Системность профессионального развития
материал
Системность профессионального развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 19.43 КБ |
samoobrazovanie_2.docx | 17.71 КБ |
bazovye_uch_deystviya.docx | 41.21 КБ |
harakteristika_bazovyh_uchebnyh_deystviy.docx | 21.59 КБ |
formirovanie_bazovyh_uchebnyh_deystviy.docx | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт
о проделанной работе по теме самообразования
Задачи | Содержание работы | Ожидаемый результат | Результат |
Чтение педагогических периодических изданий по теме самообразования | Чтение педагогических периодических изданий:
| Ознакомление с дидактическими и психологическими основаниями образовательных технологий | Ознакомилась с дидактическими и психологическими основаниями образовательных технологий. Дополнила понятийно-информационный словарь |
Изучить методическую литературу по разработке заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса профессиональной подготовки | Изучение теоретического материала по теме «Формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере» | Освоение теоретического материала по теме «Формирование у обучающихся базовых учебных действий» | Изучила теоретический материал по теме «Формирование у обучающихся базовых учебных действий» Дополнила понятийно-информационный словарь |
Войти в сетевое взаимодействие с коллегами по вопросу разработки заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса профессиональной подготовки | Войти в сетевое взаимодействие в рамках профессионального сообщества | Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессионального сообщества | Участвовала в сетевом взаимодействии в рамках профессионального сообщества по вопросу разработки заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий |
Провести систематизацию теоретических знаний по использованию современных образовательных технологий (разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса профессиональной подготовки) | Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса профессиональной подготовки | Умение разрабатывать дидактический материал для индивидуальной работы с обучающимися | Пополнение методической копилки |
Изучение потребностей и возможностей детей в образовательных услугах | Изучение потребностей и возможностей детей в образовательных услугах (анкетирование) | Выявление потребностей и возможностей детей в образовательных услугах | Выявили потребности и возможности детей в образовательных услугах в связи с внедрением ФГОС для обучающихся с ОВЗ |
Самоэкспертиза | Проведение самоэкспертизы | Выявление проблемных моментов | При самоэкспертизе выявила проблемные моменты |
В результате выяснилось:
- я теоретически владею методикой формирования у обучающихся базовых учебных действий
- определила потенциально проблемные моменты при разработке заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения
Исходя из общешкольных задач, задач методического объединения, учитывая контингент обучающихся и результат самоэкспертизы я ставлю перед собой следующие задачи на 2016-2017 учебный год:
- Внесение изменений в тематическое планирование уроков курса «Технология»;
- Планирование и проведение уроков технологии с применением заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий, написание конспектов, подбор УМК;
- Диагностика работы учителя, ЗУН, ОУУН обучающихся.
Ожидаемый результат: повышение профессионального уровня учителя на основе разработки заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения
Департамент образования и молодёжной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ–МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Отчёт
о проделанной работе по самообразованию
учителя Звягиной С.В.
за 2015-2016 учебный год
Тема: Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий
на примере курса производственного обучения
г. Нефтеюганска - 2016
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодёжной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ–МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Отчёт
о проделанной работе по самообразованию
учителя Звягиной С.В.
за 2016-2017 учебный год
Тема: Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий
на примере курса производственного обучения
г. Нефтеюганск - 2017
Отчёт
о проделанной работе по теме самообразования
Задачи | Содержание работы | Ожидаемый результат | Результат |
Планирование и проведение уроков технологии с применением заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий, написание конспектов, подбор УМК | Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса профессиональной подготовки. Планирование и проведение уроков технологии с применением заданий | Умение разрабатывать дидактический материал для индивидуальной работы с обучающимися. Проведение уроков технологии с применением заданий, | проведение уроков технологии с применением заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий, написание конспектов, подбор УМК Пополнение методической копилки |
Диагностика работы учителя и ЗУН, ОУУН обучающихся ЗУН — это цель обучения ООУН — его средства. | Диагностика сфомированности предметных ЗУН (насколько глубоки и фундаментальны знания обучающихся, насколько прочны их умения и навыки ) и базовых учебных действий. Формирование представлений об эталоне работы и критериях ее оценки | сформированные знания, умения на уровне ниже достаточном и достаточном. | Сформированны организационные и коммуникативные учебные действия у обучающихся.. |
Изучение мнения коллег, родителей | Проведение открытых уроков. Обмен опытом. Изучение мнение коллег и родителей. | Положительное мнение коллег и удовлетворенность родителей | Положительная оценка коллег при анализе открытых уроков и удовлетворенность родителей |
Внесение изменений в тематическое планирование уроков курса «Технология» | Планирование и проведение уроков во II полугодии учебного года с использованием заданий для формирования базовых учебных действий (регулятивных и познавательных) | Увеличение числа уроков с использованием изученного раннее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. | Применение методики формирования БУД у обучающихся .Выполняют данное БУД самостоятельно и осознанно, проговаривая вслух соответствующий способ действий, а на этапе рефлексии урока организуется самооценка каждым обучающимся успешности выполнения этого действия. |
Самоэкспертиза | Проведение самоэкспертизы | Выявление проблемных моментов | При самоэкспертизе выявила проблемные моменты |
В результате выяснилось:
- я теоретически владею и практически применяю методику формирования у обучающихся базовых учебных действий
- определила потенциально проблемные моменты при разработке заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения
Исходя из общешкольных задач, задач методического объединения, учитывая контингент обучающихся и результат самоэкспертизы я ставлю перед собой следующую задачу на 2017-2018 учебный год:
-Совершенствовать организацию образовательного процесса на основе эффективного использования технологии формирования базовых учебных действий обучающихся.
Ожидаемый результат: повышение профессионального уровня учителя на основе разработки заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения
Предварительный просмотр:
Базовые учебные действия, выполняемые обучающимися
на уроках Производственного обучения
Краткое описание этапов урока | Перечень БУД, выполняемых учащимися на данных этапах Условия обозначения: Л – личностные УУД; Р – регулятивные УУД; П – познавательные УУД; К – коммуникативные УУД. |
| |
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни). |
|
| |
На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:
|
|
| |
На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны:
|
|
4.Построениепроекта выхода из затруднения | |
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов. |
|
5.Реализация построения проекта | |
На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднения. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоления возникшего ранее затруднения. |
|
6. Первичные закрепления с проговариванием во внешней речи. | |
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (в парах, в группах, фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. |
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | |
При поведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. |
|
8. Включение в систему знаний и повторение. | |
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируются использование изученного раннее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. |
|
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | |
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, относятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. |
|
Метод обучения на уроках других типов не меняется, но проблематизация разворачивается уже не вокруг недостаточности предметных знаний, а вокруг умения их правильно применять (уроки рефлексии), необходимостью их систематизировать (уроки общеметодологической направленности), осуществить контроль и самоконтроль уровня усвоения изученного учебного содержания (уроки развивающего контроля). Поэтому на каждом из уроков создаются условия для выполнения учащимися всего комплекса БУД, входящих в структуру учебной деятельности. Этим обеспечивается прохождение первого из четырех описанных выше этапов формирование БУД, а именно, формирование первичного опыта выполнения осваиваемых БУД.
2 этап формирования БУД
Формирование умения применять любое действие возможно лишь тогда, когда есть «форма», то есть знание учащимися способа выполнения этого действия.
Урок состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно – методических линий:
- Организационно – рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте: личностное самоопределение в учебной деятельности (УД), умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок.
- Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевой саморегуляции.
- Познавательная: знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов.
- Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни.
3 этап формирования БУД
После того как учащиеся на занятии по производственному обучению освоят знание о способе выполнения некоторого БУД, в течение текущей недели они отрабатывают и закрепляют его на практических уроках.
Уроки проходят так же, как и на 1 этапе, но теперь учащиеся выполняют данное БУД самостоятельно и осознанно, проговаривая вслух соответствующий способ действий, а на этапе рефлексии урока организуется самооценка каждым учащимся успешности выполнения этого действия.
4 этап формирования БУД
Контроль знания способов выполнения БУД проводится на уроках, а контроль умения их применять – на практических уроках и во внеурочной деятельности. Для этого используются специальные диагностические средства.
Итак, способ формирования БУД на основе дидактической системы деятельностного метода можно представить в виде схемы:
Первичный опыт Знание о том, Умение Контроль
и мотивация как учиться учиться
УЧЕБНЫЙ
ПРЕДМЕТ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
(Готовность к профессиональной деятельности)
Связь базовых учебных действий с содержанием учебного предмета
Формирование учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения предметной дисциплины. Требования к формированию базовых учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программы учебного предмета в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.
Каждый урок производственного обучения помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование базовых учебных умений:
- Коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
- Умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;
- Умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
Предварительный просмотр:
Характеристика базовых учебных действий
- Личностные учебные действия
Включают следующие умения:
- осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения,
своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий,
поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в
природе и обществе.
Включают следующие умения:
- осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- осознанно относиться к выбору профессии;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
- Коммуникативные учебные действия
Включают следующие умения:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель -ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать,
конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом
поведения других участников спорной ситуации.
Включают следующие умения:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);
- использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
- использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
- Регулятивные учебные действия
Включают следующие умения:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие
необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с
- учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Включают следующие умения:
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
- Познавательные учебные действия
Включают следующие умения:
- выделять существенные, общие и отличительные
свойства предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать,
классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать;
- писать;
- выполнять арифметические действия;
- наблюдать;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях).
Включать следующие умения:
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предварительный просмотр:
Формирование базовых учебных действий
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Система обучения умственно отсталых детей в нашей стране не предусматривает освоение ими цензового образования, сопоставимого по уровню с нормально развивающимися сверстниками. Система общего образования этой категории детей ориентирована на подготовку ребенка к самостоятельной и, насколько возможно, независимой жизни. Приоритетом образования умственно отсталых детей является социальная и трудовая подготовка, осуществляемая по специальным программам и специальными методами обучения. Таким образом, возможность освоения ФГОС детьми, имеющими стойкие трудности в обучении, правомерно обсуждать только применительно к детям, имеющим задержку психического развития.
В результате ограниченных возможностей здоровья ребенок не может осваивать основную программу уровня образования, соответствующую своему возрасту. Нарушается связь ребенка с социумом, культурой, как источником развития. Нарушается связь родителя и ребенка, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает самостоятельно.
Низкий уровень познавательных процессов, неумение видеть конкретную цель на уроке, неумение анализировать и делать выводы, отсутствие навыков самоконтроля, неумение общаться со сверстниками, низкая мотивация обучения - вот далеко не полный перечень проблем, с которыми приходиться каждодневно сталкиваться педагогам школы-интерната в работе с такими детьми. И как следствие - нелюбовь к процессу учения.
Воспитанники школ заметно отличаются по обучаемости (восприимчивость к усвоению знаний в процессе учебной деятельности) не только от своих сверстников образовательных школ, но и друг от друга по тому, насколько легко, прочно и глубоко овладевают новыми знаниями. Даже тот информационный минимум, предусмотренный школьной программой, становится для умственно-отсталых школьников отчужденными, оторванными от повседневной жизни малозначимыми фактами.
Необходимость знаний всех особенностей детей с умственной отсталостью учителями специальных (коррекционных) образовательных школ для обучающихся с ОВЗ обязательна при организации образовательного процесса. Это позволит им выполнить основные задачи.
По возможностям обучения выделяют четыре группы умственно отсталых учащихся.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь педагога.
Приобретенные знания и умения такие дети, как правило, не теряют, могут применять их при выполнении аналогичного и сравнительно нового изделия.
Учащиеся II группы достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
Исполнительская деятельность и словесные отчеты говорят об осознании детьми порядка действий. Ученики довольно успешно применяют имеющиеся знания и умения при выполнении новых изделий, но, все же, допускают ошибки.
К III группе относятся ученики, с трудом усваивающие программный материал, нуждающиеся в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им бывает нужна, главным образом, в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.
К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы. Наблюдения за деятельностью детей этой группы на уроках труда показывают, что они не могут полностью усвоить программный материал.
Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
С учетом психического недоразвития учащихся базовые учебные действия расцениваются применительно к каждой категории, в зависимости от способностей и потребностей к обучению. Все мероприятия коррекционно-развивающего процесса базируются на развитии личности ребенка в целом, а не на тренировке отдельных функций.
В рамках доступных для выпускников школы-интерната образовательных областей, в зависимости от степени тяжести умственной отсталости и, исходя из показателей (возможностей) обучения, у учащихся могут формироваться отдельные элементы личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных общеучебных умений и навыков.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
Функции базовых учебных действий:
- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
- формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;
- обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Состав базовых учебных действий:
- Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
- Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
- Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия рассматриваются на различных этапах обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системность профессионального развития
Учебные года и мероприятия....
Системность профессионального развития
Системность профессионального развития...
Системность профессионального развития
Материал свидетельствует о системности развития учителя через участие в вебинарах, прохождение курсов повышения квалификации и участия во Всероссийских образовательных проектах....
Системность профессионального роста
Учусь в лучших образоватлеьных центрах России...
Системность профессионального развития
Благодарственные письма, Дипломы, Сертификаты преподавателя...