"Маленькие хитрости больших побед"
материал

Назарова Наталья Владимировна

Статья адресована родителям учеников начального и среднего звена школы. Здесь ведется обзор практических приемов работы по заучиванию стихотворений и прозы. Указаны приемы ритмизации, прием "опорных таблиц",  интонирование и изменение темпа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маленькие хитрости больших побед

У многих из нас давно отзвенел последний звонок, за плечами осталась школьная скамья, а в школу спустя много лет после выпускного опять приходится идти, но только уже со своими детками, внуками. И нам кажется, что учились мы легко и весело, а сейчас все непонятно и трудно. Давайте немного попробуем разобраться в наших проблемах.

Одним из приемов работы по литературному чтению в школе является заучивание стихотворений, отрывков прозы наизусть. Часто слышу о том, что дети не запоминают, на зубрежку уходит много времени и сил, а результат всё равно плачевный. Хочу поделиться несколькими советами, может их применение облегчит ваши вечера.

В первую очередь не оставляйте заучивание на потом. Любая информация должна «улечься и закрепиться». Для этого нужен хотя бы день и ночь.

Итак, любая работа по заучиванию наизусть начинается с чтения названия произведения и автора.  Конечно, лучше сперва  взрослому вслух с интонацией прочесть произведение, чтобы ребенок услышал образец, к которому надо стремиться. Важно пояснить все непонятные слова, а таких особенно много в классической литературе. Затем уточните у ребенка, о чем произведение, что автор «нарисовал» словами, какую картину (если это описание природы), или какую историю рассказал и про кого. Лучше находить ответы на вопросы словами  писателя или поэта. Поиграйте в следователей, поспрашивайте ребенка «А почему ты решил, что это осень? А вдруг автор ошибся?» Например,

«Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…»- это ж летом бывает». Дети очень любят поучать взрослых, дайте им такую возможность- побыть учителем для вас. Эффективно порассуждать, слиться с сюжетом: «А помнишь, вчера снег на солнце переливался огоньками, как в стихотворении А.С.Пушкина

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце снег лежит…»

Кстати, эмоциональный фон тоже важен. Если ребенок устал, зол, расстроен и  запуган вами («Вот не выучишь-получишь два»), можно не учить-результат будет плохой. А если дите сытое, веселое –успех вам гарантирован.

Перейдем к заучиванию. Вместе с ребенком читаете строчку, но последнее слово пусть договаривает он сам. Это прием «Подскажи словечко».

Еще один из приемов- «Опорная таблица». Взрослый вместе с ребенком  пытаются «законспектировать» произведение рисунками. Не пугайтесь, если вы не умеете рисовать-это не картина на выставку. Схематично, без деталей рисунок передает действие, или фиксирует внимание на сложном никак незапоминающимся слове. Здесь к акустическим  ( на слух) добавляются еще и оптические (зрительные) анализаторы, а чем больше мы подключим органов в работу, тем и результат будет стабильнее.

Составляя рисунок-схему проговариваем строчку за строчкой вместе, а затем предлагаем ребенку самому. Картинку лучше повесить на уровне глаз ребенка, а можно взять с собой в школу, но обязательно обговорить этот вариант с учителем. Вот пример:

C:\Users\ЛГ\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\DSC02932.jpg

Эта таблица к стихотворению С.Есенина

«Заколдован невидимкой,      (1) (2)

Дремлет лес под сказку сна,   (3) (4)

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.                 (5)

Понагнулась, как старушка,   (6)

Оперлася на клюку,                (7)

А над самою макушкой          (8)

Долбит дятел на суку.             (9)  

Добавьте жесты и движения. Кстати, сейчас за чтение стихотворений наизусть ставят двойную оценку: за знание текста и выразительность прочтения.

Очень важно провести прием «ритмизации». Любой язык основан на ритме. Предложите ребенку отхлопать в ладоши каждое слово стихотворения. «А если у меня самой нет чувства ритма?»- спросите вы. Вспомните себя на концерте. После каждого номера артиста зрители аплодируют невпопад, но в конце представления все овации сливаются в один ритм. Согласитесь, зрителей не выбирали по чувству ритма на концерт, но все справились.  Эту способность можно развить, если пробовать отстучать песни, стихи, произведения классической музыки, например, вальсы. Начните со стихов А.Барто, К.Чуковского- хлопок на слово. Постепенно вы доберетесь до А.С.Пушкина «Письмо Татьяны».

Еще один из приемов-это изменение темпа и громкости. Произведение можно читать по листу. Начните шепотом и медленно, а к концу перейдите на быстрый крик. И наоборот. У детей этот прием сопровождается смехом и азартом. Можно пропеть стихотворение на любимую мелодию.

Возможно, все перечисленные приемы не стоит применять сразу, нет необходимости, но эти знания дадут вам возможность варьировать процесс заучивания, не делать его тягостным. Буду рада, если вы поделитесь своими успехами и неудачами.

                                                                 Учитель-логопед Н.В.Назарова



Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКА

Ф.И. ребенка________________________________________________класс_________

Дата обследования:______________

ОБСЛЕДОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ:

1.Общее звучание речи:

   темп ( ускоренный, быстрый, замедленный, N )__________________________

   голос( громкий, тихий, хриплый, звонкий, N ) __________________________

   разборчивость( внятная, смазанная, нечеткая )___________________________

            артикуляция ( вялая, N )______________________________________________

   дыхание ( прерывистое, с придыханием, N )    ___________________________

2.Состояние артикуляционного аппарата:

    губы ( расщелина верхней губы, N )___________зубы( кривые, вне челюстной дуги,смена зубов,  N )____________________прикус( прогения, прогнатия, открытый передний, боковой, N )___________   язык ( массивный, маленький, укорочена подъязычная уздечка, N )_________   саливация__________________

3.Обследование звукопроизношения:

   а)гласные ( а, о, у, и, ы, э )____________________________________________

   б)свистящие ( с, с’, з, з’ )_____________________________________________

   в)шипящие ( ш, ж, щ )_______________________________________________

   г)аффрикаты ( ц,ч )_________________________________________________

   д)соноры ( н, н’,м, м’, р, р’,л, л’,й )____________________________________

   е)взрывные и фрикативные ( г, г’,к, к’, х, х’)____________________________

   ж)звуки (б,б’ ,д, д’ ,т, т’ ,в,в’ ,ф,ф’)_____________________________________

4.Состояние фонематического слуха:

 а)повторение слов  с оппозиционными звуками:

бочка – почка-бочка                        рак - лак

дочка – точка        -дочка                         усы- уши

гора – кора-кора-гора                коза – кожа

б) повторение слогов с оппозиционными звуками:

са-ша-ша-са                                                                        

ба-па-па-ба                                        

да- та-та-да        

ло-ро-ро                                

га-ка-ка-га                                        

в) Навыки языкового анализа.

- Сколько слов в предложении «Около дома росла береза?».

- Какое второе слово в этом предложении?

- Сколько слогов в слове «рак»?
– В слове «машина»?

-  Сколько звуков в слове «рак»?

- В слове  «шапка»?

- Какой 3-й звук в слове «школа»?

- Какой звук после ш в слове «школа»?.

г) выделение согласного в начале слова слон, пес__________________________________

   выделение конечного гласного из слов мука, метро______________________

   выделение конечного согласного из слов мак, кот______________________

   выделение гласного из середины слов мука, кот, рак___________________  

  синтез слова из отдельных звуков (м, а, к)____________________________

5.Произнесение слов сложного слогового состава (N, нарушена структура слова на уровне 5,6,7,8,9,10,11,12,13 классов слоговых структур):  аквариум(13)______________милиционер(7)_____строительство(13)_________________велосипед(7)_______памятник(9)_______________________________

Повторение предложений:

Мама жарит котлеты на сковородке_____________________________________

Вуалехвосты плавают в аквариуме______________________________________

Мотоциклист ремонтирует мотоцикл____________________________________

6.Состояние фразовой речи (в полном объеме, встречаются аграмматизмы, неудовлетворительное)________________________________________________

  а)составление рассказа по сюжетной картинке___________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

содержание передано: полно, кратко, точно, неточно.

справился: самостоятельно, с помощью логопеда, перечислял предметы, отвечал односложно на вопросы.

б) составление рассказа по заданным словам:

Утро.Дети.Жучка.Корзинка. Лес.Грибы.Белка.Собака.Сосна.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

7.Состояние словаря:

а) уровень обобщений:

свитер, платье, шорты, юбка, колготки___________________________________

сапоги, туфли, тапочки, валенки_________________________________________

молоток, пила, топор, ножницы_________________________________________

автобус, электричка, трамвай, самолет___________________________________

б) подбор антонимов:

    широкий__________________твердый________________весело_________________

    толстый___________________светлый________________высоко________________

    гладкий____________________сухой__________________темно_________________

    смелый___________________больной__________________далеко________________

  в) образование притяжательных прилагательных:

   чей хвост у лисы?___________________________укошки?______________________

  г) образование прилагательных от имен существительных:

сумка из кожи_________________стакан из стекла_______________________сок из яблок_____________шуба из меха_____________________________________

б) что делают:

    повар______________________парикмахер _____________________________

    врач_______________________почтальон_______________________________

    скрипач______________ткачиха________маляр__________________________

8.Обследование грамматического строя:

Образование уменьшительно-ласкательных форм сущ:

Платье_______ воробей_______ ведро______ шкаф_______ стул_______ окно_____

Образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа:

стул____________________пчела________________________________________

ведро____________________ухо________________________________________

воробей_________________утенок______________________________________

9.Употребление в речи предлогов и предложных конструкций:

на, у, в, под, над, около, из, от, с, к, между, через, за, из-за, из-под

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ:

А) ЧТЕНИЕ

Чтение слов (в случае, если чтение текста недоступно):

Мак, нож, день, пила, ем, юг, юла, курица, дерево, собака, сапоги, голубика, флаг, йод, крик, шмель, ствол

2 и 3 класс:

 Чтение текста.

 Скорость чтения:

 высокая скорость чтения (15 и более слов  в минуту)

средняя от 8-14 слов.

низкая, 7 и менее слов в минуту.

отсутствие навыка чтения.

Способ чтения:

чтение целыми словами

 послоговое чтение

побуквенное

отсутствие навыка чтения.

Правильност чтения:

допущено не более 3 ош.  с самокоррекцией

не более 6 ош.  на уровне слова или слога

до 10 ош. на уровне слова, слога и буквы

отсутствие навыка чтения.

Б) ПИСЬМО

Диктант:

 Птицы (2 кл)

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба  и зерен.

3 кл

Наступает радостное время года. Ласковое весеннее солнце согревает всё вокруг. Синее небо высокое. По небу плывёт лёгкое облачко. Крепкий лёд на реке потемнел. Сонный лес стоит голый. Пахучие почки уже набухли. На вербах отпали тонкие чешуйки, показались серебряные барашки. На земле лежит прошлогодняя листва, сухие травинки. В вершинах деревьев шумит весенний ветер. Счастливое время!

4 кл

Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, на головке шапочка с красным кантиком. Лапки у него большие, когти цепкие. Наступила холодная и голодная зима. Нашёл дятел в лесу корявое дерево с трещинкой на стволе и начал сосновые и еловые шишки таскать. Засунет шишку в трещинку, выбирает из неё семечки. Некоторые семечки он роняет на землю. Пройдут годы, около зимней столовой вырастут молодые деревья. Берегите, ребята, лесных птиц!

Оценка:

 не более 2 ошибок (орф.  пунктуация)

до 3 погрешностей недисграфичного хар-ра. или 1-2 дисграфичного.

до 5 орфогр.ошибок и или не более 2 дисграфич.

множественные дисгр.  и орфограф. ош.

Дополнительные сведения:

1. Какие буквы смешивает при написании?

2. Какие делает ошибки:

пропуски букв _________________слогов_________________перестановка слогов_________________недописывание слов________________искажения слов__________________замена букв_____________недописывание букв_____персеверации__________________________________________

Исследование ВПФ.

Таблица Шульте_________ сек.    Методика «10 слов»: 1 попытка________слов, 2 попытка__________слов, 3 попытка_________слов,   Копирование фигуры Тэйлора (пространственный гнозис)__________________Корректурная проба_____________

Проба «кулак-ребро-ладонь»_____________________Общая моторная коррдинация_______________Ориентировка в сехеме тела______________________

Для диагностики дискалькулии (вопросы упрощаются в зависимости от класса и выявленных сложностей по ходу консультации):

Назови число, меньше чем 5, но больше, чем 3__________________

Сколько надо добавить к 13, чтобы стало 21?___________________

Соседи числа: 19, 132_______________________________________

Запиши числа, которые меньше 19, но больше 11_______________

 Запиши число, в котором 7 десятков и 8 единиц; 3 сотни, пять десятков______________________________________________

 Запиши число, которое на 8 единиц меньше, чем 90. На 8 десятков меньше, чем 90_______________________________________________________

Найди сумму чисел 76 и 6___________________________________

Запиши число, которое на 1 десяток больше, чем число 70________

Значение разности двух чисел равно 7. Уменьшаемое – 19. Чему равно вычитаемое?____________________________________________

Решение примеров на сложение и вычитание с переходом через десяток (отметить, верно ли записывает цифры)_______________

Решение задач___________________________________________

Беглость счета___________________________________________

Заключение логопеда:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -презентация "Маленькие Герои большой войны"

Данная работа использовалась на классном часе, посвященном 65-летию ВОВ. На уроке речь шла о детях, которые принимали участие в освобождении нашей страны от фашистов....

Маленькие хитрости для сдачи ЕГЭ

Данный материал можно использовать как подспорье при подготовке к трудным темам ЕГЭ....

"Маленькие хитрости из простой бумаги"

Данные рекомендации помогут родителям и педагогам развить мелкую моторику пальцев рук и художественное творчество детей с помощью работы с бумагой...

Презентация "Маленькие герои большой Победы"

Презентация о участии животных в Великой Отечественной войне...

Маленькие хитрости для создания успешного урока _буклет

В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью жизни современного человека.И  появляются новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на орга...

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне "Маленькие герои большой войны"

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне "Маленькие герои большой войны"...