Занятие по теме "Мир чувств и эмоций"
план-конспект
Данное занятие является часть тренинга по снятию синдрома эмоционального выгорания и предназначено для работы психолога с педагогами и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_mir_chuvstv_i_emotsiy.docx | 232.89 КБ |
Предварительный просмотр:
- Занятие. Мир чувств и эмоций.
Китайская поговорка.
Человек усваивает:
10% того, что слышит
50% того, что видит
70% того, что сам переживает
90% того, что сам делает.
- Разминка «Поиск сокровищ».
УЧАСТНИКАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ определить:
- Сиюминутную эмоцию и соотнести ее с понятиями «нравственные эмоции», «интеллектуальные эмоции», «эстетические эмоции».
- Чувство, как проявлении эмоции в отношении сегодняшнего рабочего дня и описать его как «найденное сокровище» со знаком «+» и «-».
- Вводная часть.
- Нравственные эмоции - это эмоции одобрения, осуждения, удовлетворения, радости, сомнения, гнева, стыда, сочувствия. Чувства - более устойчивые субъективные состояния - любовь, ненависть. Нравственная эмоция направлена к субъекту. Она «неприложима к неодушевленным предметам, к жизни животных». Нравственные эмоции возникают по поводу нравов и действий людей и обращены к людям. Предметом нравственной эмоции является процесс «обработки людей людьми». В конечном счете нравственная эмоция утверждается в поведении личности, в моральной сфере общественного сознания
- Возникновение эмоциональной реакции на мысль - это эмоция высшего порядка. Интеллектуальная эмоция, возникая как продукт умственной деятельности, направлена на выявление существенных свойств объекта. В конечном итоге интеллектуальная эмоция утверждается в теоретических, научных знаниях и текстах. К интеллектуальным эмоциям – относят те, которые как констатируют, так и предвосхищают успех или неуспех мыслительной деятельности. Они имеют специфическую модальность. Интеллектуальные эмоции возникают уже на первой фазе мыслительного процесса при формулировании проблемы. Чаще всего – это эмоция удивления. Она начинает функционировать в мыслительном процессе и презентует в сознание еще неосознанные противоречия между старым и новым. Вместе с тем эмоция удивления – это конкретный механизм, опосредующий влияние познавательного мотива. Это позволяет осознать противопоставление, выбрать средства для его преодоления.
«На следующей фазе мыслительного процесса – фазе разрешения проблемы – возникают эмоциональные догадки, которые представляют собой эмоциональные оценки новых, еще неосознанных смысловых образований по их адекватности познавательному мотиву. Именно эмоция догадки сигнализирует о появлении нового смыслового образования и вызывает уверенность или сомнение в том, что мыслительная деятельность протекает правильно. Такие догадки, как следствие прошлого опыта человека, его знаний, позволяют проверить степень вероятности разрешения проблемы.
Следовательно, эмоции предвосхищают дальнейший ход мышления и осуществляют прогноз: возможно или нет решение проблемы. Когда возникает уверенность, человек начинает действовать более определенно и еще больше включается в мыслительный процесс. Сомнение и отрицательные эмоции сигнализируют о бесперспективности дальнейшего хода мыслительного процесса.
Значительное количество эмоций возникает на завершающей фазе мыслительного процесса, когда проверяется правильность решения. Именно с результатами мышления связано наибольшее число как положительных, так и отрицательных эмоций: радости, восторга, восхищения, чувства удовлетворения, облегчения или – неудовлетворения, разочарования, скепсиса, тревожности.
- Эстетическая эмоция и являющаяся ее антиподом религиозная эмоция направлены на отражение акта отношения между объектом и субъектом. В чем их общие и отличительные признаки? Как эстетическая, так и религиозная эмоции связаны с созерцанием действительности, и у той, и у другой эмоции предмет отражения – объективная реальность в гармоническом единстве ее субъектно-объектных сторон.
- Упражнение «Наши ожидания».
Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник записывает свои ожидания в правой колонке на листке). Корректировка запроса.
С помощью мозгового штурма ведущий занятия делает выход на понятие «эмоциональное выгорание». Выстраивание каждым участником своих целей в тренинге, своих ресурсов и ограничений. Заполнение первой таблицы «Дневника тренинга».
- Обсуждение.
Основные принципы групповой работы.
- Принцип активности заключается в вовлечении участников тренинга в проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Принцип активности опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает 10 % того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает, и 90% – того, что делает сам.
- Принцип исследовательской творческой позиции заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможности, особенности.
- Принцип осознания поведения заключается в переводе импульсивных поступков участников в поле осознаваемого с помощью механизма обратной связи, получаемой каждым участником от других членов группы.
- Принцип партнерского общения предполагает учет каждым участником интересов других в процессе межличностного взаимодействия, а также их чувств, эмоций, переживаний, признание ценности личности другого человека.
Выделение главных профессиональных и личностных ресурсов человек., Корректировка личной схемы (нижняя часть таблицы целей).
Основная часть.
4. Упражнение «Календарь настроения».
Проведение. Участникам раздаются листочки, где они пишут свои имена и определяют ту эмоцию и чувство, которое у них возникло в ходе выполнения данной части занятия. Затем с помощью ТАБЛИЦЫ ЧУВСТВ прописывают степень выраженности этого чувства.
Ведущий дает краткую информацию о 6 базовых эмоциях: счастье, печаль, злость, страх, отвращение, презрение.
- Упражнение «Метафора проблемы».
Ведущий предлагается описать свою профессиональную проблему как картинку, опираясь только на 3 образа. Например, стул, ежик, болото. Затем участники по кругу и называют свои метафоры проблем. Каждый участник, должен увидеть в образах своих товарищей их проблемы, понять смысл предлагаемой метафоры и выбрать те образы, метафора которой покажется ему наиболее близкой к собственному образу проблемы.
На следующем этапе участники объясняют выбранных образы для метафоры и дают анализ метафоры.
Последним заданием является создание метафоры победы над своей проблемой, в которой может быть скрыт способ разрешения педагогической проблемы. После выполнения этого упражнения участники обсуждают ход упражнения.
- Игра «На что похоже мое настроение».
Ведущий просит каждого участника представить свое настроение. Настроение необходимо описать: какого оно цвета и на что оно похоже и т.д. Задача соседа — угадать, какое настроение изображено на рисунке.
- Завершение занятия. Рефлексия.
Вопросы:
- Какие проблемы других участников для Вас оказались близкими?
- Какие новые способы разрешения проблемы Вы сегодня узнали?
- Какие особенности изображения настроения Вас удивили?
- Задание. Заполнить 1 ступень к Гармонии – «Я - успешный и профессиональный».
- Задание. Заполнить 2 ступень к Гармонии – «Грани моих эмоций».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Чувства и эмоции в разговоре с подростком»
Бесспорно, чувства и переживания подростка заслуживают внимания со стороны родителей. Именно принятие, сопереживание и внимание со стороны родителей и есть основа доверительных отношений в семье, зало...
картинный материал (чувства и эмоции)
картинный материал (чувства и эмоции)...
Занятие в 8-11 кл. «Мир моих чувств и эмоций»
Создание условий для обращения учащихся к особенностям собственного эмоционального мира, для осознания подростками амбивалентности эмоций....
Презентация по английскому языку "Чувства и эмоции"
Эта презентация отлично подойдет как и для начальной школы, так и для средней школы для различных УМК...
план занятия: «Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций»
Цель занятия: дать определение эмоциям и чувствам, познакомить с многообразием эмоциональных проявлений у человека, причинами их возникновения; учить различать чувства и эмоции окружающих; выявить уро...
Тесты для подготовки к ЕГЭ по биологии. Темы: "Память", "Чувства и эмоции".
Данные тесты содержат по 10 вопросов по темам "Память" и "Чувства и эмоции". К каждому вопросу даётся 4-5 вариантов ответов, один из которых правильный. За каждый правильный ответ ученик получает 1 ба...
Значение природных свойств нервной системы в профессии. (Темперамент. Чувства и эмоции. Стресс)
ТЕМА: Значение природных свойств нервной системы в профессии. (Темперамент. Чувства и эмоции. Стресс)...