Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: методы и приемы работы
статья на тему
Здоровье «маленького человека» – важнейшая тема для обсуждения, вызывающая пристальный интерес как у родителей, так и у педагогов. Ребёнок большую часть дня проводит в школе, значит, именно школа несёт немалую ответственность за сохранение и укрепление иммунитета подрастающего поколения. Заметим, что задача школы не ограничивается желанием сохранить здоровье только на период обучения, ведь счастливую и самодостаточную жизнь любого человека сложно представить без хорошего самочувствия. Существуют программы, основанные на здоровьесберегающих технологиях. Ниже рассмотрим методы и приемы их реализации в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_statya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Никитская О.В., учитель
ГБОУ школа № 432 Колпинского района
Санкт-Петербурга
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: методы и приемы работы
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последние десятилетия состояние здоровья детей младшего школьного возраста ухудшилось: увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – с 60,9 до 67, 6%, а имеющих хронические заболевания – 15,9 до 17,3%. Исследования показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшилось в 4 раза. Число близоруких детей увеличилось с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%. С нервно-психическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%. С нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%.
В этой ситуации все чаще приходится задумываться: может ли школа работать так, чтобы положительно повлиять на ухудшающиеся год от года, с переходом ребенка из класса в класс, показатели состояния здоровья? Здоровьесберегающие технологии должны прийти на помощь школе. Именно здоровьесберегающие технологии являются составляющими здоровьесберегающей педагогики, главной отличительной особенностью которой является приоритет здоровья среди других направлений работы школы.
С какими трудностями сталкивается ребенок:
-интенсификация учебного процесса (увеличивается количество уроков, число кружков, которые посещает ребенок, остается мало времени для отдыха и прогулок, идет переутомление школьника);
-педагогические технологии, ориентированные на достижение высоких результатов в обучении, но не учитывающие функциональные возможности учащегося;
-функциональная неграмотность родителей (не помогают ребенку, хотят от него больше, чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам);
-отсутствие системы в работе по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
- компьютеризация (дети много времени проводят за компьютером, возникает актуальная проблема современной жизни - гиподинамия).
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Как это сделать?
1.Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов:
-использование положительных установок на успех ( «Я смогу», «У меня все получится» и др.)
-умение настроить себя и других на положительную волну ( «Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).
-рисование различных значков на полях тетради, которые отражают настроение детей (методика Лутошкина А.Н., позволяющая быстро узнать степень готовности класса).
2.Выстраивать урок приходиться в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей. В силу возрастных особенностей необходимо учитывать, что первые 3-5 минут урока идет «вырабатывание». Оптимально устойчивая работоспособность длится 10-15 минут, после этого наступает состояние утомления, если не сменить тактику. Для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного утомления детей и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Их провожу, учитывая специфику предмета, часто с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и дыхательной гимнастики (приложение 3).
В состав упражнений для физкульминуток я включаю:
-упражнения по формированию осанки,
-укреплению зрения,
-укреплению мышц рук,
-отдых позвоночника,
-упражнения для ног,
-потягивание,
-массаж груди, лица, рук, ног,
-упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ, поэтому я ввожу упражнения для глубокого дыхания. Они дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку. В 1-2 классах физкультминутки проводила я сама, а в 3-4 классах их проводили уже дети. Ведется журнал, где на каждом уроке учитель ставит оценку за проведение физкультминутки учащимся. Это вызывает дополнительный интерес и дух соревнования у ребят.
3.Объяснение нового материала на уроке веду с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно - ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности. Активизируя деятельность учащихся, я использую нестандартные формы проведения учебных занятий:
- урок-практикум;
- урок-исследование;
- урок - творческая мастерская;
- урок-конкурс;
- урок - творческая игра;
- урок-путешествие (приложение 2);
- урок-викторина.
Использую стратегии: мозговой штурм, ключевые слова, чтение с пометками.
Все вышесказанное приводит, я думаю, к сильному переутомлению учащихся. Поэтому хочу рассказать, как я применяю некоторые приемы здоровьесберегающей технологии. Что главное – здоровье или обучение? Здесь актуальны слова А. Шопенгауэра: «Здоровый нищий счастливее больного короля». Из методики В.Ф. Базарного, я взяла идею экологического букваря. На обратной стороне обоев, размером с 1х2 метра я изобразила сельский пейзаж: река, деревья, за рекой – село. Такая картина меняется с новым временем года, т.е осенью это осенний пейзаж, зимой – зимний и т.д. Такую картину я использую для индивидуальных заданий. Перед началом урока, на него крепится задание по степени сложности. Осенью – это листья разного цвета. Зимой – снежинки разного размера и т.д. Оно расположено на противоположной от доски стене. Ученику требуется подойти и выбрать задание. Прежде всего, такая картина красива, и успокаивает ребенка, а с другой стороны – это возможность смены динамических поз.
Справа и слева на стенах от детей я развешиваю маленькие карточки, размером до 3 см. Сначала это были буквы и цифры, геометрические фигуры. Сейчас это различные предметы (я их вырезаю из тетради с логопедическими заданиями, она осталась от занятий с младшей дочерью). Дети встают и выполняют ряд заданий. Ищут отгадку, находят предмет, в котором есть нужный звук, решают математические примеры. Стараясь не сходить со своего места, дети активно переводят взгляд на материал, максимально удаленный от их глаз. Такие предметы можно вешать на шторки, располагать на шкафах, да и везде.
Для снятия усталости, я использую игру – веселые человечки. На карточках схематично изображены человечки, которые выполняют разные гимнастические упражнения. Размер карточки до 2 см. Ученики сначала рассматривают человечка, потом повторяют его движения.
Аналогичная работа с мимическими упражнениями. На карточках изображены лица клоунов с разными выражениями. Дети их копируют.
Офтальмотренажер «Пирамидки». Его я использую не как бумажный вариант, а как слайд презентации. Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, зеленых и т.д.; сколько всего колпачков. Можно менять варианты заданий и использовать пирамидки довольно часто.
Мозг ребенка настроен на многоцветье, поэтому я использую на уроках цветовые круги. На классную доску я помещаю цветовой круг диаметром 30 см. Предлагаю некоторые рекомендации по использованию цветов на уроках:
а) русского языка – желтый цвет (стимулирует зрение);
б) математики – синий цвет (активизирует умственную деятельность, успокаивает);
в) литературного чтения (и на других предметах) – зеленый цвет (снимает переутомление).
Желтый круг уменьшает чувство страха во время проведения диктантов по русскому языку. Синий круг тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике. Красный круг – активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля. Зеленый круг – для успокоения, если дети расшумелись. Оранжевый круг – цвет творчества, пробуждает фантазию. Порой дети забывают какой урок следующий, а увидят, что на доске появляется, например, оранжевый круг и вспоминают, что сейчас технология.
Каждый ребенок, который пришел в первый класс имел свои физические возможности. Во втором классе, после медицинского обследования в классе появились дети с избыточным весом, с плохой осанкой, поэтому некоторые физкультминутки проводятся в виде дифференцированных упражнений. Ученик достает памятку и в течении двух минут выполняет комплекс упражнений согласно памятке по тому или иному заболеванию. Пример: упражнения для осанки
- и.п. основная стойка. Фиксируется положение головы, плеч, спины.
- Спокойная ходьба с «правильной» осанкой.
- Ходьба с поднятыми руками.
- Ходьба на носках.
- Спокойный бег на носках.
(все движения выполняются по 30 секунд).
В силу своих возможностей учащиеся с разной скоростью выполняют то или иное упражнение из учебника, поэтому кто первым справился с заданием, выполняет «контроль здоровья»: дети тянутся, вытягивая руки и ноги, расслабляя шею и спину, при этом они могут встать и выполнить эти движения стоя. Ученику уже не требуется информировать меня о том, что он справился с заданием. Это упражнение на расслабление мышц тела информирует меня о том, что можно преступать к следующему заданию учебника.
Во время одного из семинаров в школе г. Куровское я разговорилась с учительницей, которая первый год работала в этой школе (хотя ее педагогический стаж был более 10 лет). Она жаловалась: «Дети на уроке меня не слышат! Я им объясняю, а некоторые смотрят, как будто на меня, но меня не видят.» Тогда я заметила, что у меня в классе тоже есть такой мальчик, который постоянно смотрит не на доску, а в окно. Я изучила литературу и узнала, что у каждого человека есть ведущий глаз и ведущее ухо, это получается, что дети учатся одним глазом и слышат одним ухом, другой лишь помогает первому. Я провела исследование на определение ведущего глаза и ведущего уха у детей. Я взяла лист бумаги А4. В середине вырезала дырочку диаметром 2 см. Ученик на вытянутых руках держит этот лист и через него смотрит мне в переносицу на расстоянии двух-трех метров. Каким глазом смотрит на меня ребенок: правым или левым (Пг. или Лг.)? Я определила ведущий глаз. Что мне это дало? Я поменяла места посадки детей за партами. Все правоглазые дети сели за парты у окна или на место первого варианта в среднем ряду, а левоглазые – в среднем ряду и у стены.
Человек слышит тоже одним ухом. Второе ухо определяет дальность и направленность слухового восприятия. Я определила ведущее ухо. Принесла из дома погремушку и предложила каждому: «Послушай, как она звенит». Каждый бессознательно поднес игрушку к ведущему уху: правому или левому (Пу. или Лу.). Выявление ведущего глаза и ведущего уха дает возможность понять природу каждого ребенка. Приведу пример: мальчики Пг Лу (у меня один такой ребенок) – очень высокий уровень памяти, внимания, очень легко учится. Мальчики Лг, Лу учатся тяжелее всех – это самые уязвимые дети. Левое ухо очень чутко воспринимает шум, громкий голос учителя. Из-за шума ребенок может начать нервничать.
Больше всего мои дети любят ароматерапию. У нас в классе заведено один день в неделю проводить «день апельсина» или «день мандарина» (в зависимости от сезона). Перед началом уроков фрукты чистятся и делятся на дольки. Аромат просто замечателен. После урока фрукты делятся поровну между учениками. Учителя, проходя мимо моего класса, уже знают: в моем классе сегодня «день мандарина».
Многое из вышесказанного приемлемо для любой школы. Здоровье должно быть не только у учеников, но и у учителей. Я всегда пытаюсь научить детей воспринимать свое здоровье и свою жизнь, как великий дар.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об использовании классными руководителями здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Их опыта работы учителей МОУ школы №13 г.о. Жуковский Московской области
В работе представлена система работы по здоровьесбережению в начальной школе...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе (физминутка)
"Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка" Основная цель образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразн...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Здорвьесберегающие технологии которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья у учащихся....
"Из опыта работы по здоровьесберегающим технологиям в начальной школе"
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
В статье описывается здоровьесберегающие технологии....
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
Статья о здоровье сберегающих технологиях в начальной школе....
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
Презентация с видами технологий по здоровьесбережению для начальной школы....