создание ситуации успеха.
материал
Предварительный просмотр:
Перед учителем коррекционного образования стоит огромная задача : обучения и воспитания подростка с особыми образовательными потребностями.
Задача эта не из лёгких, и перед каждым педагогом возникает ряд вопросов, которые он решает в процессе работы с учениками.
Главное в работе педагога коррекционной школы – научить, воспитать, не навредить ребёнку. А как это сделать правильно?
Мы считаем, что наиболее значима в этом обучении роль ситуации успеха, а для этого важно помнить правила коррекционной психологии и педагогики, зная это, мы можем продиагностировать любую ситуацию и найти правильное решение.
Младший школьник не столько осознаёт успех, сколько переживает.
Подросток и осознаёт, и переживает, но не всегда может докопаться до его источников, не всегда адекватно оценивает его.
Старший школьник как взрослый подходит к своему успеху или неудаче, пытается прогнозировать свои возможности.
Ситуация успеха основана на уважении и вере в ребёнка, в сотрудничестве, во взаимном уважении ученика и учителя, в готовности помочь ребёнку. Если ребёнок успешен в учёбе, он испытывает радость от результатов своего труда, а радость
от предстоящего урока приносит ему положительные эмоции, веру в свои силы.
Выделяют несколько типов ситуаций успеха
Неожиданная радость-это чувство
удовлетворения от того , что результаты
деятельности ученика превзошли его ожидания
На уроках русского языка и чтения мы применяем некоторые
приёмы «неожиданной» радости:
Приём «Лестница» – речь идёт о ситуации,
когда учитель ведёт ученика поступательно
вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний,
психологического самоопределения , веры в
себя и окружающих.
Приём «Исповедь» -это когда наше искреннее
обращение к лучшим чувствам детей получит понимание , ответный отклик детей.
Ситуация «Общая радость» состоит в том, чтобы ученик достиг нужной для себя реакции
одноклассников, это прежде всего эмоциональный
отклик всего класса на успех ученика.
Например : приём « Следуй за нами» состоит в том , чтобы разбудить дремлющую мысль ученика»
Ситуация «Радость познания» когда учебный труд может доставлять универсальные знания, умения и
навыки , которые являются основой общения.
Приём «Эврика» - суть в том, чтобы создать условия,
при которых ребёнок выполняя учебное задание,
неожиданно для себя пришёл к выводу , раскрывающему
неизвестные для него возможности
Задача учителя в том и состоит , чтобы дать каждому
из своих учеников возможность пережить радость
достижения, осознать свои возможности,
поверить в себя.
При создании ситуации успеха учащимся необходимо
подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой
категории могли бы справиться без особых
затруднений и лишь потом переходить к более
сложным упражнениям, поэтому мы используем
такой приём :
- сдвоенные задания ,где первое подготавливает к
выполнению более сложного- второго.
- Словесное поощрение, подбодряющее ученика,
вызывающее у него уверенность в своих силах.
- Положительная оценка учителя, в процессе которой
появляется стремление соответствовать оценке
учителя.
- Создание морально –психологического фона в
процессе фронтальной работы, при котором у
детей исчезает чувство неуверенности , боязни
приступить к сложным заданиям.
Главное в нашей работе - это создание на
уроках русского языка и чтения атмосферы доброжелательности,
для этого мы помогаем ученикам:
- Снять страх.
- Авансируем успешный результат.
- Задаём наводящие вопросы.
- Показываем персональную исключительность
каждого.
- Мобилизуем активность.
- Используем педагогическое внушение.
- Высоко оцениваем их деятельность.
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми,
поведение которых осложнено целым рядом
внешних и внутренних причин, поскольку позволяет
снять у них агрессию , преодолеть изолированность
и пассивность.
Ситуация неуспеха- это субъективное эмоциональное
переживание неудовлетворения собой в ходе и
результате совершения деятельности .Педагогическое
назначение ситуации неуспеха, как и ситуации успеха,
заключается в создании личного индивидуального
развития ребёнка.
При рассмотрении причин ситуации неуспеха(не
могу, потому что не понимаю) мы вывели пошаговый
алгоритм действий к успешности ученика.
1 шаг-Психологическая атака: суть состоит в том,
чтобы переломить состояние психологического
напряжения, создание условий для вхождения
в эмоциональный контакт.
2 шаг-Эмоциональная блокировка: суть состоит в том,
чтобы локализовать, заблокировать состояние
обиды, разочарования, потери веры в свои силы.
Самое главное помочь ученику переосмыслить
свой неуспех, найти его причину с позиции:
«неуспех- случаен, успех –закономерен».
3 шаг-Выбор главного направления : необходимо
установить не только очаг психологического
напряжения личности, но и определить пути
его нейтрализации.
4 шаг-Выбор разных возможностей : необходимо
создать условия, при которых ученик, для
которого создаётся ситуация успеха имел
равные возможности проявить себя по
сравнению с одноклассниками.
5 шаг-Неожиданное сравнение : может сработать
единожды.
Таким образом, мы стараемся акцентировать
внимание на том , чтобы дети поняли, что необхо
димо достигать в любой деятельности положи
тельных результатов и радоваться тем изменениям,
которые происходят в них самих , учим радоваться
очередному личностному достижению.
Поэтому мы желаем своим ученикам, себе и всем Вам:
МУЖЕСТВА- изменить то, что можно изменить в себе.
СМИРЕНИЯ-принять то, что изменить в себе
невозможно.
РАЗУМА – чтобы отличить одно от другого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика", 2010
Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика ...
Создание ситуации успеха при выполнении домашнего задания учащимися
Учебно-методическое пособие по созданию карточек, помогающих ученику при выполнении домашнего задания....
Педагогический совет "Создание ситуации успеха на уроке"
Презентация к педагогическому совету "Создание ситуации успеха на уроке"...
Создание ситуации успехана уроке, как один из способов повышения мотивации учения.
Выступление на заседании методического совета школы....
Практикум для педагогов «Создание ситуации успеха у детей»
На данной встрече педагог-психолог разъясняет педагогам о важности создания обучающимся ситуаций успеха. Для обсуждения и апробирования приемов предлагает «Банк ситуаций успеха». m1.jpg m2.jpg...
«Создание ситуации успеха на уроках математики»
Если ученик в школе не научился сам ничего...
Создание ситуации успеха на уроке английского языка
Ситуация успеха- очень важный фактор стимуляции общения на уроке. Суть ситуации успеха в том, чтобы на деле воплощать веру в возможность решения тех задач, которые ставятся на уроке. Принцип...