«Для чего нужна пальчиковая гимнастика» Семинар- практикум
статья

Смирнова Марина Николаева

Упражнение для развития мелкой маторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_igry.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№2 «Колосок»

«Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

Семинар- практикум

                                                                                                                    Подготовила

                                                                                                                Учитель-логопед Смирнова М.Н.   .

                                         

          П. Тоншаево

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.  

  Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

   Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как  соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

   Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

   Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

  Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

   Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.

   Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить  ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

    Постепенно от показа переходят к словесным указаниям.

    При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти.

   Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

   Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.

Дети в возрасте до 2-х лет:

Знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, поглаживание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.

«Погладим кошку»

Шубка мягкая у кошки,

Ты погладь ее немножко.

(Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.)

-С помощью взрослого показывают простую фигурку одной рукой (лучики,  коготки, колечко, клювик)

«Кошка показывает коготки»

Если когти точит кошка,

Будет дождик за окошком.

(Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы развести в стороны, согнув кончики пальцев.)

Фигурки учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, после – двумя руками вместе.

Дети  в возрасте 2 - 3 лет:

-Выполняют энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

"Капустка"

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

(Имитируют движения в соответствии с текстом.)

-Делают простые фигуры из пальчиков одной руки.

"Зайка"

Зайка серенький сидит,      

Он ушами шевелит.                           

Вот так, вот так.                                 

Он ушами шевелит.                           

(Указательный и средний палец развести в стороны. Остальные сжать в кулачок. Пошевелить «ушками»)

Фигурки учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, после – двумя руками вместе.

-Показывают фигурку при помощи двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).

«Зайка книгу нашёл» 

Зайка книгу нашел,

И открыл, и прочел,

А закрыл, все забыл.

И снова открыл,

И все повторил,

А закрыл, опять забыл.

(Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.)

 

Дети 3 – 4 лет:

-Играют в игры, показывают короткие сценки с участием двух рук, при этом у каждой руки может быть свое движение.

«Козочка»

Вижу у козочки острые рожки.

(Пальцы сжать в кулачок, указательный и мизинец держать выпрямленными.) 

Я убегу от неё по дорожке.    

(Указательный и средний палец другой руки «бегут» по столу.)

Каждую фигуру учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, потом двумя руками вместе. Затем дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется.

-Используют игры со сгибанием и разгибанием пальцев рук.

«Семья»

Этот пальчик - дедушка 

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка.

Этот пальчик - это Я

Вот и вся моя семья.

(На слова последней строчки выпрямить все пальцы.)

 

Дети  с 4 до 5 лет:

-Показывают небольшие сказки и рассказы с участием двух рук.

Рассказ.

Кот Васька увидел на дереве гнездо (изобразить кота: средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх).

В гнезде жили птенчики (изобразить гнездо с птенчиками: все пальцы правой руки обхватить левой ладонью; шевелить пальцами правой руки – это «птенцы»).

Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево (изобразить дерево: пальчики широко раздвинуть на каждой руке и скрестить ладошки.)

Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку: большой и указательный пальцы соединить в «клюв», другие пальцы прижаты к ладони; открывать и закрывать «клюв»). 

Кот испугался и убежал (изобразить кота).

-Играют в игры с совмещением пальцев обеих рук

«Дружные ребята»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в "замок")

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев)

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

(руки вниз, встряхнуть кистями)

-Изображают в играх разные фигурки обеими руками одновременно.

«Зайчик и кочан капусты»

Встал зайчишка рано, вышел на поляну.

(кончики пальцев руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши).

По опушке к лесу шел и большой кочан нашел.

("шагают" указательным и средним пальцами одной руки по столу; показывают кулак другой рукой)

Стал зайчишка с хрустом  грызть кочан капусты: хруст-хруст, хруст-хруст.

("заяц" грызет «кочан»)

Съел, уснул… Проснулся – сладко потянулся!

(с усилием растопырить все пальцы)

 

Дети  5 - 7 лет:

-Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур.

«Ёлочка»

Перед нами ёлочка:

Шишечки,

(показать кулачки)

Иголочки,

(вытянуть указательные пальцы вверх)

Шарики-фонарики,

(пальцы рук расставлены так, словно держат шары; вращать кистями рук)

Зайчики

(указательные и средние пальцы рук изображают «ушки»)

И свечки,

(соединить ладони рук)

Звёзды,

(растопырить пальцы рук)

Человечки.

(указательные и средние пальцы рук изображают «ножки»)

-Совмещают пальцы одной руки поочередно. Затем другой рукой и обеими руками параллельно.

«Здравствуй!»

Я здороваюсь везде:

(большой палец правой руки поочерёдно в ритм стихотворения касается кончика указательного, среднего, безымянного пальцев, мизинца)

Дома и на улице.

(повторить)

Даже «Здравствуй!» говорю

(повторить на левой руке)

Я соседской курице!

(повторить)

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям на заметку. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи мо­гут привести к плохой успеваемости в школе. Артикуляцион­ная гимнастика - упражнения для тренировки органо...

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки [с], [з], [ш], [ж], [л], [р],  его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократ...

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимой для правильного звукопроизношения....

Консультация: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?»

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм м...

Консультация для родителей "Для чего нужны пальчиковые игры"

Консультация для родителей "Для чего нужны пальчиковые игры"...

Консультация для родителей.Для чего нужны пальчиковые игры?

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями....

Зачем нужна пальчиковая гимнастика

Зачем  нужна пальчиковая гимнастикаВ чем же заключается влияние пальцев на развитие познания и речи?Все движения организма имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно...