"Курить - здоровью вредить" - коррекционно-развивающее занятие
методическая разработка (7 класс)

Камышникова Наталья Владимировна

Данное занятие для учащихся 7 классов. Возраст 13-15 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurit-zdorovyu_vredit.docx180.72 КБ

Предварительный просмотр:

Благовещенская общеобразовательная школа-интернат

Коррекционно-развивающее занятие

«Курить – здоровью вредить»

Подготовила и провела:

Камышникова Наталья Владимировна,

воспитатель

2019-2020 учебный год

Коррекционно-развивающее занятие «Курить - здоровью вредить»

Цели:

  • формирование осознанного негативного  отношения к курению;
  • воспитание у учащихся ответственности за своё здоровье;
  • коррекция мышления на основе аналитико-синтетической деятельности.

Ход:

  1. Организационный момент. Слайд 1-пустой

- Добрый день. Ребята, обратите внимание, у нас сегодня гости. Прежде, чем начать занятие, посмотрите на экран. Слайд 1-1 - грамота

- Что вы там видите?

- Правильно, грамоту. Кто и за что получил эту грамоту? Эту грамоту получили вы, как самый спортивный класс – значит вы любите заниматься спортом.

- А люди, которые занимаются спортом. Ведут какой образ жизни? Правильно, Здоровый образ жизни. А что это значит? (ответы детей) Занятие спортом, соблюдение режима дня, отказ от вредных привычек.

- А какие вредные привычки вы знаете? (ответы детей: курение, употребление алкоголя, наркомания и др.) Слайд 2-1-пустой

- Сегодня мы с вами поговорим об одной из вредных  привычек.  А чтобы узнать тему занятия, вы должны разгадать шифровку «Движение по линиям» (коррекционное упражнение на развитие  анализа и синтеза):   Сл2-2                                     

hello_html_m467906b6.jpg

- Итак, у нас получилось  «Курить – здоровью вредить»  Это и есть тема нашего занятия.

-  Хорошо справились с заданием.   Слайд 3 – название

- Как вы думаете , о чем пойдет речь на занятии?

- Какие задачи нам предстоит решить?  (ответы детей)

- Будем говорить о проблемах подростков, о вреде курения, о негативном отношении к табакокурению.

II. Введение в тему.

В 15 веке, во время открытия Америки, флотилия Христофора Колумба,  проходя Карибским морем, обнаружила неведомую землю .Слайд 4  Их встретили местные жители, они держали во рту тоненькие свитки высушенных листьев (сигаро), пускали дым изо рта и носа,  в качестве подарков они поднесли их Колумбу. Так табак начал шествие по странам и континентам. Слайд 5

    В Россию табак завезли в 17 Веке. Но уже при царе Михаиле Романове за курение полагалось наказание. А после пожара в Москве, причиной которого стало курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.

    О вреде курения сказано не мало. Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилия. Это наркомания, тем более опасная, но многие не принимают ее всерьез. Общенациональный мониторинг Сл 6 – 1   «Подростковое курение в России», проведенный институтом сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ), центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков Минздрава РФ, Московским институтом медико-социальной реабилитации  и столичным центром по профилактике и лечению табакокурения показал, что к 12 годам сигареты пробуют уже 30% россиян, к 13 годам – 47%, к 14 – 55%, к 15 годам  - 65%, к 16 – 78%, к 17 – 80%

- Это говорит о том, что подростковое курение стремительно молодеет. Слайд 6 -2 Свою первую сигарету мальчики выкуривают в возрасте 10 лет, девочки – в 13-14 лет. Слайд 6-3  К 15 годам каждый десятый курящий подросток уже страдает никотиновой зависимостью.

     Слайд 7 Происходит это потому, что в состав табака входят вещества, способные вызвать зависимость от него. Человек теряет власть над собой и своими поступками, теперь приходится бороться с этим злом. 15 ноября – назван Международным днем отказа от курения.

  1. Основная часть.

Следующее задание: Обратите внимание на экран Слайд 8

1. Упражнение на классификацию:

На доске пишутся слова: МАЛОДУШИЕ, ЗЛОБНОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЭГОИЗМ, ТРУСОСТЬ, ВОЛЯ. ГРУБОСТЬ. ВЫДЕРЖКА, СТЫДЛИВОСТЬ, МУЖЕСТВО.

Задание  1 ряду:  Из перечня слов найти качества, которые способствуют укреплению здоровья.

Задание 2 ряду: какие качества мешают укреплению здоровья.

- Итак, какие качества укрепляют здоровье? Пожалуйста, Илья.

- И какие качества мешают укреплению здоровья? Степан, пожалуйста.

- Правильные ответы? Давайте проверим. Слайд 9

- А теперь, обсудим несколько ситуаций. Слайд10

  • Если ученик младших классов просит у вас (старшеклассника) закурить. Что должен сделать , ответить старшеклассник? (Ответы детей: должен объяснить, убедить  не курить )
  • На школьном дворе старшеклассники курят. Один из них предлагает  тебе сигарету: «Закуривай! Твоя реакция… (обыграть ситуацию)

Все знают, что курение наносит вред нашему здоровью, но, тем не менее, поддаются давлению со стороны курящих людей, рекламе.

    В каких ситуациях у человека может возникнуть желание закурить? (ответы детей)

  • Снять стресс, успокоиться Слайд 11
  • Курящая компания
  • Реклама, давление со стороны сверстников
  • Любопытство
  • Чтобы казаться взрослее
  • Модно

Слайд 12  Из сказанного выше можно сделать вывод: человек теряет такие качества, как чувство собственного достоинства, умение организовать своё свободное время, умение отстоять свою точку зрения и права . Человек, который не уверен в своих правах, не умеет их защитить, попадает  под влияние других людей.

- Ребята, а что можно купить на деньги, расходуемые курильщиком на сигареты? (ответы детей)

- Послушайте стихотворение  М.А. Огановой  «Кроха-сын и отец», которое поможет нам отгадать кроссворд. Слайд 13 слушаем внимательно, запоминаем.

Кроха-сын пришел к отцу,
И спросила кроха:
– Если я курить начну,
Это очень плохо?
Видимо, врасплох застал
Сын отца вопросом.
Папа быстро с кресла встал,
Бросил папиросу.

И сказал отец тогда,
Глядя сыну в очи:
– Да, сынок, курить табак –
Это плохо очень.
Сын, услышав, сей совет,
Снова вопрошает:
– Ты ведь куришь много лет,
И не умираешь?
– Да, курю я много лет,
Отдыха не зная,
Я не ведал страшных бед –
А вся глава седая.
Закурил я с юных лет,
Чтоб казаться взрослым,
Ну, я стал от сигарет
Меньше нормы ростом.
Я уже не побегу,
За тобой вприпрыжку,
Бегать быстро не могу,
Мучает отдышка.
Прошлым летом...

Иль забыл, что со мною было?
Я в больницу угодил,
Сердце прихватило,
Целый месяц пробыл там,
Еле откачали.
Да, спасибо, докторам –
Умереть не дали.
Сердце, легкие больны,
В этом нет сомненья.
Я здоровьем заплатил,
За свое куренье.
Никотин – опасный яд,
Сердце поражает,
А смола от сигарет,
В бронхах оседает.
А угарный газ СО,
Попадает с дымом,

Он в крови вступить готов,
В связь с гемоглобином.
Ведь курильщика всегда
Гипоксия мучит,
Под глазами синева
Почернее тучи.

– Ну и ну! – воскликнул сын. –
Как ты много знаешь:
Про смолу и никотин,
Гипоксию, гемоглобин,
А курить, однако ж, не бросаешь!
– Дорогой сыночек мой,
Я б тебе слукавил,
Но, признаюсь, лишь с тобой
Факты сопоставил.
Я бросал курить, раз пять,
Может быть, и боле,
Да беда – курю опять,
Не хватает воли.
– Нет, ты сильный, мой отец,
Волевой. И смело,
Завершишь ты, наконец,
Начатое дело.
Я хочу, чтоб ты курить,
Бросил эту гадость,
Некурящим начал жить,
Всем родным на радость.
Знаю, что курить бросать –
Никогда не поздно.
Трудно снова не начать,
Трудно, но возможно.
Ты – мой папа. Я – твой сын,
Справимся с бедою.
Ты бросал курить один,
А теперь нас двое.
И семейный наш бюджет,
Станет побогаче,
Купим мне велосипед,
Чтоб гонять на даче.
– Ну и кроха! Вот так сын!
Хитрован ужасный!
Все проблемы в раз решил,
Ладно, я согласный.
Но условия скорей,
Тоже выдвигаю:
Ты и пробовать не смей,
А я курить бросаю!

И решили впредь еще,
И отец, и кроха:

– Будем делать хорошо

И не будем плохо!

- Внимательно слушали? И следующее задание

 «Разгадай кроссворд» На столах конверты под №2. Откройте его. В кроссворде цифры от 1 до 6. Под цифрой 1 вопрос….. Впишите под каждой цифрой соответствующее слово (ответ на вопрос) Слайд 14

1. Втягивание дыма тлеющих растений – это … (курение).

2. Человек, предложивший тебе закурить, должен услышать твой … (отказ).

3. Курение плохо влияет на все внутренние …(органы) человека.

4. Растение, которое используют для курения … (табак).

5. Курение – это вредная …(привычка).        

6. Яд, содержащийся в табачном дыме - …(никотин).

Image1733

 - Пожалуйста, желающие по одному слову вписываем в кроссворд на доске.

Молодцы, справились с заданием!

- Есть такой анекдот. Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар: «Покупайте табак, прекрасный табак. Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет»            

Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца:

- А почему стариком не будешь?

- Потому, что до старости не доживешь.

- А почему собака не укусит?

- Так с палкой ведь ходить будешь. (Тяжело больному человеку ходить, опирается на палку)

- А почему вор в дом не залезет?

- Потому что всю ночь будешь кашлять…(Вор испугается и не полезет в дом)

_ Ребята, нет такого органа, который не поражался бы табаком. Если ты думаешь, что вред, который наносит курение твоему здоровью, тебя не коснется, он где-то далеко, а может и вообще минует тебя – ты глубоко ошибаешься. Слайд 15  Посмотри внимательно на курящую девушку, на цвет ее лица, кожу, пальцы, зубы, обрати внимание на ее голос. Ты можешь заметить внешние признаки табачной интоксикации. Некоторые считают, что сигарета придает девушке элегантность. Но это не так, скорее всего, она придает ей вульгарность. Слайд 16

Из-за курения происходит ухудшение памяти, внимания, повышения утомляемости зрения, снижение слуха и скорости чтения. Курение способствует заболеванию раком легких, гортани, ротовой полости, пищевода, желудка, поджелудочной железы, почек.

- Давайте сравним здорового и курящего человека. Слайд 17 -  Обратите внимание на цвет лица, зубы, легкие и т.п.

- А теперь, я предлагаю всем немного отдохнуть и поиграть – физпауза. Слайд 18

Игра «Ассоциации на слово «Курильщик»

Цель: - сформировать негативное отношение к курению.

- Дети по кругу передают мяч и называют ассоциацию на слово «курильщик». Н-р, желтые зубы, неприятный запах изо рта, ухудшение внешности, желтые ногти, желтый цвет лица, кашель, ухудшение памяти, частые болезни, больные легкие и т.п.)

- Хотите ли вы быть похожими на таких неприятных, непривлекательных людей? (Ответы детей)

- А теперь мы проведем небольшой опыт. Слайд 19

Оборудование опыта:

  • Пластиковая бутылка с крышкой.
  • Резиновая трубка длиной 5 см
  • Ватные шарики
  • Пластилин
  • Сигарета, лучше без фильтра.
  • Спички.

В крышке пластиковой бутылки проделать отверстие размером с диаметр сигареты. Вставить сигарету в пробку. На дне бутылки сбоку проделать отверстие и вставить трубку, замазать щели пластилином. Налить воду в бутылку. Закрыть отверстие в трубочке колпачком. Завернуть крышку
Демонстрационный прибор готов. Зажечь сигарету и открыть  колпачок на трубке, вода начнет постепенно выливаться в ведро. Сигарета начинает дымиться. 
«Выкурив» таким образом, сигарету, откроем крышку, возьмем чистую салфетку, накроем  отверстие бутылки салфеткой. Снизу начнем выдувать дым на салфетку. Обратите внимание, что вата изменила цвет, концы трубки стали коричневатыми. 
Как, по-вашему, мнению, выглядят лёгкие курильщика?
Слайд 20 
Подумайте, почему вы больше кашляете в комнате, в которой курят? Слайд 21
Да потому, что вы некоторым образом тоже участвуете в курении. Это так называемое пассивное курение, или вынужденное курение, и есть сведения, что пассивное курение может стать причиной заболеваний дыхательной системы. Если вы живёте с курящими людьми в одном доме, то невольно становитесь соучастником процесса курения. Курение до тех пор является личным делом курильщика, его индивидуальной вредностью, правом свободы выбора, пока выдыхаемый им дым и/или дым тлеющей сигареты не вдыхают окружающие его люди. Если он курит дома – страдают родственники, если в общественном месте или на работе – токсическое воздействие дыма распространяется на окружающих.

У каждого человека есть право дышать чистым воздухом. Курильщики не должны вредить здоровью остальных людей. Существует «Антитабачный закон» - федеральный закон ФЗ – 15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», который  был принят в 2013 году.

   На основании этого закона курить нельзя в общественных местах (в образовательных  и  учебных организациях, в мед. учреждениях, в любом  виде общественного транспорта, в общежитиях, не рабочих местах, на детских площадках и АЗС)

   Если проигнорировать ограничение, то есть риск получить штраф за курение в общественном месте. Штраф за вовлечение несовершеннолетних в курение табака: от 1000 до 2000 рублей для граждан, от 2000 до 3000 руб. для родителей ребенка.

- Знак, запрещающий курить, видели ли вы где-нибудь? (Ответы детей) Слайд22

- В народе сложено много пословиц о вреде курения. И следующее задание «Сложи пословицу»:

У вас на столе конверты №  3 : Вам необходимо правильно собрать разрезанную пословицу:

  • Один курит, а весь дом болеет.
  • Курить много табака – поубавится ума.
  • Кто курит табак, этот себе враг.

- Ребята, мы с вами сегодня, много говорили о курении, как о вредной привычке.

- А теперь, в заключении давайте составим памятку для тех, кто не курит: слайд 23-1

В-первую очередь мы должны оградить себя от курящих людей.

  • Избегай курящих компаний Слайд 23-2

Не поддавайся на уговоры  закурить.

  • Не обращай внимания на предложение закурить

Больше занимайся физ-рой и спортом.

  • Занимайся физкультурой и спортом

Общайся с теми. Кто не курит.

  • Объединяйся с теми, кто не курит

Старайся быть примером.

  • Стань достойным примером для младших
  • Я сделал свой выбор. Я не курю!

Раздать памятку каждому.

IV. Итог. Рефлексия. Слайд 24

- Наше занятие подошло к концу.

- О чем мы сегодня говорили?

- Какой же вред наносит курение?

- Как вы считаете, был ли полезен наш разговор?

- Какой же вред наносит курение?

- Как вы понимаете выражение : «Ваше здоровье в ваших руках»? (ответы детей)

- Да, человек сам может беречь свое здоровье или навредить ему.

- Чем интересным можно заняться вместо курения ? (ответы детей)

- Как вы думаете,  какой выбор сделают ваши ровесники, друзья: здоровый образ жизни, занятие спортом или они выберут сигарету?

- А какой же выбор сделаете вы?

(На столах мультифоры  откройте их и выберите иллюстрацию и прикрепите ее магнитом к доске.

- Приятно видеть и слышать, что все вы приняли правильное решение, значит наше занятие было полезным  и не прошло даром. Слайд 25

Самоанализ коррекционно-развивающего занятия  «Курить – здоровью вредить»

Воспитательский час «Курить – здоровью вредить» проведен в соответствии с календарным планированием по направлению программы воспитания – охрана здоровья и физическое развитие. При планировании занятия учитывала возрастные особенности детей и группы по возможностям обучения. Форма проведения – коррекционно-развивающее занятие. Оно связано с предыдущими занятиями, проведенными  в 6-7 классах. Его основные цели:

  • формирование осознанного негативного  отношения к курению;
  • воспитание у учащихся ответственности за своё здоровье;
  • коррекция мышления на основе аналитико-синтетической деятельности.

При разработке занятий опиралась на принципы: мотивации, продуктивной информации, развития и коррекции высших психических функций.

Структура воспитательского часа включает следующие этапы: организационный момент, введение в тему, основную и заключительные части, каждый из которых имеет свою задачу.

Коррекционная направленность занятия выразилась:

  • во включении в занятие специально разработанных упражнений и игр по коррекции высших психических функций;
  • в отборе и комбинировании методов и приемов проведения занятия таким образом, что осуществлялась смена видов деятельности – это способствовало повышению работоспособности у воспитанников;
  • в активном использовании наглядности (карточки, слайды), что способствовало более лёгкому усвоению предложенного материала;
  • во включении вопросно-ответной формы беседы.

Для снятия усталости, повышения эмоционального настроя использовалась двигательная пауза - игра. В ходе занятия давала чёткие инструкции, побуждающие к деятельности, осуществляла дозированную помощь детям.

По моему мнению, занятие удалось. Поставленные цели и задачи удалось реализовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Пить и курить - здоровью вредить".

Сегодня человечество переживает кризис: распространение среди подростков курения, пьянства, наркомании. Это занятие направлено на то, что бы доказать, что это вред, зло, которое несет в себ...

занятие познавательного цикла "Курить - здоровью вредить"

Формирование осознанного негативного отношения к курению. Воспитание у учащихся ответственности за своё здоровье. Коррекция мышления на основе аналитико -синтетической деятельности...

Занятие "Курить-здоровью вредить"

Занятие "Курить-здоровью вредить"...

"Курить - здоровью вредить" - коррекционно-развивающее занятие

Данное занятие для воспитанников 7 классов. Возраст детей 13-15 лет...

методическая разработка профилактического занятия "курить - здоровью вредить".

Методическая разработка профилактического занятия «Курить – здоровью вредить» направлена на воспитание  у подростков 8 – 11 классов осознанного негативного отношения к вре...