обучающегося на дому». Выступление на педагогическом совете.
Стили семейного воспитания. Опыт работы взаимодействия с семьёй, в которой растёт ребёнок с РАС. Дидактическая игра - эффективный приём, активно воздействующий на познавательную деятельность и эмоцион...
Работа с родителями ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС)
Консультация для учителей, воспитателей, тьюторов, ассистентов...
Выступление на педсовете. Тема: «Совместные занятия родителей и ребёнка с расстройством аутистического спектра обучающегося на дому»_29.10.2020
С позиции социальной психологии, семья – это малая социальная группа, немногочисленная по составу, объединённая общей деятельностью и находящаяся в непосредственном личностном контакте...
Создание личной тетради по чтению для ребёнка с расстройством аутистического спектра
К обучению чтению и письму мутичного ребёнка с РАС следует приступать не дожидаясь оформления звуковой речи. Пройденный материал закрепляется в играх, в быту и в устной речи. Слова , которые ...
Как помочь своему ребёнку с расстройством аутистического спектра при проявлении у него агрессии в общественном месте
Статья о помощи ребенку с РАС при проявлении у него агрессии...
Работа с родителями ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС)
Во всем мире все больше семей сталкивается с проблемой аутизма. По статистике каждый сотый ребёнок имеет нарушения аутистического спектра. За помощью к специалистам родители обращаются тогда, ко...