Здоровьесберегающие технологии на уроках СБО
методическая разработка

Никитина Алла Дмитриевна

Примененме здоровьесберегающих технологий на уроках СБО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках СБО

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Здоровье человека – это самое главное! От него зависит и настроение, и учёба, и работоспособность

Здоровьесберегающие   технологии предполагают не только сохранение, но и формирование, укрепление здоровья обучающихся, воспитание у них культуры здоровья, охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своём здоровье и о здоровье обучающихся.

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым обучающихся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать, развивать способности ребенка: его ум,  нравственные и эстетические чувства, потребность в деятельности, овладение первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.  

Здоровьесберегающая технология это:

  • условия обучения ребенка в школе
  • рациональная организация учебного процесса
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим

Цель  здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

  1. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

Гигиенические условия в кабинетах СБО

1.1 Температура и свежесть воздуха, озеленение кабинета

1.2 Рациональность освещения класса и доски

1.3 Наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

 1.4 Чистота и уют в классе;

 1.5 Личная гигиена (мытьё рук и внешний вид);

 1.6 Парты и стулья по росту учащихся (величина стола);

 1.7 Правильная осанка (положение корпуса, рук, ног);

 1.8 Освещение в кабинете;

 1.9 Организация питьевого режима;

 1.10 Обеспечение учащихся спецодеждой.

  1. Схема «Требования и нормы к урокам»

  2.1 Техника безопасности

  2.2 Продолжительность учебной нагрузки и плотность урока.

  2.З Чередование различных видов заданий (статистических и динамических; словесных, наглядных, аудиовизуальных, самостоятельной работы и др.)

  3. Психологический микроклимат на уроке, наличие на уроке эмоциональных разрядок (шуток, загадок и т.д.)

  4.Физкультминутки и физкультпаузы

  • упражнения для снятия общего и локального утомления;
  • упражнения для кистей рук;
  • гимнастика для глаз;
  • гимнастика для улучшения слуха;
  • упражнения корректирующие осанку;
  • дыхательная гимнастика.

Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Норма - на 15-20 минуте урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого, а также важен эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

      5. Наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности 

  • интереса к знаниям;
  • радость от активности;
  • интерес к изучаемому материалу;
  • организация выставок образцов готовых изделий, детских работ и т.д.

      6.Творческий подход к обучению

  • Творческие проекты на уроках СБО

     7. Демонстрационный материал и пособия 

  • операционные карты;
  • предметные и технологические карты;
  • индивидуальные карточки

(задания должны быть читаемыми, доступными, крупными, интересными, яркими, чтобы  было интересно читать и рассматривать).

   8. Момент наступления утомления учащихся, снижение их учебной активности -  определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы

  • Степень естественности позы школьников на уроке  служит хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.

 9.Воспитание у учащихся  культуры здоровья

На уроках СБО включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни

В 5-11 классах изучаются темы :

  • «Личная гигиена»
  • «Питание»
  • «Семья и здоровье»
  • «Одежда и обувь»

Элементы здоровьесберегающих технологий должны присутствовать на каждом уроке: их применение занимает мало времени, однако имеет колоссальное значение для повышения работоспособности обучающихся и сохранения их здоровья.

Список использованных материалов:

 Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Издательство «АРКТИ», 2006 г., с.319 Воротилкина ИМ. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72. Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.  Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // «Начальная школа»,2006, № 8. С. 105 Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.

Подготовила: Никитина А.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Каждый из нас знает, что установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама п...

Здоровьесберегающие технологии на уроках трудового обучения и технологии (доклад)

Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздейств...

методические рекомендации "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии"

материал, цель которого обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить...

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии

Цель технологииОбеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.

Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к св...