Закрепление представления о правилах этики, культуре речи.
материал (7 класс)
доклад на педагогический совет 2019г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovet_mart_2019g.docx | 16.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педсовет март 2019г.
Горбенко Н.Ю.
Тема: Закрепление представления о правилах этики, культуре речи.
Бесспорным считается мнение о том, что подъём культуры речи учащихся
определяет в первую очередь состояние речи педагогов образовательного
учреждения и окружающих их людей. Любой взрослый является примером
для подражания. Недаром В.А.Сухомлинский считал, что искусство-
воспитание, прежде всего, включает в себя искусство владение словом.
Поскольку этикет определяет нормы поведения в различных обстоятельствах в школе, на улице, в гостях и т.д .В своей работе темы для занятий по закреплению представления о правилах этики, культуре речи, я сгруппировала в три раздела:
- Культура речевого поведения в школе.
- Культура речевого поведения на улице.
- Культура речевого поведения в общественных местах ( в музее, в магазине, на секции, в библиотеки.)
В каждой беседе по этим разделам даётся краткий перечень тех правил, которые должны усвоить дети. На основе этих правил строится занятие.
В разделе «Культура речевого поведения в школе» мы с ребятами говорим об элементарных правилах, связанных с их отношением к учителям, воспитателям, сверстникам, работникам школы. Режимные моменты, массовые школьные мероприятия и т.д - вот те наиболее привычные для учащихся ситуации, поведение в которых может быть рассмотрено в беседах данной темы. Здесь я затрагиваю вопросы вежливого поведения по отношению к взрослым, сверстникам, товарищам, внимания к ним, умения с ними считаться.
Раздел «Речевое поведение на улице» поднимает вопросы об отношении к окружающим нас людям.
Третий раздел «Речевое поведение в общественных местах» - тема близко примыкающая к предыдущей. Здесь мы обсуждаем правила поведения там, где обычно собирается много незнакомых людей, которые вынуждены вступать в какие-то контакты между собой. Объясняю ребятам, что соблюдение правил этики позволяет сделать совместное пребывание со многими незнакомыми людьми не только терпимым, но и приятным. Это возникает тогда, когда люди умеют считаться друг с другом. Конечно желательно, занятия проводить с детьми в более разнообразной и увлекательной форме. Это могут быть сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры. Такие формы конечно приемлемы к более младшему школьному возрасту. Я в своей работе чаще использую беседы, но все элементы сюжетно-ролевых игр мы проводим на занятиях. Например предлагаю обыграть «Разговор покупателя с продавцом» или «Разговор по телефону». Наши ребята обычно испытывают затруднения в таких случаях, они порой не знают, что сказать, о чём спросить. Поэтому такие моменты тоже необходимы. Также предлагаю детям обсудить различные ситуации, Приведу примеры ситуаций, которые мы обсуждали на занятиях:
- Вы едете в автобусе. Надо пройти к выходу, но на пути стоят люди. Как вы поступите в такой ситуации?
- Вас пригласили в гости, но вы не можете пойти (ваши действия)
- Вы опоздали на урок, хотите войти в класс.
я считаю ситуация является одним из эффективных приемов, здесь мы не только обсуждаем, но и анализируем. Ребята должны понимать, зачем они это делают, где и когда им это может пригодиться в жизни.
Ещё на своих занятиях по закреплению данной темы я применяю фрагменты дискуссии, слежу за её ходом, развивая умение слушать другого. Приведу пример одной проблемы:
В дверях сталкиваются два мальчика, одному 8 лет, другому 10. Кто должен пропустить?
Данная проблема вызывает разные точки зрения ребят, которые они пытаются аргументировать. После высказанных точек зрения я предлагаю правильный вариант решения проблемы (пропустит тот, кто вежливее)
Применение представленных мною приёмов и форм считаю полезными на своих занятиях.
Таким образом, закрепление правил этики, культуры речи является важнейшей педагогической задачей, и лучший способ воспитания у детей правильного речевого поведения, поддержание атмосферы уважения и доброжелательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование знаний и представлений о правилах закаливания.
Урок с ИКТ по физической культуре в 5 классе. Конспект плюс презентация. Задачи урока:1. Формирование знаний и представлений учащихся о правилах закалива...
Презентация к занятию во 2 классе специальной общеобразовательной (коррекционной) школе VIII вида "Путешествие по радуге" (закрепление представлений об основных цветах и их оттенках).
Презентация разработана для занятия обобщающего занятия во 2 классе специальной общеобразовательной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Основные цвета и их оттенки". Цвет определяется как светово...
Сценарий новогоднего тематического театрализованного представления по правилам дорожного движения " Дорога к новогоднему Олимпу"2013г
Герои сценария действуют только по правилам дорожного движения и спасают Деда Мороза. Для детей 6-12 лет...
Текст. Различные сферы употребления устной публичной речи. Культура речи. Критерии культуры речи.
Лекция по разделу "Развитию речи"...
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...
Закрепление представлений о геометрических фигурах в семье (в период самоизоляции)
В период самоизоляции или болезни многие дети и родители находятся дома. Чтобы дети не забыли полученные знания, я подготовила презентацию, которая поможет закрепить представления об...
Урок развития речи(2ч) "Природа в представлении русского языка и культуры"
Анализ концепта "природа" с привлечением высказываний известных ученых,писателей,поэтов,которые необходимы на уроках РР по русскому языку или на элективных курсах по...