Особенности воспитания подростков с ОВЗ
методическая разработка
В статье описываются некоторые особенности в процесе воспитания детей с ОВЗ (лёгкой степенью юмственной отсталостью).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности воспитания подростков с ОВЗ | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности воспитания подростков с ОВЗ
Классный руководитель 8 класса
Маркова Т.П.
Гены определяют наши психические и физические возможности. Гены определяют наши с вами черты характера и склонности, гены влияют на нашу предрасположенность к болезням, к асоциальному поведению или к таланту и т.д.
Агрессивность, доброжелательность, гениальность, слабоумие, аутизм, экстраверсия - передаётся детям от родителей. Всё это изменяемо воспитанием, но в разной степени, поскольку и задатки бывают разной силы. Причём у мальчиков в меньшей степени происходят изменения посредством воспитания , чем у девочек. Мужской пол сильно привязан к своему генотипу.
Говорят: - «Яблоко от яблоньки не далеко падает» и этому есть своё подтверждение. Человек часть природы , и всё выше сказанное справедливо и для него. Гены предопределяют границы наших возможностей, в том числе и возможности изменяться по средством воспитания. То есть здесь тоже есть граница, через которую ребёнок в силу своего генотипа не может перейти. Мы не можем знать и узнавать эти границы и усердно применяем все воспитательные средства в надежде воспитать гармонично развитые личности. Как правило, мы получаем разные результаты нашей воспитательной деятельности.
Воспитательный процесс детей с ОВЗ отличается от детей, которые не имеют ограничений в здоровье. Цель воспитания детей с ОВЗ помочь обучающимся максимально интегрироваться в современном обществе. Помочь научиться жить в мире, я бы сказала, «нормальных» людей. Идти в ногу со временем по возможности приобретая, умения, навыки и жизненный опыт. И чтобы достичь нашей с вами цели и выполнить поставленные задачи мы используем различные виды деятельности ( социально -коммуникативную, трудовую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, Музыкально- художественную). Эта работа должна вестись постоянно, начиная с начальных классов. Такие предметы как ритмика, музыка, ЛФК, физкультура, рисование, труд способствуют эмоциональному и физическому раскрепощению. Являются ключиком для открытия дверцы в мир социума. Те дети, у которых я веду классное руководство, я знаю с 1 класса. Вижу, как они огорчаются, обижаются, ненавидят, радуются, улыбаются и чувствуют себя счастливыми, когда они чего- то достигают. Благодаря профессионализму некоторых педагогов дети чувствуют себя уверенно, их самооценка повышается, но мне от этого становиться тревожно. Дети уже подростки и всё чаще задают вопросы: - « Почему мы не такие как все», «Почему мы ограничены в выборе» и мне приходится отвечать на эти, для меня непростые вопросы, шлифуя все острые углы, чтобы не поранить их самолюбие.
Чтобы повышать уровень воспитанности и сохранить его на должном уровне в своей работе я использую различные средства. (экскурсии, походы, подготовка к различным мероприятиям, беседы, дискуссии, тематические классные часы и родительские собрания.) Они направлены прежде всего на Личностное развитие, Гражданскую активность, Информационно-медийную просвещённость, Военно-патриотическую деятельность .
Конечно, не все средства удаётся применить в полном объёме в воспитательном процессе. Это, прежде всего, связано с возможностями родителей и ограниченная оснащенность школы компьютерной и мультимедийной техникой.
Надо сказать, что из 10 обучающихся в классе 80% детей участвовали в различных мероприятиях начиная от местного уровня до Всероссийского. Участвовали бы больше детей , но в силу отдалённости проживания эти дети не могут находиться в школе дольше запланированного времени. Вы можете задать закономерный вопрос. А почему нельзя подготовиться к мероприятиям дома: выучить стих, нарисовать, поделку сделать, сфотографировать. Это же так просто. Да с нашей колокольни это очень даже просто. Но детям с ОВЗ это сделать не представляется возможным. А вот почему.
У них появляется идея, фантазия, но когда эту идею надо воплотить в жизнь, как правило, и закономерность начинаются препятствия, которые в силу объективных и субъективных причин невозможно преодолеть «особенному» подростку. У детей с ОВЗ часто забывается или отсутствует алгоритм действий для реализации своего творческого потенциала. Поэтому во всех творческих делах им нужен руководитель, вдохновитель, который уговорит, направит, обеспечит процесс их самостоятельной работы.
В конце учебного года я обязательно провожу диагностику по критерию воспитанности детей с ОВЗ по 8 направлениям. Цель, которой:: прослеживания динамики развития личности для дальнейшей корректировки воспитательного плана.
Вот какие результаты достигли дети в этом году.
. Внешний вид: 70 % обучающихся имеют высокий уровень; 30% обучающихся сохраняют низкий уровень 2 год. (Здесь надо настойчивей проводить работу с родителями.)
Манера обращения, речь: 70% обучающихся имеют высокий уровень; 30% обучающихся сохраняют низкий уровень речевой грамотности.
Отношения к учителям: 100% высокий уровень.
Отношения с одноклассниками:100% высокий уровень
Дисциплинированность (в плане выполнения поручений): 60% высокий. 40 % низкий уровень.
Отношение к школьному имуществу : 100% высокий уровень
Особенности поведения: 40% высокий; 60% низкий уровень.
Отношения к своим поступкам 90% высокий 10% низкий уровень.
Мониторинг состоит из наблюдений, бесед, опроса.
В конце своего доклада хочу сказать.
Правильная системная организация процесса воспитания, позиционирование ребенка с ОВЗ как полноценного члена общества существенно повышает его шансы на полную социальную интеграцию.
- Мне нравится (1)