«Хлеб всему голова». Славянские обереги.
план-конспект урока (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 30.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Хлеб всему голова». Славянские обереги.
Цель урока: формировать представление о традициях и обычаях восточных славян; показать живучесть в народе древних поверий и празднеств.
Задачи:
Образовательные:
- рассказать о значении хлеба для восточных славян,
- дать представление о некоторых моральных нормах и установках восточных славян.
Коррекционно - развивающие:
- продолжать развивать умение работать с текстом учебника, давать полные ответы.
Воспитательные:
- пробудить стремление постоянно размышлять о проблемах морали,
- вырабатывать в себе высокие моральные качества
Тип урока: комбинированный. 1. Организационный этап. Приготовление рабочего места.
Настрой на работу.
Прослушивание фрагмента песни «Гимн Славян - Славяне, Нас Объединяет Русь Святая»
- Ребята, скажите , пожалуйста, о ком эта песня?
- Как вы думаете, почему я поставила эту песню?
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о славянах.
2. Повторение изученного материала.
- Давайте вспомним, что мы узнали о славянах из темы прошлого урока.
Заполните пропуски:
1.Каждая женщина умела … пряжу, … одежду. Мужчины … сети для рыбной ловли, … земледельческие инструменты, … посуду из дерева. Самыми уважаемыми мастерами были … и … .
Индивидуальная работа:
1.Распределить последовательность возделывания земли (славяне рубят деревья, сжигают срубленные деревья, пашут землю, сеют зерно)
2. Соотнесите занятия славян. Соедините стрелками.
3. Кто изображен на картине? Что он делает?
4. К каким занятиям относятся слова «невод», «рогатина»?
5. О каком занятии здесь идет речь?
Славянин оставлял отметку на дереве с дуплом, чтобы затем вернуться.
- А что такое праздник? (когда люди или семья собираются вместе и отмечают какое-то радостное событие)
- Когда бывает весело?
- Что происходит на празднике?
- Праздник - это традиция, которая соблюдается в каждой семье, т. е в ней соблюдаются свои обычаи.
-Дадим определение этому слову.
Обычаи – традиции, ритуалы и правила поведения в обществе, которым следуют все и которые передаются из поколения в поколение.
Славяне умели не только хорошо трудиться, но и веселиться
- Как вы думаете, как славяне веселились? (пели, плясали, водили хоровод)
- Найдите в учебнике стр.73 определение слова хоровод.
Хоровод – старинный танец, который танцевали взявшись за руки в круг, с песнями и музыкой.
Физминутка
- Ребята, давайте и мы с вами встанем в хоровод
- Ребята, славяне не только веселились, но еще и горевали.
- Найдите в тексте предложения, которые рассказывают о похоронах.
- Как называется погребальная песня? Плач – погребальная песня.
- Как называется прощальный пир?
- Тризна – прощальный пир.
- Как сейчас мы называем погребальный пир? (поминки)
- Справились с заданиями. Молодцы, ребята!
3. Подготовка учащихся к усвоению материала.
- Ребята, мы сегодня продолжим говорить о наших далеких предках - восточных славянах. За многие годы у славян сложились свои обычаи. Тема сегодняшнего урока называется «Хлеб всему голова». Славянские обереги.
4. Сообщение нового материала.
- Записываем число и тему урока «Хлеб всему голова». Славянские обереги.
- А в чем помогали славяне друг другу? Зачитайте из текста учебника
- Докажите, что они были добрыми и гостеприимными.
- Что считалось главным продуктом питания? (хлеб) - Хлеб славяне называли жито от слова «жить», потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт питания.
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
Вы примите, дорогие,
Нефтекамский наш каравай.
С караваем соль подносим.
Поклонясь, отведать просим.
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук.
Рассказ учителя по иллюстрации. Славяне уважительно относились к пище. На столе стояла большая чаша. Старшие сидели на почетном месте. Начинал есть первым старший , а потом остальные. Когда он клал ложку, то остальным можно было выйти из - за стола.
- Славяне считали, что предметы и рисунки обладают чудодейственной силой. Они называются оберегами. Оберег – предмет или рисунок, обладающий по представлению славян чудодейственной силой против зла и несчастья.
- На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Некоторые учащиеся подготовили сообщения, давайте их послушаем. Демонстрация оберегов.
5. Закрепление материала.
- Ребята, давайте закрепим изученный материал и разгадаем кроссворд.
- Посмотрите на экран . 1) Погребальная песня. 2)Песни, танцы, взявшись в круг. 3) Прощальный пир. 4) Предмет или рисунок, обладающий по представлению славян, чудодейственной силой. 5) Круглый хлеб.
5 | |||||||
1 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
2 | |||||||
Молодцы, ребята, вы верно разгадали кроссворд. - Итак, мы все сегодня были молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали. - Сейчас я подарю вам подкову на память о нашей беседе. Этот оберег, благодаря своим магическим свойствам и сверхъестественной силе будет оберегать, охранять, защищать от проявления всех сил зла, а также принесет удачу и счастье.
6. Подведение итогов урока.
- Итак, подведем итоги нашего урока - Ребята, что нового вы узнали на уроке? - Что понравилось на уроке?
Объявление оценок.
Домашнее задание.
1) Пересказ стр.73 - 74 .
2) Раскрасить обереги - ключ, солнышко, подкову.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе "Хлеб- всему голова!"
Данная разработка внеклассного мероприятия по литературе ориентирована на учащихся 5-7 классов. Основные цели мероприятия: познакомить с заповедями русского народа п...
Хлеб всему голова!
Классный час о хлебе....
"Хлеб - всему голова" Сценарий
Сценарий, посвященный Дню агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности. Праздник проходил в седьском Доме культуры....
Ил куәте- икмәктә.Хлеб- всему голова.
«Хлеб — это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить... Он годится для любого времени суток, для людей любого возраста и любого темперамента. Он настолько приспособлен д...
Хлеб - всему голова
Концерт для тружеников села...
Конспект интегрированного занятия "Хлеб-всему голова" в подготовительной группе
В занятии пройден путь"Хлеба"( от подготовки поля, посева, сбора урожая, измельчения зерна до изготовления хлебобулочных изделий). Занятие развивает лексику, грамматику,зрительное и слуховое внимание,...
"Хлеб всему голова"- классный час, посвящённый Дню Победы.
100 граммов чёрного хлеба... Использованы воспоминания детей-войны о хлебе, который был разделён на маленькие кусочки в детском саду....