Психофизиологическая структура процесса письма.
статья
.....условно можно выделить два основных этапа формирования данного навыка у детей: функциональная состоятельность анализаторных систем мозга, их готовность к взаимодействию сенсорной информации из одной модальности в другую.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protsess_pisma.docx | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Психофизиологическая структура процесса письма.
По мнению Е. А. Логиновой письмо младших школьников заимствует качества, структуру и характеристики устной речи. Это не совсем письменная речь, а лишь приспособленная к ее целям и условиям устная, поэтому свойства этих двух видов речи на первом этапе обучения детей письму существенно не различается. По мнению Д. Б. Эльконина письменная речь – это не простой перевод устной речи в письменные знаки, в процессе письма пишущий должен проанализировать свою собственную мысль, отделить одну мысль от другой и находить способы ее выражения.
Структура процесса письма и предпосылки его формирования охарактеризованы в трудах А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой, Р. И. Лалаевой и др. ученых.
Е. А. Логинова считает, что условно можно выделить два основных этапа формирования данного навыка у детей: функциональная состоятельность анализаторных систем мозга, их готовность к взаимодействию сенсорной информации из одной модальности в другую. Сформированность у ребенка зрительного и слухового восприятия, моторных функций. Полноценной слухо-оптико-моторной координации является нейрофизиологической основой овладения письмом и психологическая готовность ребенка к обучению и произвольному овладению письмом, т.е. сформированность психических функций и процессов, которые зависят от физиологического и социального развития ребенка.
ПоА. Р. Лурия процесс письма относится к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности. Способы построения письменной речи с самого начала протекают как осознанные действия и постепенно превращаются в навык, автоматизируются.
Р. И. Лалаева описала психофизиологическую структуру процесса письма. Так, в частности письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности. В процессе письма происходит перевод слышимого, произносимого слова. То есть слова устной речи, в слово видимое. Устная речь зашифровывается, обозначается на письме определенными графическими значками. Письмо взрослого человека является автоматизированным (т.е. навыком) и целенаправленным процессом и отличается от письма ребенка, который только начал овладевать грамотой. По мере освоения письма, изменения его роли и значения в жизни школьника происходит не только объяснение и автоматизация операций письма, но и меняется его психологическое содержание. «Техника» письма отступает на второй план, письмо начинает функционировать как письменная речь – высшая ступень речевого развития. Цель письма взрослого – передача, фиксация смысла, содержание, т.е. пишущий сосредотачивает внимание на смысле того, что пишет, а не на графических обозначениях слов. Процесс письма взрослого человека является целостным, синтетическим процессом. В процессе письма пишущий взрослый воспроизводит слово как один целостный элемент фразы. Таким образом, объединение движений при письме слова характеризует целостность процесса письма и его связность. Несмотря на то, что письмо – автоматизированный процесс, оно осуществляется под контролем (кинестетический и зрительный). По наблюдению Р. И. Лалаевой, роль кинестетического контроля подтверждается следующим: если предложить пишущему взрослому воспроизвести фразу с закрытыми глазами, то оказывается, что кинестетических ощущений вполне достаточно для четкого написания слов. Однако при этом нарушаются линия строки и размер букв, а наклон букв становится не равномерным.
В процессе письма имеет место и зрительный контроль (пишущий зрительно воспринимает написанное и контролирует правильность написания слов).
Процесс письма включает в себя большое количество операций. А. Р. Лурия выделяет следующие операции:
1.Мотив.
Письмо всегда начинается с мотива, пишущий всегда имеет цель, когда пишет.
2.Смысловое программирование письменного высказывания.
3.Языковые операции (выделение предложения, анализ предложения на составляющие слова, дифференциация фонем, фонематический анализ). По А. Р. Лурия, написанное слово является моделью слова устной речи: определяя последовательность звуков, обозначается той же последовательностью соответствующих букв. Поэтому для правильного написания слова необходимо определить его звуковую структуру, последовательность звуков и место каждого звука в слове. Фонематический анализ является одной из форм языкового анализа, вместе с тем, он осуществляется на основе деятельности речеслухового и речедвигательного анализаторов. Большую роль при определении характера звуков и их последовательности в слове играет проигрывание. Проигрывание уточняет характер звука, помогает отличить данный звук от фонетически сходных звуков.
4.Соотнесение выделенного звука со зрительным образом буквы, при этом зрительный образ буквы должен быть отдифференцирован от всех других, особенно сходных графически.
5.Анализ и сравнение букв.
6.Моторное воспроизведение графического изображения буквы, осуществляется при помощи кинестетического и зрительного контроля. По мнению В. Я. Ляудис наиболее важными операциями для выражения смыслового содержания являются подбор слов, синтаксических структур предложений, обеспечение контекстности высказывания и связности предложений в тексте.
По словам Р. И. Лалаевой, все операции осуществляются у детей в развернутом виде, каждая операция в процессе обучения формируется самостоятельно. Так, в добукварный и букварный период детей учат выделять предложение, осуществлять анализ предложения на слова, выделять звуки из речи, определять количество, последовательность и место звуков в слове. Параллельно с этим знакомят детей со зрительным образом буквы, анализируют букву на составляющие элементы; формируется умение воспроизводить с помощью движений руки сначала элементы букв (точки, палочки, крючки), затем буквы, слова, предложения. Постепенно в ходе формирования навыка письма отдельные звенья структуры письма автоматизируются, превращаются в операции. Ребенок начинает ставить в процессе письма все более сложные задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по английскому языку "Структура делового письма"
Методическая разработка "Структура делового письма"...
Технологическая карта с дидактической структурой урока Логопедическое занятие с группой детей 3 СКК с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР
Логопедическое занятие для обучающихся 3 СКК с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с...
Обучение структуре личного письма
Презентация создана для сопровождения урока английского языка в 8 классе по учебнику "Английский в фокусе", по модулю 2е, но может применяться с любым УМК. Презентация может быть использов...
Подготовка к ГИА, структура написания письма
Особенности написания английского письма...
Психофизиологическая характеристика процессов чтения и письма
Чтение и письмо — это виды речевой деятельности человека, а навыки чтения и письма — это речевые навыки. И навык чтения, и навык письма формируются в неразрывном единстве с другими видами ...
Структура делового письма
Как научить учеников писать деловое письмо на английском языке...
Структура электронного письма. Подготовка ЕГЭ по английскому.
Краткий план электорнного письма формата ЕГЭ с примерами фраз-клише....