Системность профессионального развития
материал

Звягина Светлана Валерьевна

Системность профессионального развития 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчёт

о проделанной работе по теме самообразования

Задачи

Содержание работы

Ожидаемый результат

Результат

Чтение педагогических периодических  изданий по теме самообразования

Чтение педагогических периодических  изданий:

  •  Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2013.
  • Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии.М.: Центр “Педагогический поиск”, 2012.

Ознакомление с  дидактическими и психологическими основаниями образовательных технологий

Ознакомилась с   дидактическими и психологическими основаниями образовательных технологий.

Дополнила понятийно-информационный словарь

Изучить методическую литературу по разработке заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса профессиональной подготовки

Изучение теоретического материала  по теме «Формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере»

Освоение теоретического материала по теме  «Формирование у обучающихся базовых учебных действий»

Изучила теоретический материал по теме «Формирование у обучающихся базовых учебных действий»

Дополнила понятийно-информационный словарь

Войти в сетевое взаимодействие с коллегами по вопросу  разработки заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса профессиональной подготовки

Войти в сетевое взаимодействие в рамках профессионального сообщества

Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессионального сообщества

Участвовала  в сетевом взаимодействии в рамках профессионального сообщества по вопросу  разработки заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий

Провести систематизацию теоретических знаний по использованию  современных образовательных технологий (разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса профессиональной подготовки)

Разработка заданий,   направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса профессиональной подготовки

Умение разрабатывать дидактический материал для индивидуальной работы с обучающимися

Пополнение методической копилки

Изучение потребностей  и возможностей детей в образовательных услугах

Изучение потребностей  и возможностей детей в образовательных услугах (анкетирование)

Выявление  потребностей  и возможностей детей в образовательных услугах

Выявили  потребности  и возможности детей в образовательных услугах в связи с внедрением ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Самоэкспертиза

Проведение самоэкспертизы

Выявление проблемных моментов

При самоэкспертизе выявила проблемные моменты


В  результате выяснилось:

-   я теоретически владею  методикой формирования у обучающихся базовых учебных действий

-  определила потенциально проблемные моменты при разработке заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения

      Исходя из общешкольных задач, задач методического объединения, учитывая контингент обучающихся и результат самоэкспертизы я ставлю перед собой следующие задачи на   2016-2017 учебный год:

-  Внесение изменений в тематическое планирование уроков курса «Технология»;

-  Планирование  и проведение уроков технологии с применением заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий, написание конспектов, подбор УМК;

- Диагностика работы учителя,  ЗУН, ОУУН обучающихся.

           Ожидаемый результат: повышение профессионального уровня учителя на основе  разработки заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения

Департамент образования и молодёжной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЁННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ–МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

                                                                                                                                                         

                 

 

Отчёт

о проделанной работе по самообразованию

учителя Звягиной С.В.

за 2015-2016 учебный год

                Тема: Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий

на примере курса производственного обучения

г. Нефтеюганска  - 2016



Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодёжной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЁННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ–МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

                                                                                                                                                         

                 

 

Отчёт

о проделанной работе по самообразованию

учителя Звягиной С.В.

за 2016-2017 учебный год

                Тема: Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий

на примере курса производственного обучения

г. Нефтеюганск  - 2017

Отчёт

о проделанной работе по теме самообразования

Задачи

Содержание работы

Ожидаемый результат

Результат

Планирование  и проведение уроков технологии с применением заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий, написание конспектов, подбор УМК

Разработка заданий,   направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса профессиональной подготовки.  Планирование  и проведение уроков технологии с применением заданий

Умение разрабатывать дидактический материал для индивидуальной работы с обучающимися. Проведение уроков технологии с применением заданий,

проведение уроков технологии с применением заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий, написание конспектов, подбор УМК Пополнение методической копилки

Диагностика работы учителя и ЗУН, ОУУН обучающихся 

ЗУН  — это цель обучения

ООУН  — его средства.

Диагностика сфомированности предметных ЗУН (насколько глубоки и фундаментальны знания обучающихся, насколько прочны их умения и навыки ) и базовых учебных действий.  Формирование представлений об эталоне работы и критериях ее оценки

сформированные знания, умения на уровне ниже достаточном и достаточном.

Сформированны  организационные и коммуникативные учебные действия у обучающихся..

Изучение мнения коллег, родителей

Проведение открытых уроков.

Обмен опытом.

Изучение мнение коллег и родителей.

Положительное мнение коллег и удовлетворенность родителей

Положительная оценка коллег при анализе открытых уроков и удовлетворенность родителей

Внесение изменений в тематическое планирование уроков курса «Технология»

Планирование  и проведение уроков во II полугодии учебного года с использованием  заданий для  формирования базовых учебных действий (регулятивных и познавательных)

Увеличение числа уроков с  использованием изученного раннее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

 Применение методики формирования БУД у обучающихся .Выполняют данное БУД самостоятельно и осознанно, проговаривая вслух соответствующий способ действий, а на этапе рефлексии урока организуется самооценка каждым обучающимся успешности выполнения этого действия.

Самоэкспертиза

Проведение самоэкспертизы

Выявление проблемных моментов

При самоэкспертизе выявила проблемные моменты

В  результате выяснилось:

-   я теоретически владею и практически применяю методику формирования у обучающихся базовых учебных действий

-  определила потенциально проблемные моменты при разработке заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения

      Исходя из общешкольных задач, задач методического объединения, учитывая контингент обучающихся и результат самоэкспертизы я ставлю перед собой следующую задачу на  2017-2018 учебный год:

-Совершенствовать организацию образовательного процесса на основе эффективного использования технологии формирования базовых учебных действий обучающихся.

           Ожидаемый результат: повышение профессионального уровня учителя на основе  разработки заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения



Предварительный просмотр:

Базовые учебные действия, выполняемые обучающимися

на уроках  Производственного обучения

Краткое описание этапов урока

Перечень БУД, выполняемых учащимися на данных этапах

Условия обозначения:

Л – личностные УУД; Р – регулятивные УУД; П – познавательные УУД;

К – коммуникативные УУД.

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

  1. Актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
  2. Создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
  3. Устанавливаются тематические рамки («могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности  к их реализации (субъектный и личностный уровни).

  • самоопределение (Л);
  • смыслообразование (Л);
  • целеполагание (П);
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

  1. актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
  2. актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
  3. мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
  4. фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.
  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);
  • извлечение необходимой информации из текстов (П);
  • использование знаково – символических средств (П);
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
  • подведение под  понятие (П);
  • выполнение пробного учебного действия (Р);
  • фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);
  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
  • учет разных мнений (К0;
  • использование критериев для обоснования своего суждения (К);
  1. Выявление места и причины затруднения

На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны:

  1. Восстановить выполненные операции и зафиксировать (вебрально и знаково) места  - шаг, оп6ерацию, - где возникло затруднение.
  2. Соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
  • анализ, синтез, сравнения, обобщения аналогия (П);
  • подведения под понятия (П);
  • определение основной и второстепенной информации (П);
  • постановка и формулирование проблемы (П);
  • структурирование знаний (П);
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
  • учет разных мнений, координирование разных позиций (К);
  • разрешение конфликтов (К).

4.Построениепроекта выхода из затруднения

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

  • Ставят цель,
  • Согласовывают тему урока,
  • Выбирают способ,
  • Строят план достижения цели,
  • Определяют средства, ресурсы и сроки.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.

  • самоопределение (Л);
  • смыслообразование (Л);
  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);
  • поиск и выделение необходимой информации (П);
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);
  • планирование (П);
  • прогнозирование (П);
  • структурирование знаний (П);
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
  • учет разных мнений (К);
  • использование критериев для обоснования своего суждения (К);
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);
  • разрешение конфликтов (К);

5.Реализация построения проекта

На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднения. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоления возникшего ранее затруднения.

  • смыслообразование (Л);
  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);
  • волевая саморегуляция (Р);
  • познавательная инициатива (Р);
  • выдвижение гипотез и их обоснование (П);
  • поиск необходимой  информации (П);
  • использование знаково – символических средств (П);
  • моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);
  • установление причинно – следственных связей (П);
  • самостоятельное сознание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
  • построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
  • нравственно – этическое оценивание усеваемого содержания (Л);
  • осознание ответственности за общее дело (Л);
  • следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
  • адекватные использования речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
  • формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
  • учет разных мнений, координирование разных позиций (К);
  • использование критериев для обоснования суждения (К):
  • достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
  • разрешение конфликтов (К);

6. Первичные закрепления с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (в парах, в группах, фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
  • извлечение из текстов необходимой информации (П);
  • моделирование и преобразование моделей разных типов (П);
  • использование знаково – символических средств (П);
  • подведение под понятие (П);
  • установление причинно – следственных связей (П);
  • выполнение действий по алгоритму (П);
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
  • построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
  • адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
  • формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
  • учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
  • использование критериев для обоснования своего суждения (К);
  • достижение договоренностей и согласования общего решения (К);
  • осознание ответственности за общее дело (Л);
  • следование в поведение моральным нормам и этическим требованиям (Л);

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При поведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

  • анализ, синтез, сравнивание, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
  • извлечение из текстов необходимой информации (П);
  • использование знаково – символических средств (П);
  • подведение под понятие (П);
  • выполнение действий по алгоритму (П);
  • доказательство (П);
  • контроль (Р);
  • коррекция (Р);
  • оценка (Р);
  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
  • использование критериев для обоснования своего суждения (К);

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируются использование изученного раннее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

  • нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
  • анализ, синтез, сравнивание, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
  • понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);
  • подведение под понятие (П);
  • моделирование, преобразование модели (П);
  • использование знаково – символических средств (П);
  • установление причинно – следственных связей (П);
  • выведение следствий (П);
  • самостоятельное сознание алгоритмов деятельности (П);
  • выполнение действий по алгоритму (П);
  • построение логической цепи рассуждений (П);
  • доказательство (П);
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
  • контроль, коррекция, оценка (Р);
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
  • формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
  • учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
  • использование критериев для обоснования своего суждения (К);
  • достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
  • постановка вопросов (К);
  • адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
  • управление поведением партнера (К);
  • осознание ответственности за общее дело (Л);
  • следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение, относятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

  • рефлексия способов и условий действия (П);
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности  (К);
  • самооценка на основе критерия успешности (Л);
  • адекватное понимание причин успеха /не успеха в учебной деятельности (Л);
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
  • формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);
  • использование критериев для обоснования своего суждения (К);
  • планирование учебного сотрудничества (К);
  • следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

        Метод обучения на уроках других типов не меняется, но проблематизация разворачивается уже не вокруг недостаточности предметных знаний, а вокруг умения их правильно применять (уроки рефлексии), необходимостью их систематизировать (уроки общеметодологической направленности), осуществить контроль и самоконтроль уровня усвоения изученного учебного содержания (уроки развивающего контроля). Поэтому на каждом из уроков создаются условия для выполнения учащимися всего комплекса БУД, входящих  в структуру учебной деятельности. Этим обеспечивается прохождение первого из четырех описанных выше этапов формирование БУД, а именно, формирование первичного опыта выполнения осваиваемых БУД.

2 этап формирования БУД

Формирование умения применять любое действие возможно лишь тогда, когда есть «форма», то есть знание учащимися способа выполнения этого действия.

        Урок состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно – методических линий:

  1. Организационно – рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте: личностное самоопределение в учебной деятельности (УД), умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок.
  2. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевой саморегуляции.
  3. Познавательная: знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов.
  4. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни.

3 этап формирования БУД

        После того как учащиеся на занятии по производственному обучению освоят знание о способе выполнения некоторого БУД, в течение текущей недели они отрабатывают и закрепляют его на практических уроках.

        Уроки проходят так же, как и на 1 этапе, но теперь учащиеся выполняют данное БУД самостоятельно и осознанно, проговаривая вслух соответствующий способ действий, а на этапе рефлексии урока организуется самооценка каждым учащимся успешности выполнения этого действия.

4 этап формирования БУД

Контроль знания способов выполнения БУД проводится на уроках, а контроль умения их применять – на практических уроках и во внеурочной деятельности. Для этого используются специальные диагностические средства.

Итак, способ формирования БУД на основе дидактической системы деятельностного метода можно представить в виде схемы:

Первичный опыт                Знание о том,                Умение                Контроль

 и мотивация                        как учиться                учиться

        

           УЧЕБНЫЙ                        

        ПРЕДМЕТ                        СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

                                                        (Готовность к профессиональной деятельности)

Связь базовых учебных действий с содержанием учебного предмета

Формирование учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения  предметной дисциплины. Требования к формированию базовых учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программы учебного предмета в отношении  ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

Каждый урок производственного обучения помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование базовых учебных умений:

  • Коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
  • Умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;
  • Умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.


Предварительный просмотр:

Характеристика базовых учебных действий

  1. Личностные учебные действия

Включают следующие умения:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного

посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • способность к осмыслению социального окружения,

своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • положительное отношение к окружающей

действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий,

поручений, договоренностей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в

природе и обществе.

Включают следующие умения:

  • осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;
  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
  • осознанно относиться к выбору профессии;
  • бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
  1. Коммуникативные учебные действия

Включают следующие умения:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель -ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
  • использовать принятые ритуалы социального

взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях;

  • доброжелательно относиться, сопереживать,

конструктивно взаимодействовать с людьми;

  • договариваться и изменять свое поведение с учетом

поведения других участников спорной ситуации.

Включают следующие умения:

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);
  • использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
  • использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
  1. Регулятивные учебные действия

Включают следующие умения:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие

необходимые помещения;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с
  • учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Включают следующие умения:

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,

осуществлять коллективный поиск средств их

осуществления;

  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

  1. Познавательные учебные действия

Включают следующие умения:

  • выделять существенные, общие и отличительные

свойства предметов;

  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать,

классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
  • читать;
  • писать;
  • выполнять арифметические действия;
  • наблюдать;

работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое

изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях).

Включать следующие умения:

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
  • использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
  • применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.



Предварительный просмотр:

Формирование базовых учебных действий

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Система обучения умственно отсталых детей в нашей стране не предусматривает освоение ими цензового образования, сопоставимого по уровню с нормально развивающимися сверстниками. Система общего образования этой категории детей ориентирована на подготовку ребенка к самостоятельной и, насколько возможно, независимой жизни. Приоритетом образования умственно отсталых детей является социальная и трудовая подготовка, осуществляемая по специальным программам и специальными методами обучения. Таким образом, возможность освоения ФГОС детьми, имеющими стойкие трудности в обучении, правомерно обсуждать только применительно к детям, имеющим задержку психического развития.

В результате ограниченных возможностей здоровья ребенок не может осваивать основную программу уровня образования, соответствующую своему возрасту. Нарушается связь ребенка с социумом, культурой, как источником развития. Нарушается связь родителя и ребенка, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает самостоятельно.

Низкий уровень познавательных процессов, неумение видеть конкретную цель на уроке, неумение анализировать и делать выводы, отсутствие навыков самоконтроля, неумение общаться со сверстниками, низкая мотивация обучения - вот далеко не полный перечень проблем, с которыми приходиться каждодневно сталкиваться педагогам школы-интерната в работе с такими детьми. И как следствие - нелюбовь к процессу учения.

Воспитанники школ  заметно отличаются по обучаемости (восприимчивость к усвоению знаний в процессе учебной деятельности) не только от своих сверстников образовательных школ, но и друг от друга по тому, насколько легко, прочно и глубоко овладевают новыми знаниями. Даже тот информационный минимум, предусмотренный школьной программой, становится для умственно-отсталых школьников отчужденными, оторванными от повседневной жизни малозначимыми фактами.

Необходимость знаний всех особенностей детей с умственной отсталостью учителями специальных (коррекционных) образовательных школ для обучающихся с ОВЗ обязательна при организации образовательного процесса. Это позволит им выполнить основные задачи.

По возможностям обучения выделяют четыре группы умственно отсталых учащихся.

I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь педагога.

Приобретенные знания и умения такие дети, как правило, не теряют, могут применять их при выполнении аналогичного и сравнительно нового изделия.

Учащиеся II группы достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.

Исполнительская деятельность и словесные отчеты говорят об осознании детьми порядка действий. Ученики довольно успешно применяют имеющиеся знания и умения при выполнении новых изделий, но, все же, допускают ошибки.

К III группе относятся ученики, с трудом усваивающие программный материал, нуждающиеся в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им бывает нужна, главным образом, в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.

К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы. Наблюдения за деятельностью детей этой группы на уроках труда показывают, что они не могут полностью усвоить программный материал.

Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.

         С учетом психического недоразвития учащихся базовые учебные действия расцениваются применительно к каждой категории, в зависимости от способностей и потребностей к обучению. Все мероприятия коррекционно-развивающего процесса базируются на развитии личности ребенка в целом, а не на тренировке отдельных функций.

В рамках доступных для выпускников школы-интерната образовательных областей, в зависимости от степени тяжести умственной отсталости и, исходя из показателей (возможностей) обучения, у учащихся могут формироваться отдельные элементы личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных общеучебных умений и навыков.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

Функции базовых учебных действий:

- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

- формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;

- обеспечение целостности развития личности обучающегося.

Состав базовых учебных действий:

  1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

  1. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

  1. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия рассматриваются на различных этапах обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системность профессионального развития

Учебные года и мероприятия....

Системность профессионального развития

Системность профессионального развития...

Системность профессионального развития

Материал свидетельствует о системности развития учителя через участие в вебинарах, прохождение курсов повышения квалификации и участия во Всероссийских образовательных проектах....

Системность профессионального роста

Учусь в лучших образоватлеьных центрах России...

Системность профессионального развития

Благодарственные письма, Дипломы, Сертификаты преподавателя...