Коррекционные приёмы с использованием ИКТ на уроках математики для детей с ОВЗ
статья
Применение ИКТ на уроках математики делает урок более разнообразным, запоминающимся, доступным. Прививает интерес обучающихся к изучаемому материалу, раскрепощает самого ребёнка, учит его быть более терпимым к другим детям, их успехам и неудачам, повышает на уроке ситуацию успеха для каждого ученика.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционные приёмы с использованием ИКТ на уроках математики для детей с ОВЗ
Учитель начальных классов
МБОУ «Школа-интернат №8»
Заиграева И.Г.
В условиях современного образования, обучающихся с ОВЗ можно встретить в любом классе общеобразовательной школы.
У обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память (способность человека запоминать любую текстовую информацию), страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность-это
1) слабая ориентировка в запоминаемом материале; 2)затруднён поиск и выделение соответствующего материала; 3) группировка элементов; 4) установление межгрупповых связей. Если у ребёнка наблюдается нарушение речи, то связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Таким обучающимся присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.
Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Указанные особенности в развитии детей с ОВЗ спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.
Поэтому я хочу поделиться методами и приёмами, которые я использую на уроках математики.
Работа должна строиться в таких направлениях:
- индивидуальный подход;
-предотвращение утомляемости;
-система поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы;
-доступность и наглядность материала;
-систематическое повторение материала;
- поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
-использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций;
Для таких целей я использую работу с интерактивной доской, презентации, образовательную мультимедийную продукцию «Кирилл и Мефодий».
Работа с активными элементами на экране развивает логическое мышление. Результат задания виден сразу на демонстрационном экране, что всегда приводит в восторг учащихся, если их ответы совпадают с правильными ответами на экране. Обучающийся может проверить себя, правильно ли он рассуждает, а если он ошибся, всегда можно вернуться обратно.
Презентации имеют многоплановый характер использования, это и изучение нового материала, и закрепление пройденного. Особенно это полезно тем учащимся, которые пропустили урок или плохо его усвоили.
Они повышают детскую активность на уроке, помогают ребёнку раскрепоститься, не бояться своих ошибок.
Работа с интерактивной доской способствует развитию мелкой моторики, координации движения, помогает ребёнку правильно ориентироваться в пространстве, предусматривает творческое использование материалов, на доске можно менять текст, цвет, передвигать предметы, добавлять музыку, гиперссылки к другим мультимедийным файлам, позволяет сохранять записи. Всё это увеличивает интерес к обучаемому предмету, развивает возможности детей.
Ситуация успеха на уроке зависит ещё и от того, как учитель сам владеет компьютером. Учитель сам должен хорошо знать содержание демонстрируемого материала, работать в правильном темпе, вовлекая в учебный процесс своих учеников.
Если идёт демонстрация презентации, то ученики не должны превращаться только в пассивных зрителей, педагог должен вовлекать в этот процесс обучающихся, задавать вопросы, просить порассуждать, сделать выводы. А потом подвести итог на экране.
Применение ИКТ позволяет активизировать познавательную деятельность на разных этапах урока:
Для настроя обучающихся на урок: игровые слайды, ребусы.
На этапе проверки знаний: устный счёт, математические диктанты, тесты, карточки с заданиями.
На этапе приобретения новых знаний: использование презентаций, видеоуроков.
У обучающихся с ОВЗ чаще всего пассивный словарный запас, слабо развито воображение. При решении задач, дети часто просто не представляют, то о чём говорится в задаче. Поэтому, использование разъяснительных слайдов с картинками, облегчают ребятам понимания текста задачи, расширяют их мыслительные способности и способствуют положительному результату.
Большое разнообразие физминуток, позволяет детям снять напряжение урока, отдохнуть, расслабиться, восстановить энергию, проявить свою индивидуальность. Различные офтальмотренажеры являются эффективным методом профилактики заболевания органов зрения, а также развивают внимание, быстроту переключаемости с одного объекта на другой.
Нельзя забывать и о социальном статусе многих детей с ОВЗ. Нередко это малообеспеченные, неблагополучные семьи, в таких семьях часто нет компьютеров, ребята только понаслышке знают о возможностях интернета. Поэтому школа является единственным местом, где дети могут увидеть работу компьютера, получить возможность самостоятельно поработать с ним. Для таких детей использование ИКТ на уроках особенно ценно.
Применение ИКТ на уроках математики делает урок более разнообразным, запоминающимся, доступным. Прививает интерес обучающихся к изучаемому материалу, раскрепощает самого ребёнка, учит его быть более терпимым к другим детям, их успехам и неудачам, повышает на уроке ситуацию успеха для каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О некоторых приёмах использования компьютера на уроках математики
В статье рассматриваются некоторые приёмы использования компьютера на уроках математики...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-136707-1352114901.jpg)
Приёмы работы с учебником на уроках математики.
В активизации умственной деятельности учащихся в процессе обучения видное место занимает работа с учебником. Учебник является важнейшим источником вопросов, задач и заданий, которые учитель ставит пер...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/27/picture-285790-1377620656.jpg)
Использование ИКТ на уроках математики в коррекционной школе- интернате 1вида.
Применение ИКТ на уроках математики при обучении неслышащих детей....
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики для детей с ОВЗ.
Использование информационно-коммуникационных технологийна уроках математики для детей с ОВЗ.Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:·...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/24/picture-206303-1385306242.jpg)
Приёмы технологии правополушарного рисования, на уроках ИЗО для детей с интеллектуальными нарушениями.
Получить положительные результаты в развитии и воспитании различных сторон личности умственно отсталых школьников в процессе изобразительной деятельности можно лишь при соблюдении соответствующи...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/26/picture-473477-1561538261.jpg)
Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке математики.
В статье описана суть проблемного обучения; классические, сокразенные и мотивирующие приемы создания проблемных ситуаций на примере урока математики (из опыта работы)....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/18/picture-184728-1616077462.jpg)
Доклад «Использование кейс-технологии на уроках математики для детей с ОВЗ»
Доклад «Использование кейс-технологии на уроках математики для детей с ОВЗ» ...