"Образование и грамотность на Руси"
план-конспект урока (7 класс)
Урок по истории России для 7 класса на тему "Образование и грамотность на Руси"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovanie_i_gramotnost_na_rusi.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нефтекамская коррекционная школа – интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями развития
Тема урока: «Образование и грамотность на Руси»
Подготовила и провела
учитель истории: Ванюшкина М.А.
Нефтекамск 2018г.
Цель: дать представление о распространении грамотности и образования в Киевской Руси. Задачи
Образовательные: довести до понимания учащихся, что понятие "культура" связано с деятельностью людей в материальной и духовной областях; отметить, что изобретение славянской азбуки было необходимым условием распространения грамотности на Руси; показать, что сделано Ярославом Мудрым для распространения грамотности.
Коррекционно-развивающие: продолжать работу над формированием умений давать полные ответы на постановленные вопросы, навыков работы с тетрадью по истории; учить слушать отрывки из художественной литературы.
Воспитательные: вызвать чувство уважения к людям труда; развивать у учащихся чувства любви к родному языку и культуре.
Основные термины и понятия
Переписчики, устав, Библия, библиотека, пергамен, писало.
Оборудование и материалы
Мультимедийный проектор, презентация к уроку, кроссворд на ватмане, карточки, словарные слова, предметное письмо (мешочек с землёй, стрела, след из кожи), кора берёзы, карточки с буквами, стаканчики с чернилами, гусиные перья, карточки с заданиями, Библия.
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
Правильно закончите пословицу и садитесь на свое место.
1.Век живи – век учись. 2. Тяжело в ученье, легко в бою. 3. Ученье свет – неученье - тьма. 4. Хорошая книга- лучший друг. 5. Кто хочет много знать, тому мало надо спать. 6.Больше знай , меньше болтай. 7. Кто много читает, то много знает. 8. Что написано пером, не вырубить и топором. 9.Учиться никогда не поздно. 10. Книга твой друг – без нее как без рук. 11. Грамоте учиться - всегда пригодится. 12. Повторение - мать ученья.
2.Повторение. - Ребята, давайте повторим пройденный материал и разгадаем кроссворд. По вертикали: 1.Вооруженная борьба между князьями, связанными родственными узами. По горизонтали: 1.Первый русский сборник законов. 2.Правила жизни людей. 3.Штраф за совершение преступления. 4.Кто стал править в Киеве в 1019 году? А как его прозвали? Почему его прозвали Мудрым?(за ум, за образованность). Наша тема связана с этим словом. 3.-Чтобы определить тему урока я предлагаю вам посмотреть видеоролик (СЛАЙД) - Ребята, кто догадался, какая тема нашего урока. 4. – Запишите число и тему урока « Образование и грамотность на Руси». Сегодня наш рассказ будет сопровождаться заполнением схемы. - Давайте послушаем, что же помогало людям быть грамотными? 1.Чтобы люди были грамотными на Руси Ярослав Мудрый начал строить храмы и монастыри и при них открывать школы. В школах изучали церковные книги. При Ярославе многие люди научились писать и читать. На стенах храмов, на изделиях гончаров оставляли надписи. - Где открывались школы? 2.Ярослав Мудрый велел переводить книги с греческого языка на славянский. Люди узнавали о жизни других народов, их военных подвигах . - Для чего переводили книги? 3.Книг не хватало, поэтому монахи переписывали книги от руки. Их называли переписчиками. Переписчики использовали славянскую азбуку- кириллицу(СЛАЙД) Каждую букву выводили отдельно друг от друга. Такое письмо называлось уставом. Книги украшали узорами. Первую букву тоже украшали узорами. – Кто такой переписчик? - Вот сейчас определим «Что находилось в комнате переписчика? – Если я подниму предмет, который есть у переписчика, вы поднимаете руки вверх. А если такого предмета нет, то - приседаете. – Ребята, сейчас на некоторое время превратимся в переписчиков. Ваша задача – написать с помощью гусиного пера первую букву . - В какой цвет раскрашивалась заглавная буква абзаца ?(В красный. Поэтому называется красная строка. Предложение надо писать с новой строки, отступив от края, т.е. приложить руку к тетради и отступить расстояние в два пальца.). Звучит музыка.( СЛАЙД) – Кто догадался, какой музыкальный инструмент сейчас звучал? (игра на гуслях)
4.Переписывали Библию и другие церковные книги. Книг становилось все больше и больше - Как называлась главная книга христиан? - Каждая буква выводилась пером. Когда страница заканчивалась, надо было высушить чернила. На страницу насыпали песок. Песок впитывал чернила. Потом писали на следующей странице. Писали книги на пергамене. Пергамен- это обработанная телячья кожа. -Работа с книгой (стр. 165)Над книгами работали по несколько лет. Для книги делали красивую обложку. Обложкой служили две доски. Доск-и обтягивали кожей или дорогой тканью. Поверх них прикрепляли украшения из золота, серебра и драгоценных камней. Книгу хранили, берегли и передавали своим детям и внукам как самое большое богатство. Такие древние книги хранятся в музеях под стеклом .Их нельзя доставать, потому что они рассыпятся. 5. Ярослав Мудрый тоже любил читать и собирал книги. У него была большая библиотека. Она стала первой русской библиотекой. Все книги хранились в храме города Киева - в Софийском соборе.(СЛАЙД) – В каком городе появилась первая русская библиотека? - Ребята, какой вывод мы можем сделать из всего сказанного? (Во время правления Ярослава Мудрого стало больше грамотных людей и Киев стал культурным центром Древней Руси). 5. Закрепление – А теперь давайте проверим, как внимательно вы слушали и что вы запомнили. – В предложениях вместо точек вставьте нужные слова. 6. – О чем говорили на сегодняшнем уроке? – Что понравилось на уроке? Объявление оценок за работу. Домашнее задание. Написать любые 2-3 предложения из карточки (по желанию можете написать все предложения).Найдите в интернете информацию о первых книгах, подготовьте выступление. Рефлексия. - После нашего урока какие слова вы бы вписали в книгу, чтобы оставить своим потомкам. 1.ЗНАНИЕ, 2. МУДРОСТЬ, 3.ТРУДОЛЮБИЕ, 4.ПРАВДА, 5.ПАТРИОТИЗМ, 6.ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, 7. ИНТЕРЕС, 8. РАДОСТЬ, 9. УМ, 10. ТЕРПЕНИЕ, 11.ДОБРО, 12.УВАЖЕНИЕ
1.При храмах и монастырях открывались … . 2.Ярослав Мудрый велел … книги с греческого на славянский. 3. Переписчик - … , который переписывал книги. 4. … - главная книга христиан. 5.Библиотека … Мудрого стала … русской библиотекой.
1.Чтобы люди были грамотными на Руси Ярослав Мудрый начал строить храмы и монастыри и при них открывать школы. В школах изучали церковные книги. При Ярославе многие люди научились писать и читать. На стенах храмов, на изделиях гончаров оставляли надписи.
2.Ярослав Мудрый велел переводить книги с греческого языка на славянский. Люди узнавали о жизни других народов, их военных подвигах . 3.Книг не хватало, поэтому монахи переписывали книги от руки. Их называли переписчиками. Переписчики использовали славянскую азбуку- кириллицу (СЛАЙД) Каждую букву выводили отдельно друг от друга. Такое письмо называлось уставом. Книги украшали узорами. Первую букву тоже украшали узорами.
4.Переписывали Библию и другие церковные книги. Книг становилось все больше и больше
5. Ярослав Мудрый тоже любил читать и собирал книги. У него была большая библиотека. Она стала первой русской библиотекой. Все книги хранились в храме города Киева - в Софийском соборе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания по теме "Образование и грамотность на Руси"
Тестовые задания предназначены для учителя истории, преподающего в 7 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Образование и грамотность на Руси
В презентации помещён материал о древних русских школах, первых учителях, о создании славянской письменности...
Обобщающий урок Образование централизованного государства на Руси
Повторение по теме...
«Пророк Наум наставь на ум» Классный час, посвященный дню грамотности на Руси.
В статье рассказывается о Дне Наума, который отмечается в первый день зимы, об обрядах, обычаях и традициях, связанных с этим славянским праздником. Пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, история ...
10 класс. Контрольная работа " Восточные славяне в древности. Образование и расцвет Киевской Руси".
Контрольная работа по истории России 10 класс направлена на выявление уровня подготовленности обучающихся по теме " Восточные славяне в древности. Образование и расцвет Киевской Руси"....
Лекция Образование Древнерусского государства. Крещение Руси.
Образование Древнерусского государства. Крещение Руси....
Рабочий лист "Образование самостоятельных княжеств на Руси". История России, 6 класс.
Рабочий лист "Образование самостоятельных княжеств на Руси". История России, 6 класс....