Дизорфогрфия у старших школьников и пути её преодоления.
статья (5, 6, 7, 8 класс)
Статья учителя-логопеда, в которой раскрываются проблемы учеников старшей школы, имеющих дизорфографию. А также предлагаются этапы работы по её преодолению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дизорфография у старших школьников и пути ее преодоления.
Дизорфография – это стойкое нарушение письма, выражающееся в неспособности усвоить орфографические навыки, а также в невозможности применения их на письме или стойкой неспособности овладеть правилами пунктуации. При данном логопедическом нарушении выявляются орфографические, пунктуационные ошибки и одновременно единичные дисграфические ошибки . Дизорфографию, как правило, делят на морфологическую и синтаксическую. Можно также выделить смешанную форму дизорфографии, для которой характерно наличие как орфографических, так и пунктуационных ошибок.
В нашей стране эта форма нарушения письменной речи была описана сравнительно недавно, так что особенности такой формы патологии продолжают быть объектом изучения исследователей.
Стойкие и многочисленные ошибки по орфографии и пунктуации, характерные для дизорфографии, не являются случайными. Как правило, дизорфография проявляется у детей, страдающих на начальном этапе обучения дисграфией и дислексией, а в дошкольном возрасте имеющих те или иные нарушения устной речи (и на уровне фонетико-фонематическом, и на уровне лексико-грамматическом). Таким образом, дизорфография является определенным этапом в развитии детей, имеющих речевые нарушения (Э. Г. Кругикова, Г.М. Сумченко, Э.Я.Сизова, М. Г. Храковская. Об изучении дизорфографии у школьников. СПб., 1995). Дисграфические ошибки, как правило, исчезают после окончания начальной школы, в то время как для дизорфографии характерно наличие единичных дисграфических ошибок, которые сочетаются с орфографическими (например, до девятого класса могут встречаться замены ш-щ, б-д и др).
Тем не менее необходимо разграничивать дисграфические и дизорфографические ошибки. Дисграфические ошибки связаны с несформированностью фонематического анализа, дизорфографические – с неполноценностью морфологического анализа, а также с неспособностью овладеть правилами синтаксиса. Можно сказать, что при дисграфии нарушается использование фонетического (фонематического) принципа правописания, а при дизорфографии – морфологического и традиционного принципов правописания. Для учащихся с дизорфографией характерен недостаточный для овладения орфографическими навыками уровень сформированности речевых функций.
Устная речь детей, имеющих дизорфографию, характеризуется определенными особенностями при детальном ее исследовании. Так, у большинства учащихся, даже если отсутствуют элементы дислалии, имеется выраженная недостаточность в развитии артикуляторной моторики (зажатая, закрытая дикция, неразборчивая для окружающих речь).
Имеются негрубые ошибки при воспроизведении сложного речевого материала (многосложных незнакомых или малознакомых слов и т. д.). Речь детей с дизорфографией бедна интонационно, маловыразительна.
Особенно выявляется значительное недоразвитие на лексико-грамматическом уровне в виде ошибок в словоизменении и словообразовании, бедности словаря, в виде затруднений в подборе синонимов, антонимов, многозначных, однокоренных слов, образовании сложных слов и т. д.
Особую группу школьников с дизорфографией составляют дети, у которых диагностируется скрытое или явное левшество, амбидекстры. Дети-амбидекстры имеют стойкие нарушения письма, сопровождающиеся теми или иными нарушениями высших корковых функций (чаще всего двигательно-зрительной координации, нарушениями буквенного гнозиса, динамического и конструктивного праксиса и др.). У таких школьников левшество может быть генетическим, врожденным, а может быть и приобретенным, патологическим. В обоих случаях требуется вмешательство логопеда.
В связи с вышеизложенным становится ясно, что стойкие орфографические ошибки, называемые дизорфографией, требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести логопед-дефектолог, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе.
Необходимо проводить комплексную диагностику и коррекционное воздействие на детей с дизорфографией. В преодолении трудностей кроме логопеда оказывать помощь должны медики (невропатологи, массажисты, фитотерапевты).
Для преодоления дизорфографии на логопедических занятиях у обучающихся 5-х, 6-х, 7-х, 8-х классов необходимо выделить следующие этапы работы:
1.Развитие фонетико-фонематических процессов, слухоречевой памяти:
Развитие четких движений органов артикуляции, умения выделять гласные и согласные из потока речи, четко и внятно произносить звуки.
Развитие четкой слуховой дифференциации гласных и согласных, близких по акустико-артикуляционным признакам.
Развитие навыка членения предложения на слова, слов на слоги, слога на звуки и буквы.
Развитие объема слухоречевой памяти.
Развитие зрительного восприятия букв.
Развитие четких дифференцированных движений тонкой моторики, графомоторных навыков.
2. Лексико-грамматическое и грамматика-орфографическое оформление речи.
Развитие морфологического анализа.
Развитие лексико-семантических связей.
Различение правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Различение разделительного твердого и мягкого знаков на слух и обозначение их на письме.
Развитие умения выделять имена собственные из потока речи, из текста.
Дифференциация падежных окончаний.
Тренировка в употреблении глагольных форм.
Развитие синтаксического анализа.
Развитие связной устной и письменной речи.
Желаю успеха педагогам и ученикам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины неуспеваемости школьников, пути ее преодоления
в помощь учителю...
"Причины снижения успеваемости школьников и пути их преодоления"
Рордительское собрание в 8 классе. Презентация к родительскому собранию....
Сценарий круглого стола на тему «Проблемы воспитания школьников в подростковый период. Пути их преодоления»
Проведение круглого стола в 6-7 классах совместно с родителями....
Причины снижения успеваемости школьников и пути их преодоления.
Презентация применяется при проведении родительского собрания на тему "Причины снижения успеваемости школьников и пути их преодоления". В презентации представлены причины снижения успеваемости у школь...
Проблема неуспеваемости школьника и пути ее преодоления
До сих пор одним из самых “больных” мест всех школ остаётся слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях в...
«Острая проблема современных школьников и пути её преодоления с помощью литературы»
Технологическая карта урока внеклассного чтения по саге о Гарри Поттере Дж. Роллинг. Данный урок не только помогает привить ребятам любовь к чтению, но еще учит их находить в литературе помощь в решен...
Родительское собрание. Причины низкой успеваемости школьников и пути их преодоления
Материалы с родительского собрания. Рекомендации родителям....