Личностно-ориентированный подход в обучении.
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Положительные аспекты традиционного обучения: систематичность; организационная четкость; упорядоченная, логически правильная подача материала; оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
Основные образовательные процессы традиционного обучения: обучение как вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками; развитие основных психических процессов - памяти, внимания, мышления; воспитание как направленное формирование личности с заданными свойствами.
Цель личностно-ориентированного образования: - не формировать и даже не воспитывать, а поддерживать, развивать человека в человеке и стремиться задействовать механизмы самореализации, саморазвития.
Сравнительный анализ моделей обучения: Знания, умения, навыки Цели обучения задаются учителем. Развитие знаний, умений и навыков. Ориентир на коллективную и фронтальную работу учителя. Личностно-ориентированная Цели обучения взаимно согласовываются учителем с учениками, зачастую учитель и ученики по отдельности выстраивают собственную систему ожиданий от урока. Развитие личности, познавательных стратегий в процессе познания и компетенций. Ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося.
Работа строится с каждым учащимся, выявление и учет склонностей и предпочтений в процессе обучения. Используется дидактический материал, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью Устанавливается объем знаний, рассчитанный для отдельного учащегося с учетом его познавательных способностей, и подбирается в связи с этим учебный материал. Изучение учебного материала, сложность которого выбирается учеником и варьируется учителем Активность каждого учащегося с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей Учитель предоставляет возможность выбора ученику групповой или самостоятельной работы. Работа строится с группами различной успеваемости; Разделение на "гуманитариев", "естественников", "технорей". Используется дидактический материал, рассчитанный на определенный объем знаний "среднего" ученика Устанавливается одинаковый для всех учащихся объем знаний и подбирается в связи с этим учебный материал. . Изучение учебного материала, задания в котором меняются от простого к сложному и делятся на определенные группы сложности Активность класса как группы. Учитель планирует индивидуальную или групповую работу.
Учитель задает темы прохождения учебного материала Сообщение новых знаний только учителем. Оценка ответа учащегося только учителем. . Использование учителем только количественных способов оценки (баллы, %). Определение объема, сложности и формы домашнего задания учителем Темы прохождения учебного материала согласуются в соответствии с познавательными особенностями ребенка Открытие действующих законов, закономерностей, способов решения различных задач при совместном участии учителя и учащихся. Сначала оценка собственного ответа учащимся, потом - оценка учителя. Совместное использование учителем и учащимися количественных и качественных способов оценки процесса и результатов познания: учет способов, фактических результатов, объема, фактической разницы стартового и промежуточного результатов. Возможность выбора учащимся объема, сложности и формы домашнего задания.
Книги для чтения рекомендуются учителем Учителя не интересуют стратегии познания учащихся, а важны исключительно конечные или промежуточные результаты. Изучение учащимся заданных образцов искусства и, исходя из их осознания, участие в собственном творчестве. Определение учителем, обладающим собственным обучающим стилем, "маршрута" познания и подстройка учащихся под стиль его работы Книги для чтения выбираются детьми, а учитель согласует различный опыт учащихся в процессе урока. Учитель помогает осознать учащимся их познавательные стратегии, организуя между учениками обмен стратегиями и способами познания Ученик изначально является автором различных видов творчества (особенно в литературе), а лишь затем соотносит свои достижения с известными образцами культуры Согласование учителем собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями и когнитивным стилем учащихся.
Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы: разноуровневый; дифференцированный; субьективно-личностный; индивидуальный .
Универсальные черты личностно-ориентированной технологии : сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, поддержка индивидуального развития ученика, предоставление ученику свободы для выбора содержания и способов учения и поведения, сотворчество учителя и учащихся.
Требования к учителю : гуманная педагогическая позиция; забота о духовном и физическом здоровье учащихся; умение создавать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; умение работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность; владение педагогическими технологиями личностно-развивающей направленности; забота о развитии и поддержке индивидуальности каждого ученика. ценностное отношение к ученику, культуре, творчеству;
Методы и формы организации личностно-ориентированного обучения развивают навыки анализа информации, самообучения; стимулируют самостоятельную работу учащихся; формируют ответственность за свой выбор; опыт самоорганизации; становление ценностей.
получает возможность взглянуть на себя, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других; вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации; учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры; учится продуктивному общению. Занимаясь по личностно-ориентированной системе обучения, ученик
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода : Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.). Технология саморазвивающего обучения ( Селевко Г.К. ). Педагогика сотрудничества («проникающая технология»). Педагогические технологии адаптивной школы. Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.. Игровые технологии. Технологии развивающего обучения. Проблемное обучение. Технологии уровневой дифференциации. Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов). Коллективный способ обучения.
Правила личностно-ориентированного образования 1. Подвергать ревизии традиционные методы, формы и средства, так как они разрабатывались для других целей и в других социально-экономических условиях. 2. Хорошо понимать себя, свои сильные и слабые стороны. 3. Формировать положительную самооценку ученика, предоставлять возможности для самоутверждения. 4. Исключить методы, унижающие личность. 5. Безусловно понимать и принимать любого ученика с его интересами и переживаниями.
Элементарные правила практической диалогики: выделить другого из множества лиц – узнать его; принимать другого таким, каков он есть; помочь другому познать себя, людей, мир; воспитать другого можно, только воспитывая себя; общение учителя и ученика – основа педагогического процесса; обучить общению можно только в общении; слушать – тоже общение; учитель – организатор учебного сотрудничества учащихся; ученик научится сам, когда научит другого; трудность общения есть одновременно трудность познания.
Литература 1. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., Академия, 2001. 2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. 3. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр "Сфера" – М., 2002, 160 с. 4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996 5. Воспитание школьников. Научно-методический журнал, "Школьная пресса", 3 / 2003. 6.Разина Н.А.Коммуникативная культура учителя как условие личностно ориентированного образования.Завуч,№3,2004. 7.М.Ю.Савченко.Профориентация.Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам.М.,»ВАКО», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.
В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...
Индивидуальный образовательный маршрут как средство осуществления личностно-ориентированного образования в процессе обучения биологии.
Презентация и тезисы одного из направлений работы со школьниками . находящимися на обучении в форме "экстерната."...
Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.
Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку...
Личностно-ориентированное образование в процессе обучения игры на фортепиано.
В данной статье рассмотрены некоторые моменты личностно-ориентированной модели образования в процессе освоения музыкального искусства как фактора формирования успешной личности ребенка....
Личностно ориентированная образовательная среда в обучении технологии с одаренными учащимися.
В работе представлен опыт создания личностно ориентированной образовательной среды при обучении технологии с одаренными учащимися....
Личностно-ориентированные технологии. Технология диалогового обучения
Личностно-ориентированные технологии2.1. Технология диалогового обученияСущность диалоговых технологий. Функции учебного диалога. Образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую си...
Статья на тему: «Создание личностно ориентированной образовательной среды при обучении предмета технологии с одаренными учащимися.»
Высокий уровень методической подготовки, глубокое знание педагогики и психологии, творческий подход к своей работе позволяют мне строить учебный процесс в соответствии с требованиями государственных о...