Упражнений для улучшения качества чтения учащихся
методическая разработка

Александрова Ольга Михайловна

Упражнений для улучшения качества чтения учащихся начальных классов, имеющих нарушение чтения и письма, обусловленный ОНР, ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attest_2019.pptx143.11 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Некоторые виды упражнений для улучшения качества чтения учащихся Учитель-логопед МОБУ «СОШ №16» Александрова Ольга Михайловна.

Слайд 2

1. Зрительное восприятие Эта группа упражнений направлена на воспитание зоркости к буквенной стороне слова, на воспитание внимания к зрительному образу слова. 1.Какая буква, слог, слово лишние? А, У, Р, О, Ы МА РА ЛА НЫ СА РЕКА, РЕЧКА, РУЧЕЙ, РУЧКА, РУЧЕЕК 2.Что общего в словах, чем они отличаются? ЛОМ, ТОМ, ДОМ, ДЫМ МЕЛ, МЕЛЬ

Слайд 3

3.Собери слово из букв: БЕЛХ, НИКЙЧА 4.Слова анаграммы : ПОНИ, АДРЕС, КЛОУН , КОРШУН 5.Слова наоборот: РАК, СОР, ЛЮК, ЗИМА, ЛЕТО, КРАН (можно использовать мяч т.к. для активизации мышления задействуется моторика.) 6.Зрительный диктант На карточках написаны слова, состоящие из: 5 букв КНИГА, ЗАБОР, НАУКА и др. 6 букв ПАЛЬТО, НЕДЕЛЯ, ТЕРМОС и др. 7 букв КОЛОДЕЦ, ЛОГОПЕД, ФОРМУЛА и др. 7.Игра «Прятки» на определенной странице книги найти определённое слово. 1. Зрительное восприятие

Слайд 4

С целью совершенствования произношения используются : 1.Артикуляционная гимнастика: СПОРТСМЕН БЕЖИТ ПО СТАДИОНУ (рот закрыт, 30сек. язычок бежит по внутренней стороне губ по часовой стрелке, 30сек. п ротив). УКОЛЫ (рот закрыт ,язычок колет внутренние стороны щек). ГУСЁНОК (рот приоткрыт, язычок двигается в быстром темпе вправо, влево). 2.Упражнения по постановке дыхания(говорение на выдохе с увеличением количества слов) РЕЧКА ПЕЧКА; РОМ, ТОМ, СОМ, ДОМ и др. 3.Проговаривание скороговорок 2. Произношение

Слайд 5

ПРОИЗНОШЕНИЕ При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук ( Сжимать пальцы в кулачок, загибать поочерёдно, стучать ладонью по столу и др.). ТЕЧЁТ РЕЧКА, ПЕЧЁТ ПЕЧКА. В ЛЕСУ БОБЁР И БРАТ БОБРА РАБОТАЮТ БЕЗ ТОПОРА. БОБЁР И БРАТ БОБРА ДОБРЫ, ЖАЛЬ ВЫРУБАТЬ БОБРАМ БОРЫ. РАССКАЖИ МНЕ ПРО ПОКУПКИ, ПРО КАКИЕ ПРО ПОКУПКИ? ПРО ПОКУПКИ, ПРО ПОКУПКИ, ПРО ПОКУПОЧКИ СВОИ.

Слайд 6

СКОРОГОВОРКА ДЛЯ ВСЕХ ВСЕХ СКОРОГОВОРОК НЕ ПЕРЕСКОРОГОВОРИШЬ, НЕ ПЕРЕВЫСКОРОГОВОРИШЬ

Слайд 7

3. ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО Упражнения , способствующие синтезу восприятия, направлены на овладение пониманием значения слов в процессе чтения. 1. Назови одним словом: ЧИЖ, ГРАЧ, СОВА, СТРИЖ… 2.Раздели слова на группы: ЗАЯЦ, ГОРОХ, ЁЖИК, МЕДВЕДЬ, КАПУСТА, ВОЛК, ОГУРЕЦ; РАДОСТЬ, АПЕЛЬСИН, ЯБЛОКО, ГРУСТЬ, ЛЮБОВЬ, АБРИКОС 3.Пятый лишний: ШЛЯПА, ВОЛОСЫ, ГЛАЗА, НОС, УШИ. 4. Подбери слова близкие по смыслу: ПЕНИЕ(ЗВОН, МЕЛОДИЯ, ИСКУССТВО, АПЛОДИСМЕНТЫ, ГОЛОС).

Слайд 8

Для расширения словарного запаса 1.Игра в мяч: подобрать антонимы к синонимам или другие задания ведущего. 2.Игра «Что бывает?» Ведущий просит подобрать и написать за определённое время несколько слов, отвечающих на вопрос: «Что бывает ЗЕЛЁНЫМ?», «БЫСТРЫМ», «КОЛЮЧИМ», «ВЕСЁЛЫМ», «ТОРЖЕСТВЕННЫМ», «УДИВЛЕННЫМ», «СПОКОЙНЫМ» и т.д. 3.Игра «Словесный волейбол» ведущий кидает мяч, называя существительное, а игрок добавляет подходящий по смыслу глагол или прилагательное.

Слайд 9

4. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ 1.Различные игры на внимание, которые формируют у учащихся произвольность, устойчивость, распределение внимания( «Крестики-картинки», «Цветной заборчик», «Муха» и др. 2.Игра «Составь слова» тренирует внимание, воображение, память, собранность. Игра, в которой участники соревнуются кто больше составит слов из букв одного длинного слова ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО и др. Эта игра обязательна при обучении чтению, так как в оспитывает зоркость к буквенной стороне слова, внимание к зрительному образу слова, развивает память, мышление, увеличивает словарный запас.

Слайд 10

5. Упражнения, непосредственно связанные с чтением текстов 1.В основе упражнений лежит уже известное жужжащее чтение. 2. Высота букв должна быть не менее 3-4мм. Упражнение «Два волшебных пальчика», если читает 20-30 слов. Ребёнок каждое слово выделяет своими указательными пальцами с двух сторон. Смотрит на всё слово, если узнал- сразу называет, если не узнал-разрешается прочитать по слогам. При чтении от 35-60 слов «Один волшебный палец». Палец ставится под середину слова, медленно не разрешается водить под словами. Цель упражнения-научить видеть целое слово. 3.Обращать внимание на положение книги в пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг – инструмент совершенствования деятельности учителя по улучшению качества образования.

Существуют различные формы контроля в обучении английскому языку: текущий, промежуточный, предварительный, итоговый. В процессе текущего контроля используются обычные упражнения, характерные для форми...

Благоустройство территории, улучшение качества окружающей среды.

Работа выполнена ввиде статьи, содержащей обощенные сведения о деятельности  учащихся по благоуствойству пришкольной территории....

Социальное партнёрство как фактор улучшения качества образовательного процесса.

Педсовет мы бы хотели построить из трёх частей. В первой части - выделить те шаги,  по которым мы вместе шли к тематике социального партнерства. Во второй – «поднять на поверхн...

Упражнения, способствующие развитию скорости и качества чтения

Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. В контроле и реализации чтения, как психофизи...

Методическая разработка "Упражнения по улучшению техники чтения"

Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту....

Упражнения на улучшение качества восприятия

Упражнения на улучшение качества восприятия...

Виды специальных упражнений для улучшения качества чтения

рассмотрены различные виды упражнений для коррекции дислексии и формирования навыка чтения...