Здоровьесберегающие технологии на уроке в коррекционной школе
статья

Лозовская Марина Владимировна

Статья для сборника "Инновации в специальном обучении: прикладные вопросы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Лозовская Марина Владимировна

Учитель

 ГКОУ школа  № 2124 «Центр развития и коррекции»

г. Москва

E-mail: lozovskaya.marina@gmail.com

          К числу личностных особенностей обучающихся детей с тяжелыми множественными нарушениями развития  можно отнести такие типичные черты как отсутствие мотивации в обучении, инициативы и самостоятельности. Наблюдается слабость интересов, внимания и  побуждений.  Как отмечает Г.Е. Сухарева, у детей «повышенная внушаемость сочетается с негативизмом, неустойчивость в деятельности с большой инертностью и тугоподвижностью». Привлечь внимание детей к чему-либо удается лишь на очень непродолжительное время. Основным способом усвоения нового являются совместные действия обучающегося  с педагогом. Самостоятельные действия у большинства учеников школы могут прослеживаться только на уровне отдельных операций [1: с. 10].

          По нашему наблюдению, общий фон настроения у большей части детей заметно снижен. Особенно это заметно у детей с выраженным недоразвитием двигательной сферы, хотя их эмоции могут быть относительно сохранны. Дети реагируют на похвалу, могут проявлять недовольство, негативизм, быть  агрессивными и вспыльчивыми. Зачастую обучающиеся  плохо приспособлены к соблюдению режимных моментов и  пребыванию в коллективе. Уровень психического, речевого, интеллектуального и социального развития достаточно низок у подавляющего большинства детей.

          Учитывая вышеизложенное, одной из главных задач нашей школы является создание условий, гарантирующих укрепление здоровья учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, формирование основ здорового образа жизни школьников средствами здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания. Понятие «здоровьесберегающие технологии», как система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья  ребенка на всех этапах его обучения и развития, появилось в педагогическом обиходе лишь в последние годы. Оно включает приемы, методы и способы решения образовательных и воспитательных задач, а также развитие устойчивого интереса к здоровому образу жизни. На уроке, для профилактики раннего и выраженного утомления, поддержки внимания и интереса детей, учитель старается чередовать разные виды деятельности, рационально использует формы, приемы, методы и способы обучения, что позволяет учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить физическую и психическую напряженность и усталость, и, соответственно, снизить риск ухудшения состояния здоровья.

          При работе с контингентом детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития, по нашему наблюдению, одним из действенных и организующих средств является использование музыки во время урока, а также при проведении динамических пауз. Ритмические движения под соответствующее музыкальное сопровождение снимают психоэмоциональное напряжение у детей, повышают общий фон настроения, воспитывают навыки адекватного группового поведения, безусловного принятия роли лидера, таким образом, социализируют ребенка.  

          С давних пор музыка используется  и как лечебный фактор. Интерес к музыкотерапии врачей и психологов, которые на основе своих собственных опытов узнали терапевтическую ценность музыки, постоянно растет.  В.М. Бехтерев считал, что «с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить  заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения». Еще в 1928 году Г.П. Шипулин отметил благотворное влияние ритмических упражнений на детей, отличающихся повышенной нервной возбудимостью. «Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность (Н.С. Самойленко, В.А.Гринер, Е.В. Конорова, Е.В.Чаянова)» [3: с. 53] .

          Разумеется,  музыкальные образы и язык должны соответствовать возрасту и психическому состоянию детей. При возбужденном состоянии  спокойная лирическая музыка способствует общему успокоению, и, соответственно, легкая бравурная  мелодия повышает жизненный тонус, активизирует учащихся. Тихо, неназойливо звучащее музыкальное сопровождение также может служить фоном на некоторых уроках, таких как уроки прикладного (профильного) труда, например. Нами замечено, что даже страдающие ранним детским аутизмом и органическими заболеваниями головного мозга дети очень положительно реагируют на соответствующую правильно подобранную музыку. Дети с удовольствием выполняют ритмические упражнения под музыку, тогда как без музыкального сопровождения некоторых обучающихся достаточно сложно мотивировать на подъем из-за парты  и выполнение двигательных упражнений во время урока. Те дети, которым сложно вставать и двигаться (дети с ДЦП, например), пытаются с помощью учителя  выполнять простые ритмические движения под музыку, сидя, поднимая и опуская руки, поворачивая голову и т.д.

          Если можно считать установленной зависимость моторики от психического состояния, то можно сделать вывод и об обратном влиянии моторики на психику. Неоднократно замечено, что дети успокаиваются, улучшается их настроение, психическое состояние после проведения динамической паузы под любимую музыку из знакомого мультфильма.

          Включение в физкультминутку несложных упражнений для глаз служит профилактикой нарушений зрения, а также благоприятно при неврозах и повышенном внутричерепном давлении. Также во время проведения динамической паузы можно использовать простой массаж ушных раковин, так как  массируя большое количество биологически активных точек на ушах, можно опосредованно влиять на весь организм. Надо стараться так промассировать ушные раковины, чтобы уши покраснели, начали «гореть». В начале учебного дня, когда многие дети еще окончательно «не проснулись», можно использовать массаж биологически активных точек головы, потряхивая кожу головы кончиками пальцев. При этом активизируется кровообращение и в кончиках пальцев, что предотвращает застой крови не только  в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев связаны непосредственно с головным мозгом.

          Чтобы учащиеся выполняли все эти простые упражнения с удовольствием,  можно «стимулировать» их веселой музыкой из  мультфильма  или классической музыкой, благотворно влияющей на  эмоции и образные представления детей. Например, используя во время динамической паузы музыку Антонио Вивальди «Времена года», мы стараемся развивать представления детей о каждом времени года через звучащие музыкальные образы. Иногда дети сами просят включить  какую-либо понравившуюся песенку, например, «про снежинку», «про Гену» и т.д.  Таким образом, снимается усталость и повышается работоспособность обучающихся, а также улучшается настроение, что является важным фактором, способствующим укреплению и  сохранению психического и физического здоровья детей, а также их социализации в коллективе.

          Итак, организация учебной деятельности с позиций  здоровьесбережения позволяет снизить уровень проявлений тревожности и агрессивности у детей, повысить уровень удовлетворенности, поднимает жизненный тонус, и все это благотворно влияет на обстановку в детском коллективе, создает у детей чувство защищенности и внутреннего комфорта.

Список литературы

  1. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Знаете ли вы нас? Методические рекомендации. М., В. Секачев, 2012.  
  2.  Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой              интеллектуальной недостаточностью. М., Издательский центр «Академия»,      2003.
  3. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., Просвещение, 1995.
  4. Щербатых Ю.В. Общая психология. СПб, Питер, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Бинарный урок английского языка и физкультуры в 4 классе "Игра в детективов"

Использование  здоровьесберегающих технологийна уроках в начальной школе.Бинарный урок английского языка и физкультурыв 4 классе....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в школе.

Дается краткая характеристика здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Приводятся примеры из опыта работы....

Здоровьесберегающие технологии в условиях ГПД коррекционной школы VIII вида

Одной из приоритетных задач начального образования в современных условиях является сохранение и укрепление здоровья детей.С другой стороны, для детей с нарушениями интеллекта, необходимо снизить ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе"

В настоящее время необходимо уделять огромное внимание здоровьесберегаюим технологиям в образовательном процессе. В статье предложены к обсуждению теоретические аспекты данного вопроса, а также даны п...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Презентация "Здоровьесберегающие технологии" ,  которая содержит значимость здоровьесберегающей технологий в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей начальной школы в процессе уч...

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки в школе

Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровител...

Доклад современные здоровьесберегающие технологии на уроках в коррекционной школе

Современные здоровьесберегающие технологии на уроках в коррекционной школе...