«Для чего нужна пальчиковая гимнастика» Семинар- практикум
статья
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№2 «Колосок» «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» Семинар- практикум Подготовила Учитель-логопед Смирнова М.Н. .
П. Тоншаево Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей. Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка. Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. Постепенно от показа переходят к словесным указаниям. При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста. Дети в возрасте до 2-х лет: Знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, поглаживание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину. «Погладим кошку» Шубка мягкая у кошки, Ты погладь ее немножко. (Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.) -С помощью взрослого показывают простую фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик) «Кошка показывает коготки» Если когти точит кошка, Будет дождик за окошком. (Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы развести в стороны, согнув кончики пальцев.) Фигурки учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, после – двумя руками вместе. Дети в возрасте 2 - 3 лет: -Выполняют энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик). "Капустка" Мы капусту рубим-рубим, Мы морковку трем-трем, Мы капусту солим-солим, Мы капусту жмем-жмем. (Имитируют движения в соответствии с текстом.) -Делают простые фигуры из пальчиков одной руки. "Зайка" Зайка серенький сидит, Он ушами шевелит. Вот так, вот так. Он ушами шевелит. (Указательный и средний палец развести в стороны. Остальные сжать в кулачок. Пошевелить «ушками») Фигурки учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, после – двумя руками вместе. -Показывают фигурку при помощи двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка). «Зайка книгу нашёл» Зайка книгу нашел, И открыл, и прочел, А закрыл, все забыл. И снова открыл, И все повторил, А закрыл, опять забыл. (Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.)
Дети 3 – 4 лет: -Играют в игры, показывают короткие сценки с участием двух рук, при этом у каждой руки может быть свое движение. «Козочка» Вижу у козочки острые рожки. (Пальцы сжать в кулачок, указательный и мизинец держать выпрямленными.) Я убегу от неё по дорожке. (Указательный и средний палец другой руки «бегут» по столу.) Каждую фигуру учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, потом двумя руками вместе. Затем дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется. -Используют игры со сгибанием и разгибанием пальцев рук. «Семья» Этот пальчик - дедушка Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка. Этот пальчик - это Я Вот и вся моя семья. (На слова последней строчки выпрямить все пальцы.)
Дети с 4 до 5 лет: -Показывают небольшие сказки и рассказы с участием двух рук. Рассказ. Кот Васька увидел на дереве гнездо (изобразить кота: средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх). В гнезде жили птенчики (изобразить гнездо с птенчиками: все пальцы правой руки обхватить левой ладонью; шевелить пальцами правой руки – это «птенцы»). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево (изобразить дерево: пальчики широко раздвинуть на каждой руке и скрестить ладошки.) Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку: большой и указательный пальцы соединить в «клюв», другие пальцы прижаты к ладони; открывать и закрывать «клюв»). Кот испугался и убежал (изобразить кота). -Играют в игры с совмещением пальцев обеих рук «Дружные ребята» Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в "замок") Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук) Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев) Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями) -Изображают в играх разные фигурки обеими руками одновременно. «Зайчик и кочан капусты» Встал зайчишка рано, вышел на поляну. (кончики пальцев руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши). По опушке к лесу шел и большой кочан нашел. ("шагают" указательным и средним пальцами одной руки по столу; показывают кулак другой рукой) Стал зайчишка с хрустом грызть кочан капусты: хруст-хруст, хруст-хруст. ("заяц" грызет «кочан») Съел, уснул… Проснулся – сладко потянулся! (с усилием растопырить все пальцы)
Дети 5 - 7 лет: -Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. «Ёлочка» Перед нами ёлочка: Шишечки, (показать кулачки) Иголочки, (вытянуть указательные пальцы вверх) Шарики-фонарики, (пальцы рук расставлены так, словно держат шары; вращать кистями рук) Зайчики (указательные и средние пальцы рук изображают «ушки») И свечки, (соединить ладони рук) Звёзды, (растопырить пальцы рук) Человечки. (указательные и средние пальцы рук изображают «ножки») -Совмещают пальцы одной руки поочередно. Затем другой рукой и обеими руками параллельно. «Здравствуй!» Я здороваюсь везде: (большой палец правой руки поочерёдно в ритм стихотворения касается кончика указательного, среднего, безымянного пальцев, мизинца) Дома и на улице. (повторить) Даже «Здравствуй!» говорю (повторить на левой руке) Я соседской курице! (повторить) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родителям на заметку. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органо...
Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки [с], [з], [ш], [ж], [л], [р], его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократ...
Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимой для правильного звукопроизношения....
Консультация: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?»
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм м...
Консультация для родителей "Для чего нужны пальчиковые игры"
Консультация для родителей "Для чего нужны пальчиковые игры"...
Консультация для родителей.Для чего нужны пальчиковые игры?
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями....
Зачем нужна пальчиковая гимнастика
Зачем нужна пальчиковая гимнастикаВ чем же заключается влияние пальцев на развитие познания и речи?Все движения организма имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно...