Рабочая программа
рабочая программа
Рабочая программа учителя- логопеда как часть АОП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа учителя-логопеда | 62.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ГБОУ «Школа №810»
Рабочая программа
Коррекционные логопедические занятия
учителя-логопеда Спиркиной Марины Григорьевны
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку (академик РАО Т.Г.Рамзаева и др.) языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы. Это обусловлено рядом факторов.
Изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с нерезко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У них отмечаются недостатки речевого развития, первичного или вторичного генеза, что в свою очередь обуславливает трудности в освоении программы школы.
Можно выделить следующие речевые нарушения:
- фонетический дефект- недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В этом случае коррекционное воздействие ограничивается постановкой и автоматизацией звуков и проводится на индивидуальных занятиях;
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - недостаток речи, при котором имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи ребёнка: дефекты произношения, трудности различения звуков, недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
- общее недоразвитие речи (ОНР) - нарушение речи, при котором недостаточно сформирована вся система средств языка: дефекты произношения, трудности различения звуков, недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова, количественная и качественная неполноценность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, выраженность которых может быть различной.
Когда дети начинают читать и писать, у них, как правило, появляются недостатки чтения и письма, которые являются вторичным проявлением недостаточной сформированности устной речи (ОНР, ФФН).
С детьми, имеющими ФФНР, ОНР и нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР и ФФНР, проводятся групповые занятия по ( ОНР) -3-4 и (ФФНР)-4-5 человек в группе, (ОНР)-3 , (ФФНР)-2 раза в неделю.
Группы формируются на основе диагноза, возраста и тяжести речевой патологии.
Цель данной программы - формирование у детей правильной устной и письменной речи, как основы успешного обучения в школе, имеющей языковую направленность.
Задачи:
1. формировать правильное произношение фонем;
2.развитие фонематического слуха для успешного овладения как родным, так и иностранным языком;
3. совершенствовать лексико-грамматическую сторону устной и письменной речи;
4. обучение практическому овладению навыками образования слов;
5. развивать связную речь:
- отработка и совершенствование предложений различных синтаксических конструкций;
- формирование умений и навыков определять содержание текста, его логическое построение и языковое оформление.
Формы работы:
1. Обследование:
- фронтальное;
- индивидуальное.
2.Диагностика.
3. Коррекционные занятия:
- индивидуальные занятия по постановке звуков;
- групповые занятия по темам, указанным в программе.
Формы контроля:
- анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
- проверочные работы: диктанты, изложения, сочинения в течение года (в группе);
Направления работы:
1.Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
2. Восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой в устной и письменной речи.
3.Развитие связной речи во всех видах деятельности.
Предполагаемый результат:
Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:
- научиться правильно произносить звуки;
- пользоваться этими звуками в речи;
- различать оппозиционные фонемы;
- овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
- усовершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;
- овладеть навыками построения связного высказывания во всех видах деятельности.
Содержание программы по разделам:
Подготовительный этап:
Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению, овладению чтением и письмом.
Учителя-логопеды по своему усмотрению проводят данные занятия в начале коррекционной логопедической работы, учитывая особенности развития детей и характер их речевых нарушений.
- этап:
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
- этап:
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса
- путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;
- за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
- уточнение значений используемых детьми синтаксических конструкций;
- формирование у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимии родного языка.
- этап:
- программирование смысловой структуры высказывания;
- установление связности и последовательности высказывания;
- отбор языковых средств;
- активное и адекватное использование приобретенных навыков в целях общения в любом виде деятельности, как в письменной, так и в устной речи.
Условия реализации программы:
1) Наличие необходимых условий для занятий.
- логопедического кабинета для занятий;
- наглядных пособий;
- дидактического материала;
- учебной литературы;
- зеркал.
2) Обеспечение систематических занятий.
3) Последовательное выполнение всех задач.
4) Привлечение родителей к работе с детьми дома.
5) Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций.
Возрастной состав групп: 1 - 4 классы.
Программа рассчитана на 2 - 2,5 года в зависимости от сложности группы.
Список использованной литературы:
1. Волкова, Селиверстов. Хрестоматия по логопедии. Том 2. - М.: Владос, 1997.
2. Волкова, Шаховская. Логопедия. - М.: Владос, 1999.
3. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб.: 1997.
4. Левина Р.Е. Логопедическая работа в школе. - М.: 1953.
5. Левина Р.Е. Недостатки речи и письма у детей. - М.: 1961.
6. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с нарушениями речи. - М.: 1961.
7. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: Изд-во АПН РСФСР 1950.
8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Изд-во МГУ, 1983.
9. Лурия А.Р. Мозг и психика. Хрестоматия по психологии под ред. Мироненко В.В.- М.: Просвещение, 1977.
10. Ю.Меудис В.Я., Негуре И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. - М.: 1994.
11. И.Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. – М. Владос, 1997.
12. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексия и дисграфия. Сб. под ред. Ляпидевского С.С. - М.: Медицина, 1969,
13. Токарева О.А. Расстройства речи у детей и подростков. Сб. под ред. Ляпдевского С.С. - М.: Медицина, 1969.
14. Хватцев М.Е. Логопедия. - М.: 1959.
15. Величенкова О.А. Дисграфия. Лекция. - М.: КПК 2002-2003.
16. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление младших школьников. - М.: Владос, 1997.
17. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: В. ДОС, 1998.
18. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1972.
19. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.: Просвещение, 1991.
20. Городилова, В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправление недостатков. - М.: Аквариум, 1996.
21. Волкова Л.С. Логопедия. - М.: Просвещение, 1989.
22. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: 1994.
23. СпироваЛ.Ф. Графические ошибки при нарушенииях письма у детей с недоразвитием речи. Проблемы психического развития нормального ребенка. - М.:
24. Токарева О.А. Расстройство письменной речи у детей. Очерки патологии речи и голоса. - М.: 1963.
25. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. - М.: АРКТИ, 2007.
26.Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. Е.А. Алябьева – Москва, ТЦ Сфера, Москва, 2005
27.Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. Н.Ю. Костылева – Москва, ТЦ Сфера,2007
28.Гимнастика мозга. П. И. Деннисон, Г. И. Деннисон. Книга для родителей и педагогов. – Москва, «Восхождение», 1998
29.Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Карла Ханнафорд. – Москва, «Восхождение»
Календарно-тематическое планирование*
логопедических занятий с учащимися 1-х классов,
имеющими ОНР, ФНР, ФФНР**
на 20_18___ - 20_19___ учебный год
Подготовительный этап***
Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
№ п/п | Дата | Тема занятия | Содержание работы | |
Задачи | Виды работ, игры и упражнения | |||
1 | Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи. | 1. Развитие общих речевых навыков. 2. Знакомство с понятиями физиологическое и речевое дыхание. 3. Знакомство с понятием темп речи. 4. Знакомство с понятием интонационная выразитель-ность. 5. Знакомство с Правилами речи. | 1. Игры-поддувалочки: «Одуванчик», «Бабочки», «Чья птичка дальше улетит» и т.п. 2. «В лесу», «Не разбуди Катю». 3. Скороговорки. 4. «Маша и медведь», «Теремок» (озвучь героев). 5. «Определи с какой интона-цией сказана фраза (. ? !)», «Скажи с разной интонацией». | |
2 | В мире звуков. Звуки окружающего мира. | 1. Развитие общего физического слуха, умения слушать и слышать. 2. Развитие умения различать звуки окружающего мира. | 1. «Звуки комнаты», «Звуки улицы», «Звуки кухни» и т.п. 2. «Что звучало?» (предметы), «Кто как голос подает?» (животные), «Звуки природы». | |
3 | Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки. | 1. Развитие умения различать звуки окружающего мира и звуки речи. | 1.«Что звучало?» 2. «Кто сказал?», «Узнай по голосу». | |
4 | Ознакомление с органами артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. | 1. Знакомство со строением артикуляционного аппарата. 2. Отработка упражнений общей артикуляционной гимнастики. | 1. Работа с зеркалами и логопе-дическими профилями. 2. Артикуляционные упражне-ния. | |
5 | Дыхание. Дыхательная гимнастика. Голосообразование. Голосовая гимнастика. | 1. Тренировка плавного выдо-ха. Развитие силы и длитель-ности выдоха. 2. Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха. 3. Знакомство с понятиями плавность речи и тембр голоса, модуляция голоса (высота). 4. Знакомство с понятием сила голоса (тише, громче). | 1. «Задуй свечу», «Футбол», «Кораблики», «Кто дальше?». 2. Упражнения: «Нос - нос», «Нос - рот», «Рот - нос», «Рот - рот». 3. Дыхание с задержкой под счет. 4. Дыхательно-голосовые упражнения с модуляцией голоса: «Укачиваем Катю», «В лесу!». | |
6 | Общая моторика. Речь с движением. | 1. Развивать общую моторику, чувство ритма, координацию движений. | 1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Игры с передвижением под музыку. 2. Игры с мячом. 3. Гимнастика мозга: «Кнопки мозга», «Умные движения», «Ленивые восьмерки», «Перекрестные движения» и т.д. 4. «Расскажи стихи руками». | |
7 | Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика. | 1. Развивать общую моторику, чувство ритма, координацию движений. | 1. Пальчиковая гимнастика. 2. Пальчиковая гимнастика с предметами. 3. Игры и задания с различны-ми предметами (мозаика, шнуровка, счётные палочки, спички, пуговицы, верёвочки, пластилин и т.д.) | |
8 | Слуховое восприятие и внимание. Фонематический слух. Вербальная память. | 1. Развивать слуховое восприятие, внимание и память. 2. Развивать фонематический слух. 3. Развивать вербальную память. | 1. «Отгадай, кто сказал?», «Повтори ритм», «Где позвонили?». 2. «Доскажи словечко», «Рифмы». 3. «Назови слово» (на заданный звук), «Отгадай звук», «Найди место звука в слове». 4. «Запомни и повтори», «Цепочка слов» (3 слова; 6 слов), «Что изменилось?», «Повтори и добавь». | |
9 | Зрительное восприятие, внимание и память. Логическое мышление. | 1. Развивать зрительное восприятие, внимание и память. 2. Развивать логическое мышление. | 1. «Что изменилось?», «Дорисуй фигуру», «На что похоже?» и т.п. 2. «Запомни и нарисуй» и т.п. 3. Игры и упражнения с сериями картинок, лото и т.п. | |
10 | Зрительно-пространственные и временные представления. Зрительно-моторная координация. Графические упражнения. | 1. Развивать зрительные, пространственные и временные представления детей. 2. Развивать зрительно-моторную координацию. 3. Развивать графо-моторные навыки детей. | 1. Рисование бордюров, узоров. 2. Графические диктанты. 3. «Повтори движение» (стоя рядом), «Сделай как я» (стоя напротив). 4. «Круглый год», «Вчера, сегодня, завтра», «Утро, день, вечер, ночь», «Что сначала, что потом» и т.п. 5. «Четыре точки» и другие игры с карандашом. |
Календарно-тематическое планирование
логопедических занятий на I этапе* коррекционной работы с учащимися 1-х классов,
имеющими ОНР, ФНР, ФФНР
на 2018___ - 2019___ учебный год
№ п/п | Дата | Тема занятия | Примечания |
Тема I: Предложение (4 часа) | |||
1 | Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. | ||
2 | Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». | ||
3 | Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении. | ||
4 | Упражнение в выделении предложений из рассказа. | ||
Тема II: Звуки и буквы (1 час) | |||
5 | Звуки и буквы. Алфавит. | ||
Тема III: Гласные и согласные (2 часа) 7 часов Уточнение гласных а, о, у, ы, и (5 часов) | |||
6 | Гласные звуки и буквы. | ||
7 | Согласные звуки и буквы. | ||
8 | Уточнение гласного а. | ||
9 | Уточнение гласного о. | ||
10 | Уточнение гласного у. | ||
11 | Уточнение гласного ы. | ||
12 | Уточнение гласного и. | ||
Тема IV - V: Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение. (13 часов) | |||
13 | Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного. | ||
14 | Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов. | ||
15 | Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов со стечением согласных. | ||
16 | Упражнение в закреплении звуко-буквенного анализа и синтеза односложных слов и односложных слов со стечением согласных. | ||
17 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов. Ударение. Перенос слов. | ||
18 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов. | ||
19 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов. | ||
20 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов. Ударение. Перенос слов. | ||
21 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов. | ||
22 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов. | ||
23 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов. Ударение. Перенос слов. | ||
24 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов. | ||
25 | Проверка знаний и умений по пройденным темам. Самостоятельная работа. | ||
Тема VI: Согласные (89 часов) VI.1 Дифференциация твердых и мягких согласных (23 часа) | |||
26 | Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости. | ||
27 | Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных. | ||
28 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». | ||
29 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «ы – и». | ||
30 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я». | ||
31 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «а - я». | ||
32 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». | ||
33 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «о - ё». | ||
34 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «у – ю». | ||
35 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «у – ю». | ||
36 | Дифференциация гласных «о - у». | ||
37 | Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных «о - у». | ||
38 | Дифференциация гласных «ё-ю». | ||
39 | Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных «ё-ю». | ||
40 | Дифференциация гласных второго ряда. | Эти темы даются в случае необходимости, например, для других пар гласных: «е - я» и т.д. | |
41 | Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных второго ряда. | ||
42 | Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости. | ||
43 | Тренировочные упражнения на обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце слов. | ||
44 | Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в середине слов). Второй способ обозначения мягкости. | ||
45 | Разделительный мягкий знак. | ||
46 | Тренировочные упражнения на различение слогов и слов с разделительным мягким знаком и без него в устной и письменной речи. | ||
47 | Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме. | ||
48 | Проверка знаний и умений по теме «Дифференциация твердых и мягких согласных». Диктант. | Варианты проверочных работ: диктант, самостоятельная работа по карточкам, тестовая работа и т.п. | |
VI.2 Различение звонких - глухих согласных звуков (38 часов) | |||
49 | Звуки [б], [б׳], буква «Б». | ||
50 | Звуки [п], [п׳], буква «П». | ||
51 | Различение звонких и глухих [Б] - [П] в устной и письменной речи. | ||
52 | Упражнение в различении [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
53 | Тренировочные упражнения на различение [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях. | ||
54 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. | ||
55 | Звуки [в], [в׳], буква «В». | ||
56 | Звуки [ф], [ф׳], буква «Ф». | ||
57 | Различение звонких и глухих [В] - [Ф] в устной и письменной речи. | ||
58 | Упражнение в различении [В] - [Ф] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
59 | Тренировочные упражнения на различение [В] - [Ф] в слогах, словах, предложениях. | ||
60 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. | ||
61 | Звуки [г], [г׳], буква «Г». | ||
62 | Звуки [к], [к׳], буква «К». | ||
63 | Различение звонких и глухих [Г] - [К] в устной и письменной речи. | ||
64 | Упражнение в различении [Г] - [К] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
65 | Звуки [х], [х׳], буква «Х». | ||
66 | Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи. | ||
67 | Тренировочные упражнения на различение [Г] - [К] - [Х] в слогах, словах, предложениях. | ||
68 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. | ||
69 | Звуки [д], [д׳], буква «Д». | ||
70 | Звуки [т], [т׳], буква «Т». | ||
71 | Различение звонких и глухих [Д] - [Т] в устной и письменной речи. | ||
72 | Упражнение в различении [Д] - [Т] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
73 | Тренировочные упражнения на различение [Д] - [Т] в слогах, словах, предложениях. | ||
74 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. | ||
75 | Звук [ж], буква «Ж». | ||
76 | Звук [ш], буква «Ш». | ||
77 | Различение звонких и глухих [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи. | ||
78 | Упражнение в различении [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
79 | Тренировочные упражнения на различение [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях. | ||
80 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. | ||
81 | Звуки [з], [з׳], буква «З». | ||
82 | Звуки [с], [с׳], буква «С». | ||
83 | Различение звонких и глухих [З] - [С] в устной и письменной речи. | ||
84 | Упражнение в различении [З] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
85 | Тренировочные упражнения на различение [З] - [С] в слогах, словах, предложениях. | ||
86 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. | ||
VI.3 Различение шипящих – свистящих звуков (16 часов) | |||
87 | Различение [Ж] - [З] в устной и письменной речи. | ||
88 | Упражнение в различении [Ж] - [З] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
89 | Тренировочные упражнения на различение [Ж] - [З] в слогах, словах, предложениях. | ||
90 | Различение [Ш] - [С] в устной и письменной речи. | ||
91 | Упражнение в различении [Ш] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
92 | Тренировочные упражнения на различение [Ш] - [С] в слогах, словах, предложениях. | ||
93 | Звук [щ], буква «Щ». | ||
94 | Различение [Щ] - [С’] в устной и письменной речи. | ||
95 | Упражнение в различении [Щ] - [С’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
96 | Тренировочные упражнения на различение [Щ] - [С’] в слогах, словах, предложениях. | ||
97 | Звук [ч], буква Ч. | ||
98 | Звук [ц], буква Ц. | ||
99 | Различение [Ч] - [Ц] в устной и письменной речи. | ||
100 | Упражнение в различении [Ч] - [Ц] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
101 | Тренировочные упражнения на различение [Ч] - [Ц] в слогах, словах, предложениях. | ||
102 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. | Варианты проверочных работ: диктант, списывание, самостоятельная работа, тестовая работа, работа по карточкам и т.п. | |
VI.4 Различение аффрикат (6 часов) | |||
103 | Различение согласных [Ч] - [Т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
104 | Упражнение в различении [Ч] - [Т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
105 | Различение согласных [Ч] - [Щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
106 | Упражнение в различении [Ч] - [Щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
107 | Различение согласных [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
108 | Упражнение в различении [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
VI.5 Различение соноров (6 часов) | |||
109 | Звуки [р], [р׳], буква «Р». | ||
110 | Звуки [л], [л׳], буква «Л». | ||
111 | Различение [Р] - [Л] в устной и письменной речи. | ||
112 | Упражнение в различении [Р] - [Л] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
113 | Тренировочные упражнения на различение [Р] - [Л] в слогах, словах, предложениях. | ||
114 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. | ||
Тема VII. Итоговая проверочная работа (1 час) | |||
115 | Итоговый диктант. | ||
Итого: 115 часов | Количество часов на каждом этапе работы зависит от уровня подготовки детей и их речевых возможностей и потребностей. |
Календарно-тематическое планирование
логопедических занятий на II этапе коррекционной работы с учащимися 2-3-х классов,
имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР
на 2017__ - 2018__ учебный год
№ п/п | Дата | Тема занятия | Примечания |
Тема I: Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов (4 часа) | |||
1 | Синонимы. Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни). | ||
2 | Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение. | ||
3 | Омонимы. Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл. | ||
4 | Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение. | ||
Тема II: Состав слова (31 час) II.1 Словообразование (28 часов) | |||
Родственные слова. Корень (10 часов) | |||
5 | Родственные слова. Корень слова. | ||
6 | Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. | ||
7 | Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов. | ||
8 | Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов и выделении корня. | ||
9 | Упражнение в формировании навыка в выделении корня слова. | ||
10 | Родственные слова и слова с омонимичными корнями. | ||
11 | Упражнение на дифференциацию родственных слов и слов с омонимичными корнями. | ||
12 | Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные». | ||
13 | Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о" или "е" между ними. | ||
14 | Тренировочные упражнения на выделение корней и соединительной гласной в сложных словах. | ||
Приставка (11 часов) | |||
15 | Общее понятие о приставках и употреблении их в речи. | ||
16 | Тренировочные упражнения в выделении приставок. | ||
17 | Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи. | ||
18 | Приставки пространственного значения. | ||
19 | Приставки временного значения. | ||
20 | Многозначные приставки. | ||
21 | Приставки, сходные по буквенному составу. | ||
22 | Разделительный твердый знак. | ||
23 | Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком. | ||
24 | Разделительный мягкий знак. | ||
25 | Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком. | ||
Суффикс (7 часов) | |||
26 | Общее понятие о суффиксах и употреблении их в речи. | ||
27 | Тренировочные упражнения в выделении суффиксов. | ||
28 | Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в речи. | ||
29 | Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы. | ||
30 | Суффиксы профессий. | ||
31 | Суффикс прилагательных. | ||
32 | Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени. | ||
II.2 Словоизменение. Согласование слов (11 часов) | |||
33 | Окончание. Общее понятие об окончании и употреблении их в речи. | ||
34 | Тренировочные упражнения в выделении окончаний. | ||
35 | Морфологический состав слова. Закрепление материала. | ||
36 | Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа. | ||
37 | Употребление имен существительных разного рода. | ||
38 | Употребление имен существительных в косвенных падежах. | ||
39 | Согласование прилагательных и существительных в роде и числе. | ||
40 | Согласование прилагательных и существительных в падеже. | ||
41 | Согласование глагола и существительного в числе. | ||
42 | Согласование глагола и существительного в роде. | ||
43 | Согласование глагола и существительного во времени. | ||
Тема III: Предлоги (10 часов) | |||
44 | Общее понятие о предлогах и употреблении их в речи. | ||
45 | Тренировочные упражнения в выделении предлогов. | ||
46 | Предлоги у, около, к, от, по. | ||
47 | Предлоги на, над, под, с (со), из-под. | ||
48 | Предлоги в (во), из, за, из-за. | ||
49 | Предлоги между, возле, перед. | ||
50 | Дифференциация предлогов и приставок. | ||
51 | Тренировочные упражнения в дифференциации предлогов и приставок. | ||
52 | Тренировочные упражнения в соотношении предлогов и глагольных приставок. | ||
53 | Тренировочные упражнения на отработку пройденного материала. | ||
Тема VI: Итоговая проверочная работа (1 час) | |||
54 | Итоговый диктант. |
Календарно-тематическое планирование
логопедических занятий на III этапе коррекционной работы с учащимися 2 - 3-х классов,
имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР
на 2017__ - 2018__ учебный год
№ п/п | Дата | Тема занятия | Примечания |
Тема I: Предложение (10 часов) | |||
1 | Речь. Предложение как единица речи. | ||
2 | Слово. Смысловое значение слова. | ||
3 | Образные слова и выражения в нашей речи. | ||
4 | Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета. | ||
5 | Связь слов в предложении. | ||
6 | Упражнение в установлении связей слов в предложении. | ||
7 | Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним. | ||
8 | Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним. | ||
9 | Работа с деформированными предложениями. | ||
10 | Составление предложений по опорным словам. | ||
Тема II: Текст (21 час) | |||
11 | Составление рассказа из предложений, данных в неправильной смысловой последовательности. | ||
12 | Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения. | ||
13 | Упражнение в делении текста на отдельные предложения. | ||
14 | Составление связного текста из деформинованных предложений. | ||
15 | Деление текста на части и озаглавливании их. | ||
16 | Упражнение в выделении частей рассказа и озаглавливании их. | ||
17 | Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы. | ||
18 | Обучение письменному ответу на вопросы. | ||
19 | Работа над изложением. Составление плана изложения. | ||
20 | Упражнение в составлении плана изложения. | ||
21 | Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения. | ||
22 | Написание изложения по самостоятельно составленному плану. | ||
23 | Работа над сочинением. Составление плана рассказа. | ||
24 | Упражнение в составлении плана рассказа и написании сочинения по нему. | ||
25 | Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов. | ||
26 | Сочинение по данному началу. | ||
27 | Сочинение по данному концу. | ||
28 | Сочинение-повествование. | ||
29 | Сочинение-описание. | ||
30 | Сочинение-рассуждение. | ||
31 | Итоговая проверочная работа. | Сочинение или изложение | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...