Предупреждение возникновения заикания у детей
консультация
МБДОУ «ЦРР - Д/С «Золушка»
Предупреждение возникновения заикания у детей
Учитель-логопед: Рогалёва Н.А.
Возникновению заикания у детей способствует снижение адаптивных возможностей их ЦНС.
В семьях с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка:
- соблюдение режимных моментов;
- правильное питание;
- избегание соматических и психических перегрузок;
- создание благоприятного эмоционального климата в семье;
- согласованные единообразные воспитательные воздействия;
- соблюдать правила речевого общения с ребенком:
- речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу, четкой;
- нельзя говорить с ребенком его «лепетным» языком или искажать звукопроизношение;
- речь не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;
- речь взрослого при общении с ребенком не должна содержать сложных лексико-грамматических оборотов, синтаксических конструкций;
- ребенку следует задавать только конкретные вопросы, не торопить его с ответом;
- ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.
- читать литературу, соответствующую возрасту ребенка.
Дети с ранним развитием речи — этих детей опасно перегружать речевым общением: вводить в обиходную речь не соответствующие возрасту слова и речевые обороты, поощрять излишнюю речевую активность, демонстрировать «речевые успехи» ребенка окружающим. Этим детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.
Дети с ЗРР — наоборот нуждаются в стимуляции речевого развития. С ними надо проводить работу по коррекции звукопроизносительной стороны речи и лексико-грамматического строя речи.
Дети, у которых родители (близкие родственники) страдают заиканием — необходимо ограничить речевое общение с заикающегося с ребенком, особенно в период формирования фразовой речи. Желательно чтобы их общение протекало при использовании таких видов речи, когда у взрослого нет заикания. Заикающимся родителям следует рекомендовать пройти курс лечебно-коррекционного воздействия для устранения заикания.
Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычием — нервная система этих детей в период развития речи испытывает значительное напряжение. Надо создать условия, чтобы ребенок овладел сначала одной языковой системой (≈ к 4 годам).
2. Предупреждение хронификации и рецидивов заикания;
При острой травматизации (испуге) необходимо создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно в тех случаях, когда наблюдается мутизм.
Такими условиями может быть:
- смена обстановки, в которой произошла психическая травма;
- создание специального охранительного режима с пролонгированным сном и снижением объема поступающей информации.
В целом при появлении запинок родителям следует рекомендовать:
→ создать в доме атмосферу уюта, спокойствия и любви (не кричать на ребенка и при нем не выяснять отношений);
→ снизить требования к ребенку, если они неадекватно завышены (читать стихи перед кучей знакомых и родственников, рассказывать им, где был летом и пр.);
→ требования к ребенку должны быть одинаковыми у всех членов семьи;
→ создать условия, ограничивающие речевое общение ребенка с окружающими (Но это должно быть сделано корректно, так чтобы не сконцентрировать внимание ребенка на его речевом дефекте);
→ временно убрать книги, перестать читать вслух;
→ не задавать вопросы, требующие развернутого ответа, т.е. сократить речевую нагрузку (которая может спровоцировать появление запинок);
→ предложить ребенку играть в спокойные, «молчаливые» игры (кубики, строительный материал, пазлы и пр.);
→ незаметно подсказывать ребенку то, что он сам хотел сказать, так как ребенку легче повторить;
→ тон общения с ребенком должен быть ровным, спокойным;
→ не следует обращать внимание ребенка и кого-либо в его присутствии на его запинки;
→ не надо в момент речевых затруднений у ребенка показывать свой испуг и беспомощность, поскольку это может испугать ребенка и привести к усилению запинок;
→ не следует одергивать, дразнить ребенка, упрекать за его не правильную речь.
Предупреждение рецидивов заикания. Чаще всего рецидивы возникают при поступлении ребенка в школу и в пубертатный период. С целью их предупреждения следует подготовить ребенку к изменениям в его жизни ( посетить школу, побывать в классе, познакомиться с учителем, желательно с кем-то из учеников, показать, где туалет и т.д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaikanie.docx | 16.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ЦРР - Д/С «Золушка»
Предупреждение возникновения заикания у детей
Учитель-логопед: Рогалёва Н.А.
Возникновению заикания у детей способствует снижение адаптивных возможностей их ЦНС.
В семьях с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка:
- соблюдение режимных моментов;
- правильное питание;
- избегание соматических и психических перегрузок;
- создание благоприятного эмоционального климата в семье;
- согласованные единообразные воспитательные воздействия;
- соблюдать правила речевого общения с ребенком:
- речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу, четкой;
- нельзя говорить с ребенком его «лепетным» языком или искажать звукопроизношение;
- речь не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;
- речь взрослого при общении с ребенком не должна содержать сложных лексико-грамматических оборотов, синтаксических конструкций;
- ребенку следует задавать только конкретные вопросы, не торопить его с ответом;
- ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.
- читать литературу, соответствующую возрасту ребенка.
Дети с ранним развитием речи — этих детей опасно перегружать речевым общением: вводить в обиходную речь не соответствующие возрасту слова и речевые обороты, поощрять излишнюю речевую активность, демонстрировать «речевые успехи» ребенка окружающим. Этим детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.
Дети с ЗРР — наоборот нуждаются в стимуляции речевого развития. С ними надо проводить работу по коррекции звукопроизносительной стороны речи и лексико-грамматического строя речи.
Дети, у которых родители (близкие родственники) страдают заиканием — необходимо ограничить речевое общение с заикающегося с ребенком, особенно в период формирования фразовой речи. Желательно чтобы их общение протекало при использовании таких видов речи, когда у взрослого нет заикания. Заикающимся родителям следует рекомендовать пройти курс лечебно-коррекционного воздействия для устранения заикания.
Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычием — нервная система этих детей в период развития речи испытывает значительное напряжение. Надо создать условия, чтобы ребенок овладел сначала одной языковой системой (≈ к 4 годам).
2. Предупреждение хронификации и рецидивов заикания;
При острой травматизации (испуге) необходимо создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно в тех случаях, когда наблюдается мутизм.
Такими условиями может быть:
- смена обстановки, в которой произошла психическая травма;
- создание специального охранительного режима с пролонгированным сном и снижением объема поступающей информации.
В целом при появлении запинок родителям следует рекомендовать:
→ создать в доме атмосферу уюта, спокойствия и любви (не кричать на ребенка и при нем не выяснять отношений);
→ снизить требования к ребенку, если они неадекватно завышены (читать стихи перед кучей знакомых и родственников, рассказывать им, где был летом и пр.);
→ требования к ребенку должны быть одинаковыми у всех членов семьи;
→ создать условия, ограничивающие речевое общение ребенка с окружающими (Но это должно быть сделано корректно, так чтобы не сконцентрировать внимание ребенка на его речевом дефекте);
→ временно убрать книги, перестать читать вслух;
→ не задавать вопросы, требующие развернутого ответа, т.е. сократить речевую нагрузку (которая может спровоцировать появление запинок);
→ предложить ребенку играть в спокойные, «молчаливые» игры (кубики, строительный материал, пазлы и пр.);
→ незаметно подсказывать ребенку то, что он сам хотел сказать, так как ребенку легче повторить;
→ тон общения с ребенком должен быть ровным, спокойным;
→ не следует обращать внимание ребенка и кого-либо в его присутствии на его запинки;
→ не надо в момент речевых затруднений у ребенка показывать свой испуг и беспомощность, поскольку это может испугать ребенка и привести к усилению запинок;
→ не следует одергивать, дразнить ребенка, упрекать за его не правильную речь.
Предупреждение рецидивов заикания. Чаще всего рецидивы возникают при поступлении ребенка в школу и в пубертатный период. С целью их предупреждения следует подготовить ребенку к изменениям в его жизни ( посетить школу, побывать в классе, познакомиться с учителем, желательно с кем-то из учеников, показать, где туалет и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка учителю по предупреждению возникновения конфликтных ситуаций
Чтобы быть успешным, здоровым, как психически, так и физически, педагогу необходимо знать как разрядить напряженную ситуацию....
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сегодня заикание представляет собой одну из острых проблем логопедии. Во всём мире признаётся, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическ...
Предупреждение возникновения заикания.
В профилактике заикания можно выделить следующие основные направления:v Предупреждение возникновения заикания у детей.v Предупреждение хронификации заикания.v Предупреждение рецидивов заикания.v Преду...
Консультация для родителей. «Заикание у детей. Причины его возникновения»
В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут, как способствовать развитию заиканию, так и ...
Заикание у детей, коррекция заикания.
Заикание у детей – расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата....
Консультация для родителей "Причины возникновения заикания"
Консультация для родителей"Причины возникновения заикания"...
Консультация для педагогов и родителей Предупреждение заикания у детей
Консультация для педагогов и родителей Предупреждение заикания у детей...