Применение тестирования на уроках гуманитарного цикла
статья (7, 8, 9 класс)
Использование тестовых заданий (примеры тестов) по литературному чтению и истории не только как контроль ЗУН, но и как закрепление знаний по пройденным темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_primenenie_testirovaniya_na_urokah.doc | 174 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 46 КАЛИНИНСНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ И МИЛОСЕРДИЯ»
Применение тестирования на уроках гуманитарного цикла
Выполнила
Учитель Комлева Ирина Андреевна
Санкт-Петербург 2020г.
Что такое тест?
В переводе с английского — испытание, проба, исследование. Тест - это задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках учащихся.
Тестовые технологии нашли признание в системе образования многих стран мира, а последние годы все шире применяется у нас в России. Педагогическое тестирование - это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов. Попробовать ввести тестирование на уроках гуманитарного цикла в коррекционной школе VIII вида я решила с целью повышения интереса учащихся к предметам, разнообразия различных этапов урока, закрепления пройденного материала и использования новой формы контроля ЗУН. Для учащихся коррекционной школы требуется неоднократное повторение уже изученного материала, т.е. урок-закрепление с применение тестовых технологий.
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции:
- Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
- Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.
- Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Преимущества тестирования:
- Развивает мыслительные операции учащихся.
- Формирует навыки самоконтроля, самостоятельности.
- Может служить объектом познания.
- Быстрота проверки.
- Возможность проверки одновременно всех учащихся класса.
- Способствует накопляемости оценок.
- Ответы на вопросы тестов помогают знаниям не "пройти мимо" учащихся, а отложиться в памяти.
- Вопросы тестов составлены последовательно изложенному материалу по текстам тем в учебниках. Отвечая на вопросы, учащиеся не только запоминают основное: даты, понятия, события и т.д., но и могут свободно вспомнить текст темы, кратко пересказать, составить небольшой рассказ, что тоже послужит закреплением изученного.
Тестирование имеет и ряд недостатков:
- Исключение из процедуры контроля устного речевого компонента.
- Тесты не могут служить основной формой контроля за качеством успеваемости учащихся.
- Сложность проверки глубины ЗУН.
- В тестировании присутствует элемент случайности (случайная ошибка, угадывание ответа).
Проводя тестирование в коррекционной школе VIII вида, необходимо соблюдать следующие правила:
- Предусмотреть время и продолжительность тестирования на уроке (т.к. при однообразной работе снижается внимание учащихся).
- Дать ученикам чёткую инструкцию перед началом выполнения работы.
- Не пользоваться бездумно готовыми тестами (учитывать уровень класса, возраст детей, адаптировать готовые тесты, прогнозировать результат).
- Проводить анализ результатов тестирования оперативно.
- Анализ результатов должен носить диагностический характер, быть эффективным средством корректирования.
Требования к тестовым заданиям по чтению в коррекционной школе VIII вида:
- При чтении ученик должен хорошо понимать, что необходимо выполнить, поэтому тестирование доступно только для читающих и понимающих смысл прочитанного.
- Формулировка заданий и ответов на них должны быть чёткими и краткими.
- При составлении тестов необходимо учитывать уровень психофизических возможностей учащихся
Тесты, которые я использую на уроках чтения можно разделить на две категории - традиционные и специфические
Виды традиционных тестовых заданий:
- Задания с выбором ответов (закрытые задания)
- Задания с выбором одного правильного ответа
- Задания с выбором нескольких правильных ответов
Тесты по литературному чтению (примеры):
Тест «Биография и творчество Чехова» | Тест «Биография и творчество Маяковского» |
а) Александр Сергеевич б) Михаил Юрьевич в) Антон Павлович
а) Москва б) Таганрог в) Тарханы
а) Санкт-Петербургский университет б) Московский университет в) САФУ
а) учителем б) библиотекарем в) врачом
а) отдыхал б) вёл перепись населения в) рисовал картины
а) «Антоша Чехонте» б) «Брат моей сестры» в) «Брат моего брата»
а) «Кот и Повар» б) «Хамелеон» в) «Лошадиная фамилия»
а) «Ванька» б) «Дети подземелья» в) «Мальчики»
а) «Заячьи лапы» б) «Каштанка» в) «Белолобый» |
а) Грузии. б) Армении. в) Украине.
а) учителем. б) лесничим. в) крестьянином.
а) Санкт- Петербург. б) Тверь. в) Москва.
а) хорошо. б) плохо. в) удовлетворительно.
а) вступил в партию большевиков. б) ленился. в) был разбалованным юношей.
а) стал ученым. б) владел иностранными языками. в) трижды сидел в тюрьме.
а) обыкновенной. б) поразительной. в) скромной.
а) высокого роста. б) среднего роста. в) маленького роста.
а) карие. б) серые. в) зеленые.
а) басистый. б) писклявый. в) громкий.
а) стать ученым. б) стать писателем. в) стать знаменитым.
а) Московской гимназии искусства. б) Московской гимназии живописи. в) Московской гимназии литераторов.
а) об исторических событиях. а) о любви. а) о времени, в котором он жил, о себе.
а) необычные. б) смешные. в) тоскливые.
а) смеялись и радовались. б) негодовали и возмущались, или восторгались и поклонялись. в) ненавидели их.
а) стал знаменитым ученым. б) стал знаменитым художником. в) стал знаменитым поэтом. |
- Задания с выбором одного неправильного ответа (это задания на поиск ошибки, они проверяют уровень сознательности усвоения программного материала, степень развития самоконтроля, лингвистическую “зоркость”, умение применять знания в нестандартной ситуации).
Тест «Произведения русской литературы XIX века» Выбери один неправильный ответ |
|
- Задания на установление соответствия (проверяют понимание, узнавание учащимися известного, выявляют готовность к установлению соответствия предлагаемых ответов с их собственными представлениями).
Тест по теме «Устное народное творчество» |
Сказка Былина Пословица Народная песня |
2. Задания с открытым ответом (предполагают самостоятельный поиск правильного ответа).
- Задания на завершение (дополнение) высказывания (проверяют готовность учащихся устанавливать причинно - следственные связи, закономерности, знание формулировок).
Тест по стихотворению Сергея Есенина | Тест «Пословицы и поговорки» |
* * * Нивы сжаты, рощи голы, | За двумя зайцами погонишься - ни одного не ____________________. Дело мастера ___________________. Делу время, потехе ______________. Труд человека кормит, а лень _________________. Век живи – век ___________________. Без труда не выловишь и рыбку из ________________. Не рой другому яму, сам в неё ____________________. Уговор дороже __________________. Семь раз отмерь, один раз ________________. Друг познаётся в _________________ |
- Задания на установление правильной последовательности.
Тест Чехов Антон Павлович «Пересолил» (восстанови последовательность частей рассказа «Пересолил») |
|
Виды специфических тестовых заданий:
1. Клоуз-тесты (вставить в отрывок из текста пропущенные слова). Особенно интересны эти тесты при изучении поэзии. Клоуз-тест Сергей Есенин «Собаке Качалова» Дай, Джим, на счастье ____________ мне, Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне. Пожалуйста, голубчик, не лижись. Пойми со мной хоть самое простое. Ведь ты не знаешь, что такое ______________, Не знаешь ты, что жить на свете стоит. Хозяин твой и мил и знаменит, И у него ______________ бывает в доме много, И каждый, улыбаясь, норовит Тебя по шерсти бархатной потрогать. Ты по-собачьи дьявольски ______________, С такою милою доверчивой приятцей. И, никого ни капли не спросив, Как пьяный друг, ты лезешь целоваться. Мой милый Джим, среди твоих гостей Так много всяких и невсяких было. Но та, что всех безмолвней и грустней, Сюда случайно вдруг не ________________? Она придёт, даю тебе поруку. И без меня, в её уставясь взгляд, Ты за меня лизни ей нежно _______________ За всё, в чем был и не был виноват. | 2. Ченч-тесты (найти слово, которым подменено авторское, и восстановить оригинальный текст). Ченч-тест Сергей Есенин * * * Нивы сжаты, рощи голы, |
На уроках истории я применяю тестовые задания двух типов – закрытые и открытые. Тесты даются ученику в печатном виде. Методика составления тестов рекомендует разнообразить форму тестовых заданий, чтобы мотивация учащихся была устойчивая и положительная, а работа не была монотонной и утомительной.
В педагогической работе с историческим материалом имеется единый банк тестовых заданий в каждом классе; сформированы обобщенные знания и умения учащихся по курсу «История Отечества»; тестирование способно объективно оценить уровень школьных знаний.
Предмет «История Отечества» интересен учащимся, само содержание создает благоприятную эмоционально-мотивационную среду. Задания в форме тестов вызывают интерес у учащихся, стимулирует их на качественную систематическую подготовку и получение хорошей оценки, что позволяет успешно решать поставленные образовательные задачи. Они мотивируют на внимательное осознанное чтение, вызывают стремление найти верный ответ, помогают создать ситуацию успеха каждому ученику, формируют положительное отношение к изучению предмета.
Тесты по истории (примеры):
Тест «Советская Россия – СССР в 20- 30- е годы» | Тест «История России начало 20 века». 1-2 полугодие |
1. Расшифруй понятие НЭП? - настоящая эра партии; - новая экономическая политика; - наш экран партии. 2. Наемный работник на селе – это - батрак; - крепостной; - рабочий. 3. В каком году образовался СССР? - 1917 г.; - 1932 г.; - 1922 г. 4. Как называлась новая Советская Россия? - Союз Советских Социалистических Республик; - Страна рабочих и крестьян; - Свободная страна 5. Кто встал во главе Союза Советских Социалистических Республик (СССР) после смерти В.И.Ленина? - И.В.Сталин; - Патриарх Тихон; - А.Н.Рыков. 6. Вставь пропущенную фамилию: «Так в стране начал складываться культ одной личности – культ личности ____________». 7. Культ личности И.В.Сталина – это - чрезмерное возвеличивание одного человека; -частичное унижение одного человека; - полное уничтожение одного человека. 8. Развитие промышленности ускоренными темпами, создание крупного машинного производства – это - пятилетка; - индустриализация; - облигация. 9. Вставь пропущенную дату: «В __________ было объявлено о проведении социалистических преобразований в деревне. Эти преобразования означали создание коллективных хозяйств – колхозов и проведение раскулачивания». | 1.Укажи, историю какой страны ты изучаешь? а) Китай б) США в) Россия 2. Отметь имя царя правившего Россией в XX веке. а) Алексей IY б) Николай II в) Николай I 3. Как жилось крестьянам и рабочим в России? а) работали с утра и до позднего вечера; б) ели кашу да хлеб; в) имели много денег; г) носили дорогую одежду; д) были безграмотные; е) гуляли в ресторанах, катались на лошадях; ж) не имели своего жилья, земли; з) мечтали о лучшей жизни. 4. В чем проявлялось недовольство рабочих? а) мало платил хозяин денег; б) хотели улучшить свою жизнь; в) хотели поделиться хлебом с царем; г) много было денег; д) детей не чем было кормить. 5. Что за событие произошло в январе 1905 года? а) Вооружённое нападение на царя; б) Праздничный салют; в) Кровавое воскресенье. 6. Как ты понимаешь выражение - «вооруженное восстание»? а) Борьба кулаками; б) Борьба с оружием в руках. 7. Год первой революции в России. а) 1900 г. б) 1903 г. в) 1905 г. 8.Что означает слово революция? Напиши. Революция_______________________________________________ ________________________________________________________ 9. Напиши, что означают эти слова: Забастовка – Митинг – Баррикада – Демонстрация – 10. Заполни таблицу: Название партии Кто возглавлял Чьи интересы защищал 11. Когда в России появились первые кинотеатры? а) 1900 г. б) 1903 г. в) 1909 г. Какими были первые фильмы? а) цветные б) немые 12. Лозунг во время революции. а) «Хлеб, мир, золото»! б) «Долой царя»! 13. Заполни пропуски в тексте: В феврале _________ года началась новая революция. Николай II ________________ от престола. Власть в стране разделилась, на две власти: (написать) 14. Какая власть установилась в результате Октябрьской революции? а) Власть царя; б) Советская власть; в) Власть меньшевиков. 15. Кто являлся лидером рабочих и крестьян? а) Керенский; б) Ленин (В. И. Ульянов). 16. Какие декреты установило новое правительство? а) Декрет о земле; б) Декрет о мире; в) Декрет о курении; г) Декрет о власти; д) Декрет о войне; 17.Что такое гражданская война? а) Борьба между мальчиками и девочками; б) Борьба между гражданами одной страны. 18. Как в гражданскую войну называли себя две воюющие между собой армии? а) Черные б) Белые в) Желтые г) Красные 19. Что такое интервенция? а) Ввоз в страну товара; б) Борьба между бедными и богатыми; в) Наступление иностранных войск на территорию другой страны,без объявления войны. 20. Напиши, как называли солдат воюющих между собой армий. Солдат белой армии - ________________________________________ Солдат красной армии - ______________________________________ 21. Как ты понимаешь слово коммунизм? Напиши. ___________________________________________________________ 22. Что означает слово – коммунальная квартира? а) Квартира на одного человека; б) Квартира, в которой проживали несколько семей; в) Квартира для животных. 23. Расшифруйте СССР – а) Союз Сельских Собраний Рабочих; б) Союз Советских Социалистических Республик. 24. Нарисуйте флаг Советского Союза. 25. Кто возглавил руководство страной после смерти Ленина? а) Дзержинский ; б) Нестеров; в) Сталин. 26. Что означает слово – индустриализация ? а) Сбор денежных средств; б) Развитие крупного машинного производства. 27. Что такое – колхоз? а) Большое предприятие; б) Коллективное хозяйство. 28. Из какого вещества учёный Лебедев делал резину? а) из стекла; б) из глины; в) из каучука. 29. Почему Советский Союз, после 30-х годов, увеличил производство военной техники? а) Страна хотела завоевать весь мир; б) Была угроза нападения со стороны Германии. 30. В каком году началась Вторая мировая война? а) 1934 год; б) 1931 год; в) 1939 год. 31. Каким словом можно назвать людей, которые путём насилия и убийства стремятся завоевать весь мир и подчинить себе другие народы? а) Наркоманы; б) Охотники; в) Фашисты. |
Вывод
Анализируя использование тестовых технологий на уроках чтения, истории я пришла к выводу о том, что учащиеся коррекционной школы VIII вида неплохо справляются с этим видом деятельности.
Решение тестов не только помогает контролировать полученные знания учащихся, но и повышает интерес обучающихся к предметам. Используя тестированные задания в своей практике, я убедилась, что даже дети со слабым уровнем обученности с удовольствием и интересом берутся за работу над тестами.
Тесты способствуют развитию у обучающихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы. Они позволяют организовать на уроках деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, логического мышления. Таким образом, применяемый тестовый контроль в совокупности с традиционными методами повторения позволяют осуществлять преподавание наиболее оптимально, доступно и познавательно.
Литература
1. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. — М., Центр тестирования, 2002.
2. Алещанова И.В., Фролова Н.А. Педагогическое тестирование как средство повышения качества контроля и оценки эффективности учебного процесса в вузе.
3. Головеева Л.Ю. Современные средства оценивания результатов обучения. – Учебно-методическое пособие. – Барнаул: БГПУ, 2008.
4. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. — М.: Педагогика 1991.
5. Кабанова Т. А., Новиков В. А. Тестирование в современной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
оптимизация учебного процесса на уроках гуманитарного цикла
презентация к засаданию школьного методического обединения учителей гуманитарного цикла...
Современные образовательные технологии: опыт применения на уроках гуманитарного цикла
Выступление на методическом объединении, представляет собой обобщение теоретических подходов к понятию "педагогическая технология" и описание используемых в собственной практике технологий....
Статья по теме "Использование возможностей Рейтинговой накопительной системы на уроках гуманитарного цикла (на примере уроков истории)".
Статья по теме "Использование возможностей Рейтинговой накопительной системы на уроках гуманитарного цикла (на примере уроков истории)"....
Применение проблемно диалогической технологии на уроках гуманитарного цикла
Проблемно диалогическое обучение рассматривается как один из основных видов деятельности, помогающий обучающимся адаптироваться к современны...
Доклад на заседании ШМО "Применение ИКТ на уроках гуманитарного цикла"
Материал на тему "Применение ИКТ на уроках гуманитарного цикла" рассказывает об эффективных способах применения ИКТ в процессе обучения на уроках гуманитарного цикла. Применение ИКТ позволяет ре...
ПРИМЕНЕНИЕ «КОНСТРУКТОРА ЗАДАЧ» Л.С. ИЛЮШИНА В ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
В статье показан опыт применения «Конструктора задач» Л.С. Илюшина в индивидуально-дифференцированной работе с учащимися на уроках литературы и истории...
Применение ЦОС на предметах гуманитарного цикла
Применение ЦОС на предметах гуманитарного цикла...