Комплексная воспитательно - реабилитационная программа "5 ступеней к самому себе"
рабочая программа

Мухтаруллина Лариса Петровна

Комплексная воспитательно - реабилитационная программа "5 ступеней к самому себе" рассчитана на детей школьного возраста, находящихся в Социально - Реабилитационном Центре для несовершеннолетних. Реализуемые по программе занятия и мероприятия помогают детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию развить культурно - гигиенические, бытовые, коммуникативные, учебные, трудовые компетенции, творческие способности воспитанников.Программа также предполагает психологическую реабилитацию детей, попавших в социальное Учреждение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_5_stupeney_k_samomu_sebe.docx128.51 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социальной защиты населения Амурской области

ГАУ АО «Белогорский социально – реабилитационный центр  для несовершеннолетних»

 Согласовано                                                                                                                                                                                                                                                               Утверждаю

 Зам. директора по  ВРД                                                                                                                                                                                                                                        Директор                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    ГАУ  АО«Белогорский социально-                                                                                                                                                                                                                       ГАУ  АО«Белогорский социально-                                                                                        

реабилитационный центр                                                                                                                                                                                                                                  реабилитационный центр

 для несовершеннолетних»  «                                                                                                                                                                                                                              для несовершеннолетних  

__________Е.Д. Коротких                                                                                                                                                                                                                                      ___________ С.П. Куприянова                                

 «    » _________     2019г.                                                                                                                                                                                                                                      «____»___________2019г.                                                                                      

Государственное автономное  учреждение Амурской области

 «Белогорский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

КОМПЛЕКСНАЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ

П Р О Г Р А М М А

 «5 ступеней к самому себе»Описание: D:\Ирина Борисовна\Семинар директоров 2014\SAM_9249.JPG

       

                  Составила: Мухтаруллина Л.П.     Воспитатель отделения диагностики и социальной реабилитации

г. Белогорск

2019г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

    Дети являются самой незащищенной категорией населения, особенно – дети, оставшиеся без попечения родителей. У детей, лишённых заботы, любви и защиты родных людей, ограничены навыки взаимодействия в социуме.  В результате,  большинство детей, оказавшихся без этой необходимой поддержки, оказываются вне общества, социума. Поступив в социальное учреждение, несовершеннолетние начинают осваивать «азбуку» социализации, приобретая навыки общения, самообслуживания, пользования инфраструктурой, начинают раскрывать свои способности и таланты, если педагогами и специалистами СРЦ найден подход к каждому ребёнку, правильно выстроена и систематически проводится воспитательно-реабилитационная работа с ними.

     Исходя из анализа программы «Колыбель», по которой дети СРЦ занимались предыдущие 5 лет, можно сделать вывод, что  мероприятия, направленные на реабилитацию личности детей и их социализацию, положительно влияют на их развитие и дальнейшую жизнь. Необходимость  воспитательно – реабилитационных занятий также подтверждает мониторинг жизнеустройства  выпускников Центра и детей. Наиболее успешно складывается жизнь тех детей, которые приобрели, находясь в нашем учреждении уверенность в себе, развили свои способности, освоили бытовые навыки, навыки самообслуживания, научились правильно контактировать с окружающими.

    Работа по программе « 5 ступеней к самому себе», поможет продолжить продуктивную воспитательно – реабилитационную деятельность  педагогов с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, учитывая все положительные моменты и недочёты предыдущей программы.

Дети, поступающие в наш Центр, со сложной судьбой, они находились без попечения родителей,  в трудной жизненной ситуации, либо испытали по отношению к себе насилие со стороны близких людей. Родители большинства из них злоупотребляют алкоголем, наркотиками, ведут асоциальный образ жизни.  Дети, как правило, были предоставлены сами себе, их воспитанием и развитием никто не занимался, за здоровьем не следил, поэтому их социальная  и психологическая реабилитация, восстановление, по – возможности, физического здоровья,  всестороннее развитие, подготовка к самостоятельной жизни – главная цель воспитательно – реабилитационного процесса в Центре и данной программы в частности.

   В ходе реализации программы « 5 ступеней к самому себе», дети, в различных формах деятельности, (беседы, презентации, игры, развлечения, соревнования, дискуссии, экскурсии, культурные походы и т.п.) приобретут необходимые в самостоятельной жизни умения и навыки. Важно, что достаточно большую часть программы составляют практические упражнения и занятия.

    Второе назначение программы – обеспечение  педагогов и специалистов Центра необходимым перечнем основных тем для деятельности, критериев ее оценки, определение требований к знаниям и умениям воспитанников, необходимых для их будущей самостоятельной жизни, чтобы стать успешным законопослушным добропорядочным гражданином.

Цель программы:

создать условия для развития индивидуальных способностей, всестороннего развития, приобретения навыков и умений, необходимых в самостоятельной жизни воспитанниками СРЦН.

Задачи:

           - создать необходимые условия для развития жизненно важных и социально   значимых качеств личности, способствующих успешной адаптации  воспитанников в обществе;

          - пропаганда здорового образа жизни;

         - профилактика социального сиротства:

   а) создание  условий, при которых дети могут моделировать  успешные    родительские отношения.

   б) развитие бытовых представлений  воспитанников о семейной жизни и навыков  домохозяйствования;

   в)развитие навыков пользования инфраструктурами

           - оказание содействия воспитанникам  в постинтернатной адаптации.

Программа  «5 ступеней к самому себе» разработана для воспитанников СРЦ  7 – 18 лет. Срок реализации 6 – 12 месяцев в соответствии с индивидуальной программой реабилитации воспитанника.

Условия реализации программы

Место проведения основных мероприятий программы: ГАУ  АО Белогорский СРЦН Отделение  диагностики и реабилитации для детей и подростков, оставшихся без попечения родителей

Кадровое обеспечение:

- воспитатели;

- педагог – организатор;

- социальные педагоги;

- педагоги-психологи;

- медицинские работники;

Количество участников:  в зависимости от формы организации мероприятий количество участников варьируется.

Количество мероприятий и занятий: согласно графику и плану работы отделения, мероприятия проводятся не реже одного раза в месяц, занятия – еженедельно.

Продолжительность мероприятий и занятий: от 30 до 60 минут, в зависимости от возрастной категории и формы деятельности.

Основные формы организации социальной реабилитации  и воспитания  детей:

 – коррекционные индивидуальные и групповые занятия, проводимые в условиях реабилитационного центра, тренинговые занятия и упражнения;
 – беседы, презентации,  развлечения, встречи, экскурсии, посещение театра, концертов, кинотеатра,  ФОКа, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, показ театрализованных представлений, конкурсы, викторины, праздники, КТД , деловые игры, концерты, конкурсы, игры, квесты;

- практические групповые и индивидуальные занятия;

- занятия в объединениях дополнительного образования.

Методы организации воспитательно – реабилитационного процесса:

- диагностика, наблюдение, анализ продуктов детского творчества
- рассказ, беседа, убеждение, пример, наглядность (просмотр видео-сюжетов), практические упражнения, игротерапия (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и др.),
- арттерапия (рисуночная терапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия,).

Принципы:

- соблюдение прав ребенка

- комплексность

- систематичность, последовательность  и непрерывность

- партнёрство педагогов и воспитанников

- индивидуальный подход к каждому ребёнку

Реализация программы  «5 ступеней к самому себе»  осуществляется  в сотрудничестве с организациями:

  1. Муниципальное образовательное  автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Белогорска»  МОАУ  СОШ № 5;
  2. Подразделение по делам несовершеннолетних государственного учреждения межмуниципального отдела министерства внутренних дел России «Белогорский» Амурской области ПДН ГУ МО МВД;
  3. Муниципальное казённое учреждение «Отдел образования администрации муниципального образования Белогорского района»;
  4. Муниципальное казённое учреждение «Комитет по образованию, делам молодёжи» администрации г. Белогорска;
  5. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Белогорский краеведческий музей им. Н.Г. Ельченинова»;
  6. Муниципальное автономное учреждение стадион «Амурсельмаш» г. Белогорска;
  7. Муниципальное автономное учреждение «Библиотека» г. Белогорска;
  8. Амурская областная общественная организация «Защитим детей от наркотиков»;
  9. Общественная  организация «Белогорский союз ветеранов Афганистана»;
  10. Военно-патриотический клуб «Десантник»  им. Павла Абакумова  муниципального образовательного учреждения  СОШ  с. Васильевка Белогорский р-он;
  11. Белогорская общественная организация «Защитим детей от наркотиков»;
  12. Территориальные органы МЧС России по г.Белогорску и Белогорскому р-ну;
  13. Белогорский отдел Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Амурской области;
  14. Государственное бюджетное  учреждение здравоохранения Амурской области «Белогорская городская больница»;
  15. Белогорский Физкультурно – оздоровительный Комплекс им. Сергея Солнечникова.

       16.АООСВПЛД «Резервист»

Предполагаемый результат:

  - повышение уровня социального поведения выпускников и приобретение навыков,   необходимых в самостоятельной жизни;

 - предупреждение социального сиротства и снижение количества семей, лишённых родительских прав;

 - положительная динамика личностного роста детей из семей группы риска и детей, оставшихся без попечения родителей;

- взаимосвязь с родственниками детей.

 Содержание программы:

 Программа «Ступени» состоит из  5 блоков – ступеней:

Название ступени

Направления работы

Примерные формы работы

Компетенции

1 ступень – «Познаю себя. Учусь общаться. Узнаю, что такое хорошо, что такое плохо»

(понедельник)

нравственное воспитание: диагностика, самодиагностика, изучение и развитие индивидуальных особенностей и личностных качеств воспитанников,  нормы культуры поведения; профориентация, культура общения, общение со сверстниками и взрослыми, общение в семье, семейные ценности, деловое общение, правила этикета

анкетирование, тестирование, беседы, творческие задания и игры с элементами диагностики, этические беседы, обсуждение прочитанных книг и просмотренных фильмов, занятия с элементами тренинга, тренинговые упражнения,  групповые и индивидуальные коррекционные занятия, сюжетно – ролевые игры, игровые программы, конкурсные программы, групповые и индивидуальные занятия.

Воспитанники должны знать:

-   правила  и нормы поведения в обществе;

- положительные и отрицательные черты характера, приёмы работы над своими особенностями характера;

-  роль индивидуальных способностей и особенностей характера при выборе профессии; 

-  правила этикета;

-  нормы общения  в семье и обществе;

-  семейные ценности;

Воспитанники должны уметь:

-  контролировать своё поведение в различных ситуациях;

-  анализировать и корректировать своё поведение;

-  объективно оценивать поведение других людей;

- общаться без конфликтов со сверстниками и взрослыми;

- находить способы выхода из конфликтных ситуаций;

- обращаться с просьбой, вопросом, благодарностью, поздравлением устно и письменно;

- культурно вести себя в общественных местах;

2 ступень - «Учусь заботиться о жизни и здоровье»

(вторник)

физическое воспитание: расширение знаний о человеческом организме, о влияние физической культуры на здоровье,  активизация физического развития детей; пропаганда ЗОЖ, развитие гигиенических навыков, забота о физическом и психическом здоровье, владение эмоциями, обучение безопасному поведению

физическая зарядка, соревнования, эстафеты, презентации, просмотр фильмов, беседы, индивидуальные и групповые занятия, тренинги, акция, КВН, деловая игра, конкурс, викторина, квест

Воспитанники должны знать:

- правила личной гигиены;

- правила здорового питания;

- правила освещения помещения, охраны зрения при чтении, выполнении домашних занятий, просмотре передач;

- требования гигиены сна;

- о влиянии вредных привычек на здоровье;

- правила профилактики инфекционных и простудных заболеваний;

- правила сохранения здоровья во время эпидемий инфекционных  и простудных    заболеваний;

- правила безопасного поведения в разных местах и различных ситуациях;

Воспитанники должны уметь:

        - выполнять несложные комплексы физических упражнений;

        - уметь противостоять вредным привычкам, употреблению алкоголя и наркотиков;

        - уметь составлять полезный рацион питания;

        - уметь выполнять гигиенические процедуры;

        - уметь управлять своими эмоциями;

        - уметь сохранять осанку при ходьбе и во время сидения;

3 ступень - «Учусь быть гражданином, быть полезным обществу»

(среда)

правовое воспитание: расширение знаний о государственных символах, о правах и обязанностях, о государственных учреждениях, с которыми взаимодействует гражданин, профилактика правонарушений и преступлений среди подростков; патриотическое  и экологическое воспитание: расширение знаний о России и Амурской области, о народах России их традициях и обычаях, о природе родного края, о необходимости беречь природу, участие в различных экологических акциях; профориентация: расширение знаний о профессиях

беседа, викторина, игра – путешествие, экскурсия, конкурс, презентация, концерт, представление, индивидуальные коррекционные занятия, ситуативный практикум.

Воспитанники должны знать:

            - государственные символы России, Амурской области, г. Белогорска

         - некоторые традиции и обычаи народов России;

         - права и обязанности детей;

         - правила поведения во время выездов на природу;

         - название профессий и основные функции каждой профессии;

         - название  и назначение профессиональных  учебных заведений;

         - перечень документов, необходимых для поступления в учебное заведение;

         - название и назначение основных государственных учреждений;

Воспитанники должны уметь:

          - обратиться за услугой в государственное учреждение;

          - защищать свои права; 

4 ступень «Учусь быть самостоятельным»

(четверг, воскресенье – кулинария)

трудовое воспитание: занятия по кулинарии, практические занятия по уходу за одеждой, обувью, навыки уборки в жилище, навыки использования бытовых приборов, по домашней экономике, умению распределять доходы и прогнозировать расходы,  игры и тренинги «Я – пассажир», «Я – покупатель», «Я – клиент банка», «Я – пациент клиники», «Я – клиент ресторана, кафе», «Я – клиент Почты» и т.п., индивидуальные занятия по развитию навыков самообслуживания, ручного труда, бытового труда, объединения дополнительного образования «Портняжка», Кройка и шитьё», «Мастерство», «Живое дерево»,«Волшебный клубок»

практические индивидуальные и групповые занятия, тренинги, деловые игры.

Воспитанники должны знать:

               - рецепты приготовления простых блюд;

               - правила ухода за обувью и одеждой;

               - порядок выполнения уборки в жилище;

               - виды транспорта, магазинов, пунктов общественного питания;

               - алгоритм действий в транспорте, в магазине, в клинике, в банке, в кафе, на почте

               - как рассчитать доходы и расходы в семейном бюджете;

Воспитанники должны уметь:

                - готовить простые блюда;

                - пользоваться бытовыми приборами;

                - ухаживать за одеждой и обувью;

                - делать уборку в помещении;

                 - обращаться за медицинской помощью;

5 ступень - «Учусь делать мир красивым»

(пятница – групповые занятия, суббота – большие мероприятия, праздники межгрупповвые)

эстетическое воспитание:

в практической творческой деятельности развивать эстетический вкус детей, развивать индивидуальные творческие способности детей, воспитывать желание создавать прекрасное, развивать умение украшать жилище, воспитывать  желание и развивать умения организовывать интересный досуг для себя и окружающих;

создание условий для самораскрытия и саморазвития каждого воспитанника через специально организованную систему дел

практические занятия, беседа, конкурсы причёсок, конкурсы рисунков, конкурс  поделок, конкурс снежных фигур, конкурсы песен и др. творческих дел, уход за комнатными растениями в Центре и на участке Центра, индивидуальные беседы и занятия.

                 

Воспитанники должны знать:

     - правила сервировки стола и культурного приёма пищи;

              - правила подбора одежды и обуви по сезону, возрасту, в соответствии с фигурой;

- песни, стихи по возрасту;

             

Воспитанники должны уметь:

              - сервировать стол;

              - культурно есть;

              - поддерживать в чистоте жильё, украшать интерьер;

              - подобрать одежду и опрятно одеться;

              - делать несложную причёску;

              - выполнить несложный рисунок, аппликацию или другую творческую работу;

презентовать свою творческую работу;

- изготовить  несложную атрибутику к праздникам;

- уметь выступать перед аудиторией с творческим номером;

              - ухаживать за декоративными растениями;

       -организовывать полезный досуг  для себя и окружающих        

Работа по всем 5 ти ступеням  занимает неделю, в течение которой необходимо провести   групповое занятие в любой форме, в разные дни недели (проводят воспитатели, соц педагоги, медицинские работники, приглашённые специалисты)  и  творческое или практическое занятие из  тем 4 ступени и 5 ступени (кроме кулинарии), занятие по кулинарии 1 раз в неделю по воскресеньям (проводит воспитатель),  .  Таким образом, каждую неделю  проходит работа по всем 5 ступеням.  Благодаря такому календарному распределению занятий и мероприятий, отработка практических умений и навыков станет более эффективной, заорганизованность детей уменьшится.  1 неделя раз в 2 месяца - тематическая:  по ПДД, по пожарной безопасности, по экологии, по правам человека, по пропаганде ЗОЖ, по профориентации, по психологии и т.д., в соответствии с целями  задачами программы, темами ступеней, с планом Учреждения.   1 раз в  месяц   большое тематическое воспитательное или развлекательное межгрупповое мероприятие, подготовка к которому, закрепит различные  компетенции, полученные воспитанниками во время реализации программы «5 ступеней к самому себе». В ходе реализации программы, дети также получат дополнительное  образование по разным направлениям, посещая кружки: «Живое дерево», «Мастерство», «Живое дерево», «Портняжка», «Кройка и шитьё», «Волшебный клубок», «Самоделки», «Моя малая родина», «Квилинг – волшебный завиток», «Мукасолька»,«Волшебная нить», «Юные патриоты России»

Приложение. Примерные темы для занятий и других форм деятельности по блокам программы «Ступени»:

«Познаю себя. Узнаю, что такое хорошо, что такое плохо»:

Мой  портрет словами.

Твои  интересы, способности, таланты.

Как  справиться с  плохим  нас троением.

Плохой поступок  - плохой человек?

О дружбе и товариществе.

Что такое доброта.

Нечаянно и нарочно.

Фантазёры и лгунишки.

Щедрость и жадность.

Чему учат сказки.

«Учусь общаться»:

Этикет и манеры.

Формы благодарности, просьбы.

Говорим культурно по телефону.

Вежливые слова.

Давай не будем ссориться.

Уроки делового общения.

Азбука общения в семье.

О дружбе мальчиков и девочек.

«Учусь заботиться о жизни и здоровье»:

Такой незнакомый «Я» (строение скелета и организм человека)

Уход за новорождённым .

Профилактика простудных и инфекционных заболеваний.

Мы за здоровый образ жизни.

Личная гигиена – залог хорошего здоровья.

Ешь правильно – проживёшь долго.

Учись управлять своими эмоциями.

Твой режим дня.

Практические работы: « Определение уровня физического развития ребёнка».»Определение ЧСС по пульсу», «Учимся измерять артериальное давление», «Гимнастика для глаз»

«Учусь быть гражданином, быть полезным обществу»:

Государственные символы России.

Многонациональная Россия.

Край родной, любимый.

Россия - моя Родина.

Береги родную природу.

Для чего нужны ЗАГС, Полиция, Органы социального обслуживания населения.?

Все профессии важны.

Виды профессиональных учебных заведений.

От правонарушения к преступлению.

Пользуйся правами, не забывай про обязанности.

Виды уголовных и административных наказаний для подростков.

«Учусь делать мир красивым»

Как сделать жильё уютным.

Красивая причёска, опрятная одежда – украшение человека.

Красота вокруг нас.

Любимая музыка – отражение нашего внутреннего мира.

Зелёные растения – мои друзья в доме.(о комнатных растениях)

«Учусь быть самостоятельным»     Уход за одеждой.

Уход за обувью.

Мелкий ремонт одежды.

Виды почтовых отправлений.

Семейный бюджет.

Виды транспорта.

Виды магазинов.

Виды платежей.

Вещи, которые могу сделать сам.

                                         Список, использованной литературы:

                 1.   Инновации в работе специалистов социально-педагогических учреждений. /      Олиференко Л. Я., Чепурных Е. Е., Шульга Т. И., Быков А. В. – М.: Полиграф сервис, 2001. – 320 с.

  1. Порядок межведомственного взаимодействия по выявлению и предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей от 17.08.2018г.
  2. Журнал «Детский дом» № 3 2011 г.   статья «Программа подготовки выпускников к самостоятельной жизни»  ГОУ «Детский дом № 59»  г. Москва, 6 с. – М. Чебоксарская типография
  3. Арсеньев Н. Духовные традиции русской семьи // Воспитание школьников, 1998, №3, с. 31-34.
  4. Диалоги о воспитании: Книга для родителей / Под ред. В. Н. Столетова. – М.: Педагогика, 1982
  5. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Учебное пособие. / Байбородова Л. В., Жедунова Л. Г., Посысоев О. Н., Рожков М. И. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ,  1997. – 196 с.
  6. Семья Г. В. Выпускник. Формирование социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей. – М.: Полиграф сервис, 2001. 160 с.
  7. Цукерман Г.А. Психология саморазвития [Текст]/ Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М.: Интерпракс,1995. – С.36.
  8. Семья Г. В. Выпускник. Формирование социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей. – М.: Полиграф сервис, 2001. 160 с.

                 10.    Л.Графова «Живу я в мире только раз. Личность. Мораль. Воспитание».,

        М-ва, Изд-во политической лит-ры, 1994г.

                   11 В.С.Попов «Пробуждение души», С.А. Нетопина «Трудности взросления»,

                         М-ва, Изд-во «Знание», 1990г.

                   12. Выступление учителя ОБЖ, социального педагога Скворцовой И.А  «Иновационные формы работы с детьми по профилактике вредных привычек»

2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная концепция "Дорога к самому себе"

Непросто вырастить и воспитать ребенка, но еще сложнее помочь ему стать самим собой. Основной целью концепции является воспитание индивидуальности, т.е.помощь ребенку в поиске нравственных ф...

Разговор о самих себе

Классный час-презентация...

Разговор о самих себе

Представление визитной карточки класса...

Мы сами себе выбираем маршрут

Цель: профориентация,познакомить  учащихся с историей школы и воспитать любовь к малой Родине....

Творческий воспитательный проект "Люби жизнь, людей, самого себя".

Творческий проект "Люби жизнь, людей, самого себя!" ...

Система воспитательной работы " От ступени к ступени"

Система воспитательной работы " От ступени к ступени" 5 - 9 классы...

Классный час "Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг"

В результате занятия участники смогут: • сформулировать понятие «дружба», • практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем, • приобретут навыки работы в сотрудничестве, • поймут, ч...