ПРОЕКТ «ЭТИКЕТ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ»
проект (7 класс)
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»
ПРОЕКТ
«ЭТИКЕТ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ»
Гуманитарная секция:
Предметы: русский язык, литература,
история, искусствоведение
Сарчев Роман 7 класс
Руководитель проекта
учитель русского языка и чтения
Кочетова Е.Г.
Воспитатель Киричек М.А.
Оглавление
- Введение…………………………………………………………………. 3
- Основная часть…………………………………………………………... 5
- Заключение ……………………………………………………………… 8
- Список литературы ………………………………………………………9
- Приложение……………………………………………………………...10
Введение
Все правила достойного поведения давным-давно известны.
Остановка за малым – за умением ими пользоваться.
Б. Паскаль
2019 год в России указом Президента объявлен годом театра с целью развития и поддержки этого вида искусства. Театр – лучшая школа жизни и наглядный источник информации о мире. Дети лучше понимают содержание произведений, которые не только прослушали, но увидели и инсценировали. После этого они легко усваивают модели поведения, достойные подражания.Основной язык театрального искусства – действие, диалоги, игра. И это поможет нам в реализации нашего проекта.
На уроках чтения мы познакомились с произведением Д. Гальпериной «Здравствуйте». Нас заинтересовала тема общения людей между собой. Как правильно вести себя в различных ситуациях общения: со сверстниками, родителями, педагогами и окружающими людьми? Мы выбрали эту тему, считая, что в ходе проекта с помощью инсценировок, чтения художественных произведений углубим знания о правилах этикета, научимся правильно использовать принятые в обществе приветствия, обращения к людям, формулы благодарности, извинений, правила знакомства, беседы, оказание услуг старшим и т.д.
Актуальность.
Тему, которую мы выбрали для своего проекта, считаем актуальной, так как все больше людей из реального мира переходят в виртуальное пространство и особенно остро эта проблема касается детей. Беседа через монитор никогда не заменит живого общения, где можно видеть эмоции и ощущать человека. Происходит потеря навыков реального общения. Практически вся наша жизнь – это встречи с людьми. И от того, как протекают эти встречи, зависит и настроение, и отношения с людьми, и успех задуманного дела.
С помощью нашего проекта учащиеся приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для правильного поведения в обществе, способствующие подготовке их к дальнейшей жизни. Полученные знания являются путем к успеху в жизни, к возможности найти друзей. Этикет пригодится во многих жизненных ситуациях. Его знание поможет нам стать воспитанными, вежливыми и дружелюбными. Материал представляет информационную ценность для учащихся, учителей, воспитателей. В нашей работе собраны и описаны различные сведения о правилах этикета.
Цель: Расширение знаний о правилах этикета, через чтение художественных произведений, беседы, упражнения творческого характера, инсценировки, моделирование и анализ различных ситуаций.
Задачи:
- Расширить собственный словарь «вежливости»;
- Выпустить газеты о правилах этикета;
- Наблюдать за поведением и речью окружающих нас людей;
- Находить и выбирать информацию из разных источников;
- Самостоятельно применять на практике свои знания;
- Развивать умение выступать перед аудиторией.
Гипотеза – если изучить правила этикета, соблюдать нормы культурного общения в классе, школе, в общественных местах, то это позволит чувствовать себя уверенно в любом обществе.
Проектная деятельность включает в себя следующие этапы работы
1. Подготовительный этап.
Мы решили овладеть навыками культурного общения, изучая правила этикета. Под руководством учителя сформулировали цели и задачи проекта. Разработали план изучения правил этикета. Распределили ответственных на каждом этапе работы.
2. Основной этап.
На начальном этапе мы выяснили, что такое этикет. Этикет – это культура общения людей, основанная на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, знакомиться и т. д.) Основа этикета – воспитанность, вежливость, уважительное отношение к себе и окружающим.
В начале работы провели анкетирование (Приложение 1) учащихся 5 – 9 классов на знание правил этикета, понаблюдали за поведением ребят в школе, с целью узнать, что им известно о понятиях «этикет» и «вежливость». При анализе анкет мы заметили, что младшие ребята называли больше вежливых слов, чем старшие. На вопрос: «Помогает ли вежливость в жизни?» ребята отвечали «да», но затруднялись пояснить свой ответ.
Результаты анкетирования показали, что с самим определением «этикет» ребята знакомы, но вот назвать правила этикета вызывало некоторые трудности, самыми распространёнными были ошибки о правилах речевого этикета, о том, как дарить и принимать подарки, о правилах поведения в гостях. На вопрос: «Какие правила этикета ты хотел(а) бы узнать?», ребята чаще выбирали варианты о правилах речевого этикета, о поведении в общественных местах. Все ребята, участвовавшие в анкетировании, признали, что знать и соблюдать правила этикета необходимо.
В течение работы над проектом мы собрали необходимый материал по заранее определенному плану. Искали литературный материал для выпуска газет и изготовления буклетов, театрализованного представления (загадки, сценки, пословицы и поговорки, стихотворения). В подборе материалов мы использовали информацию из различных словарей, детских журналов, литературных источников, Интернет – ресурсов.
В процессе работы мы выпустили газеты «Уроки этикета» (Приложение 2) о происхождении правил этикета, в которых рассказали о разных формах общения.
Подготовили выставку книг «Поговорим о воспитанности» (Приложение 3) о правильном и неправильном поведении. На уроках внеклассного чтения познакомились и обсудили произведения из этих книг.
Посмотрели мультфильмы «Что такое этикет», «Уроки тетушки Совы», «Уроки хороших манер» и на примерах поняли, как применяются правила этикета в жизни.
Для учащихся 5-9 классов показали театрализованное представление «Это – можно, это - нет» (Приложение 4). Во время, которого ребята увидели инсценировки-миниатюры о поведении людей в разных жизненных ситуациях (в транспорте, театре, при общении со сверстниками, взрослыми), узнали историю возникновения этикета.
Совместно с учителем и воспитателем мы изготовили буклеты «Азбука этикета», «Этикетный словарь» (Приложение 5) и распространили среди обучающихся школы.
Используя весь собранный материал, создали презентацию.
В конце работы снова провели анкетирование. Результаты сравнили: в первый раз ответили на вопросы правильно 43% ребят, а после проведенной работы – 86% учащихся справились с заданием.
Защита проекта проходила поэтапно на уроках чтения и во внеурочное время.
Заключение
Работая над проектом, мы поняли, что в основе всех правил этикета лежит доброжелательность, доброе отношение к людям.
Этикет в нашей жизни играет очень важную роль. Знание правил этикета – это необходимый спутник воспитанного, культурного человека, незаменимый помощник при ежедневном общении.
Мы убедились в том, что русский язык очень богат и разнообразен и позволяет без труда подобрать необходимые для каждой ситуации вежливые слова и выражения. А потому не пользоваться этим богатством просто невежливо.
Выпустили газеты «Уроки этикета», изготовили буклет «Азбука этикета».
Обогатили собственный словарь и составили этикетный словарик, которым может воспользоваться каждый, желающий научиться вежливости.
Работая над проектом, мы овладели разными формами культурного поведения, используем их в различных жизненных ситуациях.
Работу над проектом было решено продолжить в дальнейшем, потому что не все правила этикета были освещены.
Таким образом, задачи проекта решены, поставленная цель достигнута.
Список литературы
- Андреев, Ф. В. Золотая книга этикета/ Ф.В. Андреев. Москва «Вече» 2004г.
- Бушелева, Б.В. Поговорим о воспитанности/ Б.В. Бушелева. – М.: Просвещение, 1980.
- Васильева – Гангнус, Л.П. Азбука вежливости/ Л.П. Васильева – Гангнус. – М.: Педагогика, 2004.
- Галынский, М.С. Полезная книга для малышей/М.С. Галынский. – М.: РОСМЭН, 2005.
- Дорохов, А.А. Это стоит запомнить/ А.А. Дорохов. – М.: Детская литература, 1980.
- Ладыженская, Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 2 класса. Ч. 1./ Т.А. Ладыженская. – М.: 2009.
- Лихачёва Л. С. Школа этикета: поучения на всякий случай/ Л.С. Лихачева. – Екатеринбург, 1995.
- Лихачёва Л. С. Уроки этикета: в рассказах, картинках и задачках/ Л.С. Лихачева. – Екатеринбург, 1995.
- Киржак, Э., Орлик Ю. Как себя вести/ Э. Киржак, Ю. Орлик. – Издательство Обзор, 1968.
- Корчинова, О.В. Детский этикет/ О.В. Корчинова. - Ростов на Дону «Феникс», 2002.
- Махалова, Т.И. Для вас девочки!/ Т.И. Махалова. – ВО «Наука» Новосибирск, 1993.
- Настольная книга для мальчиков/ под ред. Н. Васевой. – М.: ЭКСМО, 2004.
- Николаева, Петров Этикет. Умение жить и вести себя дома, в семье и в обществе./ – М.: Цитадель – Триада, 1999.
- Панкеев, И. И. Энциклопедия этикета/ И.И. Панкеев. – М., 2005.
- Пятак, С.В. «Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч./С.В. Пятак – М.: Эксмо, 2010
- Русские на родные загадки, пословицы, поговорки/под ред. Ю.Г. Круглова. – М.: Просвещение, 1990.
- Чудакова, Н.В. Этикет от А до Я/ Н.В. Чудакова. – М.: Издательство АСТ, 1997.
- Чудакова, Н.В. Я познаю мир: Дет. энциклопедия: Культура/Авт.-сост. Н.В. Чудакова. – М.,1999
- Шалаева, Г.П. Журавлёва, О.М. Новые правила поведения для воспитанных детей/ Г.П. Шалаева, О.М. Журавлёва.
- Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения)/В.Н. Ягодинская. М.: – Просвещение, 1991.
- Ресурсы Интернета:
https://www.liveinternet.ru/users/2365973/post355401153/ басня «Две гусыни»
https://yandex.ru/images/картинки для презентации и оформления проекта
http://www.bobruisk.belstu.by/e/93398-anketa-znaete-li-vyi-pravila-etiketa- анкетирование
Список литературы, рекомендованный для чтения обучающимся
- Барто А.Л. «В театре»
- Волков А. М. «Волшебник Изумрудного города»
- Гурина И.В. «Необыкновенная сова Маня»
- Гурина И.В. «Непослушные барсучата»
- Гурина И.В. «Бельчонок Тишка»
- Гурина И.В. «Селезень Афанасий и его друзья»
- «Детям» стихи С. Михалкова, А. Барто, К. Чуковского
- Линдгрен А. «Малыш и Карлсон»
- Лихачева Л. «Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках»
- Карганова Е.Г. «Песенка мышонка. Рассказы»
- Маршак С.Я. «Вот какой рассеянный»
- Маршак С.Я. «Детям. Сборник стихов»
- Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо»
- Милн А.А. «Винни-Пух и все-все-все»
- Некрасов А. С. «Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы»
- Осеева В.А. «Волшебное слово: Рассказы»
- Остер Г.Б. «Вредные советы»
- «О правильном и неправильном поведении. Вежливые дети: Стихи и рассказы» под ред. Р. Данковой
- Русская народная сказка. Лиса и Журавль
- Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
- Степанов В.А. «Уроки воспитания»
- Толстой Л.Н. «Волк и собака»
- Толстой Л.Н. «Для детей. Рассказы, басни, сказки, былины»
- Чичев Ю. «Как правильно себя вести. Этикет для малышей»
- Чуковский К. И. «Федорино горе»
- Чуковский К.И. «Мойдодыр»
- Чуковский К.И. «Телефон»
- Чуковский К.И. «Краденое солнце»
- Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Замечательная презентация-релаксация к 8 Марта и на каждый день (не моя)!!!
Замечательная презентация -релаксация для всех женщин на каждый день и к 8 Марта (автора не знаю)!!! Наслаждайтесь! Расслабляйтесь! Отдыхайте!!!...
Замечательная презентация-релаксация к 8 Марта и на каждый день (не моя)!!!
Релаксация: отдохнете после трудного дня!!!...
Программа элективного курса по английскому языку "Глаголы на каждый день"
Данный курс предназначен для учащихся 8-9 классов, которые хотят получить более полноепредставление об английских глаголах....
Вежливость каждый день
сценарий развлекательного экскурса в историю этикета для 8-10 классов...
Классный час по толерантности "Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности"
Цель занятия:Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями;Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;С...
Аффирмации на каждый день.
Аффирмации на каждый день. 1. Во мне заложен огромный потенциал роста. Я даю возможность проявиться своим лучшим качествам. Моя душа открыта для добра. Я люблю жизнь, и я проявляю жизнь во всей ...
Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Каждый день полезный, каждый день чудесный"
Проект разработан с использованием игровых элементов, для формирования социального опыта, что способствовало бы не только усвоению и присвоению этого опыта, но и развивало личность ребенка на вс...