Семинар "Особенности коллектива умственно отсталых школьников"
статья

Детский коллектив - это устойчивая социально-психологическая общность, которая является разновидностью трудового коллектива общества и характеризуется:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_kollektiva_umstvenno_otstalyh_shkolnikov.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

Тема: «Особенности коллектива умственно отсталых школьников»

Выполнила воспитатель

 Иваничкина Надежда Федоровна

1 слайд       «Особенности  коллектива   умственно  отсталых школьников»

2 слайд. Детский коллектив - это устойчивая социально-психологическая общность, которая является разновидностью трудового коллектива общества и характеризуется:

3 слайд

  • постоянным и длительным пребыванием детей вместе, в одном и том же составе;
  • наличием единой цели и задач в деятельности коллектива;
  • сообща выполняемой деятельностью (учебной, трудовой, игровой, общественной);
  • наличием определённой организации с органами самоуправления;
  • единством стиля поведения и отношений, обязательными для всех дисциплиной и ответственностью, отношениями равенства, дружбы и товарищества, взаимного понимания и помощи.

4 слайд. Роль детского коллектива во вспомогательной школе, особенно в школе-интернате, весьма значительна. Ведь именно через коллективную деятельность умственно отсталые учащиеся на практике овладевают нравственными нормами поведения. Социальное развитие этих детей, понимание норм общественной морали, что необходимо для самостоятельной жизни и участия в общественном производстве, осуществляется в процессе жизни и развития ребенка в коллективе. Хорошо организованный детский коллектив - прообраз коллектива взрослых.

     Усваивая нормы поведения, сложившиеся в коллективе сверстников, ученик тем самым готовится к жизни в коллективе взрослых людей. Приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные формы поведения ребенка.  Например, трудовая подготовка к жизни – это различные виды коллективной деятельности, где идёт  распределение обязанностей, выполнение поручений и отчёт о проделанной работе ответственных. Сразу видны отношения каждого из участников к выполнению заданий: один добросовестный, готов оказать помощь товарищу, а другой ленится, старается перенести свои обязанности на товарища.

Именно это обуславливает особенности формирования и функционирования, способы организации и воспитания детей нашей школы.

морали.

6 слайд. Всем видам деятельности умственно -  отсталых присущи следующие недостатки:

1. Нарушение целенаправленности, неумением преодолевать встречающиеся трудности, непониманием значимости результатов деятельности.

2. Трудность переноса прошлого опыта в новые условия.

3. Низкая мотивация, а также неумение планировать свою деятельность и предвидеть ее результаты.

4. Недостаточное понимание словесной инструкции, неспособность её выполнение в целом.

8 слайд. Чувства умственно отсталых детей недостаточно дифференцированы. Детям с умственной отсталостью чаще присущи крайние, полярные чувства: они либо радуются и всем довольны, либо огорчаются, плачут, сердятся. У них наблюдаются также и быстрые переходы от одного настроения к другому. Например, Габидулина Ксюша – ей как раз присущи эти качества: радуется, когда всё удаётся и обиженно хлопает дверью, убегает, прячется, когда получает замечания по выполнению.        Успокоившись, возвращается в группу.

9 слайд. Умственно отсталый ребенок не может подчинить свое поведение определенной задаче, спланировать свои действия. У умственно -  отсталых детей отсутствует самостоятельность и целеустремленность. Они не могут проявлять волевое усилие и преодолевать встречающиеся трудности. Дети с нарушениями интеллекта легко внушаемы, легко отвлекаются от выполнения нужного дела.

10 слайд. В результате снижения контролирующей функции мозга может наблюдаться  генпертрофированность влечений: увеличение аппетита, неумеренность жажды, могут преждевременно развиваться сексуальные потребности. Вопрос о причинах этого явления еще недостаточно изучен, не выяснены основные факторы преждевременного развития элементарных влечений.

         Духовные же потребности развиваются у них замедленно. Такая дисгармоничность в развитии потребностей предопределяет и неполноценное развитие определенных личностных качеств.

11 слайд. Коллектив по отношению к личности умственно отсталого ребенка является:

  • средством, активизирующим и корригирующим его психическую деятельность, углубляющим характер его восприятия окружающей действительности
  • средством духовного обогащения
  • фактором его нравственно-психического развития, воспитание положительных личностных качеств, формирование гражданского самосознания
  • средой, способствующей самовыражению и самоутверждению личности ребенка
  • средством его индивидуального развития.

12 слайд. Характер нравственных отношений в их повседневной учебно-практической и игровой деятельности, носит деловой или личностный оттенок.

Если деловые, официальные отношения обуславливаются организационной структурой коллектива, распределение в нем обязанностей, то личностные характеризуются избирательностью, проявляемой учеником к одноклассникам.

Деловые отношения формируются посредством педагога:

  • Негативное отношение - отрицательно влияет на успеваемость, поведение
  • Позитивное отношение - доверие к нему, положительно влияет на весь воспитательно-образовательный процесс в целом, общественным поручениям, оказывают благоприятное воздействие на поведение.

Личностные отношения формируются на основе:

  • Личных интересов
  • Совместное время препровождение
  • Общение на эмоционально-психологическом уровне

13 слайд. Мотивы отношений между воспитанниками:

  • Относящиеся к учебной деятельности (хорошая учеба, примерным поведение, отношение педагога к воспитаннику, участие в общественной работе)
  • Отражающую совместную деятельность, общность интересов (более устойчивые – определяющим становится трудолюбие «Он сильный», «Все умеет», «Всегда помогает». В игровой деятельности – чаще подчиняются лидеру, который пользуется популярностью, ловкий, сильный)
  • Относящиеся к различным видам взаимопомощи – получить помощь (зависимость и навязчивость), реже - оказать другому (превосходство и покровительство)
  • Касающиеся личностных качеств ребенка:
  • Доброта, отзывчивость
  • Пренебрежение к учению, самоуверенность, грубость (подчинение более слабых). В таких условиях формируются отрицательные личностные качества: у одних пренебрежение к товарищам, зазнайство, эгоизм, у других – нерешительность, подчиняемость, зависть, лживость.

14 слайд. Общие закономерности формирования нравственных качеств:

  • воспитание через коллектив и для коллектива,
  • использование методов приучения и объяснения,
  • поощрения и порицания,
  • использование труда, как средства нравственного воспитания.

      Воспитательное влияние коллектива на умственно отсталого ребенка не возникает автоматически, а с момента включения в него. Умственно отсталым детям, как и нормальным, свойственно влечение к другим людям, контактам с ними, из которых впоследствии развиваются коллективистские отношения.

15слайд. Ученики младшего звена.

      Часто не понимают своего положения в коллективе, нечетко осознают отношения друг к другу, не могут сказать, почему одни ребята им нравятся, а другие нет.

  • Одна часть школьников выбирает товарищей ситуативно, другая по их личностным качествам (веселый, честный, смелый).
  • Отрицательным мотивом выбора учащихся часто становятся черты характера – драчливость, неряшливость, лживость.
  • Предпочтение моральным качествам учеников отдается в тех классах, где лучше поставлена воспитательная работа.

16 слайд. Начиная с 5 класса – среднее звено

  • усиливается избирательное отношение друг к другу и учащиеся начинают осознавать и правильно оценивать свое положение в коллективе
  • более четко появляется разделение коллектива в зависимости от симпатии и антипатии.

17слайд. Старшее звено

Так как у учащихся школы VIII вида еще не сформировано умение тонко дифференцировать личностные качества своих сверстников, они дают популярные оценки – хороший, плохой.

  • Учащиеся старших классов готовы простить своему товарищу физический недостаток, если черты характера привлекательны.
  • В старших классах достижению высокого положения мешают драчливость, лень, грубость и другие негативные качества.
  • Старшеклассники отдают предпочтение мотивам морального порядка. Следовательно, можно положительно влиять на формирование личности учащегося через коллектив.

18 слайд. Часто дети трудно адаптируются к условиям среды, уклоняются от общения с людьми. У детей формируется пассивная жизненная позиция. На почве невротических и психопатических осложнений обостряется предчувствие возможных, упрёков, насмешек, осуждающих взглядов, ребенок становится груб, озлоблен, упрям, плаксив, легко психически раним.

Поэтому требования к коллективу (его организации): обеспечить детям щадящий нравственный и эмоциональный климат, где ничего не должно напоминать о недостатках, дефектах и т.д.

И, наоборот, создавать моменты стимулирования детского оптимизма и психической активности: подчёркивание малейших успехов, положительная оценка усилий, направленных на достижение видимых положительных результатов.

Важно, чтобы каждый в коллективе чувствовал себя свободно, равноправно, тянулся к общению, дружбе.

Ребёнок не должен быть пассивным наблюдателем, его нужно включать в коллективную деятельность, что будет развивать в нём навыки творческого содружества и взаимопомощи, сопереживание успехов и неудач и другие ценные качества.

19 слайд. В формировании коллектива учащихся вспомогательной школы одним из важных факторов является правильная организация учебно-трудовой деятельности.

  1. Вызывание и развитие общей работоспособности.

Первую работу приходится давать чрезвычайно интересную и связанную с необходимостью проявить личную инициативу. В результате ребенок, раз пережив удовольствие от творческой активности, и будучи оценен в этом коллективом товарищей, приобретает охоту к труду. Таким образом, умело поставленный и специально приспособленный к особенностям ребенка первый акт труда может произвести большой сдвиг в поведении ребенка.

  1. Выработка систематичности и выдержки в работе.

Нужно использовать длительные задания, которые требовали бы от ребенка систематического и последовательного выполнения им трудового задания в течение более или менее продолжительного времени, начиная от получаса и кончая несколькими днями и потом неделями.

Этот прием ценен потому, что он заставляет ребенка довести до конца начатую работу, сосредоточивая на ней свое внимание.

  20слайд Момент культуры интереса, который имеет два направления:

  1. Отвлечение от нежелательных интересов и влечений.
  2. Формирования социально положительных интересов таких, как общественно-полезная деятельность.
  3. Развитие общей активности, особенно у пассивных детей.  

21 слайд. Сам процесс труда в мастерской, его темп, ритм, общая трудовая обстановка - все это способствует повышению трудового тонуса, который сильно зависит от коллективных условий труда. Всякий ребенок, попадая в среду активно, весело и радостно работающих товарищей, сам как бы заражается, индуцируется общим настроением коллектива. Его движения становятся более быстрыми, он стремится не отставать от других детей, старается дать не худшую и не в меньшем количестве продукцию.

22, 23, 24 слайд. Трудно переоценить воздействие коллектива на личность ребенка в процессе игровой деятельности.

25 слайд. Большое значение имеют сюжетно-ролевые игры, в процессе которых учащиеся обыгрывают жизненные ситуации и т. д.

При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка.

Принципы подбора:

  • реальность сюжета;
  • случаи из жизни;
  • охват разных сфер жизни;
  • доступность для понимания;
  • постепенное повышение сложности сюжетов;
  • направленность на закрепление и приобретение новых знаний и умений.

26 слайд. Применения этого методического приёма позволяет решать ряд важных задач:

  • расширение социального опыта;
  • приобретение знаний о различных сферах жизни и быта людей;
  • накопление практического опыта и его использование;
  • развитие навыков культуры общения;
  • формирование целенаправленной деятельности;
  • подчинение нормам поведения;
  • развитие спонтанной диалоговой речи;
  • формирование привычки анализировать условия, находить верные решения.

Коллектив также приучает ребенка к законным формам взаимной конкуренции, что особенно нужно будет в их дальнейшей общественной жизни.

27слайд. Большое значение в общении умственно отсталых учащихся имеют их коммуникативные возможности.

Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими.

28слайд. Основные мотивы общения:

  • потребность во впечатлениях (познавательный мотив);
  • потребность в активной деятельности (деловой мотив);
  • потребность в признании и поддержке (личностный мотив).

Коллектив способен оказать положительное влияние на формирование навыков общения, раскрытия и активаций отдельных детей, но и корригировать отклоняющееся поведение.

 

29 слайд. В коллективе вырабатывается умение договариваться, вставать на позицию другого человека, находить компромисс, уметь быть и лидером, и ведомым, обладать организаторскими качествами и самоорганизовываться, входить в группу, не растворяясь в ней.

Попав в атмосферу коллектива, ребенок сталкивается с личностями товарищей, предъявляющими к нему требования взаимного уважения и взаимной помощи. Когда подросток не подчиняется законным требованиям своих товарищей, он много теряет, так как перестает быть полноправным членом коллектива, он может стать не желательным, изгоем, аутсайдером. Коллектив никогда не мирится с тем, чтобы кто-нибудь держался в нём антиколлективно, антисоциально. И потому педагогу нужно быть очень внимательным, чтобы ребёнок с отклоняющимся характером не стал ещё более конфликтным, а наоборот стал бы более социализированным.

Коллектив способствует формированию дружбы, сочувствия и прочих социально значимых качеств. Здесь сглаживаются контрасты, пробуждается нормальное честолюбие, выравниваются как эмоциональные, так и активно-волевые недостатки.

Педагогу приходится постоянно наблюдать и констатировать колоссальное влияние коллектива на слабохарактерных и безвольных детей, которые благодаря ему изо дня в день приобретают активность, решительность, настойчивость, твердость, стремление доводить до конца начатое дело, умение систематически работать и тем самым увеличивать свою продукцию, и умственную, и физическую.

Педагогу следует, как можно больше организовывать коллективных видов деятельности, которые поспособствовали сплочению и формированию межличностных отношений таких, как викторины. конкурсы и т.п. Необходимо обратить внимание и на организацию внеклассных мероприятий такие, как экскурсии. турслёт и т.п. Так же и на уроках физической культуры требует внимания коллективные игры, в которые все дети будут задействованы.

Взаимоотношения в коллективе не базируются на достаточно осмысленных знаниях и представлениях о личностных качествах партнеров по общению. Таким образом дети без помощи взрослых не могут самостоятельно изменить свое мнение об отверженных и неофициальных лидерах. Надо систематически направлять усилия на выявление и разработку оптимальных средств, рациональных методов и приемов способствующих позитивному решению по формированию здорового коллектива. С этой целью следует изучать и корригировать имеющиеся связи и отношения, создавать новые, в том числе деловые отношения, использовать их в интересах коллектива.

30слайд.  Диагностика отношений является основой, подготовкой к предстоящей работе по коррекции и формированию коллектива. Доступные средства диагностики коллектива:

  • Уровни групповой сплоченности

31 слайд. Модифицированный вариант методики изучения коммуникативных навыков

Уровень сформированности коллектива во многом определяет направленность работы педагога, его изобретательность, инициативность, понимание и знание школьников, активность и др. Исходя из особенностей формирования коллектива у умственно отсталых школьников и на основе результатов диагностик изучения отношений в группе, можно планировать работу по следующим направлениям:

32слайд. Улучшении организации полезного, практически значимого и в то же время увлекательного труда

     33  слайд  Совместная игровая деятельность.

34слайд. участие и проведение мероприятий,

35слайд. встреча и помощь ветеранам, шефская помощь).

  • 36 слайд. Залогом успеха в работе по организации общения между детьми является создание микрогруппы во главе с активными и положительно влияющими на товарищей членами коллектива.
  • 37 слайд. С целью регуляции личных взаимоотношений детей и коррекции недостатков, обусловленных дефектом, следует каждому из них обеспечить положительное эмоциональное самочувствие в группе, более широкие взаимоотношения, формировать потребность в активном общении друг с другом, воспитывать умения и навыки правильного общения, адекватной самооценки.

38 слайд. Для достижения результатов целесообразно:

  • создавать или разыгрывать различные ситуации, требующие от воспитанников конкретной оценки и критического подхода к своим действиям
  • формировать умение обдумывать свои поступки, свою деятельность с помощью анализа и сопоставления с поступками других людей
  • воспитывать потребность в критичном, оценочном подходе к своему поведению путем сопоставления социально-положительным критериям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности нравственного сознания умственно отсталого школьника

доклад о воспитании нравственности у детей с проблемами в  интеллектуальном развитии....

«Учёт психологических особенностей умственно отсталых школьников в учебной деятельности»

В статье описываются психологические  особенности умственно отсталых  школьников   и  пути  активизации познавательной на уроках....

Психологические особенности умственно отсталых школьников.

Понятие умственно отсталый ребенок включает в себя весьма разнородную массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга.Органическое поражение центральной нервной системы приводит к ряду наруш...

Учёт психологических особенностей умственно отсталых школьников в учебной деятельности

Особенности восприятия детей с умственной отсталостью.Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже перва...

Особенности проявления аграмматизмов умственно отсталых школьников

Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является компонентом системного недоразвития речи, которое имеется у умственно о...

Особенности развития связной речи у умственно отсталых школьников

Особенности развития связной речи у умственно отсталых школьников....

Особенности педагогической компетентности родителей умственно отсталых школьников по результатам экспериментального исследования

Особенности педагогической компетентности родителей умственно отсталых школьников по результатам экспериментального исследования...