ПРОЕКТ «ЭТИКЕТ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ»
проект (7 класс)

Для учащихся 5-9 классов школы - интерната

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки  Алтайского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»

ПРОЕКТ

«ЭТИКЕТ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ»

   Гуманитарная секция:

Предметы: русский язык, литература,

история, искусствоведение

Сарчев Роман  7 класс

Руководитель проекта

   учитель русского языка и чтения

   Кочетова Е.Г.

Воспитатель Киричек М.А.

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………………. 3
  2. Основная часть…………………………………………………………... 5
  3. Заключение ……………………………………………………………… 8
  4. Список литературы ………………………………………………………9
  5. Приложение……………………………………………………………...10

Введение

Все правила достойного поведения давным-давно известны.

Остановка за малым – за умением ими пользоваться.

Б. Паскаль

2019 год в России указом Президента объявлен годом театра с целью  развития и поддержки этого вида искусства.  Театр – лучшая школа жизни и наглядный источник информации о мире. Дети лучше понимают содержание произведений, которые не только прослушали, но увидели и инсценировали. После этого они легко усваивают модели поведения, достойные подражания.Основной язык театрального искусства – действие, диалоги, игра. И это поможет нам в реализации нашего проекта.

На уроках чтения мы познакомились с произведением Д. Гальпериной «Здравствуйте». Нас заинтересовала тема общения людей между собой. Как правильно вести себя в различных ситуациях общения: со сверстниками, родителями, педагогами и окружающими людьми? Мы выбрали эту тему, считая, что в ходе проекта с помощью инсценировок, чтения художественных произведений углубим знания о правилах этикета, научимся правильно использовать принятые в обществе приветствия, обращения к людям, формулы благодарности, извинений, правила знакомства, беседы, оказание услуг старшим и т.д.

Актуальность.

Тему, которую мы выбрали для своего проекта, считаем актуальной, так как все больше людей из реального мира переходят в виртуальное пространство и особенно остро эта проблема касается детей. Беседа через монитор никогда не заменит живого общения, где можно видеть эмоции и ощущать человека. Происходит потеря навыков реального общения. Практически вся наша жизнь – это встречи с людьми. И от того, как протекают эти встречи, зависит и настроение, и отношения с людьми, и успех задуманного дела.

С помощью нашего проекта учащиеся приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для правильного поведения в обществе, способствующие подготовке их к дальнейшей жизни. Полученные знания являются путем к успеху в жизни, к возможности найти друзей. Этикет пригодится во многих жизненных ситуациях. Его знание поможет нам стать воспитанными, вежливыми и дружелюбными. Материал представляет информационную ценность для учащихся, учителей, воспитателей. В нашей работе собраны и описаны различные сведения о правилах этикета.

Цель: Расширение знаний о правилах этикета, через чтение художественных произведений, беседы, упражнения творческого характера, инсценировки, моделирование и анализ различных ситуаций.

Задачи:

  • Расширить собственный словарь «вежливости»;
  • Выпустить газеты о правилах этикета;
  • Наблюдать за поведением и речью окружающих нас людей;
  • Находить и выбирать информацию из разных источников;
  • Самостоятельно применять на практике свои знания;
  • Развивать умение выступать перед аудиторией.

Гипотеза – если изучить правила этикета, соблюдать нормы культурного общения в классе, школе, в общественных местах, то это позволит чувствовать себя уверенно в любом обществе.

Проектная деятельность включает в себя следующие этапы работы

1.     Подготовительный этап.

Мы решили овладеть навыками культурного общения, изучая правила этикета. Под руководством учителя сформулировали цели и задачи проекта. Разработали план изучения правил этикета. Распределили ответственных на каждом этапе работы.

2.     Основной этап.

На  начальном этапе мы выяснили, что такое этикет. Этикет – это культура общения людей, основанная на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, знакомиться и т. д.) Основа этикета – воспитанность, вежливость, уважительное отношение к себе и окружающим.

В начале работы провели анкетирование (Приложение 1) учащихся 5 – 9 классов на знание правил этикета, понаблюдали за поведением ребят в школе, с целью узнать, что им известно о понятиях «этикет» и «вежливость».  При анализе анкет мы заметили, что младшие ребята называли больше вежливых слов, чем старшие. На вопрос: «Помогает ли вежливость в жизни?» ребята отвечали «да», но затруднялись пояснить свой ответ.

Результаты анкетирования показали, что с самим определением «этикет» ребята знакомы, но вот назвать правила этикета вызывало некоторые трудности, самыми распространёнными были ошибки о правилах речевого этикета, о том, как дарить и принимать подарки, о правилах поведения в гостях. На вопрос: «Какие правила этикета ты хотел(а) бы узнать?», ребята чаще выбирали варианты о правилах речевого этикета, о поведении в общественных местах. Все ребята, участвовавшие в анкетировании, признали, что знать и соблюдать правила этикета необходимо.

В течение работы над проектом мы собрали необходимый материал по заранее определенному плану. Искали литературный материал для выпуска газет и изготовления буклетов, театрализованного представления (загадки, сценки, пословицы и поговорки, стихотворения). В подборе материалов мы использовали информацию из различных словарей, детских журналов, литературных источников, Интернет – ресурсов.

В процессе работы мы выпустили газеты «Уроки этикета» (Приложение 2) о происхождении правил этикета, в которых рассказали о разных формах общения.

Подготовили выставку книг «Поговорим о воспитанности» (Приложение 3) о правильном и неправильном поведении. На уроках внеклассного чтения познакомились и обсудили произведения из этих книг.

Посмотрели мультфильмы «Что такое этикет», «Уроки тетушки Совы», «Уроки хороших манер» и  на примерах поняли, как применяются правила этикета в жизни.

Для учащихся 5-9 классов показали театрализованное представление «Это – можно, это - нет» (Приложение 4). Во время, которого ребята увидели инсценировки-миниатюры о поведении людей в разных жизненных ситуациях (в транспорте, театре, при общении со сверстниками, взрослыми), узнали историю возникновения этикета.

Совместно с учителем и воспитателем мы изготовили буклеты «Азбука этикета», «Этикетный словарь» (Приложение 5) и распространили среди обучающихся школы.

Используя весь собранный материал, создали презентацию.

В конце работы снова провели анкетирование. Результаты сравнили: в первый раз ответили на вопросы правильно 43% ребят, а после проведенной работы – 86% учащихся справились с заданием.

Защита проекта проходила поэтапно на уроках чтения и во внеурочное время.

Заключение

Работая над проектом, мы поняли, что в основе всех правил этикета лежит доброжелательность, доброе отношение к людям.

Этикет в нашей жизни играет очень важную роль. Знание правил этикета – это необходимый спутник воспитанного, культурного человека, незаменимый помощник при ежедневном общении.

Мы убедились в том, что русский язык очень богат и разнообразен и позволяет без труда подобрать необходимые для каждой ситуации вежливые слова и выражения. А потому не пользоваться этим богатством просто невежливо.

Выпустили газеты «Уроки этикета», изготовили буклет «Азбука этикета».

Обогатили собственный словарь и составили этикетный словарик, которым может воспользоваться каждый, желающий научиться вежливости.

Работая над проектом, мы овладели разными формами культурного поведения, используем их в различных жизненных ситуациях.  

Работу над проектом было решено продолжить в дальнейшем, потому что не все правила этикета были освещены.

Таким образом, задачи проекта решены, поставленная цель достигнута.

Список литературы

  1. Андреев, Ф. В. Золотая книга этикета/ Ф.В. Андреев. Москва «Вече» 2004г.
  2. Бушелева, Б.В. Поговорим о воспитанности/ Б.В. Бушелева. – М.: Просвещение, 1980.
  3. Васильева – Гангнус, Л.П. Азбука вежливости/ Л.П. Васильева – Гангнус. – М.: Педагогика, 2004.
  4. Галынский, М.С. Полезная книга для малышей/М.С. Галынский. – М.: РОСМЭН, 2005.
  5. Дорохов, А.А. Это стоит запомнить/ А.А. Дорохов. – М.: Детская литература, 1980.
  6. Ладыженская, Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 2 класса. Ч. 1./ Т.А. Ладыженская. – М.: 2009.
  7. Лихачёва Л. С. Школа этикета: поучения на всякий случай/ Л.С. Лихачева. – Екатеринбург, 1995.
  8. Лихачёва Л. С. Уроки этикета: в рассказах, картинках и задачках/ Л.С. Лихачева. – Екатеринбург, 1995.
  9. Киржак, Э., Орлик Ю. Как себя вести/ Э. Киржак, Ю. Орлик. – Издательство Обзор, 1968.
  10. Корчинова, О.В. Детский этикет/ О.В. Корчинова. - Ростов на Дону «Феникс», 2002.
  11. Махалова, Т.И. Для вас девочки!/ Т.И. Махалова. – ВО «Наука» Новосибирск, 1993.
  12. Настольная книга для мальчиков/ под ред. Н. Васевой. – М.: ЭКСМО, 2004.
  13. Николаева, Петров Этикет. Умение жить и вести себя дома, в семье и в обществе./ – М.: Цитадель – Триада, 1999.
  14. Панкеев, И. И. Энциклопедия этикета/ И.И. Панкеев. – М., 2005.
  15. Пятак, С.В. «Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч./С.В. Пятак – М.: Эксмо, 2010
  16. Русские на родные загадки, пословицы, поговорки/под ред. Ю.Г. Круглова. – М.: Просвещение, 1990.
  17. Чудакова, Н.В. Этикет от А до Я/ Н.В. Чудакова. – М.: Издательство АСТ, 1997.
  18. Чудакова, Н.В. Я познаю мир: Дет. энциклопедия: Культура/Авт.-сост. Н.В. Чудакова. – М.,1999
  19. Шалаева, Г.П. Журавлёва, О.М.  Новые правила поведения для воспитанных детей/ Г.П. Шалаева, О.М. Журавлёва.
  20. Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения)/В.Н. Ягодинская. М.: – Просвещение, 1991.
  21. Ресурсы Интернета:

https://www.liveinternet.ru/users/2365973/post355401153/ басня «Две гусыни»

https://yandex.ru/images/картинки для презентации и оформления проекта

http://www.bobruisk.belstu.by/e/93398-anketa-znaete-li-vyi-pravila-etiketa- анкетирование

Список литературы, рекомендованный для чтения обучающимся

  1. Барто А.Л. «В театре»
  2. Волков А. М. «Волшебник Изумрудного города»
  3. Гурина И.В. «Необыкновенная сова Маня»
  4. Гурина И.В. «Непослушные барсучата»
  5. Гурина И.В. «Бельчонок Тишка»
  6. Гурина И.В. «Селезень Афанасий и его друзья»
  7. «Детям» стихи С. Михалкова, А. Барто, К. Чуковского
  8. Линдгрен А. «Малыш и Карлсон»
  9. Лихачева Л. «Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках»
  10. Карганова Е.Г. «Песенка мышонка. Рассказы»
  11. Маршак С.Я. «Вот какой рассеянный»
  12. Маршак С.Я. «Детям. Сборник стихов»
  13. Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо»
  14. Милн А.А. «Винни-Пух и все-все-все»
  15. Некрасов А. С. «Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы»
  16. Осеева В.А. «Волшебное слово: Рассказы»
  17. Остер Г.Б. «Вредные советы»
  18. «О правильном и неправильном поведении. Вежливые дети: Стихи и рассказы» под ред. Р. Данковой
  19. Русская народная сказка. Лиса и Журавль
  20. Сорокина Г.И., Сафонова И.В.  и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
  21. Степанов В.А. «Уроки воспитания»
  22. Толстой Л.Н. «Волк и собака»
  23. Толстой Л.Н. «Для детей. Рассказы, басни, сказки, былины»
  24. Чичев Ю. «Как правильно себя вести. Этикет для малышей»
  25. Чуковский К. И. «Федорино горе»
  26. Чуковский К.И. «Мойдодыр»
  27. Чуковский К.И. «Телефон»
  28. Чуковский К.И. «Краденое солнце»
  29. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
  30. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
  31. Шалаева Г.П. Как вести себя дома.  – Издательская группа АСТ., 2010.
  32. Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Замечательная презентация-релаксация к 8 Марта и на каждый день (не моя)!!!

Замечательная презентация -релаксация для всех женщин на каждый день и к 8 Марта (автора не знаю)!!! Наслаждайтесь! Расслабляйтесь! Отдыхайте!!!...

Программа элективного курса по английскому языку "Глаголы на каждый день"

Данный курс предназначен для учащихся 8-9 классов, которые хотят получить более полноепредставление об английских глаголах....

Вежливость каждый день

сценарий  развлекательного  экскурса  в  историю  этикета  для  8-10 классов...

Классный час по толерантности "Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности"

Цель занятия:Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями;Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;С...

Аффирмации на каждый день.

Аффирмации на каждый день. 1. Во мне заложен огромный потенциал роста. Я даю возможность проявиться своим лучшим качествам. Моя душа открыта для добра. Я люблю жизнь, и я проявляю жизнь во всей ...

Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Каждый день полезный, каждый день чудесный"

Проект разработан с использованием игровых элементов, для формирования социального опыта, что способствовало бы не только усвоению и присвоению этого опыта, но и развивало личность  ребенка на вс...