Аннотация "Развитие речи" ОВЗ
рабочая программа (8 класс) на тему
Аннотация "Развитие речи" (ОВЗ обучение на дому) УМК под ред. Л.Б.Баряевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya_k_rabochey_programme_razvitie_rechi.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к адаптированной рабочей программе
по развитию речи для учащейся 8 "А" класса с умственной отсталостью
Рабочая программа по развитию речи для 8 класса разработана на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.
Место учебного предмета, срок
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (исходя из 35 учебных недель в году) (учебная нагрузка – 1 ч в неделю). Составлена на 2018-2019 учебный год.
Адаптированная рабочая программа по «Развитию речи» в 8 классе разработана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования на основании адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ СОШ № 1 и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.
Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и включает следующие направления деятельности:
- анализ и подбор содержания;
- изменение структуры и временных рамок;
- использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.
Адаптированная рабочая программа для обучающихся, адаптирована для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей; она обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Нарушение речи у учащихся с тяжелой умственной отсталостью имеет системный характер, распространяется на все её функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. Однако в структуре общего речевого недоразвития на первый план выступает слабость коммуникативной функции. Недоразвитие коммуникативной функции речи рассматривается как часть общего нарушения коммуникативной деятельности (с присущими ей мотивами и потребностями, речевыми и неречевыми средствами, целевыми и контрольными моментами).
Цель рабочей программы
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира, к явлениям природы;
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
- развивать фразовую речь;
- формировать умение составлять с помощью педагога простейший словесный отчёт о выполненных действиях;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях;
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные, строение тела, способ передвижения, питание);
- знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям совместно с учителем.
Содержание учебного предмета
«Развитие общих речевых навыков»:
- Развитие общей речевой моторики: оральный и артикуляторный праксис; точность, чистота, объем, плавность движений, умение удерживать позу в процессе выполнения упражнений общей артикуляторной гимнастики.
- Упражнения на развитие слухового восприятия (различие силы звука, темпа и ритма звучания).
- Формирование умения слышать выразительность речи, понимать мимические реакции, адекватные воспринятой интонации.
«Развитие навыков общения, диалогической и связанной речи»:
- Создание образовательных коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи («Покупка продуктов питания», «Покупка хлебобулочных изделий» и т. п.).
- Совместное составление коротких описательных рассказов о продуктах питания с использованием картинок, пиктограмм и речевых средств.
«Окружающий предметный мир и профессии людей»:
- Знакомство с близлежащими улицами, парком, сквером памятным местом. Рассматривание фотографий и беседы по ним.
- Тематические уроки-занятия с использованием пособия по формированию социально-бытовой ориентировки.
- Отобразительные и сюжетно-ролевые игры, в которых проигрываются знакомые ситуации, отражающие трудовые действия продавца, кассира, покупателя. Обучающие игры с реальными предметами.
- Совместные игры с реальными предметами и предметами-заместителями. Отработка алгоритма покупки продуктов в магазине.
- Знакомство с цирком, чтение литературных произведений о цирковых животных, клоунах. Проигрывание ситуаций о цирке с использованием иллюстраций, театральных кукол.
«Окружающий природный и животный мир»:
- Чтение литературных произведений о животных, птицах, природе с последующей беседой (в доступной форме). Соотнесение с пиктограммами и иллюстрациями природных объектов, животных, растений и ответы на вопросы по содержанию прочитанного с использованием вербальных и невербальных средств общения.
- Совместные занятия с настольно-печатными играми о животных, птицах и насекомых.
- Систематические упражнения с пиктограммами.
- Расширение и уточнение действий учащейся по элементарному экспериментированию (посадка лука, укропа, цветов, уход за комнатными цветами, сбор семян) и трудовых действий в природном уголке.
- Воспитание заботливого отношения к животным и птицам, бережного отношения к растениям и безопасного поведения в процессе практических действий с ними.
- Дидактические игры, игровые упражнения и предметно-практические действия по уточнению представлений учащейся о жизни растений, животных, об одежде и труде людей в определенное время года.
- Формирование представлений о жизни окружающего природного и социального мира днем.
- Экспериментирование с красками и простые опыты по получению сочетания цветов.
- Практические упражнения на определение цвета частей суток (утро, день). Определение наиболее характерных цветов времен года (осень, зима).
Учебно-методический комплекс по предмету «Развитие речи», 8 класс.
1. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая: Рекомендации по обучению детей с тяжёлой умственной отсталостью.- М., 2002.
2. Протасова Е.Ю. Строим, лечим, учим (детям о профессиях). –М.: Карапуз, 2003.
Планируемые результаты
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно–познавательные и внешние мотивы;
- учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков окружающих людей;
Выпускник получит возможность для формирования:
- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- целостного восприятия окружающего мира;
- развитой мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческого подхода к выполнению заданий;
- рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- установки на здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации с помощью учителя;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Выпускник получит возможность научиться:
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок с помощью учителя;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков с помощью учителя;
- устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений с помощью учителя;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях с помощью учителя;
Выпускник получит возможность научиться:
- с помощью учителя выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- с помощью учителя контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
Выпускник получит возможность научиться:
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- слушать собеседника;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- обобщать названия изученных групп предметов.
Форма контроля:
Контроль за уровнем достижений по развитию речи проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, пересказов, рисунков, работа по карточкам, устные ответы.