Логопедические программы 2019-2020 год
рабочая программа
Данные программы составлены для младших школьников с нарушениями речи и зрительной патологией. Даны цели , задачи логопедической коррекции, описано содержание работы. Обращается внимание на особенности подачи материала для детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskie_programmy19-20.docx | 75.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 1499 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА АРХИПОВИЧА ДОКУКИНА»
| Утверждаю
Директор ГБОУ Школа № 1499 ______..Синельникова Ж.А. |
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи.
Группа учащихся с ОНР
2019- 2020уч. г.
Первый год обучения
Составитель программы:
Балашова Татьяна Петровна
учитель-логопед
первой квалификационной категории.
Москва 2019 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи разработана с учетом диагностических данных учащихся группы, этапа коррекционной работы по преодолению речевого недоразвития, с учетом требований ФГОС ОВЗ. На основе государственной программы по русскому языку для учащихся начальной школы Горецкого В.Г., Кирюшкина В. А., Виноградской Л.А., Бойкиной М.В. Москва.: Просвещение 2013 г.
Цель программы Предупреждение и коррекция нарушений письменной и устной речи
Направление работы
Восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи.
Восполнение пробелов в формировании пространственных представлений
Характеристика группы
У детей данной группы нарушено произношение шипящих
Недостаточно развиты фонематические процессы. Присутствуют нарушения слоговой структуры слова. Лексический запас качественно и количественно неполноценен. В речи присутствуют аграмматизмы. Нарушены память, внимание, ориентировка в пространстве. У части детей группы достаточно низкий уровень работоспособности.
Задачи:
-коррекция дефектов произношения, развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания;
-формирование фонематических процессов
-формирование у детей навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и отработанные термины;
-формирование готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
-закрепление звукобуквенных связей;
-расширение и уточнение, активизация имеющегося у детей словаря по основным лексическим темам;
-уточнение грамматических категорий (через игровые задания и упражнения, без усвоения терминологии);
-уточнение моделей простого предложения;
-формирование коммуникативных умений и навыков, развитие всех форм восприятия, слухового и зрительного внимания, закрепление пространственных представлений.
Содержание
Основное содержание направленность включает следующие темы.
Речь. Для чего нужна людям речь. Слово, предложение, текст - единицы речи. Звуки речи. Способы их образования. Гласные (а,о,у,ы,э,и) и согласные звуки и их буквы. Слогообразующая роль гласных. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Ударение (практическое усвоение ударения), Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, согласный звонкий - глухой. Звуковой анализ и синтез слова. Слоговой анализ и синтез слова.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Понимание слова как единства звучания и значения. Обогащение, расширение, уточнение словарного запаса за счет усвоения новых слов и их значений. Активизация словаря учащихся. Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие признаки предмета. Слова, обозначающие действия предмета. Простое двусоставное нераспространенное предложение. Распространение простого двусоставного предложения определением (практические умения).
Пространственные представления. Схема собственного тела. Определение направлений в пространстве. Линейная последовательность предметного ряда. Числовой ряд. Уточнение временных представлений. Сутки. Неделя. Времена года. Месяцы.
Виды речевой деятельности на логопедических занятиях (говорение — слушание; чтение — письмо).
Форма и режим занятий
Фронтальные, индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Продолжительность .фронтальных занятий 30 минут
При проведении занятий с детьми со зрительной патологией имеются следующие специфические особенности:
- учет режима зрительной нагрузки
- опора на сохранные анализаторы
- специальные требования к наглядности
- включение занятия заданий на развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, ориентировки в пространстве.
Планируемые личностные, метапредметные
и предметные
результаты логопедических занятий.
В ходе коррекционно - развивающей работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностными результатами являются:
- осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами коррекционной работы являются:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными.
-улучшение звукопроизношения;
-навыки фонематического анализа
-навыки анализа и синтеза звукового состава слова;.
-владение навыком слогового анализа и синтеза;
- понимание, подбор слов, обозначающих названия предметов, их признаков, действий;
- понимание и использование в речи слов-терминов а именно: звук, слог, буква, ударный, гласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий звук, слог, слово, предложение;
- составление модели простого предложения;
- развитие пространственных представлений
Способы проверки умений и навыков- слуховые диктанты, беседы, тесты.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Отрабатываемые понятия и практические умения | Коррекционно-воспитательная работа | ||
1 | Представления о схеме собственного тела | 1 | Справа- слева, впереди- сзади, перед, после и др. Школа. Дом. Антонимы. | Формирование пространственно-временных представлений. Развитие мотивации к занятиям. Формирование универсальных учебных умений и навыков. Развитие мелкой моторики. Развитие произвольной концентрации, пер еключения и внимания. Разв>итие самоконтроля и самоорганизации. Формирование зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза | ||
2. | Направления в пространстве | 1 | Справа- слева, впереди- сзади, перед, после и др. Школа. Дом. Антонимы. | То же. | ||
3 | Последовательность предметного ряда. | 1- 2 | Первый , последний, перед, после, слева- справа, первый справа, первый слева, слева- направо, справа- налево, слева от, справа от и др. Овощи. Фрукты. Деревья. Животные. Игрушки. | То же | ||
4 | Последовательность числового ряда. | 1-2 | Первый, последний, перед, после, слева - справа, первый справа, первый слева, слева - направо, справа- налево, слева от, справа от и др. Школа. Режим дня. | То же | ||
5 | Графическое обозначение направлений. | 1-2 | Сверху вниз, снизу вверх, вертикально, горизонтально и др. Антонимы. | То же | ||
6 | Речь. | 1 | Речь устная и письменная (письмо и чтение). Громкость. тон и темп звучащей речи, культура речи. | То же. | ||
7 | Предложение | 2-3 | Простое предложение, слово. Обозначение границ предложения. Связь слов в предложении. Времена года | То же | ||
8 | Слово, Слова, обозначающие предметы | 1 | Слова, отвечающие на вопросы кто? что? Магазин. | То же | ||
9 | Слова, обозначающие действие предмета | 1 | Слова, отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать? Профессии. | То же | ||
10 | Слова, обозначающие признаки предмета | 1 | Слова, отвечающие на вопросы какой (ая,ое,ие)? Времена года. | То же | ||
11 | Звуки речи | 1 | Неречевые. речевые звуки (гласные и согласные) Музыкальные инструменты, | То же | ||
12 | Гласные звуки и их буквы ( пройденные в классе ) | 4 | Гласные звуки речи и их буквы. Звуковой анализ и синтез слова. Голос. Органы речи. Имена людей | То же | ||
13 | Слог. Деление слов на слоги. Развитие слогового анализа и синтеза. | 4-6 | Слово, слог, звук Осень | То же. | ||
14 | Ударение в слове | 3-5 | Ударение, ударный и безударный слог Звуковой анализ слов. Части суток. Дни недели. Месяцы. | То же. | ||
15 | Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласного посредством гласных второго ряда. | 2-3 | Твердые и мягкие согласные. Гласные второго ряда. Мягкие согласные звуки, буквы. Слова –паронимы Деревья Птицы | То же. | ||
16 | Обозначение мягкости согласных посредством Ь | 1-2 | Твердые и мягкие согласные звуки, буквы. Дикие и домашние животные | То же. | ||
17 | Звонкие и глухие согласные звуки и их буквы. | 1-2 | Звонкие и глухие согласные звуки и их буквы. Голосовые связки. Голос, шум. Звуковой анализ слова. Зима. | |||
18 | Звук Б Б, буква Б Звук П П буква П Дифференциация Б-П по звонкости-глухости, твердости-мягкости Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. | 3 | Звонкие и глухие согласные. Твердые и мягкие согласные Слова-паронимы Продукты питания Инструменты | То же | ||
19 | Звуки и буквы В В, Ф Ф, Дифференциация В-Ф по звонкости-глухости, твердости-мягкости. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. | 3 | Звонкие и глухие согласные. Твердые и мягкие согласные Профессии Спорт | То же | ||
20 | Звуки букваы Т Т Д ДДифференциа ция Т-Д по звонкости-глухости, твердости-мягкости Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. | 3 | Звонкие, твердые и мягкие согласные Слова паронимы Одежда Обувь | То же | ||
21 | Звуки и буквы Г Г К К Дифференциация Г-К по звонкости-глухости, твердости-мягкости. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. | 3 | Звонкие и глухие согласные. Твердые и мягкие согласные Слова – паронимы, притяжательные прилагательные домашние животные и птицы Детеныши домашних животных | То же | ||
22 | Звуки и буквы С С З З Дифференциация З-С по звонкости-глухости, твердости-мягкости. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. | 3 | Звонкие и глухие согласные. Твердые и мягкие согласные , Родственные слова Зима Зимние забавы | То же | ||
23 | Звуки и буквы Ж Ш Дифференциация Ж-Ш по звонкости-глухости, Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. | 3 | Звонкие и глухие согласные. Уменьшительно-ласкательные суффиксы Насекомые животные | То же | ||
24 | Дифференциация Ж-З С-Ш по звонкости-глухости, Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. | 2 | Звонкие и глухие согласные. Уменьшительно-ласкательные суффиксы Зоопарк | То же | ||
25 | Дифференциация Р-Л, Р-Л Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. | 2 | Звонкие согласные, Слова-паронимы Транспорт | То же | ||
26 | Звук буква Ч Развитие звукобуквенного анализа и синтеза | 1 | Глухие, мягкие согласные, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Чайная посуда | То же | ||
27 | Дифференциация Ч-Т Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. | 1-2 | Глухие, мягкие согласные, Бытовые приборы | То же | ||
28 | Звук буква Щ Развитие звукобуквенного анализа и синтеза | 1 | Глухие, мягкие согласные,. Образование слов с помощью суффиксов Рыбы | То же | ||
29 | Дифференциация Ш-Щ Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. | 1-3 | Глухие, мягкие , твердые согласные. Растения | То | ||
30 | Дифференциация Щ-С Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. | 1 | Глухие, мягкие согласные Растения | То же | ||
31 | Дифференциация Щ-Ч Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. | 1-2 | Глухие, мягкие согласные Профессии | То же | ||
32 | Звук буква Ц Развитие звукобуквенного анализа и синтеза | 1 | Глухие, твердые согласные согласные. Образование слов с помощью суффиксов Птицы | То же | ||
33 | Дифференциация Ц-Ч Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. | 2 | Глухие, твердые и мягкие согласные Профессии | То же |
Методическое обеспечение
- Андреева Н.Г.Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников Устная связная речь. Лексика. Часть 1 Москва - :Владос, 2009 г.
- Андреева Н.Г.Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Предложение. Текст. Часть 2 Москва - :Владос, 2008 г.
- Ефименкова Л.Н. Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте.
Москва - :Просвещение, 1991 г.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
Москва - :Влалос., 2008 г.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей – СПБ: МиМ, 2007 г.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Москва - :Владос, 2001 г.
- Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Москва - : Гном и Д, 2007 г.
- Мазанова Е.В.Коррекция акустической дисграфии.
Москва -:Гном и Д, 2007 г.
- Мазанова Е.В.Коррекция оптической дисграфии.
Москва -:Гном и Д, 2007 г.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.
Москва - :Владос, 1997 г.
- Яковлева Н.Н и др. Коррекция нарушений письменной речи Санкт-Петербург - :Каро, 20007 г.
- Ястребова А.В .Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. Москва - :Просвещение, 1994 г. и др.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем писать и читать без ошибок. – Москва :Аркти, 2007 г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 1499 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА АРХИПОВИЧА ДОКУКИНА»
Утверждаю
Директор ГБОУ Школа № 1499 ______________ Синельникова Ж.А. |
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи.
Группа учащихся с недостатками чтения и письма, обусловленными НВОНР
2019-2020 уч. г.
Второй год обучения
Составитель программы:
Балашова Татьяна Петровна
учитель-логопед
первой квалификационной категории.
Москва 2019 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи разработана с учетом диагностических данных учащихся группы, этапа коррекционной работы по преодолению речевого недоразвития. С учетом требований ФГОС НОО ОВЗ и на основе государственной программы по русскому языку для учащихся начальной школы Канакина В.П., Горецкого В.Г. Москва,: Просвещение 2016 г.
Цель программы Коррекция нарушений письменной и устной речи
Направления работы
Восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи.
Восполнение пробелов в формировании лексико-грамматических средств языка.
Характеристика группы
У детей данной группы звукопроизношение нарушено. Фонематические процессы, операции звукобуквенного, звуко-слогового анализа и синтеза развиты недостаточно.
Словарь качественно и количественно неполноценен. В устной речи присутствуют единичные аграмматизмы.
В письменных работах детей присутствуют дисграфические ошибки (замены, смешения по акустико-артикуляционному сходству, нарушения обозначения границ слов и предложений, пропуски).
Недостаточное развитие самоконтроля. Отмечаются нарушения внимания, памяти, логического мышления.
Задачи
- коррекция дефектов звукопроизношения и развитие фонематических процессов;
- совершенствование звуковых обобщений на основе анализа и синтеза звуко -слогового состава слова.
- уточнение значений слов и обогащение;
словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к разным частям речи и за счет овладения разными способами словообразования, уточнение и совершенствование грамматического оформления речи;
- развитие зрительного гнозиса;
-развитие и коррекция неречевых процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти, ориентировки в пространстве).
Содержание
Содержание программы включает следующие темы
Речь. Для чего нужна людям речь. Слово, предложение, текст - единицы речи. Звуки речи. Способы их образования. Гласные и согласные звуки и их буквы. Слогообразующая роль гласных. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове.. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Ударение (практическое усвоение ударения), Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Способы проверки безударных гласных. Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, согласный звонкий - глухой. Звуковой анализ и синтез слова. Слоговой анализ и синтез слова.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Понимание слова как единства звучания и значения. Обогащение, расширение, уточнение словарного запаса за счет усвоения новых слов и их значений . Согласование слов вроде, числе. Овладение способами словообразования и словоизменения. Части слова ( корень, приставка, суффикс, окончание). Родственные слова. Сложные слова. Предлоги раздельное написание предлогов. Уточнение оптико-пространственных дифференцировок. Дифференциация букв, имеющих оптико-кинетическое сходство.
Виды речевой деятельности на логопедических занятиях.
говорение — слушание;
чтение- письмо.
Форма и режим занятий
Фронтальные, индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Продолжительность фронтальных занятий 30 минут.
При проведении занятий с детьми со зрительной патологией имеются следующие специфические особенности:
- учет режима зрительной нагрузки;
- опора на сохранные анализаторы;
специальные требования к наглядности;
- включение занятия заданий на развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, ориентировки в пространстве.
Планируемые личностные, метапредметные
и предметные
результаты логопедических занятий.
В ходе коррекционно - развивающей работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностными результатами являются:
- осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами коррекционной работы являются:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами коррекционной работы являются
-правильное звукопроизношение;
-сформированность навыков фонематического анализа;
-сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
-совершенствование навыков словоизменения и словообразования;
- обогащение словарного запаса.
Способы проверки умений и навыков - слуховые диктанты, беседы, тесты.
Тематическое планирование
Второй класс.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Речевые и языковые категории, представления, понятия. Слова-термины. | Коррекционно-воспитательная работа | |
1 | Речь устная и письменная | 1 | Речь устная и письменная (письмо и чтение). Громкость, тон и темп звучащей речи, культура речи Пословицы. Загадки. | Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности. Формирование навыков организации учебной работы. Воспитание мотивации к коррекционным занятиям. Развитие памяти, внимания, самоконтроля и самооценки. | |
2 | Предложение, слово. | 4 | Предложение, слово. Обозначение границ предложения. Связь слов в предложении. Цель высказывания | То же | |
3 | Звуко-слоговой состав слова | 5 | Гласные и согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие) звуки и буквы, слог. | ||
4 | Дифференциация гласных I и II ряда А – Я О - Ё У – Ю Ы - И | 5-6 | Гласные I и II ряда, мягкие и твердые согласные | То же | |
5 | Обозначение мягкости согласных посредством Ь | 3-4 | Твердые и мягкие согласные, разделительный Ь | То же |
6 | Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство по звонкости-глухости, твердости-мягкости. Б – П В – Ф Д – Т Г – К З – С Ж – Ш | 11 | Звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие. | То же |
7 | Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство по звонкости-глухости, твердости-мягкости. З – Ж С – Щ Р – Л С- Ц Ч- - Т Ч – Щ Ц – Ч | 8-9 | Звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие. | То же |
8 | Состав слова. Корень слова Сложнее слова | 3-4 | Корень, однокоренные слова. | То же |
9 | Суффиксы | 2-3 | Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов | То же |
10 | Приставки | 2-3 | Приставки. Значение приставки. Образование слов с помощью приставок | То же |
11 | Окончание | 1 | Изменение слов с помощью окончания | То же |
12 | Безударные гласные | 3 | Ударение, безударные гласны е в корне слова | То же |
13 | Предлоги | 4 | Предлоги, раздельное написание предлогов. | То же |
14 | Согласование слов в числе. | 1-2 | Ед число, мн.число существительных, прилагательных, глаголов. | То же |
15 | Согласование слов в роде. | 2-3 | Род имен существительных и прилагательных, глаголов в прошедшем времени. | То же |
Методическое обеспечение
- Андреева Н.Г.Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников Устная связная речь. Лексика. Часть 1 Москва - :Владос, 2009 г.
- Андреева Н.Г.Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Предложение. Текст. Часть 2 Москва - :Владос, 2008 г.
- Ефименкова Л.Н. Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте.
Москва - :Просвещение, 1991 г.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
Москва - :Влалос., 2008 г.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей – СПБ: МиМ, 2007 г.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Москва - :Владос, 2001 г.
- Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Москва - : Гном и Д, 2007 г.
- Мазанова Е.В.Коррекция акустической дисграфии.
Москва -:Гном и Д, 2007 г.
- Мазанова Е.В.Коррекция оптической дисграфии.
Москва -:Гном и Д, 2007 г.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.
Москва - :Владос, 1997 г.
- Яковлева Н.Н и др. Коррекция нарушений письменной речи Санкт-Петербург - :Каро, 20007 г.
- Ястребова А.В .Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. Москва - :Просвещение, 1994 г. и др.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем писать и читать без ошибок. – Москва :Аркти, 2007 г.
14 . Яворская, О. Н. Занимательные задания логопеда для школьников 2-3 классов / О.Н. Яворская. - М.: Каро, 2014. - 136 c.
15 . Яворская, Ольга Николаевна Занимательные задания логопеда для школьников. 3-4 классы / Яворская Ольга Н
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 1499 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА АРХИПОВИЧА ДОКУКИНА»
Утверждаю
Директор ГБОУ Школа № 1499 _____________ Синельникова Ж.А. | |
Рабочая программа коррекционного обучения
младших школьников с нарушениями речи.
Группа учащихся с недостатками чтения и письма, обусловленными НВОНР
20119 -2020 уч. г.
Третий год обучения.
Составитель программы:
Балашова Татьяна Петровна
учитель-логопед
первой квалификационной категории.
Москва, 2019 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи разработана с учетом диагностических данных учащихся группы, этапа коррекционной работы по преодолению речевого недоразвития, с учетом требований ФГОС НОО ОВЗ и на основе государственной программы по русскому языку для учащихся начальной школы Канакина В.П., Горецкого В.Г. Москва,: Просвещение 2016 г.
Цель программы Коррекция нарушений письменной и устной речи
Направления работы
Восполнение пробелов в формировании лексико-грамматических средств языка.
Восполнение пробелов в формировании связной речи.
Характеристика группы
Звукопроизношение у детей данной группы в норме. Лексический запас в несколько снижен. Недостаточно развита связная речь. Присутствуют трудности в установлении причинно-следственных связей, в определении логической последовательности событий. Учащиеся испытывают трудности в понимании прочитанного. В письменных работах детей дисграфические ошибки (нарушения обозначений границ слов и предложений, пропуски) Присутствуют нарушения памяти, логического мышления.
Задачи
Уточнение значений слов и обогащение
словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к разным частям речи и за счет овладения разными способами словообразования, уточнение и совершенствование грамматического оформления речи.
Развитие навыков построения связного высказывания :установление логической последовательности, связности. Отбор языковых средств, для построения высказывания в тех или иных целях общения.
Развитие и коррекция неречевых процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти, ориентировки в пространстве).
Содержание
Содержание программы включает следующие темы
Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, согласный звонкий - глухой. Звуковой анализ и синтез слова. Определение в слове ударных и безударных гласных звуков. Способы проверки безударных гласных. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Синонимы. Омонимы. Антонимы. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Понимание слова как единства звучания и значения. Обогащение, расширение, уточнение словарного запаса за счет усвоения новых слов и их значений. Согласование в роде, числе. Овладение способами словообразования и словоизменения. Части слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Родственные слова. Сложные слова. Предлоги раздельное написание предлогов. Предложение - простое и сложное. Составление и распространение предложений с использованием картинок, вопросов, схем, опорных слов. Знакомство с текстом (тема, основная мысль). Части текста. Составление плана. Пересказ.
Виды речевой деятельности на логопедических занятиях (говорение — слушание; чтение — письмо).
Форма и режим занятий
Фронтальные, индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Продолжительность фронтальных занятий 30 минут.
При проведении занятий с детьми со зрительной патологией имеются следующие специфические особенности:
- учет режима зрительной нагрузки;
- опора на сохранные анализаторы;
специальные требования к наглядности;
- включение занятия заданий на развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, ориентировки в пространстве.
Ожидаемые личностные, метапредметные
и предметные
результаты логопедических занятий.
В ходе коррекционно- развивающей работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностными результатами являются:
- осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами коррекционной работы являются:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами коррекционной работы являются
-навыки словоизменения и словообразования;
-совершенствование навыка анализа предложений и текста;
-совершенствование навыка связного высказывания
Способы проверки умений и навыков - слуховые диктанты, беседы, тесты.
Третий класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Речевые и языковые категории, представления, понятия. Слова-термины. | Коррекционно-воспитательная работа | ||
1 | Звуко-слоговой состав слова. | 5-6 | Гласные и согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие) звуки и буквы, слог. | Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности. Формирование навыков организации учебной работы. Воспитание мотивации к коррекционным занятиям. Развитие памяти, внимания, самоконтроля и самооценки. | ||
2 | Обозначение мягкости согласных посредством Ь | 2 | Твердые и мягкие согласные, разделительный Ь | То же | ||
3 | Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство по звонкости-глухости, твердости-мягкости. Ч – Щ Ш-Ч Ц – Ч | 3-4 | Звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие. | То же | ||
4 | Состав слова. Корень слова Сложные слова. | 3-4 | Корень, однокоренные слова. | То же | ||
5 | Суффиксы. Образование новых слов, | 2 | Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов Значение суффиксов, | То же | ||
6 | Приставки Образование новых слов | 2-3 | Приставки. Образование слов с помощью приставок Значение приставки, | То же | ||
7 | Окончание | 1 | Изменение слов с помощью окончания | |||
8 | Закрепление темы “Состав слова” | 2-3 | ||||
10 | Безударные гласные | 3-4 | Ударение, безударные гласны е в корне слова | |||
11 | Предлоги и приставки. | 3-4 | Раздельное написание предлогов | То же | ||
12 | Синонимы | 1 | Слово, предложение | То же | ||
13 | Антонимы | 1 | Слово, предложение | То же | ||
14 | Омонимы | 1 | Слово, предложение | То же | ||
15 | Согласование слов в числе. | 3 | Ед число, мн.число существительных, прилагательных, глаголов | То же | ||
16 | Согласование в роде. | 3-5 | Род имен существительных и прилагательных, глаголов в прошедшем времени. | То же | ||
17 | Изменение слов по падежам (В. п.) | 1 | Падеж существительных и прилагательных | То же | ||
18 | Изменение слов по падежам (Р. п.) | 1 | Падеж существительных и прилагательных | То же | ||
19 | Изменение слов по падежам Д.. п.) | 1 | Падеж существительных и прилагательных | То же | ||
20 | Изменение слов по падежам (Т. п.) | 1 | Падеж существительных и прилагательных | То же | ||
21 | Изменение слов по падежам (П.. п.) | 1 | Падеж существительных и прилагательных | |||
22 | Предложение. Словосочетание..Слово. | 1 | Признаки предложения, | То же | ||
23 | Предложение | 3 | Обозначение границ предложения. Связь слов в предложении. Цель высказывания | То же. | ||
24 | Составление предложений-ответов на вопросы | 1 | Обозначение границ предложения. Связь слов в предложении. Полный и краткий ответ. | То же. | ||
25 | Составление предложений с использованием опорных слов | 1 | Обозначение границ предложения. Связь слов в предложении. Цель высказывания | То же | ||
26 | Предложение с однородными членами | 1-2 | Перечисления в предложении, | То же | ||
27 | Простое и сложное предложение. | 2 | Предложения союзами (а., но) и без союзов. сложносочиненные и сложноподчиненные предложения Связь слов в предложении | То же | ||
28 | Деление сплошного текста на предложения | 1 | Границы предложения | |||
29 | Что такое текст? | 2 | Признаки текста. Тема, основная мысль. | То же |
30 | Как построить текст? | 2 | Признаки текста. Тема, основная мысль. Части текста (начало, середина, конец) Деление текста на части. Пересказ | То же | |
31 | План | 2 | Тема, основная мысль. Части текста, Деление текста на части. Пересказ. | То же |
Методическое обеспечение
- Андреева Н.Г.Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников Устная связная речь. Лексика. Часть 1 Москва - :Владос, 2009 г.
- Андреева Н.Г.Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Предложение. Текст. Часть 2 Москва - :Владос, 2008 г.
- Ефименкова Л.Н. Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте.
Москва - :Просвещение, 1991 г.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
Москва - :Влалос., 2008 г.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей – СПБ: МиМ, 2007 г.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Москва - :Владос, 2001 г.
- Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Москва - : Гном и Д, 2007 г.
- Мазанова Е.В.Коррекция акустической дисграфии.
Москва -:Гном и Д, 2007 г.
- Мазанова Е.В.Коррекция оптической дисграфии.
Москва -:Гном и Д, 2007 г.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.
Москва - :Владос, 1997 г.
- Яковлева Н.Н и др. Коррекция нарушений письменной речи Санкт-Петербург - :Каро, 20007 г.
- Ястребова А.В .Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. Москва - :Просвещение, 1994 г. и др.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем писать и читать без ошибок. – Москва :Аркти, 2007 г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 1499 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА АРХИПОВИЧА ДОКУКИНА»
Утверждаю
Директор ГБОУ Школа № 1499 _____________ Синельникова Ж.А. |
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи. Группа учащихся с недостатками чтения и письма, обусловленными НВОНР
2019 - 2020 уч. г.
Четвертый год обучения
Составитель программы:
Балашова Татьяна Петровна
учитель-логопед
первой квалификационной категории.
Москва, 2019 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи разработана с учетом диагностических данных учащихся группы, этапа коррекционной работы по преодолению речевого недоразвития, с учетом требований ФГОС и на основе государственной программы по русскому языку для учащихся начальной школы Канакина В.П., Горецкого В.Г. Москва, : Просвещение 2016г.
Цель программы Коррекция нарушений письменной и устной речи
Направления работы
Восполнение пробелов в формировании лексико-грамматических средств языка.
Восполнение пробелов в формировании связной речи.
Характеристика группы
Звукопроизношение в норме. Лексический запас несколько снижен. Недостаточно развита связная речь. Присутствуют трудности в установлении причинно-следственных связей, в определении логической последовательности событий. В письменных работах детей дисграфические и орфографические ошибки. Присутствуют нарушения памяти, логического мышления.
Задачи
Уточнение значений слов и обогащение
словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к разным частям речи и, уточнение и совершенствование грамматического оформления речи.
Развитие навыков построения связного высказывания :установление логической последовательности, связности. Отбор языковых средств, для построения высказывания в тех или иных целях общения.
Развитие и коррекция неречевых процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти, ориентировки в пространстве).
Содержание
Содержание программы включает следующие темы
Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, согласный звонкий - глухой. Звуковой анализ и синтез слова. Определение в слове ударных и безударных гласных звуков. Способы проверки безударных гласных. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Синонимы. Омонимы. Антонимы. Согласование в роде, числе. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Понимание слова как единства звучания и значения. Обогащение, расширение, уточнение словарного запаса за счет усвоения новых слов и их значений. Согласование в роде, числе. в. Предложение - простое и сложное. Составление и распространение предложений с использованием картинок, вопросов, схем, опорных слов. Знакомство с текстом (тема, основная мысль). Части текста. Составление плана. Пересказ. Редактирование текста. Устное сочинение.
Виды речевой деятельности на логопедических занятиях (говорение — слушание; чтение — письмо).
Форма и режим занятий
Фронтальные, индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Продолжительность фронтальных занятий 30 минут.
При проведении занятий с детьми со зрительной патологией имеются следующие специфические особенности:
- учет режима зрительной нагрузки;
- опора на сохранные анализаторы;
специальные требования к наглядности;
- включение занятия заданий на развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, ориентировки в пространстве.
Ожидаемые личностные, метапредметные
и предметные
результаты логопедических занятий.
В ходе коррекционно -развивающей работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностными результатами являются:
- осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами коррекционной работы являются:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными
-совершенствование навыка анализа предложений и текста;
-совершенствование навыка связного высказывания.
Способы проверки умений и навыков - слуховые диктанты, беседы, тесты.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Речевые и языковые категории, представления, понятия. Слова-термины. | Коррекционно-воспитательная работа | |||
1 | Безударные гласные | 3 | Согласные, гласные, ударение, безударные гласные в корне слова. | Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности. Формирование навыков организации учебной работы. Воспитание мотивации к коррекционным занятиям. Развитие памяти, внимания, самоконтроля и самооценки. | |||
2 | Ш-Щ | 2 | |||||
3 | Слово. Определение лексического значения слов. | 1 | Значение слова | То же | |||
4 | Синонимы | 1 | Слово, предложение | То же | |||
5 | Антонимы | 1 | Слово, предложение | То же | |||
6 | Омонимы | 1 | Слово, предложение | То же | |||
7 | Согласование слов в числе. | 2 | Ед число, мн.число существительных, прилагательных, глаголов. | То же | |||
8 | Согласование слов в роде. | 3 | Род имен существительных и прилагательных, глаголов в прошедшем времени. | То же 14 | |||
9 | Простое и сложное предложение. | 2-4 | Предложения союзами (а., но) и без союзов. сложносочиненные и сложноподчиненные предложения Связь слов в предложении | ||||
10 | Сложное предложение | 3-4 | Предложения с союзами (а., но) и без союзов. сложносочиненные и сложноподчинен ные предложения Связь слов в предложении | То же |
11 | Что такое текст? | 2-3 | Признаки текста. Тема, основная мысль. | То же | ||
12 | Как построить текст? | 2-3 | Признаки текста. Тема, основная мысль. Части текста (начало, середина, конец) | То же | ||
13 | План | 3-4 | Тема, основная мысль. Части текста, Деление текста на части. Пересказ. | То же | ||
14 | Какие бывают тексты? | 1-2 | Текст – повествование. Описание. Рассуждение. | То же | ||
15 | Текст – повествование. | 3-4 | То же | |||
16 | Текст – описание | 3-5 | Признаки текста. Тема, основная мысль... Пересказ. | То же | ||
17 | Текст – рассуждение. | 3-4 | Рассуждение. Во-первых, во-вторых, в-третьих. Я думаю, я считаю что… | То же | ||
18 | Письмо – это текст? | 2 | Письмо, записка, поздравление, | То же | ||
19 | Восстановление деформированного текста | 2 | Признаки текста. Тема, основная мысль. | То же | ||
20 | Редактирование текста | 2 | Признаки текста. Тема, основная мысль. | То же | ||
21 | Пересказ текста | 2 | Подробный. краткий. выборочный пересказ, | То же | ||
22 | Творческий пересказ, | 2 | Пересказ по заданной части текста (начало. середина. . конец) | То же | ||
23 | Устное сочинение. Составление рассказа повествовательного характера | 2 | Составление рассказа по демонстрируемым действиям, картинкам; по вопросам; по опорным словам и картине; по серии картин. Признаки текста. Тема, основная мысль. | То же | ||
24 | Устное сочинение. Составление рассказа описательного характера | 3 | Оставление рассказа по картинкам с использованием графических схем; по опорным словам; по материалам наблюдений. Признаки текста. Тема, основная мысль. | То же | ||
25 | Устное сочинение. Составление рассказа описательно-повествовательного- характера | 4-5 | Составление рассказа по демонстрируемым действиям, картинкам; по вопросам; по опорным словам и картине; по серии картин. Признаки текста. Тема, основная мысль. | То же |
Методическое обеспечение
- Андреева Н.Г.Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников Устная связная речь. Лексика. Часть 1 Москва - :Владос, 2009 г.
- Андреева Н.Г.Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Предложение. Текст. Часть 2 Москва - :Владос, 2008 г.
- Ефименкова Л.Н. Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте.
Москва - :Просвещение, 1991 г.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
Москва - :Влалос., 2008 г.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей – СПБ: МиМ, 2007 г.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Москва - :Владос, 2001 г.
- Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Москва - : Гном и Д, 2007 г.
- Мазанова Е.В.Коррекция акустической дисграфии.
Москва -:Гном и Д, 2007 г.
- Мазанова Е.В.Коррекция оптической дисграфии.
Москва -:Гном и Д, 2007 г.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.
Москва - :Владос, 1997 г.
- Яковлева Н.Н и др. Коррекция нарушений письменной речи Санкт-Петербург - :Каро, 20007 г.
- Ястребова А.В .Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. Москва - :Просвещение, 1994 г. и др.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем писать и читать без ошибок. – Москва :Аркти, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 2019-2020 учебный год
5.6,7,8,9....
Рабочие программы 2019-2020
Рабочие программы 2019-2020...
Рабочая программа 2019-2020 г.г.Немецкий язык
Рабочая программа по Немецкому языку 5-9 класс, серия Горизонты ( 2-й иностранный язык)...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочие программы 2019-2020 по математике
Рабочие программы по математике для ОВЗ 7 класс (8 вид, УО), алгебре и геометрии для 7 и 9 классов основной школы, ФГОС...
Рабочие программы 2019-2020 по информатике
Программы по информатике УМК Босовой 7-9 классы, УМК Семакин 10-11 классы (11 класс ФК ГОСТ)...
Результаты освоения обучающимися образовательных программ 2019-2020 уч.год
Результаты освоения обучающимися образовательных программ 2019-2020 уч.год. Учитель: Овчарова И.А....