учебно - дидактическое пособие по профилактике дисграфии
методическая разработка
учебно - дидактическое пособие по профилактике дисграфии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_propedevtike_disgrafii.odt | 12.69 КБ |
profilaktika_disgr_sostavila_shibanova_marina_pavlovna.docx | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мотмосская средняя школа
Конспект логопедического занятия с группой учащихся 1 класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи по пропедевтике дисграфии.
Учитель – логопед: Шибанова М.П.
2019 г.
Тема. Слоговой анализ и синтез.
Цель. Развитие навыков слогового анализа и синтеза.
Задачи.
Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического и слогового анализа и синтеза;
- развитие зрительного гнозиса, мнезиса;
- развитие мелкой моторики;
- развитие логического мышления.
Коррекционно – обучающие:
формирование
- совершенствование умения определять количество, порядок и последовательность слогов в словах, соотносить слова со схемой;
- закрепление синтагматических связей существительного и прилагательного;
- уточнение и расширение словаря прилагательных по теме «Дикие животные».
Коррекционно - воспитательные:
- воспитание мотивации к учению;
- воспитание умения слушать и слышать речь учителя и товарищей.
Здоровьесберегающие:
- содействие сохранению и укреплению здоровья обучающихся посредством использования двигательной активности для различных групп мышц; соблюдение охранительного педагогического режима.
Формируемые УУД.
Личностные:
- сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; адекватно воспринимать оценку логопеда; выполнять учебные действия в материале.
Коммуникативные:
- допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях.
Познавательные:
- анализировать объекты, проводить сравнения.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Работа по звуко – слоговому анализу и развитию чувства ритма.
Дети и логопед приветствуют друг друга, проговаривая по слогам и отхлопывая слово «Здравствуйте».
Логопед предлагает игру «Имя на ладошке». Дети по очереди прохлопывают свои имена.
2. Сообщение темы занятия.
Буквы на экране («слог»)
Логопед говорит о том, что на занятии учащиеся будут делить слова на слоги и составлять из слогов слова.
- Психогимнастика.
А чтобы правильно выполнить все задания надо позвать на помощь друзей и помощников: руки (сжимают-разжимают кулаки), пальцы («Пальчики здороваются»), глаза, уши (самомассаж), голова (повороты вправо, влево).
- Уточнение пространственных взаимоотношений.
Стоя в шеренге дети называют стоящего слева, стоящего справа.
- Развитие фонематического восприятия, развитие тактильных ощущений.
Логопед предлагает поиграть в игру «Угадай букву» и составить слово из угаданных букв. Дети составляют слово «весна», затем читают слово орфографически ритмизировано. Логопед обращает внимание на разницу в произношении и написании слова.
- Формирование временных представлений.
Логопед:
- Ребята, я считаю, что сейчас осень. Я права? Почему? (Ответы детей).
- Какой сейчас месяц? Какое число?
Дети проговаривают с движением руки, демонстрируя открытый и закрытый слог.
- Какой сегодня день недели? А вчера? А завтра? (Ответы детей).
7. Работа над словосочетанием.
(Согласование прилагательных с существительными в роде и числе)
Логопед предлагает подобрать к словам – предметам подходящие слова – признаки предметов. Учащиеся подбирают и орфографически ритмизировано читают получившиеся словосочетания.
- Составление слов из слогов.
Логопед говорит о том, что весной появляются первые цветы, спрашивает учащихся, какие весенние цветы им известны и предлагает взять по два цветка – слога и составить слова. Дети составляют и прочитывают получившиеся слова-названия диких животных.
Логопед просит назвать «лишнее» слово и поиграть в игру «Что изменилось?».
- Фонетическая ритмика.
(Соотнесение звучания гласных с движениями рук)
Учащиеся поют гласные звуки с движениями рук.
10. Развитие фонематического восприятия. Звуко – слоговой анализ и синтез слов.
Логопед предлагает детям отгадать загадку:
- Животное, в названии которого первый звук «ль», последний звук «а».
Учащиеся называют количество слогов, гласные звуки, мягкие и твёрдые согласные, количество звуков в слове «лисичка».
Двое учащихся делают звуковую схему этого слова. Два других ребёнка составляют слово «зайчик» из звуков «Звуковой чашечки» и один ученик отгадывает слово по звуковой схеме. Далее делается взаимопроверка и самопроверка.
11. Развитие мелкой моторики. Закрепление графического образа буквы.
Логопед предлагает угадать «слово – невидимку» (по буквам, написанным в воздухе). Дети отгадывают слово и выкладывают его из зёрен.
12. Развитие связной речи.
Логопед говорит о том, что в волшебном лесу живут сказочные персонажи и предлагает отправиться в гости к Лесовичку.
Дети, глядя на картинку, называют кого встретил Лесовичок на своём пути. Учащиеся подбирают к существительным – названиям животных подходящие прилагательные. Затем составляют описательный рассказ о лисе.
13. Итог занятия.
Учащиеся показывают зелёный цвет светофора если на занятии всё было понятно, жёлтый цвет если не всё получалось и красный если многое не получалось и нужна помощь.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие для учащихся 5 – 11 классов ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ по теме «Ролевая игра на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся»
Данный материал предназначен для учащихся 5-11 классов....
Учебно - методическое пособие "Технология Укрупнения Дидактических Единиц на уроках истории и обществознания"
Пособие содержит теоретическое обоснование применения технологии академика П.М. Эрдниева и разработки уроков с применением технологии...
Turbo Pascal v.6.0, 7.0 учебно-дидактическое пособие для средних учебных заведений (процедурно - ориентированный блок
Пособие писалось в те времена, когда с учебно - методической литературы били большие проблемы......
ДОКЛАД НА ТЕМУ «ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ ПРИ ПОМОЩИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР У УЧАЩИХСЯ С ПРОБЛЕМАМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ»
доклад "профилактика дисграфии и дислексии"...
«Ошибки на письме» Дисграфия. Мероприятия по профилактике дисграфии.
Чаще всего причиной дисграфии называют недоразвитие высших психических функций и устной речи. Некоторые авторы (И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев, М.М. Безруких) говорят в этой связи о несформированности ...
Статья "Профилактика дисграфии и дислексии при помощи дидактических игр у учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии".
Возможность успешного обучения и социализации детей с проблемами в интеллектуальном развитии определяется различными факторами, одним из которых является развитие связной речи. Важнейшей предпосылкой ...
Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников средствами дидактической игры
Методическая разработка...