Рабочая программа
рабочая программа
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего, среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад № 8»
Принята решением
педагогического совета МБДОУ ДС № 8
от _____________________20 г
Утверждаю
Заведующий МБДОУ ДС № 8
__________________ Сидоренко С.В
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА КОЗЕЛОВОЙ СВЕТЛАНЫ ИВАНОВНЫ
РАССЧИТАНА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 3-7 ЛЕТ
г. Трехгорный
Оглавление
1. Первая часть | 3 |
1. Целевой компонент Программы | 3 |
1.1 Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы | 3 |
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы | 4 |
1.1.3. Характеристика особенностей развития детей с ЗПР | 4 |
1.2. Планируемые результаты освоения Программы | 6 |
2. Содержательный компонент Программы | 8 |
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка | 9 |
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы | 14 |
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 16 |
3. Организационный компонент Программы | 17 |
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы | 17 |
3.2. Организация режима дня пребывания детей в ДОУ | 18 |
2.вторая часть. Приложения | 19 |
2.1. Задачи образовательной работы на 2019 – 2020 учебный год | |
2.2. Календарь тематических недель | |
2.3. Циклограмма | |
2.4. План работы с родителями | |
2.5. План работы учителя - дефектолога | |
2.6. Работа педагогов по самообразованию | |
2.7. Комплексная диагностика для детей с особыми образовательными потребностями с ОНР | |
2.8. Перспективно-календарное тематическое планирование и методическое обеспечение, разработанное в соответствии с ФГОС, для детей с особыми образовательными потребностями: ОНР, ЗПР, НЗР по образовательным областям:
|
1.Целевой компонент Программы
1.1 Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего, среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач Адаптированной образовательной программы МБДОУ, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.
Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, принятых в дошкольное учреждение.
Основной базой рабочей программы являются:
Образовательная программа детского сада:
- Проект основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» ( Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой )
- Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»
С.Т. Шевченко
Программа С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» имеет 5 разделов (видов) образовательной деятельности, которые интегрируются в образовательные области программы «От рождения до школы»:
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»- раздел «Ознакомление с окружающим миром».
- Образовательная область «Познавательное развитие»- разделы «Развитие элементарных математических представлений», «Ознакомление с окружающим миром».
- Образовательная область «Речевое развитие»- разделы «Развитие речевого восприятия», «Подготовка к обучению грамоте».
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»- раздел «Ознакомление с художественной литературой»»
- Образовательная область «Физическое развитие» раздел «Физическая культура»
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
1.1.1 Цели, задачи и принципы программы.
Основная цель рабочей программы - формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.
Задачи:
1.Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
2.Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
3 Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей,
потребностей и интересов дошкольников.
Основные задачи коррекционного обучения:
- овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь;
- формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе;
- развитие познавательных интересов;
- обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности.
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и подходы.
1.1.2. Принципы:
1.Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
2.Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
3.Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.
Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.
4. Принцип доступности предполагает построение обучения
дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно- развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний
предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В
результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
1.1.3.Характеристики особенностей развития детей с ЗПР
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) - это дети с трудностями в воспитании и обучении. Психическое развитие таких детей характеризует неустойчивость, утомляемость нервной системы, низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь, трудности звукового анализа, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. Игровая деятельность сформирована недостаточно. Процессы восприятия и мышления замедлены. При работе с такими детьми на начальном этапе преобладают наглядно-действенные методы предъявления материала. Однако по мере совершенствования различных психических процессов и формирования устойчивых навыков у ребенка необходимо переходить к словесно-логическим формам обучения дошкольников.
У детей с ЗПР страдает память, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Кроме того, отмечается низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется в процессе игровой и учебной деятельности.
У детей с ЗПР слабо сформированы основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не планируют свою деятельность; однако они легко принимают помощь взрослого и способны применять показанный способ действий при выполнении аналогичных заданий, осуществлять перенос знакомых умений и навыков в новые условия.
Дети отстают в речевом развитии (недостатки произношения, аграмматизм, ограниченность словаря). Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преобладании игровой.
Характерны недостатки моторики, в особенности мелкой, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности. Существенными особенностями детей с ЗПР являются неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития.
Дошкольники с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми характеризуются не соответствующим возрасту недостаточным развитием внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно-деятельной основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становления регулирующей функции речи.
Отмечаются недостатки в мотивационно-целевой основе организации деятельности, несформированность способов самоконтроля, планирования, знаковосимволической функции и трудностями в оперировании образами-представлениями; несформированность представлений о себе и окружающих. О моральных нормах, представления нечеткие.
Первая группа — задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфантилизм. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильные, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. У этих детей особенно сильно выражено отставание в развитии эмоциональной сферы. Они находятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом. У них наблюдается большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень характерны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот. У детей этой группы очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте.
Вторая группа — задержка психического развития соматогенного происхождения, которая связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболевания пищеварительной системы. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приводит к отставанию в развитии. Сердечно-сосудистая недостаточность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения.
Третья группа — задержка психического развития психогенного происхождения. Надо сказать, что такие случаи фиксируются довольно редко, так же как и задержка психического развития соматогенного происхождения. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. Эти условия — безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и, конечно, безынициативности, к отставанию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к формированию искаженной, ослабленной личности, у таких детей обычно проявляется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм.
Четвертая группа — самая многочисленная — это задержка психического развития церебрально-органического генеза. Причины — различные патологические ситуации беременности и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни. Особенно опасен период до 2 лет.
Травмы и заболевания центральной нервной системы могут привести к тому, что называется органическим инфантилизмом, в отличие от гармонического и психофизического инфантилизма, причины которого не всегда ясны.
1.2ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.
- Целевые ориентиры освоения Программы детьми с ЗПР (3-4 лет)
«Речевое развитие»
- Рассматривать сюжетные картинки.
- Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего
окружения.
- Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на
вопросы педагога.
- Читать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.
- Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения,
рассказы.
«Познавательное развитие»
- Группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все
большие, все круглые предметы и т. д.).
- Составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и
выделять один предмет из группы.
- Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
- Определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать
конкретныйсмысл слов: больше -меньше, столько же.
- Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.
- Понимать смысл обозначений: вверху -внизу, впереди -сзади, слева -справа, на, над -
под, верхняя -нижняя (полоска).
- Понимать смысл слов: утро, вечер, день, ночь
Целевые ориентиры освоения Программы детьми с ЗПР (4-5 лет)
«Речевое развитие»
- Активный словарный запас составляет больше 1500 слов.
- Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения.
- Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
- Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.
- Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.
- Пытается с выражением читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.
- Эмоционально и заинтересованно следит за развитием действия в играх - драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.
- Слушая новые сказки, рассказы, стихи, следит за развитием действия, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
Познавательное развитие
- Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.).
- Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
- Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
- Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же».
- Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и крутую форму.
- Понимает смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, на, над — под, верхняя — нижняя (полоска).
- Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь».
1.2.2.Целевые ориентиры освоения Программы детьми с ЗПР (5-6 лет)
Речевое развитие
- способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;
- проявляет речевую активность, способность взаимодействовать окружающими, желание общаться с помощью слова и жеста;
- понимает названия предметов, действий, встречающихся в повседневной речи;
- понимает и выполняет элементарные словесные инструкции.
- различает лексические значения слов и грамматических форм слова;
- -называет действия, предметы, изображенные на картинке, участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые слов, которые могут добавляться жестами;
- произносит простые по артикуляции звуки;
- воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.
Познавательное развитие
- Дети должны усвоить представление о сохранении количества; знать цифры от нуля до пяти, соотносить их с числом предметов;
- воссоздавать целостное изображение предмета по его частям;
- соотносить форму предметов с геометрической формой - эталоном;
- ориентироваться в пространстве, опираясь на схему собственного тела;
- дифференцировать цвета и их оттенки;
- описывать различные свойства предметов: цвет, форму, величину, качества поверхности;
- группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков;
- использовать обобщенные представления о некоторых свойствах и качествах предметов в деятельности.
1.2.3Целевые ориентиры освоения Программы детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР (6-7лет)
Речевое развитие
Дети должны научиться:
- выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых
высказываниях;
- пользоваться в повседневном общении фразовой речью;
- употреблять в речи названия предметов и детенышей животных с
использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- понимать и использовать в активной речи предлоги в, на, под, за, перед,
около, у, из, между;
- использовать в речи имена существительные и глаголы в единственном и множественном числе;
- использовать в речи глаголы настоящего и прошедшего времени;
- строить фразы и рассказы по картинке, состоящие из трех-четырех предложений;
- читать наизусть 2-3 разученных стихотворения;
- отвечать на вопросы по содержанию знакомой сказки, перечислять ее основных персонажей;
- знать 1-2 считалки, уметь завершить потешку или поговорку;
- планировать в речи свои ближайшие действия.
Познавательное развитие
- Дети должны научиться:
- осуществлять количественный счёт в прямом и обратном порядке, счет от средних членов ряда, порядковый счет в пределах семи;
- пересчитывать предметы и изображения предметов на картинках, расположенных в ряд, при разном их расположении; предметы и изображения предметов, имеющих различную величину, цвет, форму;
- осуществлять преобразования множеств, предварительно проговаривая действие;
- определять место числа в числовом ряду и отношения между смежными числами; решать задачи по представлению и отвлеченно в пределах пяти;
- Обучение грамоте
- Дети должны научиться:
- составлять предложения из двух и более слов (длинные и короткие предложения) по действиям детей с игрушками и сюжетным картинкам;
- определять количество слов в предложении и место слов в предложении;
- делить слова на слоги (части), определять количество слогов в слове;
- определять первый звук (а, у, и, о, м, ш, р, к, с) в слогах и словах; соотносить звуки (а, у, и, о, м, ш, р, с, к) с буквой.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Все направления коррекционно-образовательной работы с детьми с ОВЗ тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что позволяет комплексно решать конкретные задачи во всех формах ее организации.
Каждая ступень Программы включает коррекционно-образовательную работу и работу по пяти образовательным областям, определенным ФГОС ДО:
Социально - коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
Познавательное развитие;
Художественно - эстетическое развитие;
Физическое развитие
В совокупности они позволяют обеспечить коррекционно-образовательную работу с дошкольниками с ЗПР комплексно и многоаспектно. Содержание коррекционно-развивающей работы в образовательных областях сгруппировано по разделам, которые являются сквозными на весь период дошкольного образования и отрабатываются в процессе разнообразных видов деятельности.
Содержание дефектологической работы с детьми с ЗПР по всем образовательным областям разделено на 3 этапа. Примерные возрастные границы этапов представлены довольно широко с учетом особенностей и динамики развития детей с задержкой психического развития. Содержание третьего этапа рассчитано на возможности детей с задержкой психического развития.
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Первый этап (младший,средний возраст)
Формирование элементарных математических представлений
Основные задачи этапа:
- развивать у детей умение показывать и моделировать различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические движениям, на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);
- обогащать опыт выполнения ориентировочных действий детьми, формируя у них умения предварительно рассматривать, называя, показывая по образцу и по словесной инструкции педагога форму, величину, количество предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;
- развивать у детей умение осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу);
- знакомить детей с некоторыми самыми общими принципами счета: с устойчивостью порядка числительных при счете; с принципом «один к одному» (к каждому объекту может быть присоединен только один объект); с принципом обозначения итога счета (общее количество обозначается последним произнесенным числом); с возможностью пересчета любой совокупности объектов; с возможностью считать объекты в любом порядке;
- формировать у детей в процессе игр и игровых упражнений представления о независимости количества элементов множества от пространственного расположения и качественных признаков предметов его составляющих;
- формировать у детей элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
- формировать у детей сенсорно-перцептивные способности: узнавать количество предметов, форму, величину на ощупь, зрительно; узнавать количество звуков на слух;
- формировать у детей операционально-техническую сторону деятельности: действовать двумя руками, одной рукой (удерживать, приближать, поворачивать, расставлять игрушки или раскладывать картинки в ряд, брать их по одной, убирать счетный материал, геометрические фигуры и т. п.);
- развивать у детей зрительно-двигательную координацию, учить их прослеживать взглядом за движением руки, игрушками, расположением картинок и т. п. ;
- развивать у детей умение узнавать цифры 1, 2 и соотносить их соответствующим количеством пальцев и предметов, изображать цифры 1, 2 (рисовать, конструировать, лепить и т. п.);
- развивать у детей умение определять пространственное расположение предметов относительно себя (впереди - сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной);
- формировать у детей умение перемещать различные предметы вперед и назад по горизонтальной плоскости (столу, полу) по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;
- формировать у детей умение соотносить плоскостные формы и пространственные объекты в процессе игр и игровых упражнений;
- формировать у детей умение образовывать множества из однородных и разнородных предметов, игрушек, их изображений; группировать предметы в множества по форме (шары, кубы, круги, квадраты), по величине (большой - маленький, широкий - узкий, высокий - низкий), по количеству (в пределах трех);
формировать у детей представления о времени: на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) учить их узнавать и называть реальные явления и их изображения: контрастные времена года
Речевое развитие
Основные задачи этапа:
- создавать условия для активизации речевой активности детей, развития коммуникативной функции речи детей на занятиях, в играх, в бытовых ситуациях и т. д., поддерживать стремление детей к общению со взрослыми и со сверстниками;
- развивать коммуникативную функцию речи детей, формировать у них потребность в общении, создавать условия для развития образа «Я» на основе представлений о собственных возможностях и умениях («У меня глаза - я умею смотреть», «Это мои руки - я умею...» и т. д.),
значимых для взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, воспитывая отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать у детей умение задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний), развивать фразовую речь детей;
- расширять номинативный и глагольный словарный запас детей, связанный с содержанием их эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта;
- формировать у детей умение с помощью взрослого составлять простейший словесный отчет о выполненных действиях (начальный этап развития словесной регуляции действий);
- создавать условия для использования детьми речевого материала, усвоенного на занятиях по развитию речи, в театрализованных играх и в повседневной жизни;
- обращать внимание детей на различные эмоциональные состояния человека, учить их подражать выражению лица взрослого (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет - обнимает, гладит по голове; радуется - хлопает в ладоши и т. п.);
- стимулировать речевую активность детей, развивать их интерес к окружающему миру (миру людей, животных, растений, минералов, к явлениям природы), стимулировать их желание наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире;
- закреплять и уточнять представления детей о родственных отношениях в семье, о способах коммуникации с близкими людьми;
- расширять предметный, предикативный и адъективный словарный запас детей, связанный с их эмоциональным, бытовым, предметным, игровым опытом;
- развивать диалогическую форму речи детей, поддерживать инициативные диалоги между ними, стимулируя их, создавая коммуникативные ситуации, вовлекая детей в разговор;
- развивать способность детей выражать свое настроение и потребности с помощью различных пантомимических, мимических и других средств, поддерживая стремление детей передавать (изображать, демонстрировать) радость, огорчение, удивление в имитационных играх;
- развивать выразительность имитационных движений детей, совершенствовать движения их рук в играх с театром на рукавичках, со специально разработанными куклами бибабо (для всей ладони, без отверстия для пальцев) и персонажами пальчикового театра;
- учить детей элементарным операциям внутреннего программирования с опорой на реальные действия на вербальном и невербальном уровнях: показ и называние картинок, изображающих игровые ситуации; разыгрывание ситуаций, в которых необходимо использовать звукоподражание, элементарное интонирование речевых и неречевых звуков, произнесение отдельных реплик в играх с образными игрушками.
- развивать готовность детей к элементарному планированию и выполнению каких-либо действий с помощью взрослого и самостоятельно («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»).
-(лето и зима) и части суток (день и ночь).
Второй этап (старший возраст)
Формирование элементарных математических представлений
Основные задачи этапа:
- продолжать формировать у детей умение моделировать различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические движениям, на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);
- продолжать обогащать опыт выполнения ориентировочных действий детьми, формируя у них умения предварительно рассматривать, называть, показывать по образцу и по словесной инструкции педагога форму, величину, количество предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;
- продолжать формировать у детей умение осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу);
- продолжать знакомить детей с некоторыми самыми общими принципами счета: с устойчивостью порядка числительных при счете; с принципом «один к одному» (к каждому объекту может быть присоединен только один объект); с принципом обозначения итога счета (общее количество обозначается последним произнесенным числом); с возможностью пересчета любой совокупности объектов; с возможностью считать объекты в любом порядке;
- формировать у детей в процессе игр и игровых упражнений представления о независимости количества элементов множества от пространственного расположения и качественных признаков предметов его составляющих;
- формировать у детей элементарные счетные действия с множествами предметов на основе зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия;
- продолжать формировать у детей сенсорно-перцептивные способности: узнавать количество предметов, форму, величину на ощупь, зрительно; узнавать количество звуков на слух;
- продолжать формировать у детей операционально-техническую сторону деятельности: действовать двумя руками, одной рукой (удерживать, приближать, поворачивать, расставлять игрушки или раскладывать картинки в ряд, брать их по одной, убирать счетный материал, геометрические фигуры и т. п.);
- развивать зрительно-двигательную координацию детей, учить их прослеживать взглядом за движением руки, игрушками, расположением и перемещением картинок и т. п.;
- знакомить детей с цифрами в пределах пяти и соотносить их соответствующим количеством пальцев и предметов, изображать цифры (рисовать, конструировать, лепить и т. п.);
- формировать у детей умение определять пространственное расположение предметов относительно себя (впереди - сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной);
- формировать у детей умение перемещать различные предметы вперед и назад по горизонтальной плоскости (столу, полу) по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;
- формировать у детей умение соотносить плоскостные формы и пространственные объекты в процессе игр и игровых упражнений;
- формировать у детей умение образовывать множества из однородных и разнородных предметов, игрушек, их изображений; группировать предметы в множества по форме (шары, кубы, круги, квадраты), по величине (большой - маленький, широкий - узкий, высокий - низкий), по количеству (в пределах трех);
- формировать у детей умение ориентироваться на листе бумаги;
- формировать у детей представления о времени: на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) учить их узнавать и называть реальные явления и их изображения: весна, лето, осень и зима) и части суток (утро, день, вечер и ночь), знакомить с последовательностью.
Речевое развитие
Основные задачи этапа:
- создавать условия для стимулирования речевой активности детей, развивая коммуникативную функцию речи детей на занятиях, в играх, в бытовых ситуациях и т. д., поддерживать стремление детей к общению со взрослыми и со сверстниками;
- развивать коммуникативную функцию речи детей, формировать у них потребность в общении, создавать условия для развития образа «Я» на основе представлений о собственных возможностях и умениях («У меня глаза - я умею смотреть», «Это мои руки - я умею...» и т. д.), значимых для взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, воспитывая отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать у детей умение задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний), развивать фразовую речь детей;
- расширять номинативный и глагольный словарный запас детей, связанный с содержанием их эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта;
- формировать у детей умение с помощью взрослого составлять простейший словесный отчет о выполненных действиях (начальный этап развития словесной регуляции действий);
- создавать условия для использования детьми речевого материала, усвоенного на занятиях по развитию речи, в театрализованных играх и в повседневной жизни;
- обращать внимание детей на различные эмоциональные состояния человека, учить их подражать выражению лица взрослого (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет - обнимает, гладит по голове; радуется - хлопает в ладоши и т. п.);
- формировать у детей потребность и умение выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
- стимулировать речевую активность детей, развивать их интерес к окружающему миру (миру людей, животных, растений, минералов, к явлениям природы), стимулировать их желание наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире;
- закреплять представления детей о родственных отношениях в семье, о способах коммуникации с близкими людьми;
- формировать у детей умение задавать вопросы и отвечать на них, формулировать простейшие сообщения и побуждения, то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний;
- расширять предметный, предикативный и адъективный словарный запас детей, связанный с их эмоциональным, бытовым, предметным, игровым опытом;
- развивать диалогическую форму речи детей, поддерживать инициативные диалоги между ними, стимулируя их, создавая коммуникативные ситуации, вовлекая детей в разговор;
- развивать способность детей выражать свое настроение и потребности с помощью различных пантомимических, мимических и других средств, поддерживая стремление детей передавать (изображать, демонстрировать) радость, огорчение, удивление в имитационных играх;
- развивать выразительность имитационных движений детей, совершенствовать движения их рук в играх с театром на рукавичках, со специально разработанными куклами бибабо (для всей ладони, без отверстия для пальцев) и персонажами пальчикового театра;
- учить детей элементарным операциям внутреннего программирования с опорой на реальные действия на вербальном и невербальном уровнях: показ и называние картинок, изображающих игровые ситуации; разыгрывание ситуаций, в которых необходимо использовать звукоподражание, элементарное интонирование речевых и неречевых звуков, произнесение отдельных реплик в играх с образными игрушками;
- обучать детей элементарному планированию и выполнению каких-либо действий с помощью взрослого и самостоятельно («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»).
Третий этап (подготовительный возраст )
Формирование элементарных математических представлений
Основные задачи этапа:
- продолжать формировать у детей умение моделировать различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические движениям, на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);
- продолжать формировать умения предварительно рассматривать, называть, показывать по образцу и по словесной инструкции педагога форму, величину, количество предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;
- продолжать формировать у детей умение осуществлять действия с множествами на дочисловом и числовом уровне (по образцу, по словесной инструкции);
- продолжать знакомить детей с некоторыми самыми общими принципами счета: с устойчивостью порядка числительных при счете; с принципом «один к одному» (к каждому объекту может быть присоединен только один объект); с принципом обозначения итога счета (общее количество обозначается последним произнесенным числом); с возможностью пересчета любой
совокупности объектов; с возможностью считать объекты в любом порядке;
- формировать у детей в процессе игр и игровых упражнений представления о независимости количества элементов множества от пространственного расположения и качественных признаков предметов его составляющих;
- формировать у детей элементарные счетные действия с множествами предметов на основе зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия;
- продолжать формировать у детей сенсорно-перцептивные способности: узнавать количество предметов, форму, величину на ощупь, зрительно; узнавать количество звуков на слух;
- продолжать формировать у детей операционально-техническую сторону деятельности: действовать двумя руками, одной рукой (удерживать, приближать, поворачивать, расставлять игрушки или раскладывать картинки в ряд, брать их по одной, убирать счетный материал, геометрические фигуры и т. п.);
- развивать зрительно-двигательную координацию детей, учить их прослеживать взглядом за движением руки, игрушками, расположением и перемещением картинок и т. п.;
- знакомить детей с цифрами в пределах девяти и соотносить их соответствующим количеством пальцев и предметов, изображать цифры (рисовать, конструировать, лепить и т. п.);
- формировать у детей умение определять пространственное расположение предметов относительно себя (впереди - сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной);
- формировать у детей умение перемещать предметы в разных направлениях пространства в горизонтальной (вперед, назад, вправо, влево) и вертикальной плоскости (вверх-вниз) по образцу и по словесной инструкции;
- формировать у детей умение определять форму объемных и плоскостных объектов и называтьее;
- формировать у детей умение образовывать множества из однородных и разнородных предметов, игрушек, их изображений; группировать предметы в множества по форме (шары, кубы, круги, квадраты), по величине (большой - маленький, широкий - узкий, высокий - низкий), по количеству (в пределах 10);
- формировать у детей умение ориентироваться на листе бумаги;
- формировать у детей представления о времени: на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) учить их узнавать и называть реальные явления и их изображения: времена года (весна, лето, осень и зима), части суток (утро, день, вечер и ночь), знакомить с последовательностью, дни недели.
Речевое развитие
Основные задачи этапа:
- создавать условия для стимулирования речевой активности детей, развивая коммуникативную функцию речи детей на занятиях, в играх, в бытовых ситуациях и т. д., поддерживать стремление детей к общению со взрослыми и со сверстниками;
- продолжать развивать коммуникативную функцию речи детей, формировать у них потребность в общении, создавать условия для развития образа «Я» на основе представлений о собственных возможностях и умениях («У меня глаза - я умею смотреть», «Это мои руки - я умею.» и т. д.), значимых для взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- продолжать обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, воспитывая отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектнообъектные отношения;
- продолжать формировать у детей умение задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний), развивать фразовую речь детей;
- расширять номинативный и глагольный словарный запас детей, связанный с содержанием их эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта;
- формировать у детей умение с помощью взрослого составлять словесный отчет о выполненных действиях (начальный этап развития словесной регуляции действий);
- создавать условия для использования детьми речевого материала, усвоенного на занятиях по развитию речи, в театрализованных играх и в повседневной жизни;
- продолжать обращать внимание детей на различные эмоциональные состояния человека, учить их подражать выражению лица взрослого (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет
- обнимает, гладит по голове; радуется - хлопает в ладоши и т. п.);
- продолжать формировать у детей потребность и умение выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
- продолжать стимулировать речевую активность детей, развивать их интерес к окружающему миру (миру людей, животных, растений, минералов, к явлениям природы), стимулировать их желание наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире;
- закреплять представления детей о родственных отношениях в семье, о способах коммуникации с близкими людьми;
- продолжать формировать у детей умение задавать вопросы и отвечать на них, формулировать простейшие сообщения и побуждения, то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний;
- продолжать расширять предметный, предикативный и адъективный словарный запас детей, связанный с их эмоциональным, бытовым, предметным, игровым опытом;
- продолжать развивать диалогическую форму речи детей, поддерживать инициативные диалоги между ними, стимулируя их, создавая коммуникативные ситуации, вовлекая детей в разговор;
- развивать способность детей выражать свое настроение и потребности с помощью различных пантомимических, мимических и других средств, поддерживая стремление детей передавать (изображать, демонстрировать) радость, огорчение, удивление в имитационных играх;
- развивать выразительность имитационных движений детей, совершенствовать движения их рук в играх с театром на рукавичках, со специально разработанными куклами бибабо (для всей ладони, без отверстия для пальцев) и персонажами пальчикового театра;
- учить детей элементарным операциям внутреннего программирования с опорой на реальные действия на вербальном и невербальном уровнях: показ и называние картинок, изображающих игровые ситуации; разыгрывание ситуаций, в которых необходимо использовать звукоподражание, элементарное интонирование речевых и неречевых звуков, произнесение отдельных реплик в играх с образными игрушками;
- формировать способность к элементарному планированию и выполнению действий с помощью взрослого и самостоятельно («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»)
2.2Структура реализации образовательного процесса
Основной формой обучения являются занятия (индивидуальные, подгрупповые). Занятия проводятся в определенной системе в соответствии с разделами данной программы:
- Занятия по развитию речи на ознакомлении с окружающим миром, развитие лексико-грамматического строя и связной речи.
- Занятия по формированию элементарных математических и сенсорных представлений.
-Занятия по подготовке к обучению грамоте.
Занятия специалистов и воспитателей разработаны, спланированы и составлены с учетом недельного тематического планирования ДОУ (см. приложение 2.3).
Содержание педагогической работы с детьми с ЗПР определяется целями и задачами коррекционно - развивающего воздействия, которое организуется в три этапа, соответствующих периодизации дошкольного возраста.
Особенности коррекционно - развивающей работы с детьми с ЗПР состоит в необходимости индивидуального и дифференцированного подхода, снижения темпа обучения, структурной простоты содержания знаний и умений, наглядности, возврата к уже изученному материалу, развития самостоятельности и активности детей.
В образовательной области «Познавательное развитие» выделены направления коррекционно-педагогической работы, которые способствуют решению задач поэтапного формирования способов ориентировочно-исследовательской деятельности и способов усвоения ребенком общественного опыта:
- Сенсорное воспитание,
- Формирование мышления,
- Формирование элементарных количественных представлений,
- Ознакомление с окружающим,
- Развитие речи и формирование коммуникативных способностей,
- Обучение грамоте.
Используются следующие педагогические технологии:
- здоровьесберегающие технологии
- игровые технологии
-социально-коммуникативные
- информационно - коммуникативные.
Коррекционная работа в образовательном процессе протекает в ходе
непосредственной образовательной деятельности, которую осуществляют все
педагоги, работающие с группой воспитанников. Они проводят:
-индивидуальные и групповые игровые коррекционно-развивающие занятия;
- комплексные коррекционно-развивающие занятия с включением детей в разные виды
деятельности и с участием разных специалистов;
-комплексные занятия с участием детей и их родителей;
-индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с
использованием игр с водой и песком, театрализованной игры, музыки и движения;
- индивидуальные и подгрупповые свободные игры и занятия с детьми основанные на
конструктивной, изобразительной, музыкальной, трудовой и др. деятельности детей.
Вся деятельность планируется в системе и находит отражение в следующих документах:
- перспективный комплексно-тематический план коррекционно-образовательной деятельности учителя-дефектолога и воспитателей с группой воспитанников,
- план коррекционно-образовательной деятельности учителя-дефектолога с подгруппами,
- план индивидуальной коррекционно-образовательной деятельности учителя-дефектолога с каждым воспитанником группы
- план коррекционно-образовательной деятельности воспитателей с подгруппами,
- план работы по взаимодействию с семьями.
Основная коррекционная работа с дошкольниками с задержкой психического развития осуществляется в образовательном процессе, поэтому особое значение приобретают средства, которые применяются в его организации и придают ей определенное своеобразие. К ним относятся:
- индивидуальный и дифференцированный подход (индивидуализация и дифференциация образовательной деятельности);
- активность и самостоятельность ребенка в образовательном процессе;
- сниженный темп обучения;
- структурная простота содержания;
- повторность в обучении.
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей в дошкольном учреждении осуществляется через широкое использование индивидуальных и подгрупповых форм его организации, которые обеспечивают возможность реализации индивидуальных коррекционнообразовательных программ, разрабатываемых для каждого ребенка.
Применение этих форм является обязательным в группе ЗПР: для них определено время в режиме дня; достаточное количество специалистов обеспечивает возможность проведения занятий с подгруппами детей.
В основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода лежит комплексное психолого-педагогическое обследование детей.
Сочетание возможностей использования групповых и индивидуальных форм образовательного процесса позволяет в наибольшей мере учитывать индивидуальные особенности воспитанников и обеспечивает тем самым возможность создания и реализации индивидуальных коррекционно-образовательных программ.
Индивидуальные занятия проводят с детьми все специалисты, однако особую роль в реализации программного содержания психолого-педагогической работы играет индивидуальная работа, которую проводит учитель-дефектолог.
После завершения психолого-педагогического обследования учитель-дефектолог создает перспективный план индивидуальной работы с каждым ребенком на год. В нем отражается основные направления работы, ее задачи и содержание. В качестве приоритетных для индивидуальных занятий, выступает работа по таким образовательным областям как «Социализация», Коммуникация», «Познание», хотя другие области также находят отражение («Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура»). Выбор содержания осуществляется таким образом, чтобы обеспечивать не только формирование конкретных умений и навыков у умственно отсталого дошкольника, но и личностных качеств и навыков нормативного поведения. Каждое индивидуальное занятие проводится в форме игры, с которой могут сочетаться и другие виды деятельности, например, рисование, конструирование, музыкальная деятельность и др.
Каждый ребенок посещает обязательно 2-3 индивидуальные занятия в неделю. Учитель- дефектолог обязан провести ежедневно занятия с 5-6-тью воспитанниками. С учетом динамики развития и психофизического состояния ребенка учитель-дефектолог может вносить коррективы в созданный план работы.
В процессе организации педагогами совместной деятельности с детьми коррекционноразвивающая работа организуется на основе использования всех видов игр, конструирования, рисования, лепки, музыкальной и трудовой деятельности. Это индивидуальная деятельность детей в условиях групповой комнаты либо небольшими группами (4-6 человек) в музыкальном зале, игровой комнате («Музыка и движение», «Театрализованная деятельность»). Такая деятельность стимулирует развитие двигательного, эмоционального и познавательного компонентов личности, позволяет целенаправленно активизировать психомоторное развитие ребенка в этих направлениях.
2.3 Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
Задачи:
- формирование психолого - педагогических знаний родителей;
- приобщение родителей к участию в жизни ДОО;
- оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
- ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
- ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета.
- целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
3.Организационный компонент Программы:
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
В логопедической зоне созданы условия для полноценного развития речи детей с ОНР, к которой предъявлены следующие основные требования оснащения:
- зеркало настенное;
- зеркала для индивидуальной работы;
- логопедические зонды, шпатели;
- магнитная доска;
- шкафы для хранения пособий;
- парты для детей;
- детские стулья;
- полки для хранения игр, игрушек, пособий для развития тонкой моторики, дыхания, психических функций;
- стол, стул для работы логопеда с документацией, проведения индивидуальной консультации родителей.
Методическое обеспечение дефектологической зоны группы №7 для детей с ЗПР
В логопедической зоне имеются:
1. Пособия и материалы для упражнений, направленных на развитие:
- мышления;
- разных видов памяти;
- разных видов внимания;
- воображения и фантазии;
- зрительного восприятия;
- слухового восприятия;
- тонкой (мелкой) моторики рук;
- физиологического (диафрагмального) дыхания;
- звукопроизношения;
а также материалы:
- по обучению грамоте;
- на формирование лексики;
- на нормирование грамматического строя речи;
- на формирование связной речи;
2.Систематизированный иллюстративный материал, подобранный с учетом прохождения лексических тем:
- предметные картинки;
- картинки с действием;
- сюжетные картинки;
- серии картинок;
- картинки для составления описательных рассказов;
- игрушки (мягкие, меховые, деревянные, пластмассовые) для составления рассказов;
3.Картотеки:
- словесных игр, игровых упражнений;
- пальчиковых игр;
- игр на развитие коммуникативных способностей;
- стихотворений;
- потешек;
- загадок;
- чисто- и скороговорок;
- текстов на автоматизацию поставленного звука (в слоге, слове, фразе, предложении, тексте);
4.Занимательный материал по возрасту и лексической теме
5.Технические средства:
- магнитофон;
- ИКТ
6.Диагностические материалы.
7.Методическая литература:
- комплексная, коррекционная программы;
- методики и технологии развивающего обучения по выбору логопеда.
3.2. Организация режима дня пребывания детей в ДОУ
Режим дня установлен дошкольным образовательным учреждением самостоятельно с учетом:
- времени пребывания детей в группе;
- действующих СанПиН (Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
Режим работы группы — пятидневный с 7.00 до 19.00 с 12-часовым пребыванием детей в учреждении, выходные дни — суббота, воскресенье.
Вторая часть. Приложение:
Задачи образовательной работы МБДОУ ДС № 8
на 2020 – 20201 учебный год.
1. Привести в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом основную общеобразовательную программу дошкольного образования с учётом обучения детей с ОВЗ, рабочие программы педагогов, дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы.
2. Оптимизация условий, способствующих взаимодействию педагогов, специалистов ДОУ и родителей по реализации ФГОС (с учётом позиции нравственного воспитания).
3. Повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках образовательного проекта «ТЕМП».
Тематическое планирование
для детей с ОНР, НЗР, ЗПР на 2020 – 2021 уч. год.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ ДС № 8
____________________ Сидоренко С.В.
2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подгот. группа | ||||
Сентябрь | 1 - 4 День знаний (Знакомство с книгой. Моя малая Родина) | День знаний (Знакомство с книгой. Моя малая Родина) | День знаний (Знакомство с книгой. Моя малая Родина) | День знаний (Знакомство с книгой. Моя малая Родина) | |||
7 - 11 Традиции детского сада (Экскурсии. Правила группы. Режим дня. Профессии в детском саду) | Традиции детского сада (Экскурсии. Правила группы. Режим дня. Профессии в детском саду) | Традиции детского сада (Экскурсии. Правила группы. Режим дня. Профессии в детском саду) | Традиции детского сада (Экскурсии. Правила группы. Режим дня. Профессии в детском саду) | ||||
14- 18 Сад. Фрукты. | Сад. Фрукты | Сад. Фрукты | Сад. Фрукты | ||||
21 - 25 Огород. Овощи | Огород. Овощи. Урожай | Огород. Овощи Садовый инвентарь. Осенние работы | Огород. Овощи. Садовый инвентарь. Осенние работы | ||||
Октябрь | 28 - 2 Осень. Признаки осени | Осень. Признаки осени | Осень. Признаки осени. Осенние месяцы. | Осень. Признаки осени. Осенние месяцы | |||
5- 9 Дерево (Строение) | Деревья осенью | Лес. Деревья | Лес. Деревья | ||||
12 - 16 Игрушки | Ягоды. Грибы. | Ягоды. Грибы (съедобные, ядовитые) | Ягоды. Грибы (съедобные, ядовитые) | ||||
19 - 23 Одежда | Одежда. Обувь | Одежда. Обувь. Профессия портного | Одежда. Обувь. Ткани. Профессия портного | ||||
26- 30 Части тела и лица. Гигиена. | Части тела и лица. Гигиена (закаливание) | Части тела и лица. Гигиена (закаливание). Профессия врача | Части тела и лица. Гигиена (закаливание). Профессия врача | ||||
Ноябрь | 2 - 6 Дом. Части дома | Дом. Части дома. Строительные материалы | Город. Дом. Строительные профессии | Город. Улицы. Дом. Строительные профессии | |||
9 - 13 Мебель | Мебель | Мебель. Профессии | Мебель. Профессии | ||||
16 - 20 Бытовые электроприборы (утюг, холодильник) | Бытовые электроприборы. Техника безопасности | Бытовые электроприборы. Техника безопасности | Бытовые электроприборы. Техника безопасности | ||||
23 - 27 Транспорт. Грузовик | Транспорт. ПДД | Виды транспорта. ПДД. Профессия водителя. | Виды транспорта. ПДД. Профессия инспектора ГИБДД. | ||||
Декабрь | 30 - 4 Зима. Изменения в природе | Зима. Изменения в природе | Зима. Изменения в природе (подготовка животных к зиме). Зимние месяцы | Зима. Изменения в природе (подготовка животных к зиме). Зимние месяцы. | |||
7 – 11 Медведь, заяц | Дикие животные | Дикие животные | Дикие животные | ||||
14- 18 Кошка с котёнком, собака со щенком | Домашние животные | Домашние животные | Домашние животные | ||||
21- 25 Новогодний праздник. | Новогодний праздник | Новогодний праздник | Новогодний праздник | ||||
Январь | 1 – 8 января Рождественские каникулы | ||||||
11 - 15 Зимние забавы | Зимние забавы | Зимние забавы. Безопасность на улице Зимние виды спорта | Зимние забавы. Безопасность на улице Зимние виды спорта | ||||
18 - 22 Снегирь | Зимующие птицы | Зимующие птицы | Зимующие птицы | ||||
25 - 29 Курица, утка | Домашние птицы | Домашние птицы | Домашние птицы | ||||
Февраль | 21- 5 Волк, лиса | Животные зоопарка | Животные северных и южных стран | Животные северных и южных стран | |||
8 - 12 Чайная посуда | Посуда (чайная, столовая) | Посуда. Классификация посуды. Материал для изготовления посуды | Посуда. Классификация посуды. Материал для изготовления посуды | ||||
15 -19 Продукты питания | Продукты питания | Продукты питания. Классификация. Профессия повара | Продукты питания. Классификация. Профессия повара | ||||
22- 26 День Защитника Отечества | День Защитника Отечества. Военная техника | День Защитника Отечества. Военные профессии | День Защитника Отечества. Военные профессии | ||||
Март | 1 - 5 Семья | Семья | Семья | Семья | |||
8 – 12 Мамин праздник | Мамин праздник | Мамин праздник. Профессии наших мам | Мамин праздник. Профессии наших мам | ||||
10 - 13 Профессии | Профессии | Профессии | Профессии | ||||
15- 19 Весна. Изменения в природе | Весна. Изменения в природе | Весна. Изменения в природе (поведение животных). Весенние месяцы. | Весна. Изменения в природе (поведение животных). Весенние месяцы. | ||||
29-2 Ласточка, грач | Перелётные птицы | Перелётные птицы | Перелётные птицы | ||||
Апрель | 5- 9 Цирк. Клоун | Цирк. Театр. | Цирк. Профессии цирка | Цирк. Профессии цирка | |||
12 - 16 День Космонавтики (Ракета, космонавт) | День Космонавтики | Наша планета Земля. День Космонавтики | Наша планета Земля. День Космонавтики | ||||
19 - 23 Корова, лошадь | Речные рыбы | Рыбы рек, морей, океанов | Подводный мир | ||||
26 - 30 Цветы | Цветы | Цветы | Цветы | ||||
Май | 3 – 7 Сказки | Сказки | Сказки | Сказки | |||
10 - 14 День Победы! | День Победы! (представление о празднике) | День Победы! Герои ВОВ. Памятники ВОВ | День Победы! Герои ВОВ. Памятники ВОВ. Награды. Ветераны | ||||
17 - 21 Жук, бабочка | Насекомые | Насекомые | Насекомые. | ||||
24 - 28 Лето. Изменения в природе | Лето. Изменения в природе | Лето. Изменения в природе. Летние месяцы | Школьные принадлежности | ||||
Учебный план МБДОУ ДС № 8 на 2020 – 2021 уч.год.
(группы для детей с ЗПР)
Специальной программы обучения и воспитания детей с ЗПР дошкольного возраста, утвержденной Министерством образования и науки РФ не существует.
За основу берется программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Под общей ред. С.Г. Шевченко
Раздел программы | 2 мл. группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа | ||||||||
Количество подгрупповых дефектологических занятий (10 минут одно занятие | ||||||||||||
Количество подгрупповых дефектологических занятий (15 минут одно занятие) | Количество подгрупповых дефектологических занятий (20 минут одно занятие) | Количество подгрупповых дефектологических занятий (25 минут одно занятие) | ||||||||||
В неделю | В месяц | В год | В неделю | В месяц | В год | В неделю | В месяц | В год | В неделю | В месяц | В год | |
Развитие речи (лексические занятия) | 1 | 4 | 32 | 1 | 4 | 32 | 1 | 4 | 32 | 1 | 4 | 32 |
*Занятия по обучению грамоте | - | - | - | 1 | 4 | 32 | 1 | 4 | 32 | |||
Занятия по ФЭМП | 1 | 4 | 32 | 1 | 4 | 32 | 1 | 4 | 32 | 2 | 8 | 64 |
Индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения (15 минут одно занятие) | 3 | 12 | 96 | 3 | 12 | 96 | 3 | 12 | 96 | 3 | 12 | 96 |
Итого: | 5 | 20 | 160 | 5 | 20 | 160 | 6 | 24 | 192 | 7 | 28 | 224 |
*Примечание: Занятия по обучению грамоте в старшей группе добавляются с начала второго полугодия.
Циклограмма
дефектологической работы
в группе № 7 для детей с ЗПР
на 2020-2021 уч. год
учитель-дефектолог Козелова С.И..
Дни недели: | Часы работы | Коррекционно – образовательная деятельность |
Понедельник | 8.00 - 8.15 8.15 - 9.00 9.00 - 9.20 9.30 - 9.45 9.55 -12.00 | Работа с родителями Развитие арт. аппарата, работа по звукопроизношению Развитие речи (старш.гр.) Индивидуальная работа по развитию связной речи Индивидуальная работа по развитию звукового анализа и синтеза, языковых представлений; |
Вторник | 8.00 - 8.55 9.00 - 9.25 9.35- 9.50 10.00 - 10.25 10.30 - 11.00 11.10 - 12.00 | Индивидуальная работа по развитию просодического компонента речи Развитие речи (подг.гр.) Развитие речи (сред.гр.) Коррекционная работа во время режимных моментов Консультирование педагогов группы Индивидуальная работа по развитию грамматического строя речи |
Среда | 8.00 - 9.00 9.00 - 9.20 9.30 - 10.00 10.10 - 10.35 10.45 - 12.00 | Индивидуальная работа по развитию числовых операций ФЭМП (старш.гр.) Коррекционная работа во время режимных моментов ФЭМП (подг.гр.) Индивидуальная работа по развитию познавательной деятельности |
Четверг | 8.00 - 9.00 9.00 - 9.30 9.35 - 9.55 10.05 -10.30 10.40 - 12.00 | Развитие фонетико-фонематического восприятия Коррекционная работа во время режимных моментов Подготовка к обучению грамоте (старш.гр) Подготовка к обучению грамоте (подг.гр) Индивидуальная работа по развитию лексического состава языка и правильного произношения; |
Пятница | 8.00 - 9.00 9.00 - 9.20 9.30 - 9.45 10.00 -10.30 10.40 -11.05 11.15 -12.00 | Индивидуальная работа по развитию высших психических функций Подгрупповая работа по развитию мелкой моторики ФЭМП (сред.гр.) Консультирование педагогов группы ФЭМП (подг.гр.) Подготовка к занятиям |
Перспективный план взаимодействия с родителями на 2020 - 2021 учебный год.
(Группа №7)
Мероприятия | Сроки проведения |
Проведение индивидуальных бесед с родителями для сбора анамнеза. | Сентябрь. |
Проведение индивидуальных бесед и консультаций. | В течение года. |
Посещение родителями фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий. | В течение года. |
Ведение индивидуальных тетрадей по коррекции звукопроизношения, по формированию лексико – грамматических средств языка связной речи и высших психических функций. | В течение года. |
Ведение тетрадей для развития мелкой моторики. | В течение года. |
Консультация воспитателей группы. | В течение года. |
Письменные консультации в родительских уголках. | В течение года. |
Совместная подготовка детей к выступлениям на праздниках. | В течение года. |
Проведение тематического родительского собрания: - беседа по результатам обследования, характеристика речи детей, ознакомление родителей с планом работы на год. | Октябрь. |
Внутригрупповой консилиум с воспитателями группы. | Ноябрь. |
Беседа об особенностях подготовки детей с ЗПР к обучению в школе. | Декабрь. |
Проведение тематического родительского собрания: - проведение итогов работы за первое полугодие, анализ трудностей. | Январь. |
Проведение тематического родительского собрания: -подведение итогов коррекционной работы за год, рекомендации на летний период. | Май. |
Заполнение тетрадей для совместного выполнения домашних заданий детей и родителей. | Каждая неделя месяца |
Учитель – дефектолог: Козелова С.И.
План работы учителя - дефектолога МБДОУ ДС № 8
на 2020- 2021 учебный год.
Мероприятия | Сроки проведения |
Проведение индивидуальных бесед с родителями для сбора анамнеза. | Сентябрь. |
Проведение индивидуальных бесед и консультаций. | В течение года. |
Посещение родителями фронтальных, подгрупповых и индивидуальных дефектологических занятий. | В течение года. |
Ведение индивидуальных тетрадей по коррекции звукопроизношения, по формированию лексико – грамматических средств языка связной речи и высших психических функций. | В течение года. |
Ведение тетрадей для развития мелкой моторики. | В течение года. |
Проведение тематических родительских собраний: - беседа по результатам обследования, характеристика речи детей, ознакомление родителей с планом работы на год; - проведение итогов работы за первое полугодие, анализ трудностей; -проведение итогов коррекционной работы за год, рекомендации на летний период. | Октябрь. Январь. Май. |
Письменные консультации в родительских уголках. | В течение года. |
Совместная подготовка детей к выступлениям на праздниках. | В течение года. |
Участие в логопедической неделе детского сада и городской логопедической неделе | Март, апрель |
Учитель – дефектолог: Козелова С.И.
Тема по самообразованию на 2020-2021 уч. год
Учителя - дефектолога Козеловой. С.И.
«Логопедический массаж как средство развития и коррекции речи дошкольника с ОВЗ в работе учителя – дефектолога, логопеда»
МБДОУ ДС № 8
Месяц | Формы исследования | Примечания |
Сентябрь | Обследование детей. Констатирующий этап. Изучение литературы по теме «Логопедический массаж как средство развития и коррекции речи дошкольника с ОВЗ в работе учителя – дефектолога, логопеда» | |
Октябрь | Обработка полученной информации, выявление причины. Формирующий этап. Создание своего сайта https://nsportal.ru/svetlana-kozelova и размещение материалов. | |
Ноябрь | - Ознакомление с литературой, поиск информации в Интернете. Составление сборника «Массаж языка зубной щёткой у детей с ОВЗ» для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей, родителей. - Выпуск ежемесячной стен - газеты в родительском уголке МБДОУ «ДС №8», выпуск №19 «Массаж – помощник наш» Формирующий этап. | |
Декабрь | Составление сборника «Массаж языка зубной щёткой у детей с ОВЗ» для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей, родителей. Формирующий этап. | |
Январь | Консультационный практикум для родителей «Массаж языка зубной щёткой» | |
Февраль | Разработка открытого городского мероприятия | совместно с муз. работником |
Март | Разработка открытого городского мероприятия Выступление на МО ДОУ | совместно с муз. работником |
Апрель | Показ открытого мероприятия в рамках ДОУ и города | совместно с муз. работником и дефектологами ДОУ |
Май | Контрольный этап эксперимента. |
Учитель – дефектолог: Козелова С.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...