Роль взаимосвязи предметов технологии и домоводства в формировании личности детей с ОВЗ на современном этапе
статья
Изучение предметов «Технология» и «Домоводство» позволяет обучающимся приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, и обеспечить интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие детей с ОВЗ, и их адаптацию к современным социально-экономическим условиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль взаимосвязи предметов технологии и домоводства
в формировании личности детей с ОВЗ на современном этапе
Аннотация. Изучение предметов «Технология» и «Домоводство» позволяет обучающимся приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, и обеспечить интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие детей с ОВЗ, и их адаптацию к современным социально-экономическим условиям.
Ключевые слова: социализация, технология, самостоятельность, инициатива, познавательность, активность, формирование, побуждение.
Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности является объектом социализации. Социализация личности ребенка с ОВЗ - процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального взаимодействия школы и общества. В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, овладевает социальной деятельностью, общением и поведением, осуществляется социальное становление индивида.
Семья является самой естественной и самой благотворной средой, в которой формируется личность ребенка, его отношение ко всем сторонам жизни, в том числе и к труду. Вступив в период рыночных отношений, семья и школа оказались в новых условиях трудового воспитания детей.
Качества личности, в воспитании которых должны приложить усилия в семье - это честность и порядочность; предприимчивость и деловитость, достоинство и личная ответственность; инициативность и высокая дисциплина труда. Одна из проблем на сегодня – сохранение и поддержание авторитета добросовестного труда, как основного средства достижения материальных ценностей. Семья призвана помочь детям разобраться в современной жизни, отделить главное от сиюминутного, второстепенного. Родители должны убеждать своих детей и показывать своим личным примером, что без честного, добросовестного труда хорошего будущего не построить. Достойный труд приносит пользу обществу, материальные блага и моральное удовлетворение.
В большинстве семей родители занимаются трудовым воспитанием своих детей, однако существует ряд нерешённых проблем в подготовке подрастающего поколения к труду, в первую очередь в формировании у него трудолюбия.
Родители должны помнить, что только тот труд положительно влияет на ребенка, который предстает перед ним как необходимость и осознается, как долг.
В подростковый возраст дети с ОВЗ вступают с разным уровнем мотивации к труду, и далеко не одинаковыми навыками, умениями и привычкой трудиться. Многие из них не приучены заниматься трудом как умственным, так и физическим. Но у них есть немало положительных качеств, таких как пытливость и стремление к познанию нового. Опираясь на это и вовлекая обучающихся в занятия по интересам можно предотвратить отрицательные влечения и склонности, формируя при этом положительные качества, в том числе и трудолюбие.
Наряду с пониманием необходимости труда ребенок должен знать конечную его цель, достижению которой он подчинит свои мысли, желания, волю.
Есть семьи, в которых родители освобождают детей от обязанностей по дому, объясняя свое решение недостатком времени ребенка на учебу. Такая позиция родителей наносит серьезный вред в комплексном воспитании, не закладывается любовь и привычка к труду, формируется устойчивый детский эгоизм. Мудрость воспитания родителей заключается в том, чтобы в семье рационально сочетался умственный и посильный физический труд детей, забота о близких членах семьи и, естественно, отдых.
Практика показывает, что уже в среднем звене у части детей с ОВЗ падает интерес к учебе, т.к. добавляются новые предметы, усложняется программный материал. Если ребёнок с детства не приучен трудиться, а учеба это его основной труд, естественно у него снижается мотивация к учебе. Совместными усилиями семьи и школы надо учить детей работать быстро, сосредоточенно, отключаться от посторонних дел и мыслей. Необходимо больше предоставлять самостоятельности, создавать условия для проявления инициативы и преодоления трудностей.
Семейный бюджет и финансовое положение семьи не должно быть тайной от детей, они должны принимать участие в обсуждении этих вопросов. В таких семьях дети приобретают полезный жизненный опыт, учатся сопоставлять возможности семьи со своими потребностями, ощущают за собой право голоса в решении семейных финансовых проблем. Важно сформировать у детей четкое представление об источнике заработка.
Воспитывая у ребенка трудолюбие, семья тем самым, готовит его к осознанному выбору будущей профессии, к поиску дела по душе, интересам и общественной значимости. Но ребенок с ОВЗ не всегда может остановить выбор на той профессии, которая отвечает его умственным, физическим и психологическим особенностям. У него не хватает жизненного опыта и реальной оценки своих способностей. В данной ситуации кто, как не родители лучше других знают склонности своего ребенка, его возможности, кто лучше них сможет умело и ненавязчиво подсказать, убедить.
Наряду с другими предметами учебного плана предмет «Технология» и «Домоводство» способствуют не только социализации ребенка, но и формированию личности в современных условиях. Поскольку уроки имеют в основном практическую направленность, у учителя открываются широкие возможности вовлечь обучащаюхся в самостоятельную творческую деятельность. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Если есть интерес, то у ребенка возникает желание узнать, исследовать, расширить свой кругозор. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса школьника должна быть направлена деятельность педагога. Считаю, что можно превратить «пассивных» детей в «активных», вызвать интерес к учению, если умело сформировать мотивацию ученика.
Повышение уровня мотивации детей с ОВЗ к изучению предметов технологии и домоводства является важным и актуальным направлением педагогического поиска, поскольку сегодня намечается «угасание» интереса детей к обучению. Одна из основных задач, которую я ставлю перед собой – повышение уровня мотивации к изучению отдельных разделов технологии и домоводства. Решению этой задачи мне помогает четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.[1]
Особую роль в формировании мотивации играет коллектив, среда, в которой находится ученик. В данной ситуации важная роль в повышении активности принадлежит бригадному методу работы и в малых группах. Это позволяет приобретать навыки работы в команде, развивать ключевые компетенции и самостоятельность, сообща отвечать за результат. Еще одна из форм работы в коллективе, которая успешно помогает повышать интерес к предмету – проектная деятельность обучающихся. Метод проектов дает школьникам отличный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, испытывать его и оценивать в реальных условиях. Использование проектной деятельности убедительно доказывает возможность сформировать стойкий интерес к изучению предмета. А если проект носит коллективный характер – дети учатся выполнять функции принятой на себя роли, анализировать результаты совместной работы, т.е. позволяет ученикам приобретать навыки работы в команде.[1]
Главной целью учебных предметов «Технология» и «Домоводство» является подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни. Теория и практика рождают новые технологии, охватывающие все сферы деятельности. Предметы «Технология» и «Домоводство» - интегративные предметы, синтезирующие полученные знания из математики, геометрии, биологии, географии, и показывающие их использование в работе промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и в других направлениях деятельности человека.
Изучение предметов «Технология» и «Домоводство» позволяет обучающимся приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, и обеспечить интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие детей с ОВЗ, и их адаптацию к современным социально-экономическим условиям.[3]
Предметы «Технология» и «Домоводство» позволяет синтезировать познавательную и предметно-преобразовательную деятельность, обучающиеся могут на более реальной основе получить знания, умения и навыки о воздействии человека на материальный мир, постичь единую логическую систему взаимодействия человека с природой, с материальным миром.[3]
Весь учебно – воспитательный процесс на уроках направлен на формирование всесторонней и гармонично развитой личности обучающихся, а трудовая подготовка – необходимая составная часть процесса.
Целью трудового воспитания и обучения на уроке технологии и домоводства должно быть:
-привитие любви к труду и уважения людям труда;
-ознакомление учащихся с основами современного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания;
-формирование у ребят в процессе учебы и общественно полезной работы
трудовых навыков и умений;
-побуждение к сознательному выбору профессий и получение первоначальной профессиональной подготовки.
Для совершенствования профессиональной подготовки умственно отсталых школьников периодически проводятся организационные мероприятия по обобщению положительного опыта, вносятся конструктивные предложения по организации трудовой подготовки и трудоустройства умственно отсталых школьников.[2]
В процессе трудовой подготовки на уроках технологии и домоводства школьники приучаются к самостоятельности и настойчивости в решении трудовых задач, учатся планировать и выполнять общественно-полезные дела, работать коллективно, ценить труд.
Трудовое воспитание – органическая составная часть воспитания. Оно направленно на формирование трудолюбия, трудовой активности, качеств человека, необходимых для его трудовой деятельности на общую пользу .
Гармоническое развитие ученика – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания.
Понятие этики и эстетики всегда тесно взаимосвязаны. В процессе формирования личности ученика велико эстетическое воздействие искусства. Искусство воспитывает глубокие человеческие эмоции и чувства.
Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Особое внимание при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда. Именно поэтому эстетическое воспитание школьников на примере декоративно – прикладного искусства имеет огромное значение для формирования культуры быта и труда, культуры человеческих отношений в целом. Знакомясь с образами народного творчества, школьники попадают в мир сказочных образов, ярких красок, узоров, орнаментов, выразительных пластических форм, которые наиболее близки и созвучны их чувствам и представлениям.
В процессе обучения развивается умение видеть прекрасное в природе, разнообразие форм, цвета, наблюдательность, зрительная память, образное мышление, формирование навыков культуры труда, изготовление изделий отвечающих эстетическим нормам.
Предмет технология и домоводство развивает чувство прекрасного, формирует высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства.[3]
Эстетическое воспитание это – воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного. Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво.
Большую роль в формировании личности играет применение на уроках элементов народного творчества, декоративно – прикладного искусства.
Ручной творческий труд, составляющий основу деятельности народных художественных промыслов проявляющая в непрерывном целом способность человека чувствовать и творить, работать и радоваться, познавать и учить других.[4]
Изучение традиций, декоративно-прикладного искусства народов способствует развитию стремления к прекрасному, воспитывает уважение к народным традициям, культурным ценностям. Понятие наследия, традиции в обучении искусству художественных ремесел всегда имело значение для преемственности всего лучшего и наиболее ценного. Прекрасные образы декоративно – прикладного искусства помогают воспитывать уважение и любовь к культуре своего края, своей Родины. [4]
Педагогу необходимо усвоить общие закономерности развития личности. Личность формируется под влиянием воспитания, социализации и самовоспитания. Личность – результат взаимодействия внешних влияний с внутренними условиями человека, к которым относятся его направленность, способности, характер и другие личностные свойства. Обобщая выше сказанное, следует отметить, что роль и возможности в формировании личности предмета технологии огромны. Каждый из разделов программы влияет на развитие творческих способностей, достижений учащихся, устойчивого интереса к предмету, расширяет кругозор, знакомит с творческим наследием и воспитывает нравственно – эстетические качества личности.[5]
Роль взаимосвязи предметов технологии и домоводства в формировании личности общепризнана.
Литература:
1. Копылова, Т. Г. Система профессиональной работы в коррекционной школе VIII вида / Т. Г. Копылова, О. Л. Лашина // Дефектология. — 2006. — № 5
2. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. — М.: Дрофа, 2009. — С.7-8.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1–4 классы / Под ред. В. В. Воронковой; 4-е издание. — М.: Просвещение, 2006. — С. 157–160.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5–9 классы. В 2 сб. / Под ред. В. В. Воронковой. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. — С. 3–6.
5.Иванова О. Л., Михайлов Е. А., Михайлова Е. А. Развитие личности ребенка с ОВЗ на уроках технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 481-483.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"
В течении 4 лет, с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской деятельности. Вела наблюдение...
Значение общения для формирования личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
данная статья несет в себе сообщение о значении общения для детей, живущих в детских домах, как фактора формирования личности ребенка...
Актуальные проблемы музыкально-эстетического образования детей в школе на современном этапе
Приобщение детей к музыкальному искусству наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования, в частности, ансамблевой, которое составляет фундамент музыкального в...
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализо...
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализо...
Роль интеграции предметов естественно – научного цикла в формировании мировоззрения учащихся.
В законе РФ "Об образовании" особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню и уровню образовательной программы ка...
Выступление на родительском собрании «Книга и ее роль в формировании личности детей и подростков»
Выступление на родительском собрании...