«Хлеб всему голова». Славянские обереги.
план-конспект урока (7 класс)

Хмырова Татьяна Владимировна
«Хлеб всему голова». Славянские обереги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Хлеб всему голова». Славянские обереги.

Цель урока: формировать представление о традициях и обычаях восточных славян; показать живучесть в народе древних поверий и празднеств.                                                                      

Задачи:                                                                                                            

  Образовательные: 

- рассказать о значении хлеба для восточных славян,

- дать представление о некоторых моральных нормах и установках восточных славян.                                                                                                                  

Коррекционно - развивающие: 

- продолжать развивать умение работать с текстом учебника, давать полные ответы.                                                        

Воспитательные: 

- пробудить стремление постоянно размышлять о проблемах морали,

- вырабатывать в себе высокие моральные качества                                                                                          

Тип урока: комбинированный.                                                                                                                              1. Организационный этап. Приготовление рабочего места.

Настрой на работу. 

Прослушивание фрагмента песни «Гимн Славян - Славяне, Нас Объединяет Русь Святая»

- Ребята, скажите , пожалуйста, о ком эта песня?

- Как вы думаете, почему я поставила эту песню?

- Сегодня на уроке мы продолжим  разговор о славянах.

 2. Повторение изученного материала.

 - Давайте вспомним, что мы узнали о славянах из темы прошлого урока.

Заполните пропуски:

1.Каждая женщина умела  …  пряжу,  … одежду. Мужчины  …  сети для рыбной ловли,  …  земледельческие инструменты,  … посуду из дерева. Самыми уважаемыми мастерами были  …  и  …  .

Индивидуальная  работа:

 1.Распределить последовательность возделывания земли (славяне  рубят деревья, сжигают срубленные деревья, пашут землю, сеют зерно)

2. Соотнесите занятия славян. Соедините стрелками.

Бортничество

Собирали травы, ягоды,грибы.

Рыболовство

Обрабатывали землю,выращивали урожай.

Охота

Разводили домашних животных.

Скотоводство

Ловили рыбу.

Земледелие

Добывали диких зверей.

Собирательство

Собирали мед диких пчел.

3. Кто изображен на картине? Что он делает?

4. К каким занятиям относятся слова «невод», «рогатина»?

5. О каком занятии здесь идет речь?

Славянин оставлял отметку на дереве с дуплом, чтобы затем вернуться.

- А что такое праздник? (когда люди или семья собираются вместе и отмечают какое-то радостное событие)

- Когда бывает весело?

- Что происходит на празднике?

- Праздник - это традиция, которая соблюдается в каждой семье, т. е в ней соблюдаются свои обычаи.

 -Дадим определение этому слову.

Обычаи – традиции, ритуалы и правила поведения в обществе, которым следуют все и которые передаются из поколения в поколение.

 Славяне умели не только хорошо трудиться, но и веселиться

 - Как вы думаете, как славяне веселились? (пели, плясали, водили хоровод)

- Найдите в учебнике стр.73 определение слова хоровод.  

Хоровод – старинный танец, который танцевали взявшись за руки в круг, с песнями и музыкой.

Физминутка

- Ребята, давайте и мы с вами встанем в хоровод

- Ребята, славяне не только веселились, но еще и горевали.

-  Найдите в тексте предложения, которые рассказывают о похоронах.

- Как называется погребальная песня? Плач – погребальная песня.

- Как называется прощальный пир?

- Тризна – прощальный пир.

- Как сейчас мы называем погребальный пир? (поминки)

- Справились с заданиями. Молодцы, ребята!

3. Подготовка учащихся к усвоению материала.

- Ребята, мы сегодня продолжим говорить о наших далеких предках - восточных славянах. За многие годы у славян сложились свои обычаи.  Тема сегодняшнего урока называется «Хлеб всему голова». Славянские обереги.

4. Сообщение нового материала.

- Записываем число и тему урока «Хлеб всему голова». Славянские обереги.

- А в чем помогали славяне друг другу? Зачитайте из текста учебника

- Докажите, что они были добрыми и гостеприимными.

- Что считалось главным продуктом  питания? (хлеб)                                                                     -  Хлеб славяне называли жито от слова «жить», потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт питания.

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

 Круглым, пышным караваем.

Вы примите, дорогие,

Нефтекамский  наш каравай.

 С караваем соль подносим.

  Поклонясь, отведать просим.

Дорогой наш гость и друг,

 Принимай хлеб-соль из рук.

Рассказ учителя по иллюстрации. Славяне уважительно относились к пище. На столе стояла большая чаша. Старшие сидели  на почетном месте. Начинал есть первым старший , а потом остальные. Когда он клал ложку, то остальным можно было выйти из - за стола.

- Славяне считали, что предметы и рисунки  обладают чудодейственной силой. Они называются оберегами. Оберег – предмет или рисунок, обладающий по представлению славян чудодейственной силой против зла и несчастья.

- На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Некоторые учащиеся подготовили сообщения, давайте их послушаем. Демонстрация оберегов.                                                                                                                            

 5. Закрепление материала.                                                                                                                      

  - Ребята, давайте закрепим изученный материал и разгадаем кроссворд. 

 - Посмотрите на экран . 1) Погребальная песня. 2)Песни, танцы, взявшись в круг. 3) Прощальный пир. 4) Предмет или рисунок, обладающий по представлению славян, чудодейственной силой. 5) Круглый хлеб.

5

1

3

4

2

 Молодцы, ребята, вы верно разгадали кроссворд.                                                                                  - Итак, мы все сегодня  были молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали.                                                                                                                                                - Сейчас я подарю вам подкову на память о нашей беседе. Этот оберег, благодаря своим магическим свойствам и сверхъестественной силе будет оберегать, охранять, защищать  от проявления всех сил зла, а также принесет удачу и счастье.                                                                                                                                           

  6. Подведение итогов урока.                                                                                                              

 - Итак, подведем итоги нашего урока                                                                                              - Ребята, что нового вы узнали на уроке?                                                                                          - Что понравилось на уроке?                                                                                                

  Объявление оценок.

Домашнее задание. 

1) Пересказ стр.73 - 74 .

2) Раскрасить обереги - ключ, солнышко, подкову.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе "Хлеб- всему голова!"

Данная разработка внеклассного мероприятия по литературе   ориентирована  на учащихся 5-7 классов.  Основные цели  мероприятия: познакомить с заповедями русского народа п...

Хлеб всему голова!

Классный час о хлебе....

"Хлеб - всему голова" Сценарий

Сценарий, посвященный Дню агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности. Праздник проходил в седьском Доме культуры....

Ил куәте- икмәктә.Хлеб- всему голова.

«Хлеб — это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить... Он годится для любого времени су­ток, для людей любого возраста и любого темперамента. Он нас­только приспособлен д...

Хлеб - всему голова

Концерт для тружеников села...

Конспект интегрированного занятия "Хлеб-всему голова" в подготовительной группе

В занятии пройден путь"Хлеба"( от подготовки поля, посева, сбора урожая, измельчения зерна до изготовления хлебобулочных изделий). Занятие развивает лексику, грамматику,зрительное и слуховое внимание,...

"Хлеб всему голова"- классный час, посвящённый Дню Победы.

100 граммов чёрного хлеба... Использованы воспоминания детей-войны о хлебе, который был разделён на маленькие кусочки в детском саду....