Дизорфогрфия у старших школьников и пути её преодоления.
статья (5, 6, 7, 8 класс)

Статья  учителя-логопеда, в которой раскрываются проблемы учеников старшей школы, имеющих дизорфографию. А также предлагаются этапы работы по её преодолению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дизорфография у старших школьников и пути ее преодоления.

Дизорфография – это стойкое нарушение письма, выражающееся в неспособности усвоить орфографические навыки,  а также в  невозможности применения их на письме или  стойкой неспособности овладеть правилами пунктуации.  При данном логопедическом нарушении выявляются орфографические, пунктуационные  ошибки и одновременно единичные дисграфические ошибки . Дизорфографию, как правило, делят на морфологическую и синтаксическую. Можно также выделить смешанную форму дизорфографии, для которой характерно наличие как орфографических, так и пунктуационных ошибок.

В нашей стране эта форма нарушения письменной речи была описана сравнительно недавно, так что особенности такой формы патологии продолжают быть объектом изучения исследователей.

Стойкие и многочисленные ошибки по орфографии и пунктуации, характерные для дизорфографии, не являются случайными. Как правило, дизорфография проявляется у детей, страдающих на начальном этапе обучения дисграфией и дислексией, а в дошкольном возрасте имеющих те или иные нарушения устной речи  (и на уровне фонетико-фонематическом, и на уровне лексико-грамматическом). Таким образом, дизорфография является определенным этапом в развитии детей, имеющих речевые нарушения (Э. Г. Кругикова, Г.М. Сумченко, Э.Я.Сизова, М. Г. Храковская. Об изучении дизорфографии у школьников. СПб., 1995). Дисграфические ошибки, как правило, исчезают после окончания начальной школы, в то время как для дизорфографии характерно наличие единичных дисграфических ошибок, которые сочетаются с орфографическими (например, до девятого класса могут встречаться замены ш-щ, б-д и др).

 Тем не менее необходимо разграничивать дисграфические и дизорфографические ошибки. Дисграфические ошибки связаны с несформированностью фонематического анализа, дизорфографические  – с неполноценностью морфологического анализа, а также с неспособностью овладеть правилами синтаксиса. Можно сказать, что при дисграфии нарушается использование фонетического (фонематического) принципа  правописания, а при дизорфографии – морфологического и традиционного принципов правописания.  Для  учащихся с дизорфографией характерен недостаточный для овладения орфографическими навыками уровень сформированности речевых функций.

 Устная речь детей, имеющих дизорфографию, характеризуется определенными особенностями при детальном ее исследовании. Так, у большинства учащихся, даже если отсутствуют элементы дислалии, имеется выраженная недостаточность в развитии артикуляторной моторики (зажатая, закрытая дикция, неразборчивая для окружающих речь).

 Имеются негрубые ошибки при воспроизведении сложного речевого материала (многосложных незнакомых или малознакомых слов и т. д.). Речь детей с дизорфографией бедна интонационно, маловыразительна.

Особенно выявляется значительное недоразвитие на лексико-грамматическом уровне в виде ошибок в словоизменении и словообразовании, бедности словаря, в виде затруднений в подборе синонимов, антонимов, многозначных, однокоренных слов, образовании сложных слов и т. д.

Особую группу школьников с дизорфографией составляют дети, у которых диагностируется скрытое или явное левшество, амбидекстры. Дети-амбидекстры имеют стойкие нарушения письма, сопровождающиеся теми или иными нарушениями высших корковых функций (чаще всего двигательно-зрительной координации, нарушениями буквенного гнозиса, динамического и конструктивного праксиса и др.). У таких школьников левшество может быть генетическим, врожденным, а может быть и приобретенным, патологическим. В обоих случаях требуется вмешательство логопеда.

В связи с вышеизложенным становится ясно, что стойкие орфографические ошибки, называемые дизорфографией, требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести логопед-дефектолог, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе.

Необходимо проводить  комплексную диагностику и коррекционное воздействие на детей с дизорфографией. В преодолении трудностей кроме логопеда оказывать помощь должны медики (невропатологи, массажисты, фитотерапевты).

Для преодоления дизорфографии на логопедических занятиях у обучающихся 5-х, 6-х, 7-х, 8-х классов необходимо выделить следующие этапы работы:

1.Развитие фонетико-фонематических процессов, слухоречевой памяти:

Развитие четких движений органов артикуляции, умения выделять гласные и согласные из потока речи, четко и внятно произносить звуки.

Развитие четкой слуховой дифференциации гласных и согласных, близких по акустико-артикуляционным признакам.

Развитие навыка членения предложения на слова, слов на слоги, слога на звуки и буквы.

Развитие объема слухоречевой памяти.

Развитие зрительного восприятия букв.

Развитие четких дифференцированных движений тонкой моторики, графомоторных навыков.

2. Лексико-грамматическое и грамматика-орфографическое оформление речи.

Развитие морфологического анализа.

Развитие лексико-семантических связей.

Различение правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Различение разделительного твердого и мягкого знаков на слух и обозначение их на письме.

Развитие умения выделять имена собственные из потока речи, из текста.

Дифференциация падежных окончаний.

Тренировка в употреблении глагольных форм.

Развитие синтаксического анализа.

Развитие связной устной и письменной речи.

Желаю успеха педагогам и ученикам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Причины снижения успеваемости школьников и пути их преодоления"

Рордительское собрание в 8 классе. Презентация к родительскому собранию....

Причины снижения успеваемости школьников и пути их преодоления.

Презентация применяется при проведении родительского собрания на тему "Причины снижения успеваемости школьников и пути их преодоления". В презентации представлены причины снижения успеваемости у школь...

Проблема неуспеваемости школьника и пути ее преодоления

До сих пор одним из самых “больных” мест всех школ остаётся слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях в...

«Острая проблема современных школьников и пути её преодоления с помощью литературы»

Технологическая карта урока внеклассного чтения по саге о Гарри Поттере Дж. Роллинг. Данный урок не только помогает привить ребятам любовь к чтению, но еще учит их находить в литературе помощь в решен...

Родительское собрание. Причины низкой успеваемости школьников и пути их преодоления

Материалы с родительского собрания. Рекомендации родителям....