Проектирование и реализация инициатив
методическая разработка

Коновалова Наталья Викторовна

 АУТИЗМ. Диагностика.  Программа для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА АУТИЗМА

  • Опросник для диагностики аутизма, адаптированный вариант (Autism Diagnostic Interview – ADI-R)
  • Шкала наблюдения для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Observation Schedule – ADOS)
  • Шкала социальной зрелости (Vineland Adaptative Behaviour Scale – VABS)
  • Шкала рейтинга детского аутизма (Childhood Autism Rating Scale – CARS)
  • Поведенческий опросник для диагностики аутизма (Autism Behavior Checklist – ABC)
  • Контрольный список оценки показателей аутизма (Autism Treatment Evaluation Checklist - ATEC)
  • Опросник для диагностики социальных заболеваний и нарушений способности к общению (Diagnostic Interview for Social and Communicative Disorders – DISCO)
  • Шкала определения тяжести аутизма у детей [Nordin et al., 1998]
  • опросник родителей для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Parents Checklist – ADPC)
  • Шкала наблюдения «Суммарная оценка поведения» (Behavioural Summarized Evaluation – BSE)
  • Опросник по аутизму у маленьких детей (Checklist for Autism in Toddlers – CHAT).
  • Опросник по спектральным нарушениям развития ребенка (PDD – pervasive developmental disorder)

Тест на Аутизм АТЕК для оценки динамики и выявления проблем

Тест на Аутизм, АТЕК, используется для оценки динамики улучшений детей с аутизмом. Подсчет баллов автоматический.

I. Речь/Язык/Коммуникативные навыки

1. Знает собственное имя:

2. Реагирует на ‘нет’ или ‘стоп’:

3. Может выполнять некоторые команды:

4. Может сказать одно слово:

5. Может сказать 2 слова подряд:

6. Может сказать 3 слова подряд:

7. Знает 10 или больше слов:

8. Использует в речи предложения из 4 и более слов:

9. Объясняет, что он/она хочет:

10. Задает осмысленные вопросы:

11. Речь чаще всего осмысленна/логична:

12. Часто использует предложения, выстроен-ные в логической последовательности:

13. Поддерживает разговор:

14. Имеет нормальные коммуникативные навыки для своего возраста:

II. Социализация

1. Кажется, что находится в раковине – вы не можете достучаться до него/нее:

2. Игнорирует других людей:

3. Практически не обращает внимание, если к нему/к ней обращаются:

4. Не склонен к совместной деятельности:

5. Зрительный контакт отсутствует:

6. Предпочитает оставаться в одиночестве:

7. Не проявляет привязанности:

8. Не здоровается с родителями:

9. Избегает контактов с окружающими:

10. Имитация отсутствует:

11. Не любит прикосновений/объятий:

12. Не делится, указательный жест отсутствует:

13. Не машет рукой `до свидания`:

14. Непослушный/непокладистый:

15. Испытывает приступы гнева, раздражительности:

16. Недостаток друзей/нет компании:

17. Редко улыбается:

18. Не понимает чувств других людей:

19. Безразличен, если ему выражают симпатию:

20. Не реагирует на уход родителей:

III. Сенсорные навыки/Познавательные способности

1. Откликается на собственное имя:

2. Реагирует на похвалу:

3. Смотрит на людей и животных:

4. Смотрит на картинки (и телевизор):

5. Умеет рисовать, раскрашивать, мастерить:

6. Правильно играет с игрушками:

7. Выражение лица соответствует ситуации:

8. Понимает происходящее на телеэкране:

9. Понимает объяснения:

10. Осознает окружающую среду:

11. Осознает опасность:

12. Проявляет воображение:

13. Проявляет инициативу:

14. Умеет самостоятельно одеваться:

15. Проявляет любопытство, заинтересованность:

16. Смелый - исследует окружающее:

17. Адекватно воспринимает окружающее, не уходит в себя:

18. Смотрит туда, куда смотрят другие:

IV. Здоровье/Физическое развитие/Поведение

1. Ночное недержание мочи:

2. Мочится в штаны/памперсы:

3. Какает в штаны/памперсы:

4. Поносы:

5. Запоры:

6. Проблемы со сном:

7. Ест слишком много/слишком мало:

8. Ест очень ограниченный набор продуктов:

9. Гиперактивность:

10. Аппатия:

11. Бьет или ранит сам себя:

12. Бьет или ранит сам других:

13. Ломает и разбрасывает все вокруг:

14. Чувствительность к звукам:

15. Тревожность/страх:

16. Подавленность/слезы:

17. Припадки:

18. Навязчивая речь:

19. Неизменный порядок действий:

20. Вопли и крики:

21. Потребность в однообразии:

22. Постоянная возбужденность:

23. Нечувствительность к боли:

24. Концентрация на определенных предметах/темах:

25. Повторяющиеся движения:

Тест АТЕК взят отсюда, расчет баллов теперь работает во всех браузерах.

Шкала результатов:

  • 10-15 не аутичный ребенок, полностью нормальный, хорошо развитый ребенок
  • 16–30 не аутичный ребенок, небольшие отклонения в сторону задержки развития
  • 31-40 мягкая или умеренная степень аутизма
  • 41-60 средняя степень аутизма
  • 61 и выше тяжелый аутизм
  • Диагностика РЕР (Программа ТЕАССН)

РЕР (Psychoeducational Profile) - Психолого-образовательный профиль

  •    РЕР предлагает возможность оценки развития аутичных и психотических детей, а также детей с задержками в развитии. Результаты теста используются для составления индивидуальных программ обучения (IEP) для таких детей.
  •    Концепция развития в тесте представлена в разных аспектах. Во-первых, РЕР напоминает нам, что ребенок, нормальный или больной, растет и изменяется соответственно возрасту. Во-вторых, т.к. тест используется для составления IEP, уровень развитости функционирования ребенка должен быть вычислен исходя из результатов заданий его индивидуальной программы.
  •    Основой развития является также описание и понимание примеров характерных обучающих программ для таких детей. Т.е., у одного ребенка различные функции могут проявляется соответственно различным уровням развития. Таким образом, самая подходящая техника обучения должна быть соотнесена с уровнем развития всех функциональных зон.

 

  • Описание РЕР. 
  •   РЕР является одним из лучших тестов, выявляющих отклонения в поведении и умственном развитии детей. Он помогает составить нестандартные и идиосинкразические обучающие программы. В большинстве случаев он рассчитан на детей дошкольного возраста, но также может быть использован для детей до 12 лет.
  •   Как результат оценки, РЕР дает информацию о развитии следующих функциональных зон: имитация, восприятие, мелкая моторика,  крупная моторика, интеграция рук и глаз, когнитивные представления, вербальная. Как диагностическая система, РЕР выявляет уровни поведенческих патологий и наличие психозов в следующих зонах аффекта: взаимоотношение, взаимодействие, интерес к людям, игра и интерес к предметам, сенсорные формы и речь.
  •    Задания РЕР состоят из различных игр, которые должны быть представлены ребенку экзаменатором. В свою очередь, экзаменатор, должен наблюдать за реакцией ребенка и правильностью выполнения заданий, делать выводы и отмечать особенности ребенка. После прохождения ребенком теста, результаты нужно идентифицировать по таблицам итогов. Таким образом, будет получена картина развития семи функциональных зон и выявлено наличие патологий в поведении ребенка.
  •    Большинство подобных тестов содержат только два возможных результата ответов: положительный и отрицательный, РЕР же имеет еще один - удовлетворительный. Удовлетворительный ответ показывает то, что ребенок имеет достаточно знаний и возможностей для выполнения задания, но не может понять смысла или не видит надобности в его выполнении. Таким образом, если ребенок демонстрирует некоторое понимание смысла задания или может выполнить его частично, но делает это неким необычным образом, его результат стоит рассматривать, как удовлетворительный.
  •    Т.к. РЕР служит для составления IEP, то в нем выделяются 5 характерных отличий от других подобных тестов:
  • 1.       Задания, представленные в РЕР проводились долгие годы и доказали свою эффективность.
  • 2.       Возрастные уровни и результаты заданий распределены таким образом, что здоровый ребенок может выполнить соответственное задание раньше, чем указано в таблице возрастов.
  • 3.       Указания в РЕР построены таким образом, что они не звучат, как приказ, а являются приглашением к игре.
  • 4.       Т.к. для таких детей характерны проблемы с речью, задания и указания в РЕР составлены таким образом, что  необходимость понимание речи в них минимальна.
  • 5.       Результаты теста рассматриваются не стандартно, т.к. они направлены на составление индивидуальных программ.

 РЕР-3 используется для решения следующих конкретных задач:

— определение сильных и слабых сторон развития ребёнка, как основы для составления индивидуальных программ обучения;

— получение информации, подтверждающей диагноз;

— определение уровня развития ребёнка и степени его адаптации;

— оценка эффективности педагогической и клинической коррекции в динамике.


 

Используются шкалы измерения интеллекта Векслера (оригинальный вариант WISC-IV, и его отечественные модификации для детей от 5 лет до 15 лет 11 месяцев и для дошкольников от 4 до 6,5 лет). Для исследования когнитивных функций используют изучение памяти: 10 слов (или 5, 7 в зависимости от возраста и особенностей ребенка), парные ассоциации, методики на тактильную и стереогностическую память; для исследования внимания применяют шифровку, таблицы Шульте (в соотвествующем возрасте); для исследования мышления включают малую предметную классификацию, геометрическую классификацию, пересечение классов, включение подкласса в класс, конструирование объектов, кубики Кооса и др.; для исследования восприятия (зрительного) - фигуры Липера, идентификацию формы, перцептивное моделирование, разрезные предметные картинки. Для исследования эмоций и личности употребляют графические пробы (рисунок себя, семьи, РНЖ и др. варианты), сюжетные картинки, моделирующие житейские ситуации, распознавание мимической экспрессии основных эмоций человека (горе, радость, удовльствие, неудовольствие, испуг, гнев, печать), распознавание эмоционально выразительных движений, поз и жестов.



Предварительный просмотр:

                      Департамент образования и молодежной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания педагогического совета №  

от «___» _____ 2018

УТВЕРЖДАЮ

Директор КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

__________________М.И. Иванова

приказ № ___

от «___» _____2018

Адаптированная образовательная программа

для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Нефтеюганск 2018г


Оглавление

№ п/п

Название раздела

Стр.

1.

Пояснительная записка

1.1

Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся

1.2

Планируемые результаты освоения программы

1.3

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями

2.

Содержательный раздел

2.1

Взаимодействие с семьей.

2.2

Содержание коррекционных занятий(психологических)

2.3

Календарно-тематическое планирование

3.

Приложения к программе

1. Пояснительная записка.

        Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования Казённого общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»

Адаптированная основная образовательная программа (далее АООП) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) ― это образовательно-методическая документация, определяющая рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образовательной работы, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.

Предлагаемая программа коррекционной работы является структурным компонентом АООП для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (варианты 8.1,8.2 ФГОС НОО ОВЗ).

Нормативно-правовую базу разработки ООП НОО детей с расстройствами аутистического спектра составляют: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра; Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования; Примерная основная образовательная программа начального общего образования (ПрООП) на основе ФГОС для детей с расстройствами аутистического спектра; Устав Казённого общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными Казённого общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Цели коррекционной работы с обучающимся:

  • преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
  • развитие познавательных навыков;
  • смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
  • повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
  • преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи программы:

  • ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
  • обучение его простым навыкам контакта;
  • обучение ребенка более сложным формам поведения;
  • развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
  • развитие внимания;
  • развитие памяти, мышления.
  • При составлении программы индивидуального психологического сопровождения ребенка использовались следующие методы и приемы:
  • изучение документов, личныx дел;
  • знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучныx этапов в развитии ребенка;
  • изучение социума (внешкольныx связей, близкого окружения) ребенка;
  • диагностические исследования;
  • наблюдение за ребенком;
  • индивидуальная и групповая работа с родителями и педагогами.

1.1 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития средств коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.В процессах восприятия обнаруживаются черты неравномерности. Так, например, в зрительном восприятии на первый план выходит не целостный зрительный образ, а его отдельные компоненты — цвет, форма, размер: тонко оценивая оттенки цветов, ребенок к другим параметрам относится формально, а иногда и вообще их игнорирует, не замечает. Многие люди с аутизмом сообщают, что они видят отдельные детали, которые им приходится потом складывать в целостный образ, что для некоторых оказывается вообще недоступным: картина окружающего мира получается разорванной, фрагментарной.Часто отмечается повышенная чувствительность к резким сенсорным воздействиям, что легко становится причиной гиперсензитивных страхов. Аналогичные явления наблюдаются и в деятельности слуховой, обонятельной, вкусовой и других сенсорных систем. В то же время нередки случаи, когда дети с аутизмом не реагируют на сенсорные раздражители или реагируют парадоксально (например, отвечают на шепот, но никак не замечают громкую речь).Аутичные дети воспринимают окружающее симультанно, т. е. как единое целое: не в состоянии отделить объект от фона или сосредоточиться на какой-нибудь детали; чутко реагируя на мельчайшие изменения в окружающем (феномен тождества), не могут указать на них, назвать их, их реакция оказывается недифференцированной. Вместе с тем при РАС сукцессивно организованные процессы (последовательно во времени) воспринимаются с трудом: вызывает затруднения усвоение таких понятий, как «сначала» и «потом», «вчера», «сегодня» и «завтра»; характерны проблемы в речевом развитии, поскольку речь по своей природе организована сукцессивно. Эти особенности обусловливают возникновение многих принципиальных вопросов, связанных с тем, как строить коррекционный процесс, как определять его основополагающие цели и задачи. Неравномерность развития при аутизме отчетливо проявляется и в моторике. Движения детей с аутизмом в большинстве случаев угловатые, вычурные, нечетко скоординированные по силе и амплитуде. Отдельные сложные движения ребенок может выполнять успешнее, чем более легкие; иногда тонкая моторика в некоторых своих формах развивается раньше, чем общая, а движение, свободно, точно и легко совершаемое в спонтанной ситуации, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности. Большинство современных диагностических систем важнейшей чертой РАС признают качественное нарушение социального взаимодействия.

1.2 Планируемые результаты освоения программы.

В результате выполнения коррекционной программы планируются следующие результаты:  определение специфики особых образовательных потребностей обучающихся с РАС;

 расширение адаптивных возможностей обучающихся с РАС к условиям образовательной среды школы,

  социализация обучающихся с РАС, овладение навыками коммуникации и социального взаимодействия, социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, формирование жизненно значимых компетенций;

 достижение обучающимися с РАС предметных, метапредметных и личностных результатов в соответствии с АООП НОО;

  повышение психолого-социально-педагогической грамотности родителей обучающихся с РАС по вопросам воспитания и обучения детей с особенностями психического и (или) физического развития.

Планируемые результаты коррекционной работы  умение контролировать свою деятельность; действовать по установленным правилам;  понимание и актуализация пространственно-временных представлений;  понимание и актуализация сложных речевых конструкций, в том числе причинно-следственных;  овладение приемами аналитико-синтетической деятельности; 19  овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения. Таким образом, в процессе занятий у учащихся сформируются: регулятивные универсальные учебные действия:  способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;  умение действовать по плану;  преодоление импульсивности, непроизвольности;  умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, коммуникативные универсальные учебные действия:  владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;  приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;  действовать по установленным правилам. познавательные универсальные учебные действия:  устанавливать причинно-следственные связи;  проводить сравнение, анализ;  обобщать, устанавливать аналогии. личностные универсальные учебные действия:  формирование учебно-познавательного интереса; учебных мотивов.  формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия;  развитие доброжелательности, доверия и внимательности.

1.3 Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями

Учитывая особенности развития детей с РАС можно выделить их особые образовательные потребности (с учетом рекомендаций, указанных в Проекте Специального Федерального Государственного стандарта для детей с нарушениями развития аутистического спектра)

Особые образовательные потребности детей с аутизмом включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ и специфические:

  • в периоде индивидуализированной «подготовки» к школьному обучению;
  • в наличии хотя бы минимального опыта фронтального обучения;
  • в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;
  • в сопровождении тьютора при наличии поведенческих нарушений;
  • в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего;
  • в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка;
  • в дозировании введения в его жизнь новизны и трудностей;
  • в дозировании учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности;
  • в особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка;
  • в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем;
  • в организации обучения с учетом специфики освоения навыков и усвоения информации при аутистических расстройствах;
  • в постоянной помощи ребенку на уроке в осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающем их механического использования для аутостимуляции;
  • в проведении индивидуальных и групповых занятий с психологом, а при необходимости с дефектологом и логопедом;
  • в организации занятий, способствующих формированию представлений об окружающем, отработке средств коммуникации социально бытовых навыков;
  • в индивидуализации программы обучения, в том числе для использования в социальном развитии ребенка существующих у него избирательных способностей (в составлении индивидуальной образовательной программы по разным предметным областям;
  • в индивидуализированной оценке достижений ребенка с учетом его особенностей;
  • в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
  • в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательного учреждения;
  • в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения.

                 Сведения о создании условий, образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

п.п

Нозологии

Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал

Формы, методы и приемы

работы с обучающимися

1.

Обучающиеся с умственной отсталостью, с РАС.

  • Ноутбук HP 625;
  • печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения;
  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы.
  • дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе
  • демонстрационный материал ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, мерки;
  • демонстрационные пособия для изучения геометрических величин;
  • видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), настольных развивающих игр;
  • комплекты предметных, серии сюжетных картинок.
  • Система коммуникации  обменом изображениями PECS;
  • подсказки (вербальная, жестовая или физическая помощь);
  • -положительная оценка достижений;
  • -структурированная группа для игр;
  •  - комплексы физминуток Метод практических упражнений (многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим)
  • Метод стимулирования двигательной активности (создание ситуации успеха)

2. Содержательный раздел

2.1 Взаимодействие с семьей.

Взаимодействие с родителями на всех этапах работы с ребенком является совершенно необходимым. От родителей специалисты получают информацию об особенностях поведения ребенка в повседневной жизни, о тех условиях, в которых живет ребенок. Работа с родителями направлена: на оптимизацию взаимодействия всех участников образовательного процесса  на выстраивание конструктивного взаимодействия семьи и образовательной организации  на повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

Методы изучения семьи:

- анкетирование;

-наблюдение за ребенком;

- посещение семьи ребенка; обследование семьи с помощью проективных методик;

 - беседа с ребенком;

-беседа с родителями проективные методики (рисунок семьи).

Формы работы с родителями:

 Периодичность сотрудничества в проведении мониторинговых исследований:

- Анкетирование;

- Социологический опрос;

-Родительские собрания;

-Дни открытых дверей;

- Дни здоровья;

-Недели творчества (КТД);

- Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах;

-Педагоги, делятся информацией с родителями (законными представителями) о своей работе и о поведении ребенка во время пребывания в школе.

-Педагоги предлагают родителям (законным представителям) активно участвовать в образовательной работе с их ребенком (выполнение домашних заданий).

-Родители получают консультативную помощь по проблемам: «Особенности эмоциональной сферы ребенка с диагнозом РАС и ее коррекция» «Особенности волевой сферы ребенка с диагнозом РАС и ее коррекция». «Формы общения с ребѐнком с РАС» Педагоги готовят родителей к прохождению ПМПК, рассказывают о правах родителей и детей с ОВЗ (информационно-юридическое сопровождение).

2.2 Содержание коррекционных занятий(психологических).

Диагностическое направление ориентировано на всестороннее изучение психолого-педагогических особенностей ребенка:  первичное обследование и мониторинг специалистами ПМПк;  диагностические занятия с детьми в начале учебного года (1 мес.) для определения уровня психического развития, индивидуальных особенностях, особых образовательных потребностях ребенка для разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ и АОП;  диагностические срезы в течение работы по индивидуальным программам для их корректировки, а также в конце учебного года для определения динамики развития детей. Основными способами получения психологической информации при психодиагностическом обследовании являются: наблюдения поведения детей в разных видах деятельности; психологические тесты и интервью;  экспериментальные методы; изучение продуктов деятельности детей; анализ опросников и бесед с родителями. Одной их основных проблем для детей с РАС является нарушение коммуникативных функций. Для диагностики и коррекционной работы в данной сфере применяется адаптированное руководство VBMAPP (программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития).Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями в развитии. С помощью теста, используя руководство, можно выстраивать обучающий процесс максимально эффективно, принимая во внимание нужды и потребности ребенка, учитывая особенности формирования навыков и индивидуальные сложности развития. При тестировании заполняются следующие формы: «Оценка вех развития» VB-MAPP и «Преграды обучения» VB-MAPP.  Заполнение формы «Оценка вех развития» включает в себя оцениваемые навыки:  такт (наименование);  эхо (звукоподражание);  интравербальные навыки (диалоговые навыки);  навыки слушателя;  моторную имитацию;  самостоятельную игру;  социальные навыки и социальную игру;  визуальное восприятие и сопоставление с образцом;  лингвистическую структуру речи;  навыки поведения в группе и классе;  начальные академические навыки.  Основной целью оценки является определение базового уровня навыков ребенка по сравнению с типично развивающимися сверстниками. Результаты оценки должны обеспечить информационную базу для целей индивидуальной программы обучения или индивидуальной коррекционной программы. Вторым компонентом VB-MAPP является «Оценка преград для обучения». В числе проблем рассматриваются:  проблематичное поведение;  сложности установления руководящего контроля;  недостаточность навыков просьбы (манд), наименования (такт), звукоподражания (эхо-навыков) и моторного подражания (имитации); визуального восприятия и сопоставление с образцом, навыков слушателя, интравербальных навыков, социальных навыков;  сформировавшаяся в процессе обучения зависимость от подсказок или привычка к угадыванию;  затруднения с восприятием комплекта предметов;  нарушение обусловленного различения;  сложности обобщения навыков;  низкая мотивация;  зависимость от поощрений;  аутостимуляция, обессивно-компульсивное поведение, гиперактивное поведение;  нарушение артикуляции;  нарушение зрительного контакта  сенсорные защиты. Определив, какие именно сложности затрудняют обучение ребенка, специалист может подобрать конкретные стратегии вмешательства, направленные на их преодоление для более эффективного обучения.  Оценка должна дать основные направления в отношении следующего:  какие навыки должны стать основной точкой вмешательства;  с какого уровня развития навыков должна начинаться работа;  какие преграды обучения и освоения речи требуют особого внимания;  какой из вспомогательных способов коммуникации может оказаться предпочтительнее, если в нем есть необходимость;  какие специфические обучающие стратегии могут быть наиболее эффективными;  какой тип обучающей среды сможет наилучшим образом удовлетворить потребности ребенка (домашнее обучение, обучение в малой группе, инклюзия и т.д.) Для диагностики когнитивной сферы детей с РАС, в зависимости от индивидуальных особенностей детей, используются традиционные диагностические методики, их адаптированные варианты: матрицы Равена; кубики Кооса; тест Векслера и др. Отмечаются особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи; особенности моторной функции. При диагностике также отмечаются показатели, характеризующие эмоционально-волевую сферу и деятельность ребенка:  особенности контакта ребенка;  эмоциональная реакция на ситуацию обследования;  реакция на одобрение;  реакция на неудачи;  эмоциональное состояние во время выполнения заданий;  эмоциональная подвижность;  особенности общения;  реакция на результат.  наличие и стойкость интереса к заданию;   понимание инструкции;  самостоятельность выполнения задания;  характер деятельности (целенаправленность и активность);  темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;  работоспособность;  организация помощи.

Коррекционно-развивающее направление

Разделы

программы

Методы

коррекционной работы

Формы работы

Планируемый результат коррекционной работы

I. Социально-психологическая коррекция тревожности

Психогимнастика, работа с пиктограммами, ролевая игра, рисуночная терапия, подвижные игры, рациональная терапия: обсуждение стихотворений, разыгрывание ситуаций, тестирование.

Сочетание групповых и индивидуальных занятий

Формирование умения выражать эмоции адекватно ситуации, развитие произвольности поведения, сопоставлять различные черты характера, распознавать различные эмоции; воспитание доброжелательности и сочувствия

II. Коррекция эмоционально-волевой сферы

Ролевая игра, сказки-драматизации, совместное рисование, совместная лепка, рисуночная терапия, игра в кляксы, работа с пиктограммами, музыкотерапия, подвижные игры, рациональная терапия: обсуждение стихотворений

Сочетание групповых и индивидуальных занятий

Снятие мышечного напряжения, эмоциональная разрядка, снятие «энергии кулака», развитие сплоченности группы, развитие произвольности поведения

III.Социально-психологическая адаптация

Подвижные игры разыгрывание ситуаций, ролевая игра, рисуночная терапия

Сочетание групповых и индивидуальных занятий

Обобщение сформированных адекватных способов общения, деятельности, поведения; перенос нового позитивного опыта в реальную жизнь;

пробуждение активности, развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции, повышение работоспособности

IV. Снижение уровня агрессивности

Тренинг на узнавание различных эмоций (радость, огорчения, гнев, страх, удивление), разыгрывание реальных жизненных ситуаций, поиск подобных ситуаций в прочитанных книгах, рассказах, рисуночная терапия, демонстрация сюжетов рисунков эмоционально уравновешенными детьми, анализ поведения в конфликтных ситуациях, психогимнастика

Сочетание групповых и индивидуальных занятий

Выход агрессивности через экспрессию, снятие нервного напряжения через социально безопасные действия, снятие мышечных зажимов и эмоционального напряжения, переключение внимания, обсуждение возможных форм взаимодействия

Длительность каждого занятия 20-40 мин. Основной задачей при этом становится организация стереотипа «учебного поведения», позволяющего ребенку впоследствии легче удерживаться во время группового занятия и выполнять инструкции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Список приказов "Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации"

Представлен список приказов "Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации"...

Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся

Систематически проводится работа по усилению эффективности от взаимодействия между: учащимся – педагогом – родителями. С родителями учащихся осуществлялся постоянный контакт, отношения строятся н...

Участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации

В альбоме представлены приказы образовательной организации, подтверждающие участие педагога в разработке стратегических инициатив, определяющих образовательную деятельность школы....

Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации и родителями обучающихся

Взаимодействие с социальными партнерами образовательной организации помогает обучающимся осваиват многомерное социокультурное пространство....

Участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с деятельностью образовательной организации.

В данном разделе представлены документы, подтверждающие участие и реализацию значимых для организации  инициатив....

Участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с деятельностью образовательной организации.

В разделе представлены направления деятельности педагога по проектированию и реализации инициатив,  направленных на повышение эффективности деятельности образовательной организации....