конспект занятия "«Мы в ответе за собственную жизнь и здоровье»
учебно-методический материал (5, 6, 7 класс)
Конспект занятия для 5,6,7 классов о вреде курения, алкоголя и наркотиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 18 Центрального района Санкт-Петербурга
«Мы в ответе за собственную жизнь
и здоровье»
Занятие для учащихся 5 - 7 класса
Воспитатель: Мешакина Оксана Васильевна
2018/2019 учебный год
Конспект занятия
Тема: Мы в ответе за собственную жизнь и здоровье
Цель: предупредить появление вредных привычек у детей, которые негативно влияют на здоровье;
Задачи:
Образовательная:
- формировать сознательное отношение учеников к собственной безопасности;
-Формировать понимание ответственности за собственные поступки и их последствия;
-Коррекционно-развивающая:
- развивать мышление и способности сравнивать и анализировать ситуации;
-Воспитательная:
-воспитывать желание беречь свое здоровье;
-воспитывать умение работать в группе, слушать собеседника, участвовать в беседе;
Оборудование: Мультимедийная установка, плакаты с пословицами, цветные карандаши, разрезные картинки, листы А4
Ход занятия:
На доске развешены плакаты с пословицами и поговорками:
«Не говори и не делай ничего плохого, даже тогда, когда ты наедине с собой. Учись стыдиться себя самого больше, чем других»
Демокрит
«Самый лучший способ бросить курить — не начинать курить с детства.»
Владимир Борисов
«Табак приносит вред телу, разрушает разум, оглупляет целые нации»
О. Бальзак
«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает своё лицо.»
Гёте
«Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.»
Конфуций
Воспитатель: Сегодня наш разговор посвящен вредным привычкам. Гёте писал:
«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает своё лицо».
Давайте и мы с вами попробуем посмотреть на себя в зеркале своих поступков.
У человека в этом мире много друзей, но и много врагов. Как вы думаете? Кто является врагами человека?
(Дети высказывают предположения)
-Правильно. Среди прочего это никотин, алкоголь и наркотики. Давайте попробуем понять для себя: что представляют собой эти вредные привычки, почему они – вредные.
Привычка – это определенное действие. Например, привычка чистить зубы (какая она, полезная или вредная?). А курение? (дети высказываются)
Послушайте притчу о мудреце.
В далеком прошлом, когда табак только начинал свое распространение, это растение привезли к подножию горы Арарат, где жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды старец увидел, что вокруг купцов, разложивших свой товар, собралась толпа крестьян. Купцы расхваливали свой товар. Мудрец подошел к ним и сказал: «Этот лист приносит пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, Он никогда не состарится. Купцы обрадовались такой рекламе и попросили старца подробнее рассказать о действии этого великолепного листа. Мудрец продолжил» Вор не войдет в дом курящего человека, потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом, где люди не спят. Через несколько лет курения человек ослабнет и будет ходить с палочкой у рук. Как собака укусит человека, который держит в руках палку? И, наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости. Вот такая притча.
А теперь подумайте: приносит ли пользу курение? И какая это привычка - хорошая или плохая. Давайте подумаем, на что влияет никотин и чем вредно курение.
(Показ слайдов о вреде курения)
Легкие курильщика (слайд 2)
Сердце курильщика (слайд 3)
Быстрое старение и смерть (слайд 4)
(Дети высказывают предположения, анализируют изображения на картинках)
Ученик 1: Самым распространенным среди подростков и даже малолетних детей является курение папирос. Они не понимают, что вредят своему организму, что последствиями курения являются такие заболевания как рак горла, легких.
Курение преследовалось в давние времена очень сурово. В Англии курильщиков казнили, В Турции сажали на кол, В Италии римский папа отлучал от церкви. В России царь Алексей Романов запретил ввозить табак, а курильщиков наказывали плетьми.
Воспитатель: Правильно. Никотин влияет на наше здоровье и является причиной многих заболеваний. Для людей с никотиновой зависимостью характерны проблемы со здоровьем, увядающий внешний вид (т.к. курение отражается на лице), сокращается продолжительность жизни. В организме человека страдает сердечно –сосудистая система, пищеварительная и дыхательная системы, а самая большая опасность у курильщика-онкологического заболевания. Риск заболеть раком. Это и неприятный запах из-зо рта, пропитанная дымом одежда, тусклые волосы, постоянное покашливание, головные боли, нарушение пищеварения, одышка, сложности поняться на 5й этаж без лифта и многое другое. На картинках вы увидели легкие здорового человека и легкие курильщика. Скажите- курение это плохая или хорошая привычка? (высказывания детей)
Воспитатель: В разные исторические эпохи людей осуждали и наказывали за курение, но мы с вами – люди современные, и поступать нам нужно по-другому – понять и помочь тем, кто не понимает, к чему может привести вредная привычка – привычка курить.
Хорошая привычка помогает человеку сохранять и укреплять здоровье. А вредная привычка может привести к возникновению различных болезней. Привычки появляются и закрепляются во время выполнения определенных поступков. Значит, человеку нужно научиться контролировать свои действия. Что такое поступок? (мнения детей)
Единичный поступок – это составляющая поведения человека. Известная пословица говорит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу» - Конфуций
Воспитатель: Что же руководит нашими действиями, нашими поступками?
(руководят наши желания или мотивы). Каковы же эти мотивы?
(стать скорее взрослыми, независимыми, почувствовать себя героем, сильным, прославиться, быть самостоятельным, подражать героям фильмов, игр). Но не только курение вредит нашему здоровью. Что же еще? Давайте послушаем наших одноклассников:
Ученик 2: Пьянство – большая общая беда. Мириться с ней нельзя, очень дорого она обходится нашему обществу. Согласно исследованиям, впервые знакомство с алкоголем и формирование положительного отношения к его употреблению формируется в семье, в компании друзей. Стать алкоголиком в подростковом возрасте очень просто: трижды в неделю употреблять спиртовые напитки. Доза алкоголя может быть невелика: 100 граммов водки или 200 – 250граммов вина или кружка пива - но все это со временем перерастет в привычку. А привычка - это образ жизни.
Ученик 3: Алкоголизм - заболевание, причиной которого является употребление напитков, содержащих алкоголь. Он разрушает мозг, сердечно – сосудистую систему, печень, систему пищеварения. Алкоголик – больной человек, у которого непреодолимая психическая и физическая зависимость от употребления алкоголя. Древние греки пили вино в праздник Диониса – бога вина. От греков виноделие перешло к римлянам. Существовал целый ритуал принятия бокала вина. А в России царь Иван Грозный жестоко наказывал тех, кто тайно изготовлял вино или продавал водку. Царь Алексей Михайлович в 1653 году запретил торговлю по средам, пятницам, воскресеньям, а также в Рождественский и Петровский посты.
Воспитатель : Ребята, давайте посмотрим, на что влияет употребление алкоголя
(слайд 5,6,7)
(Дети анализируют)
Алкоголь влияет на головной мозг - разрушаются нервные клетки; на сердце, печень- цирроз печени, алкогольный гепатит, желудок-гастрит, язва, рак; на почки, на половую систему (что ведет к рождению больных детей и импотенции), кожа теряет свою эластичность и стареет раньше времени. И, конечно, алкоголизм причина потери работы и распада многих семей. Дети остаются без отца или матери, жены без мужей. Подумайте, стоит ли рюмка водки вашего благополучия или здоровья? (Диалог с детьми)
Воспитатель: и, конечно, третий страшный враг человека это- наркотики
Ученик 4: В нашем мире есть еще одна беда – наркомания. Причем наркомания среди несовершеннолетних.
Воспитатель: Что вы знаете о наркотиках? (Дети высказываются)
Ученик 5: Наркотики – это вещества, употребление которых вызывает психические расстройства, галлюцинации и другие заболевания. Человек не может контролировать свои действия, которые направлены только на то, чтобы достать очередную порцию наркотика. Наркотики очень дорогие, и, не имея своих денег, подросток идет на преступления: кражи, грабежи, драки. Нередко передозировка или тяжелая зависимость приводит к смерти.
-Воспитатель: Давайте посмотрим слайды о вреде наркотиков (показ слайдов 8,9,10,11, дети анализируют)
Наркотики поражают все органы тела, разрушают именную систему, вызывают психические расстройства и деградацию личности, истощают организм, ведут к полному упадку сил. Самое страшное заболевание наркоманов – гепатит и СПИД.
(слайд 12)
Ученик 6 (СПИД – синдром приобретённого иммунодефицита) ХХ столетии человечество столкнулось с еще одной проблемой. Когда появились первые сообщения о таинственной болезни во Франции в 1983 году был открыт возбудитель болезни вирус иммунодефицита человека, разработаны методы его изучения, установлен механизм влияния вируса на организм человека. Теперь известно, что вирус размножается в клетках крови человека, которые защищают организм человека от различных инфекций. И когда клетки-защитники гибнут, человек начинает болеть различными неизлечимыми заболеваниями.
Воспитатель: вирус СПИДа имеет несколько путей передачи, одним из которых является контакт кожи или слизистых здорового человека с кровью больного человека. А это возможно при нанесении татуировки, прокалывании ушей нестерильными инструментами, которыми пользовался больной человек, или использование шприца, который использовал инфицированный вирусом человек, для введения лекарств или наркотика. О других путях передачи мы поговорим с вами позже. Вылечить пока это заболевание не удается, хотя ученые всего мира ищут возможность помочь заболевшим.
А нам нужно помнить: Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) не передается:
-через рукопожатие,
- при общем пользовании верхней одежды,
-при использовании фонтанчика для питья воды,
-через еду,
-через домашних животных,
-через укус комара,
-при чихании и кашле,
-в общественном транспорте,
-через монеты и бумажные деньги,
-через полотенца,
-дверные ручки,
-через спортивные снаряды
-мыло, мочалку.
Воспитатель: Я предлагаю вам собрать картинки из пазлов, раскрасить их и представить
(Дети разбиваются на группы, собирают и раскрашивают картинки, на которых изображен здоровый образ жизни)
Ученик 7: Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков. Здоровье имеет 4 составляющие стороны: физическая, психическая, социальная, духовная.
-Физическое здоровье -анатомические особенности строения тела, физиологические функции организма в разных условиях движения, бега, разные возможности организма.
Ученик 8: Психическое здоровье имеет разные показатели процессов торможения, эмоциональности, чувственности; состоит из различных потребностей, мотивов, стимулов, установок, целей, представлений, чувств. Оно связано с особенностями мышления, характера, способностей. Люди по-разному реагируют на одинаковые жизненные ситуации.
Ученик 9: Духовное здоровье определяется составляющими духовной культуры человечества: образования, искусства, религии, морали, этики. Сознание человека, его самоидентификация, отношение к жизни, оценка своих возможностей – все это обусловливает состояние духовного здоровья человека.
Ученик 10: Социальное здоровье связано с экономическими факторами, соотношением человека в семье, установление социальных связей) работа, отдых, быт, социальная защита, охрана здоровья, безопасность).
Воспитатель: Я предлагаю вам самим придумать плакат о здоровом образе жизни.
Дети работают в группах. Рисуют плакат. Затем по очереди представляют его, объясняя, что изображено и почему они так считают.
Воспитатель: А теперь подведем итоги:
Какие черты свойственны высокодуховному человеку? (понимание цели жизни человека, самоусовершенствование, помощь тем, кто не смог найти ответы на жизненные вопросы, умение строить добрые отношения с окружающими, желание им помочь, высокий уровень физической эмоциональной, моральной культуры. Духовная красота человека – это источник человеческой жизни, внутренний свет человека.
КАК вы понимаете: Поговорки:
1.Один курит, а весь дом болеет.
2.курить много табака – поубавится ума.
3.Курить – здоровью вредить.
4.Кто табачье зелье любит, тот сам себя губит.
5.Заядлого курильщика муха крылом перешибёт.
6.Хочешь жить – умей дышать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию здорового образа жизни "Путешествие в страну здоровья"
Цель: способствование формированию представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.Задачи: 1. Познакомить учащихся с понятиями «здоровье», «эмоциональное здоровье».2. ...
Конспект занятия по здоровому образу жизни «Путешествие в страну Здоровья!»
Конспект занятия по здоровому образу жизни разработан для детей 6-9 лет, цель которого профилактика здорового образа жизни....
Конспект занятий 8 класс. "Искусство в нашей жизни".
Конспект занятий "Искусство в нашей жизни" для учителей МХК....
Конспект занятия по развитию познавательной деятельности детей "Правильно питайся - здоровья набирайся!"
конспект занятия по развитию познавательной деятельности...
Конспект занятия с обучающимися 1-5 классов "Мы за здоровый образ жизни!"
Расширение и систематизация знаний детей о здоровом образе жизни...
Конспект занятия по формированию здорового образа жизни детей среднего дошкольного возраста Тема: «Здоровье в порядке? »
Цель: сформировать у детей представлений о ценности здорового образа жизни.Задачи: - продолжать формировать представления о личной гигиене;- развивать умение заботиться о чистоте своего тела (умы...
Конспект занятия с обучающимися 1-5 классов "Мы за здоровый образ жизни!"
Расширение и систематизация знаний детей о здоровом образе жизни....